13 июля 2022

Немного о "гробницах гигантов" на Сардинии.

Из статьи "Кого хоронили в гробницах гигантов на Сардинии больше 3 тысяч лет назад":

Согласно народным поверьям, в гробницах гигантов находились захоронения орков – существ необычайного роста, построивших и населявших нураги. На самом деле эти гробницы появились в эпоху нурагов – тех самых башен, вокруг которых располагались древние деревушки – во II тысячелетии до нашей эры, то есть, в эпоху бронзы. Как выяснили современные археологи, в них были похоронены сотни умерших людей всех возрастов, полов и социальных слоёв. Эти коллективные усыпальницы являются прямым продолжением традиции галерейных и коридорных гробниц, которые были особенно широко распространены в эпоху энеолита и раннего бронзового века.

Сейчас в Сардинии насчитывают более 800 таких гробниц, но предполагается, что их было гораздо больше.

Макет гробницы гигантов, который находится в экспозиции Национального археолого-этнографического музея Джованни Антонио Санна.

Взгляд сверху выявляет планировку, напоминающую форму бычьей головы.

О дольмене Менга.

В Антекере (Испания, автономное сообщество Андалусия, провинция Малага, муниципалитет Антекера) сохранилось три дольмена: Вьера (Viera), Менга (Menga) и Ромераль (El Romeral).


Погребальный курган дольмена Менга раньше относили к периоду 2500 – 2000 лет до н.э., однако теперь (в связи с исследованиями 2006-го и 2008-го гг.) радиуглеродный анализ отодвинул эту дату на тысячу с лишним лет назад – до 3790 – 3730 гг. до н.э. 

дольмен Менга

Менга считается крупнейшей мегалитической постройкой Европы. При раскопках найдены останки нескольких сот человек.

Интересно, что в погребальной камере дольмена выкопан колодец диаметром 1,5 м и 19,5 м глубиной.

колодец Менги

Вот, спрашивается, зачем покойникам — колодец? Но если мы вспомним про религию Матери Земли, тогда всё становится понятно. Если в патриархальной религии Бог находится в небе, то в эпоху матриархата всё было наоборот, - Богиня находилась в центре Земли. Ну и, соответственно, колодец, насколько я разумею, был выкопан с целью облегчить путь душам покойников к Матери. С другой стороны, этот же колодец, по-видимому, использовался и живущими, которые приходили в дольмен, чтобы услышать голоса умерших из-под земли.

Дольмен скрыт насыпным холмом диаметром 50 м, ориентированным на северо-восток (азимут 45°), на скалу Ла Пенья.

скала Ла Пенья

Это огромное естественное образование, главенствующая деталь ландшафта, контурами похожее на лицо лежащего человека. 

Похоже, как будто лежит "усопший" исполин. 

Наверно, недаром позднее сложились легенды о том, что неподъёмные мегалиты (вес крупнейшей каменной плиты дольмена Менга — 180 тонн) ворочали циклопы.

циклопические стены

Использован материал из статьи "Полные тайн дольмены испанской Антекеры. Зачем построили Менгу и что такое Ла Пенья?"

12 июля 2022

Ликбез по керамике.

Первые известные образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита ( 28000- 21000 гг. до н.э.). Древнейшему керамическому изделию «Вестоницкой Венере» (найдена на территории Чехии ) более 25 тысяч лет!  

"Венера" из Дольни-Вестонице в Моравии

Первоначально керамика формировалась вручную. Глину раскатывали в виде жгутов, плотно примазывая друг к другу и укладывая их в виде горшка ( способ нелепа или «ленточно-кольцевой»), просушивали на солнце и запекали в кострах.

 


По одной из гипотез, прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетённая из лыка и веток, обмазанная для прочности глиной.

До появления гончарного круга посуду лепили из глины, как правило, женщины. Однако мужчины занимались обжигом керамики.


 Со временем эти "спецы" гончарных горнов превратились в металлургов.

11 июля 2022

хорошо сказано

"Текущий тренд (англицизм от trend — тенденция; основная тенденция изменения чего-либо) развития не предполагает длительного существования человечества. Есть куча вариантов гибели, но нет вариантов выживания. Не предвидится это. А причина этому очень проста — дураки. Подавляющая часть населения — дураки, уравнённые в правах с умными, составляющими в лучшем случае 5%. Дураки задавят числом и в результате погубят и себя и умных — тех самых умных, которые до хрипоты будут им орать «Остановитесь, идиоты!». Идиотов банально больше, а учитывая, что идиоты не в состоянии понять, что они идиоты — по причине идиотизма — никаких шансов уцелеть нет. 

В основе первоначальной ошибки было предположение, что все люди рождаются равными. 

Это ложь! Это настолько очевидно, что и объяснять не требуется.

Именно эта вот ложь всех и погубит."

Источник
 

Да, действительно, всякой дури в мире — предостаточно. Но, тем не менее, текущий тренд отнюдь не сводится к одному лишь дуркованию. Вот, например, Китай демонстрирует вполне разумное поведение.
 

 
 
 Так что, не всё ещё потеряно.

10 июля 2022

Маски-шоу must go on.

Александр Кайдановский говорил о себе: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это всё равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера».

Очевидно, Кайдановский "вжился" в роль Сталкера. Типа, как ап. Павел "вжился" в образ Христа, после чего написал в Послании к Галатам (2:20): «И уже не я живу, но живёт во мне Христос...".

Микки Рурк сыграл много ролей в различных фильмах, но я "запал" на его роль Гарри Эйнджела в фильме "Сердце Ангела". И теперь Микки Рурк у меня неразрывно связан с образом частного детектива Гарри Эйнджела.  


Я допускаю, что это — актёрская "маска", что на самом деле Микки Рурк не такой. Но мне дороже именно эта "маска", чем реальность. Реальность изменчива, а "маска" — неизменна. 

И здесь мы плавно "перетекаем" к самому феномену маски. Очень часто бывает так, что на нас оказывает влияние именно маска, а не человек под маской. Говорят, что Микки Рурк пережил головокружительный взлёт на волне славы и жесткое падение на социальное дно. Но мне безразличны житейские перипетии актёра; перефразируя слова Кайдановского, зачем мне смотреть на бухгалтера, если я видел Христа?! 

09 июля 2022

О поселении ЛЛК в Эльслоо.

Группа учёных из Нидерландов исследовала останки и погребальный инвентарь из захоронений в Эльслоо на юге Лимбурга — самом крупном и древнем в Нидерландах, 5100—4950 годов до н. э., неолитическом кладбище. Изучать Эльслоо, относящееся к к культуре линейно-ленточной керамики 5500—4000 годов до н. э., начали в конце 1950-х годов, но с современными методами на старом материале возможны новые открытия.


Хотя обычно культура линейно-ленточной керамики характеризуется обрядом трупоположения, в части могил в Эльслоо захоронены останки после трупосожжения. Обычно разные обряды похорон указывают на культурную или религиозную неоднородность населения.

Нот и по кремированным останкам учёным удалось определить пол и возраст некоторых умерших и сравнить эти данные с погребальным инвентарём. Наконечники стрел и топоры, которые ранее приписывали мужчинам, часто встречаются в женских могилах. Это противоречит тому, что похоронный инвентарь — личное имущество и связан с жизнью и полом умершего. Исследователи считают, что инвентарь не так уж зависит от пола.

Могилы пожилых людей, особенно женщин, были самыми богатыми, что говорит о связанном с возрастом статусе. Результат исследования не очень ясен. То ли инвентарь распределяли, не глядя на пол умершего, то ли мы не неправильно понимаем распределение гендерных ролей в неолите.

Истоки аргессивности.

"Ссылаясь на данные В. Хамильтона по бабуинам чакма, (Papio Ursinus), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы, обитающие в условиях высокопродуктивных экологических условиях, отличает территориальное поведение; а группы, обитающие в маргинальных экологических условиях - отсутствие территориальности. Для сообществ, живших в обильной ресурсами дельте реки Окаванго, были характерны: защита кормовых территорий и столкновения при их нарушении, т. е. территориальность, в то время как в условиях полупустынь Намибии у популяций того же вида территориальность отсутствовала. Дайсон-Хадсон и Смит показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 17).

Эту закономерность я и сам подметил в цикле статей "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат". При этом патриархальные общества я считаю воинственными, а матриархальные - миролюбивыми. 

Есть такая поговорка у русских: "собаки с жиру бесятся". И, очевидно, не только собаки, но и люди. 

Когда я смотрю на старые фотки типа нижеприведённой, мне кажется, что бедные крестьяне - самые миролюбивые люди на земле.

Мордовские крестьяне

Копаются, как жуки навозные, с утра до вечера на своём участке земли, и не помышляют ни о каких революциях. 

А это - Германия 1937 года:


Как говорится, sapienti sat.

Артём негодуэ.

08 июля 2022

Кетские алэлы и чухонские панки.

Если представить себе потусторонний мир как параллельный "тонкий" мир, то можно предположить и существование неких "проходов" между мирами. Можно нарисовать плоскость, разделяющую посюсторонний и потусторонний миры, и фокальную точку на плоскости, через которую, как через чёрную дыру, можно "нырнуть" туда или получить "визитёра" оттуда. 

Фокальную точку каждый может сделать своими руками. Во всяком случае, раньше люди умели делать. Это небольшой объект для концентрации внимания. На самом деле, "проход" между мирами "прожигает" наше внимание, если оно сосредоточено в одной точке. Здесь сама собой напрашивается аналогия с увеличительным стеклом, прожигающим дырку в листе бумаги.


Очевидно, алэлы, семейно-родовые духи кетов, изготавливались именно с этой целью.


Добрые бушмены.

"Ряд исследователей придерживается той точки зрения, согласно которой агрессия по отношению к представителям собственного вида является имманентным свойством Homo sapiens sapiens'а, преодолеть которое данный вид не сможет никогда. Однако этнография знает примеры обществ, в которых, в силу разных причин, открытые проявления агрессии сводились к минимуму. За исключением случаев явных аккультурационных воздействий, все эти общества представлены охотниками-собирателями, жившими в маргинальных экологических условиях. Маргинальной в данном контексте мы считаем среду с низкой экологической продуктивностью. Конкретным примером такой среды являются полупустыни (в настоящих пустынях с уровнем осадков менее 200 мм в год охотники-собиратели выжить не могут). Все охотники-собиратели полупустынь отличаются низким уровнем межобщинной агрессии (да и агрессии вообще) <...> Следует иметь в виду, что данная закономерность действует, по-видимому, только на охотничье-собирательном уровне социально-экономического развития. Скотоводы полупустынь, например, не отличаются пониженным уровнем межобщинной агрессии" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 11-14).


Взгляд С. А. Яценко на скифо-сарматских "амазонок".

Из статьи С. А. Яценко "Женщины-воительницы ранних кочевников в больших и малых некрополях (к анализу планиграфии и уточнению статуса)":

"Древние авторы сообщают нам немало важного о женщинах-воительницах у кочевников. Для язаматов / иксаматов и, видимо, соседних сираков I в. н. э. мы имеем детальные реалистические описания подготовки женщин с подросткового возраста к коллективным охотам и иногда – войнам, а также особенностей их оружия (Pomp. Melae. De Chorogr. I, 21, 5 и 114; III, 4, 35). Сохранились сведения об исторических личностях – могучих воительницах, не уступавших мужчинам в силе и боевых подвигах (Diod., Syc. II, 44–46; Pomp. Trogus., Hist. Philip. II, 1, 4; Arrian, Anab. VII, 13, 2–6; Сtesias. Persika, fr.). Женщин-воительниц сарматов на Дунае в 275 г. их врагам-римлянам не удавалось отличить от мужчин ни по поведению, ни по внешнему виду (SHA. Avrelian, 22). В архаичных сказаниях нартовского эпоса осетин – наследников сарматов – изредка упоминаются специальные отряды женщин-воинов [Калоев 1959], но они, вероятно, существовали и у древних савроматов (Herod., Hist., IV, 116)".

