Кэролин Найтхаммер пишет о вдовах-индианках: "В момент смерти своего мужа вдова схватила кремень, а
затем нож и начала демонстрировать своё горе — сначала обрезая волосы, а
затем разрезая плоть на руках и ногах. Иногда женщина испытывала такие
муки, что ранила себя до костей, и её приходилось удерживать, опасаясь,
что она покончит с собой".
Не напоминает ли это ритуальное членовредительство в культе Кибелы? По-видимому, отсюда же "ноги растут" и у древнеримских гладиаторских боёв. Говорят, римляне "позаимствовали" эти бои у воинственных самнитов, а у самих самнитов эта "резня" была частью погребальных обрядов.
С другой стороны, на Руси
для оплакивания покойного нередко нанимались плакальщицы —
«раскосмаченные» (с распущенным волосами) женщины, «испускавшие вопли
над телом».
Насколько я могу "прозреть" в глубину истории, гладиаторы у самнитов являлись чем-то в роде профессиональных плакальщиц.
 |
Древнеегипетские плакальщицы из росписи в гробнице Ра-мосе (TT55) |
Нам известно, что в Риме в 264 г. до н. э. Марк и Децим Бруты устроили на Бычьем
форуме бои гладиаторов в память о своём отце, одном из самых
богатых и уважаемых людей в городе (Liv. Ер. 16; Val. Max. II. 4. 7).
Тут, наверно, можно сравнить гладиаторов с плакальщицами. Чем больше плакальщиц на похоронах, и чем сильнее они выражают своё горе по умершему, тем лучше. Я думаю, "высшим классом" среди плакальщиц считались те, которые впадали в неистовство, рвали на себе волосы, расцарапывали до крови свои лица. Подобным образом, и от мужчин ожидалось нечто подобное. Так, в 206 г. до н. э. полководец Сципион (впоследствии прозванный
Африканским) в память об отце и дяде, погибших от рук карфагенян во
Второй Пунической войне, организовал в Испании серию поединков, в
которых приняли участие местные жители. Как писал Тит Ливий, это были
«не купленные на рынке рабы и не те свободные, что торгуют своей кровью.
Вступали в поединок по доброй воле, и платы здесь не полагалось. Одних
послали царьки — явить пример доблести, присущей их племени; другие
вызвались сами из расположения к вождю; третьих ревность или
противоборство побуждали вызвать соперника или не отказаться от вызова.
Те, кто не мог или не хотел мирно покончить спорное дело, уговаривались
решить его мечом: победитель получит то, о чём спорили…» (Liv. XXVIII. 21.
1–10).