07 февраля 2025

Крито-тибетские параллели?

"Буддистский миф о происхождении тибетцев считает их прародителем бодхисаггву Авалокитешвару <...> В Тибете Авалокитешвара почитался в форме красной обезьяныВ таком виде он спустился с небес, чтобы обратить в буддизм женское Чудовище Гор (Браг Сринмо). <...> От их союза и произошли тибетцы. По другой версии, обезьяна-предок, в Тибете её называют Pha Trelgen Changchup Sempa, была аскетом, укрывшимся на тибетской горе Гангпо Ри во время Всемирного потопа, а горная демоница пыталась соблазнить её, отвлекая от религиозного созерцания. Обезьяна, по совету Авалокитешвары, решила из милосердия уступить домогательствам, что и дало начало шести тибетским родам. Спасённая священным соединением с обезьяной-отшельником демоница была распознана как Шри-дэви (тибетское Лхамо) — женская бодхисаттва Белая Тара в её гневной ипостаси. Лхамо представляет собой эквивалент индийской Кали. <...> Cвязь самого Авалокитешвары с женской стихией подчёркивает матриархальные корни тибетской праистории. В основе этносоциологической модели древнетибетского общества мы вполне можем предположить осёдлый земледельческий матриархат в сочетании с практиками охоты и собирательства, на который накладывается культура воинственных патриархальных пришельцев", - пишет А. Дугин в своей монографии "Индоевропейское наследие и следы Великой Матери" (М.: Академический проект, 2018. С. 308-309).

Я уже неоднократно указывал на параллели между крито-минойской и индо-хараппской культурами. И вот, снова что-то близкое и знакомое... 

Monkeys Fresco on the west wall of Room 6 of Building Complex Beta at Akrotiri, Thera

Несомненно, обезьяны играли какую-то роль в крито-минойской мифологии. Какую именно роль, мы не знаем. Но, может быть, подсказка имеется в тибетской мифологии? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий