02 июня 2022

"Венеры" как секс-куклы?

В. Искрин в своей монографии "Загадка венеры каменного века" (СПб. : Нестор-История, 2013) выдвигает интересную гипотезу. По его мнению, палеолитические "венеры" изготавливались женщинами. "Но для кого? Не для собственного же употребления. Ведь не женским, а мужским глазам свойственно «потреблять» женскую наготу. Для кого же тогда предназначались эротические статуэтки? Ответ на этот вопрос может быть только один: статуэтки предназначались для мужчин других родовых организаций. Не слишком ли смелым является такое предположение? Нет, оно представляется вполне уместным и логичным: первобытный род был экзогамен (экзогамия означает внешний брак), мужчины и женщины рода вступали в сексуальные отношения, соответственно, с женщинами и мужчинами другой родовой организации. Брачная сходка мужчин и женщин, представлявших различные родовые организмы, была единственным местом, где передача фигурок была возможна". 

Савиньянская венера

"В целом первобытный род, в смысле взаимоотношений мужчин и женщин, несомненно, является асексуальным образованием", - далее пишет В. Искрин, и здесь я с ним согласен: действительно, внутри рода все являются "братьями" и "сёстрами" друг другу, все пожилые женщины - "матери", а мужчины - "отцы". По этой причине секс внутри рода приравнивается к инцесту и табуируется. 

Как верно замечает автор, для человека его постоянная сексуальная готовность может обернуться разрушительными последствиями. "Все мы видели или знаем из собственного опыта, какую власть над человеком имеет сексуальное чувство. Пленённый им человек теряет ориентацию в мире, перестаёт заботиться о собственной безопасности, забывает о занятиях и ценностях, которые совсем недавно казались ему первостепенными. Не случайно психиатры сексуальную озабоченность с такой симптоматикой квалифицируют как любовную манию. Вы представили человека в таком состоянии? А теперь полностью отнимите у него способную в определённой степени сдерживать сексуальное чувство волю. Вы полýчите лишённое разума животное, без тормозов, одержимое половым инстинктом, не видящее ничего, кроме предмета переполняющего его желания. Да, именно животные ведут себя так в период полового влечения. Правда, этот период краток. Происходит спаривание, половая тяга угасает и жизнь возвращается в обычную, нормальную колею. Нетрудно представить, что случилось бы с особью и видом, если бы состояние сексуальной одержимости продолжалось неограниченно долго.

Вы представляете, уважаемый читатель, какая угроза нависла над нашим животным предком с его постоянной половой готовностью. Создав социальные накопления, он получил постоянную готовность, а получив эту готовность, наверняка мог бы одним махом уничтожить всё накопленное, если бы не нашёл выход из созданного им же противоречия, противоречия между выпущенной на свободу биологической, животной природой и будущим человеческим существованием. Думаю, не надо объяснять, что обуревающая существо перманентная сексуальная мания напрочь отбросила бы труд, коллективизм, зачатки мышления, сохранение припасов и всё прочее, что по крупицам собиралось в течение тысячелетий и что в потенции составляло социальное будущее.

И выход, единственно возможный, был найден. В борьбе противоположных тенденций секс, благо в лице экзогамной деятельности самцов имелась такая возможность, был вынесен за пределы сообщества".

Про индейский матриархат (3).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"В некоторых племенах на западной стороне континента мы также видим женщин на руководящих должностях. Среди синкайетк, салишского племени, которое жило вдоль нижней части реки Колумбия на юго-востоке Вашингтона, а также в некоторых соседних группах, известны женщины, выполнявшие функции вождей бэндов. Её официально избирал и устанавливал совет, хотя и требовалось, чтобы женщина, занимающая эту должность, состояла в родстве с вождём.

Степень власти, которой она пользовалась, варьировалась от группы к группе. В одной из групп, о которой мы имеем сведения, мужчина-вождь был её руководителем, а женщина-вождь- советником в случаях убийства, мести или чрезвычайных ситуаций. Если решение женщины отличалось от решения мужчины, люди были вольны следовать любому из них.

Это признание синкайетк равенства полов не является неожиданным. Один из первых путешественников, побывавших в этом районе, заметил, что вдоль нижнего течения Колумбии, где копание корней женщинами в значительной степени способствовало поддержанию племени, они, казалось, обрели атмосферу свободы и независимости, неизвестную среди соседних племён. Пожилые женщины пользовались особым уважением, с ними советовались по всем важным вопросам. 

В Северной Калифорнии у нисенан во главе иногда стояла женщина. Вождество было в первую очередь наследственным, и если после смерти вождя не находилось родственника мужского пола, способного занять эту должность, его преемницей могла стать вдова, дочь или племянница покойного. Женщина на этом посту не имела фактической власти, хотя с ней всегда советовались ведущие мужчины; мера власти, которой она обладала, зависела от степени её поддержки населением. Помимо консультирования совета, в её обязанности входило планирование общественных мероприятий и сбора продуктов, разрешение споров, выполнение функций официальной хозяйки и организация "больших праздников" или торжеств.

В юго-западных группах, где женщины часто имеют высокий статус и пользуются большим уважением, мы находим несколько племён, в которых женщины занимали особые руководящие должности. В обществах пуэбло мужчины обычно управляли правительствами и контролировали церемонии, но женщины занимали важное место в религии и, благодаря контролю над домашним хозяйством, имели больше прав в гражданских делах, чем кажется на первый взгляд.
Мужчины возвращались вечером домой после обсуждения политики с другими мужчинами, и если мужчина имел мнение, которое было неприемлемо для его жены или тёщи, это могло поставить его в несколько неудобное положение.

Лидеру города хопи обычно помогала его родственница, которую называли "Хранительница огня". Её выбирали на эту должность, исходя из её мудрости, ума и интереса к религиозным церемониям. Офис главного жреца или вождя находился в доме этой женщины и он советовался с ней при принятии многих решений, опираясь на её опыт и знание прецедентов. Каждый клан в деревне хопи также возглавлялся матриархом, или матерью клана, которая пользовалась определёнными привилегиями в силу своего старшинства. Мать клана всегда консультировала родственников-мужчин по любому вопросу, который входил в её компетенцию или сферу влияния, например, по поводу семейных ссор или других подобных споров. Матриарх ведущего клана не всегда занимала должность Хранителя огня - иногда считалось, что более молодая женщина больше подходит для этой работы.

Западные апачи признавали некоторых сильных и влиятельных женщин "женщинами-вождями". Почти все они были жёнами вождей или субвождей; однако, несмотря на то, что жене главы оказывалось определённое уважение, не каждая женщина, чей муж был главой, считалась женщиной-вождём. Статус типичной женщины-вождя не был наследным и официально её не избирали - она просто вживалась в свою роль и получала признание, поскольку проявляла мудрость и силу и была ярким примером женственности апачей. Она никогда не была праздной, и благодаря трудолюбию накопила богатство - ещё одно необходимое условие для женщин-вождей. От неё ожидалось, что она будет очень щедрой, делясь своей едой и другими материальными благами с теми, кому повезло меньше.

Иногда женщина-лидер апачей могла выступать на совете или на военном танце, пытаясь вдохновить мужчин, но обычно её функции включали организацию других женщин в группы по сбору дикой пищи, побуждая их вносить еду для общественных праздников и церемоний и убеждая их собрать достаточное количество продовольствия на зиму. Она также давала советы по уходу за детьми и семейной жизни" (Источник). 

Мы с тобой одной крови...

Фотография Анны Жаворонковой. http://light.lifeisphoto.ru/slideshow_recom.aspx?id=4789

 

Про индейский матриархат (2).

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Английским рассказам о выдающихся индейских женщинах предшествовали сообщения де Сото и сопровождавших его испанцев. В начале мая 1540 года, сбившись с пути и проведя несколько дней в блужданиях по пустошам нынешней юго-восточной Джорджии, Фернандо де Сото и его передовой отряд наткнулись на трёх индейцев, сообщившим испанцам, что в ближайшем городе под названием Кутифачике живёт женщина-правительница, которая уже получила известие об их скором прибытии и ожидает их.

Когда отряд подошёл к берегу реки, отделявшей их от города, появились четыре каноэ с родственницей правителя и множеством подарков, в том числе шалями и прекрасно выделанными шкурами. Женщина приветствовала гостей, объяснив, что сама вождь не пришла, посчитав, что полезнее остаться в деревне и организовать приём гостей. Затем она сняла со своей шеи нитку жемчуга и надела её на де Сото в знак дружбы. Вскоре прибыли каноэ, чтобы доставить всю группу в Кутифачике. Вождь встретила испанцев очень радушно, предложив им большое количество еды и много прекрасного жемчуга. После недели такого обхождения солдаты захотели поселиться там, но де Сото жаждал продолжить поиски золота.

Он хотел, чтобы вождь сопровождала его отряд, дабы заручиться её поддержкой в других городах, но к этому времени ей надоело грубое поведение белокожих исследователей, и она просто хотела, чтобы они покинули её город. В обмен на гостеприимство, оказанное ему милостивой правительницей, де Сото приставил к ней охрану и заставил вождя и нескольких её женщин-рабынь сопровождать его. В каждом городе жители быстро подчинялись приказам своей правительницы, и даже самые бедные деревушки вносили свой вклад в помощь странным людям. Примерно через две недели вождю удалось сбежать от похитителей и скрыться в своём доме с несколькими рабынями" (Источник). 

Про индейский матриархат.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Хотя ни в древние, ни в современные времена не существовало истинного матриархата [1], ирокезы подошли к нему так близко, как ни одно другое общество. Ирокезы представляли культуру Вудленда и населяли территорию, на которой сейчас находится Нью-Йорк.

Женщины в этом обществе имели преимущество в экономическом плане, поскольку они владели полями, урожаями и домами. Происхождение прослеживалось по женской линии, и все титулы, права и собственность передавались по женской линии. Несмотря на то, что власть оставалась в руках мужчин, женщины осуществляли контроль этой власти.

Хотя женщины ирокезов фактически не занимали должность вождя (в этом племени их называли сахем), именно они не только выбирали вождей, но и решали, достойно ли работают выбранные ими мужчины. Каждый клан делился на роды, и во главе каждого рода стояла старшая женщина - матрона, которая занимала своё положение благодаря возрасту и своим лидерским и дипломатическим качествам. Одной из её обязанностей была координация хозяйственной деятельности женщин-членов клана - не только их работы в поле, но и пожертвования продуктов на благотворительность и общественные праздники. 

После смерти одного из сахемов выбор преемника возлагался на матрону его рода, которая советовалась со своими родственницами. Если поведение нового сахема было неудовлетворительным, матрона трижды предупреждала его, давая ему шанс исправиться. После чего матрона обращалась к совету с просьбой о его низложении. В силу своего положения матрона должна была всегда вести себя с большим приличием, чтобы, когда ей приходилось делать замечание провинившемуся вождю, её предупреждения вызывали уважение.

Женщины-вожди не были редкостью среди ранних северо-восточных индейцев, согласно сообщениям некоторых первых английских поселенцев. Конечно, среди этих первых путешественников не было квалифицированных антропологов - тогда их вообще не было, - и дошедшие до нас рассказы об этих влиятельных женщинах удручают своей краткостью.

Ещё в 1584 году английские исследователи встретили на берегах нынешней Вирджинии женщину, которую они назвали королевой, поскольку она была замужем за мужчиной, которого они считали королём. Она была величественна и красиво одета, на ней был длинный кожаный плащ, подбитый мехом, головная повязка из белого коралла и серьги длиной до пояса из жемчуга размером с горошину. Когда эта женщина посещала белых, её всегда сопровождали сорок или пятьдесят фрейлин.

Что касается женщин, которые были самостоятельными правителями, то одни из самых ранних сведений касаются женщины, которую пилигримы называли "королевой Массачусетса", вдовы, которая после смерти мужа заняла его пост вождя конфедерации различных индейских племён в Массачусетсе. В конце концов племена начали воевать друг с другом, и к 1620 году у королевы остались только остатки одного племени, нипнеты или нипмаки. В 1643 году эта женщина и ещё четыре видных вождя заключили договор с поселенцами, согласившись подчиниться британскому правлению, если им будет предложена защита от других племён.

Две женщины-вождя сыграли важную роль в оказании помощи королю Филиппу, сахему вампаноагов, в его неудачной войне против англичан в 1675-1676 годах. Одной из таких храбрых вождей и борцов была Ветаму, также известная как скво-сахем покассет, присоединившаяся к Филиппу в его попытках создать конфедерацию индейских племён Восточного побережья, чтобы остановить английскую колонизацию индейских земель. Скво-сахем привела триста воинов и доставила провизию для помощи в борьбе, в ходе которой коренные американцы напали на пятьдесят два из девяноста существовавших английских городов, полностью разрушив двенадцать из них. Возможно, им удалось бы выбить всех колонистов с этой земли, но предательство в рядах индейцев переломило ход событий, и к концу лета 1676 года двадцать шесть оставшихся воинов Ветаму были застигнуты врасплох и заключены в тюрьму. Ветаму одной удалось избежать плена, и позже она утонула при попытке пересечь реку. Когда англичане нашли её тело, они отрубили ей голову и повесили её на столб на виду у последних воинов, которые выразили свою скорбь громкими стенаниями и причитаниями" (Источник).

01 июня 2022

Вот так они и жили...

Алеуты в зимнем жилище. Аляска. XIX в.  


Вход в жилище через крышу напоминает аналогичное устройство жилищ Чатал-Хююка. Дома в Чатал-Хююке располагались рядом друг с другом, между ними практически не было пустого пространства, поэтому вход внутрь помещений находился на крыше.

В жилище спускались через отверстие сверху по приставным лестницам. Это же отверстие служило дымоходом для располагавшейся тут же у входа печи. Окон в доме не было.

Источник картинки.

Косвенное подтверждение матриархата в Чатал-Хююке.

На сайте "Генофонд.РФ" говорится про общественное устройство жителей неолитического Чатал-Хююка между 7400 и 6000 годами до н.э.:

"Статуэтки Богини-Матери побуждали некоторых археологов, особенно феминисток (как Гимбутас), говорить о матриархате, но это не подтверждается материалом. Как установила команда Ходдера, женщины и мужчины, по-видимому, имели равный статус в обществе. Число погребений высокого статуса одинаково у мужчин и женщин" (Источник).

При этом, однако, число женских статуэток значительно превышает число мужских. И вот что интересно: по мнению Ходдера, детально проработанная фигурка (см. рис. 1), скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса.

рис. 1

Свет мой, зеркальце, скажи...

Я уже говорил о том, что на раскопках Чатал-Хююка было найдено обсидиановое зеркало.

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Но вот вопрос: для чего использовалось это зеркало? Для того, чтобы видеть в нём своё отражение, или для ясновидения? О зеркалах, которые могут показать то, что недоступно глазу, рассказывает современная тибетская писательница Келъян в книге «Женщины Тибета». В рассказе «Женщины-лхаба» писательница упоминает лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. «В Лхасе недалеко от монастыря Рамоче, расположенного на улице Бакхор, жила лхамо, которая гадала с помощью медного зеркала. Она могла точно рассказать о настоящем и предсказать будущее, счастье и несчастье. Этот дар был у неё с рождения, но узнала она о нём, только когда повзрослела» (Источник).

Могли зеркала в Чатал-Хююке использоваться для проведения магических ритуалов? — А почему - нет? Вполне могли. Мы же знаем, что к магии в основном прибегают женщины. Магия — это "оружие" слабого пола. Как слабому полу в Чатал-Хююке удалось иметь равный статус с мужчинами? Может быть, отчасти и женская магия тому способствовала?

Хороший пример одержимости духами.

У современной писательницы Келъян, этнической тибетки, в книге «Женщины Тибета» есть рассказ «Женщины-лхаба», в котором упоминается некая лхамо [1], которая принимает в своё тело дух коровы. Во время сеанса она может даже есть траву. «В уезде Чюшю неподалеку от Лхасы есть не менее известная лхамо, которая очень рано прошла посвящение, когда ей было чуть больше десяти лет, сейчас же ей около тридцати. Она посредник нескольких мужских духов. Когда в её тело сходит дух, её голос меняется и становится глухим, низким и величественно красивым. При сошествии разных духов она говорит разными голосами. Когда в неё проникает дух этой деревни, она говорит на местном диалекте, а когда северный дух горы Ньенчен-Тангла, – на северном диалекте, когда верховный горный дух – на лхасском диалекте. Говорят, при сошествии духа коровы, она ест свежую траву; нужно сказать, с большим аппетитом и удовольствием, даже выражение её лица становится простодушным, как у коровы. Но после того как дух оставляет её тело, её лицо и речь становятся прежними, застенчивыми, робкими и умиротворёнными; она никогда не говорит на северном тибетском и на обычном лхасском диалектах, а также не питается сырой травой».

Эту интересную информацию я нашёл у xi11zang44 в записи "Птица-Оборотень. Не мифология". Хороший пример одержимости духами. Надо помнить об этом, когда мы углубляемся в изучение неолитических обществ Старой Европы. Безусловно, там тоже имели место быть "сошествия духов", и, скорее всего, эти эпифании, эти "богоявления" находились в центре религиозного культа. Я уже немного говорил об этом в записи "Эпифания богини". 

Отдельный вопрос — куда исчезает человеческая личность при подобного рода психических трансформациях? Создаётся впечатление, будто личность "выключается" на время одержимости духами, как выключается свет в комнате.

Кстати, я уже говорил о том, что сугубо "человеческое" в человеке, то, что отделяет человека от обезьяны, подобно электрическому току в проводах. 

И здесь возникает другой вопрос: если "человеческий" ток может быть "отключён" и временно заменён другим, как будто "нечеловеческим" током, то, может быть, оба эти тока являются на самом деле идентичными, исходящими из единого источника "напряжения сети"?  

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Кто такие лхамо? Женщины, тело которых избрано определённым духом в качестве посредника, по-тибетски называются «лхамо». Среди них есть и ламы, есть и простые люди.

Матриархат как "восстание против гоминид".

Кэролин Найтхаммер приводит примеры того, как женщины-индеанки могли выживать, когда, волею случая, они оказывались в одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове.

"Один из первых исследователей по имени Сэмюэл Хирн находился в Канаде в январе 1771 года, когда во время охоты со своими проводниками-индейцами наткнулся на странный след от снегоступов. Они пошли по следу и вышли к маленькой хижине, где обнаружили молодую женщину. Похоже, она была догриб, попавшая в плен к другому племени. Летом 1770 года, после года плена, она сбежала от своих похитителей с намерением вернуться в свою страну, но поворотов и изгибов рек и озёр было так много, что она запуталась и заблудилась. Поэтому с началом осени беглянка построила себе хижину и решила перезимовать в ней. К тому времени, когда исследователи нашли её, она провела в одиночестве почти семь месяцев. Все эти месяцы она прекрасно обеспечивала себя, добывая куропаток, кроликов и белок. Когда девушка израсходовала те немногие оленьи сухожилия, которые взяла с собой, она стала использовать сухожилия кроличьих и птичьих лап для изготовления силков и шитья одежды. Она даже сшила себе наряд из кроличьего меха. В свободное время женщина сделала несколько сотен ярдов бечёвки из внутренней коры ивы, планируя использовать её для изготовления рыболовной сети, когда наступит весна" (Источник). 

Как видим, женщины в традиционных обществах (может быть не все, но по крайней мере некоторые женщины) являются вполне самодостаточными существами. Представители т. наз. "мужского движения" в своих блогах и пабликах изображают женщин как паразитов, присосавшихся к мужчинам и высасывающим из них все соки. Но вот, оказывается, женщины могут прожить и без мужских "помочей". 

А далее мы включаем воображение и представляем себе, что примерно то же самое могло случиться и в каменном веке. Вот, допустим, сбежали несколько женщин из какого-то рода в семействе гоминиды (так определяет людей Википедия), и среди тех беглянок были беременные. На новом месте они начали новую жизнь и установили свои порядки, исходя из своего, женского, разумения. Я думаю, мы нисколько не ошибёмся, если назовём эти порядки матриархальными. Их дети впитали в себя эти установления вместе с молоком матери. И вот у нас уже небольшая матриархальная община. Ну, а далее сами собой возникают "гостевые браки", когда мужчины из близлежащих родов навещают по ночам местных молодух, оставляя в них своё семя. Собственно, мужское семя — это и всё, что требуется женщинам от мужчин. Всё остальное они могут делать сами. 

Вот такой получается матриархат, как "восстание против современного мира". Современного тем женщинам, которые жили в каменном веке. В отличие от большевиков, которые задумали разрушить "весь мир до основанья", чтобы затем построить свой "новый мир", женщины просто покидали мужской "обезьянник", где самцы-"альфачи" "имели" всех, кого хотели и как хотели, - благо, свободных необитаемых земель в то время было предостаточно.     

31 мая 2022

"Женщины с мужскими сердцами".

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Северные индейцы племени пиеган, или черноногие, из южной Альберты, признавали, что существует определённое количество особенно сильных духом женщин, и называли их “женщинами с мужскими сердцами”, поскольку культура черноногих была обществом, ориентированным на мужчин, и любая женщина, добившаяся отличия, делала это с точки зрения мужских ценностей.

Женщина с мужским сердцем обычно была богатой зрелой вдовой или главной женой важного человека. В то время как типичная “хорошая” черноногая жена была застенчивой, кроткой и послушной, женщина с мужским сердцем была агрессивной, независимой и смелой, не боялась высказываться публично или искать сексуального удовлетворения. Она также была невероятно эффективна, будучи в состоянии сделать за день больше, чем среднестатистическая женщина за целую неделю. Она могла обменять излишки произведённых ею товаров на лошадей, капитал экономики черноногих, и таким образом добавить ещё больше к своему накопленному имуществу. Обычная черноногая жена называла лошадей, которыми она владела, “лошадьми моего мужа”, в то время как женщина с мужским сердцем называла лошадей своего мужа “моими лошадьми”."(Источник).

Как тут не вспомнить строчки из стихотворения Николая Некрасова?

"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц...".

                         Старая Гуцулка, Украина. Фотограф Николай Сенковский. 1926 год.
 

"Выпьем с горя; где же кружка?"

"Палеопсихолог... это специалист, который изучает мышление людей тех времён, когда оно было дикой смесью религии, народных поверий и неверно понятых обрывков античных трудов. В отличие от современного мышления, которое, будем откровенны, не что иное, как дикая смесь материализма, народных поверий и неверно понятых обрывков научных теорий" (Источник).

Да, иной раз мне кажется, что в современном мире взяли верх антипрививочники, плоскоземельцы, конспирологи и прочие трамписты. 



 

30 мая 2022

Неолитический образ Богини.

Настенная роспись из дома в Чаталхёюке (7500-6500 гг. до н.э.) с изображением фруктового (фигового?) дерева и козлов... Из книги "Flora Unveiled: The Discovery and Denial of Sex in Plants" Линкольна Тейза, Ли Тейза. 

Источник картинки

А это — сиро-финикийская богиня из Угарита, кормящая двух козлов.

Фрагмент шкатулки для косметики с изображением кормящей богини. Угарит, 1200-1150 гг. до н.э. Слоновая кость.

Я уже не раз говорил о том, что Богиня и Древо являются сабститутами, взаимозаменяемыми изображениями. На ближневосточных дохристианских изображениях можно увидеть, что часто там, где должна быть Богиня, находится Древо, и там, где должно быть Древо, находится Богиня.

Сравнение Богини с многоплодным инжиром свидетельствует о главном её качестве: она даёт. Обнажённые груди, кстати, тоже говорят об этом её качестве: она — Alma Mater (Матерь Кормящая). "Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я накормлю вас".

Путь навахо.

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Среди навахо, которые были соседями, но не родственниками хопи, женщина также правила домом, но её влияние на этом не заканчивалось. Она не только готовила всю еду, заботилась о доме и детях, управляла стадами овец, забивала домашних животных, шила всю одежду, развлекала всех гостей и плела ковры в свободное время, но и имела право голоса во всех семейных делах. Не было такого занятия, которое было бы запрещено женщине из племени навахо, если она была достаточно способна справиться с этим. Ограничения на достижения никогда не устанавливались по признаку пола, только на основе способностей.

Высокий престиж, которым пользовалась женщина навахо, несомненно, был связан с её экономической независимостью, главным образом благодаря тому, что она владела домашним скотом и распоряжалась им.

Навахо начали разводить овец и коз вскоре после того, как эти животные были завезены в их местность испанскими переселенцами, стада которых обеспечивали их свежим мясом в пути. Животные, попавшие в руки навахо в результате дарения, покупки или кражи, вскоре размножились. Хотя некоторые мужчины навахо владели овцами, домашний скот был в основном собственностью женщин — возможно, потому, что они использовали шерсть для ткачества, возможно, потому, что они могли пасти овец рядом с домом, пока мужчины были на охоте и сражались
".

А вот и ещё одна немаловажная причина того, что домашние животные находились под женской опекой: "В то время как в обычный день женщина могла послать ребёнка отвести стадо пастись, когда наступало время ягнения, она старалась уделить каждой рожающей овце и каждому крошечному ягнёнку своё индивидуальное внимание. Независимо от того, что все овцы начинали сбрасывать своих ягнят в разгар несезонной метели, женщина навахо была рядом с ними, невзирая на снег и слякоть, даже спала в загоне, чтобы помочь в случае чего". То есть, это в природе женщин - "сюсюкаться" с малышами, разводить "детский сад", а мужикам заниматься этим - "не с руки".

Дополнение к статье Люди-"коллаборационисты".

На ум пришло небольшое дополнение к статье о "коллаборационизме" людей и духов (см. Люди-"коллаборационисты"). 

Это так называемая "шаманская болезнь". Если духи "положили глаз" на кого-то, они не слезут с него до тех пор, пока он не станет шаманить. Если же "избранник духов" категорически отказывается исполнять возложенную на него миссию «психопомпа» – то есть существа, которое способно связывать мир людей и духов, то он, как правило, умирает. 

Мне думается, что "избранники духов" существуют и в тех обществах, где давно уже нет никаких шаманов. На мой взгляд, Адольф Гитлер, в своё время, имел многие симптомы "шаманской болезни". 


К сожалению, книга Августа Кубичека «Адольф Гитлер, мой друг детства», не внушает доверия. Историческая ценность этой книги ставится многими историками под сомнение, в частности, Франц Естингерц писал, что «90 процентов информации, приведённой Кубичеком, является ложью» (Источник). Ну, это и понятно: в 1951 году, в самый разгар денацификации Германии, публикация объективной информации о Гитлере была невозможна. Хотя, и у Кубичека проскальзывают упоминания об одиночестве и скрытности Адольфа, о его частых и долгих блужданиях по лесам и горам, - всё как у "избранников духов" в период их "шаманской болезни".

"Причащение" Матери-Земле.

Кэролин Найтхаммер  пишет:

"Обычно в год, когда дожди шли регулярно, еды хватало, но женщины хопи хорошо знали, что в любой момент и по любой причине боги могут решить отказаться от намолённых грозовых туч и заставить голод посетить землян. По этой причине женщины часто клали крошечную щепотку песка в пищу, которую они готовили. Полингайси Коявайма (Элизабет Уайт) написала, что, когда вернулась домой в Орайби после долгого отсутствия, она была в ужасе, увидев, как её мать бросает песок в кукурузное тесто. Её мать объяснила: “Голодных людей много, а еды мало. К ней мы добавляем песок в качестве молитвы об изобилии. Песок, зёрнам которого нет числа, содержит в себе эту сущность. Что может быть более обильным, чем песок Матери-Земли в его бесконечности? Мы помним об этом, когда добавляем песок в нашу пищу при её недостаточном количестве. Когда ты месишь тесто своими тёплыми руками, сохраняй в сердце добрые мысли, чтобы в еде не было пятен зла. Проси, чтобы в еде была сила и величие Матери-Земли; тогда те, кто будет есть её, будут насыщаться как духовно, так и телесно” (Qoyawayma, 1964:35)" (Источник). 

В статьях про земледельческие общины эпохи неолита мне несколько раз попадались сообщения о "стёртых" зубах земледельцев. Объясняется это тем, что мелкие крупицы песка неизбежно попадают в муку при помоле зерна на ручных зернотёрках. 


Но, может быть, помимо этого, зубы "стирались" ещё и от песочка, который женщины подбрасывали в муку, для того чтобы вкушающие хлеб "причащались" телу Матери-Земли?

29 мая 2022

Остров есть Фера среди виноцветного моря прекрасный...

Несколько очаровательных видов острова Санторин (Фера или Тира) в Эгейском море.  

 


Наверно, 3700 лет назад, в эпоху расцвета крито-минойской цивилизации, на этом острове были такие же "горки-лесенки", но ещё более красивые, потому что природа была чище и первозданнее, вода была ещё более прозрачной и бирюзовой, да и сам остров, до взрыва вулкана на нём, был совсем иным, зелёным и цветущим.

Богиня или женщина?

На этой статуэтке, разумеется, нет надписи, кто это такая, но по ожерелью и браслету её считают "Афродитой Анадиоменой" (др.-греч. Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря»).


Впрочем, может быть, это вовсе и не богиня, а самая обычная смертная женщина. Ожерелье на шее и браслет на руке носили, например, этрусские женщины.

Пожалуй, на этом можно было бы и поставить точку. Но здесь сбивает с толку бирюзовый цвет статуэтки. Нам известны статуэтки богини Исиды синего цвета. Синий и бирюзовый - похожие цвета. Так что, может быть, это образ богини, списанный с какой-нибудь этрусской красавицы.

Люди-"коллаборационисты".

Отличительной чертой Homo sapiens sapiens является сознание. Со-знание. 

Приставка со- (с-) при образовании существительных означает взаимосвязь, совместность, некую общность. Например: сообщество, сотрудничество. Эту же приставку мы легко угадываем и в словах иностранного происхождения, например, кооперация, коллаборация. 

Следовательно, человеческое сознание есть знание рассудочное (которое имеется и у животных) + знание сверхрассудочное (какого нет у животных). Животные как бы заключены в "скорлупе" своего сиюминутного бытия и они не могут выйти за пределы этой "скорлупы". Человек же может взглянуть на себя как бы "со стороны", с позиции стороннего (или потустороннего?) "наблюдателя". 

Теперь надо сказать, что человеческое сознание какими-то путями неисповедимыми связано с совестью. Кстати, слово "совесть" является "калькой" слова "сознание". Человек бессовестный — это практически то же самое, что человек бессознательный. То есть человек без того самого "плюса", о котором мы говорили выше, человек с рассудочным, животным мышлением, человек, поступающий как животное.

Далее. Вот это самое сознание (= совесть) не присуще человеку от рождения, как, например, зубы во рту. Зубы растут сами по себе, а сознание может и не появиться (как, например, у детей-"маугли", выросших в мире животных). А если оно появляется, то очень неравномерно: у одних людей имеются лишь самые начатки сознания, а у других сознание переходит в сверхсознание, что проявляется в виде необъяснимых сверхъестественных феноменов. Сверхсознание, как мы видим на отдельных примерах, может управлять материей. И, вероятно, оно неподвластно времени.

Возникает вопрос: кто же этот "наблюдатель", который смотрит на человека со стороны и заставляет его стыдиться некоторых поступков, совершённых как бы в бессознательном состоянии? Находится ли он по сю сторону, или в потустороннем мире? Скорее всего, он - как поплавок: одновременно пребывает и "над водой", и "под водой". Он является тою самою фокальной точкой, через которую наше сознание связано с океаном Бессознательного. 

Есть такое понятие как "параллельный мир"; именно там находится океан Бессознательного, в котором все боги живут. А мы, люди, связаны с богами через со-знание. Сразу оговоримся: не все люди и не во всякое время связаны с богами. Для связи с ними необходимо "отключение" рассудочного, животного мышления. Достигается это различными способами. Майкл Харнер, например, пережил эту связь во время приёма напитка из лиан растения аяухаска, которое индейцы племени конибо в Перу называют "малой смертью". Он увидел тот самый "корабль мёртвых", о котором говорилось в статье "И корабль плывёт..."  

Люди как пузыри на луже.


Пузыри на лужах во время дождя образуются от удара падающих дождевых капель о поверхность воды. При этом под выплёскиваемую наверх водную плёнку попадает воздух, образуя пузырь.

Пузыри не сами по себе образуются, а от дождевых капель. Ну, и люди образуются из капель спермы. Дождь падает на землю из грозовых туч, а люди получаются "от похоти плотския, от похоти мужеския". То есть, я хочу сказать, что процесс рождения людей является таким же природным процессом, как "грибной" дождик летом. Не может не капать дождь по лужам, и не может не изливаться семя из яичек. 

Тут главное — что? Нет никакой заслуги самой капли в том, что она образовалась на водной поверхности лужи. Просто капелька дождя упала с неба и вызвала её из небытия для кратковременной жизни. 

Пойдём далее. Пузыри на воде лопаются через некоторое время, а люди умирают. Одни пузыри сравнительно долго "живут", другие лопаются почти сразу после появления. Сравнение с людьми более чем прозрачное: одни из них умирают во младенчестве, другие "коптят белый свет" 100 лет и даже больше.

Некоторые пузыри на луже бывают больше других. У людей тоже есть экземпляры, которые "нагуливают политический вес", раздуваются от собственной важности. 

28 мая 2022

Вакханки и берсерки.

"В «Вакханках» Еврипида мы сталкиваемся со сценой, в которой группа женщин, bacchants, танцуют в состоянии экстаза, поют и дико кричат. Через некоторое время они прекращают танцы и разрывают животных голыми руками в диком трансе. Они нападают на пасущийся скот, разрывая его на куски и рассеивая части вокруг. Можно увидеть рёбра или раздвоенные копыта, разбросанные тут и там. Части тел висят на елях, осквернённых и истекающих кровью. Они двигаются, как птицы, вознесённые их скоростью, нападают как враг на деревни и переворачивают всё. Они хватают детей из домов и убивают всех, кто стоит на их пути. Всё, что они помещают на свои плечи, остаётся там без привязывания и не падает на тёмную землю - ни бронза, ни железо. Они несут огонь в своих волосах, и он не сжигает их. Когда жители деревни, разъярённые грабежом вакханок, восстают на них с оружием, женщины, выпускают из рук свои тирсы и ранят мужчин, обращая их в бегство. После этого, они возвращаются туда, где они начинали, измазанные кровью, и змеи своими языками очищают капли на их щёках и на их коже (Еврипид «Вакханки»). После обряда они падают на землю истощённые, и спят мёртвым сном. То, что сводит их с ума, является божественной одержимостью, состоянием, в котором они становятся необычайно сильными и дикими и в котором они, похоже, имеют особые силы. Древние назвали это состояние furor divinus - божественная ярость, и считали его результатом одержимости, либо богами, либо демонами" (Источник).

Понятно, что «Вакханки» Еврипида — это художественное произведение, которому могут быть присущи всякого рода гиперболы. Поэтому не станем принимать за "чистую монету" слова о том, будто вакханки "убивают всех, кто стоит на их пути". Если бы это было так, Эллада опустела бы и обезлюдела задолго до вторжения персов и Марафонской битвы. Очевидно, не так страшен чёрт, как его малюет Еврипид. Однако, в его описании есть некоторые моменты, на которых я хотел бы заострить своё внимание.

Ну, во-первых, поведение древнегреческих вакханок напоминает поведение скандинавских берсерков. Литературные записи описывают их как смертоносных бойцов, одетых в шкуры животных, воющих в бою как дикие звери, убивая всех и всё, что было на их пути. Даже если их раны были смертельны или, по крайней мере, очень серьёзные, они не чувствовали их. Это напоминает сцену, когда менады борются с мужчинами, которые намного сильнее и не получают никакого вреда от оружия, или когда они несут огонь в руках и не получают ожогов. Приступы ярости берсерков начинались с дрожи, вибрации зубов и сильного холода в теле. Затем их лица изменяли цвет, наливались кровью и как бы разбухали, и они вдруг чувствовали сводящий с ума сильный жар, превращающийся в экстаз. За этим приступом следовало состояние крайней физической слабости, которая могла длиться даже несколько дней. Всё это мы наблюдаем и у вакханок.

Во-вторых, сразу угадывается близость вакханок к т. наз. "бесноватым" женщинам в православной среде. Бывает, такие женщины тоже показывают сверхчеловеческую силу. «Бывает, что их даже в воздух поднимает до потолка — это сумасшедшая сила. У меня был случай, когда 14-летнюю девочку, в которую вселился дух Люцифера, во время обряда держали трое здоровых мужчин», - говорит священник отец Ян Белецкий (Источник). После этого слова Еврипида о вакханках — "они двигаются, как птицы" — кажутся не столь уж невероятными.

"Культурные" гены передаются по наследству?

"Согласно распространённому мнению и ряду социологических теорий, на формирование эстетического вкуса и предпочтений в культуре и искусстве влияют происхождение, семейное воспитание и индивидуальный опыт человека. Однако датские учёные выяснили: помимо этих факторов, немалую (а иногда доминирующую) роль в формировании вкуса играют гены" (Источник). 

Интересно, что впервые слово "культура" встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался "De agri cultura".Позднее римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих "Тускуланских беседах" употребил слово "культура" в переносном значении, назвав философию "культурой души" ("cultura animae"). 

"Для взращивания семян брошенных в землю, для сбора хорошего урожая, нужна культивация почвы, возделывание её: необходим неимоверный труд... И только при очень хорошей и доброкачественной обработке почвы, стол — в итоге — можно накрыть хорошими плодами, и потчевать себя самыми вкусными яствами: добрым урожаем. Иначе ни как! ...Этим же смыслом владеет и переносное значение термина, cultura — в переносном смысле — взращивание подрастающего поколения. Детей" (Источник).  

Ну и, наверно, как при селекционировании семян происходит их изменение, так и при воспитании детей в культурной среде случаются какие-то незаметные глазу изменения на уровне генов. И потом уже эти изменённые гены передаются потомству.

Воспитание и образование ребёнка можно сравнить с распашкой земли. Далее, когда этот ребёнок вырастает и от него родится другой ребёнок, то у него "почва души" уже более мягкая, чем у отца, и на этой "почве" могут прижиться и пустить корни какие-то семена высокой культуры. 

27 мая 2022

К вопросу о древнерусских "змеевиках".

Фото с развалин древнего города Эфес. 

Источник картинки

Фрагмент

Это изображение сильно напоминает образ т. наз. "скифской богини". 

И это же изображение можно встретить на древнерусских медальонах-"змеевиках":

В принципе, стилистика изображения везде одна и та же, но на самом древнем - эфесском - изображении из тела богини произрастают ветви, листья и цветы; на более позднем и явно заимствованном скифском изображении мы видим крылья вместо растительности; а на совсем позднем древнерусском медальоне изображены змеи вместо крыльев. Интересная метаморфоза... Даже и не знаю, как объяснить сию метаморфозу.

Во всяком случае, позднее появление змей ставит под сомнение предположение о том, что на «змеевиках» изображена горгона Медуза. В Эфесе мы не видим ничего похожего на Медузу. Или в Эфесе нам предстоит та ещё, "цветущая" Медуза, до того как Персей отрубил ей голову?

Индеанки: что им стоит дом построить?!

Кэролин Найтхаммер пишет:

"Женщины хопи также были домостроителями в своём обществе. Когда девушка выходила замуж и приводила мужа в свой дом или когда в семье было так много детей, что им требовалось больше места, женщины в доме организовывали строительную вечеринку, приглашая всех своих родственниц. Помощь мужчин семьи была необходима, чтобы принести и поднять большие балки и вырезать строительные блоки из песчаника, но женщины наблюдали за строительством, мешали и клали строительный раствор, штукатурили стены и ложили угловой камин. Мир женщины хопи вращался вокруг её дома — она родилась, жила, рожала и умирала в одном и том же жилище — неудивительно, что она особенно заботилась о том, чтобы сделать всё как можно лучше, когда добавляла комнату к своему дому, центру своей вселенной" (Источник).

An Arizona Hopi Girl And Her Mother.

Кельтские "трубы иерихонские".

Невольно вспоминаются "трубы иерихонские", когда смотришь на эти картинки... 

Перед взятием Иерихона Иисусу Навину явился «вождь воинства Господня» (Нав. 5:13-15) и дал указания, как взять город: «семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами» (Нав. 6:1-4). «И вострубили в трубы, народ восклицал громким голосом, и от этого обрушилась стена до основания, и войско вошло в город, и взяли город».