..................................

"Обратимся к материалам центральной части обширного сарматского некрополя, расположенного у устья Дона, на левом берегу, Высочино I, II, V с 58 курганами [Беспалый, Лукьяшко 2008; Яценко 2016а, 317–319, рис. 3), относящимися к среднесарматской и ранней стадии позднесарматской культуры (рис. 7, 1). Увы, лишь для части умерших достоверно определялся пол. Однако несомненно, что для каждого периода этого преимущественно элитного могильника женские курганы резко преобладали над мужскими и детскими. Это нетипично для многих синхронных позднесарматских некрополей, где преобладали мужчины (см., например: [Балабанова 2000]). В позднесарматское время ядро некрополя составляли четыре кургана аристократии (три из них – женские), причём каждый из них имел своеобразный тип могильного сооружения (!). Ограблен был лишь самый восточный женский курган (к. 12, группа II) (рис. 7, 2). Особенно интересны две женщины-воина (к. 10, группа I; к. 18, группа V) с парадным костюмом, включающим платье с глубокими, богато декорированными разрезами [Яценко 2015а; 2018а, рис. 4, 6–7]. С каждой из них связаны по два соседних кургана рядовых родственников или клиентов (взрослого и ребёнка). Наиболее высокий ранг в этом некрополе можно предполагать у женщины из кургана 10: во время поминок по ней на кургане были разбиты около 30 амфор с вином, с ней поместили три разных вида клинкового оружия (ср. то же на женской поминальной статуе III–I вв. до н. э. у храма Кызылуийк на северо-западе плато Устюрт в Западном Казахстане [Яценко 2018а, рис. 4, 1б; 2018б, 156, рис. 1, 2) и у мужчин на синхронных сарматских-угорских изображениях клада из Сапогово [Яценко 2000, рис. 3: 2]. Несколько уступала ей, вероятно, женщина из кургана 18, но она имела статусное оружие – топор, а также платье из шёлка (?), украшенное узором из золотых нитей, золотые аппликации на платье и головном уборе и множество дорогих импортных изделий. Как и в скифских Рядовых Могилах, фактически именно женщины-воины занимали центральное и почётное место в композиции некрополя".

07 июля 2022

"Вот какая у нас сторона! Уж самого необходимого, и то не скоро найдёшь!"

В современной России "до сих пор не существует чётких, прозрачных критериев экстремизма и соответствующих списков (номенклатуры) запрещённой символики и атрибутов", - говорится в сборнике "Современное язычество. Мнения, цифры, проблемы / сост. Е. Нечкасов. — Фонд традиционных религий, 2021. С. 14).

Похоже на то, что все мы живём в каком-то "размытом" поле неопределённостей, как "ёжики в тумане". Не только не существует чётких критериев экстремизма, но и не имеется чёткого и общепринятого определения, что такое человек. Или вот ещё: "Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство»" (Википедия). А что такое религия? — Тысяча мнений, многие из которых взаимоисключающие. Или что такое любовь? — "Если, - говорит Анна Каренина, - верно то, что сколько голов, столько и умов, то так же верно то, что сколько сердец, столько и родов любви". И так во всём. В мире нет ничего твёрдого и определённого, - один сплошной "кисель". Под этим углом зрения становится понятным библейское выражение "твердь небесная", потому что на земле, среди людей, никакой "тверди" нет, - всё расплывчато и неопределённо. 


Львы в Старой Европе.

Плиний Старший в "Естественной истории" сообщает, что во времена Александра Македонского львы ещё водились в Греции между реками Ахе­ло­ем и Местом.

На карте видно, что в древности львы обитали во всех странах Южной Европы. 

В связи с этим любопытно ещё раз взглянуть на ронделы и другие ограждения Старой Европы. Вот, например, реконструкция неолитического поселения Хаджилар в Малой Азии.

Эти стены вокруг поселения, - от кого они защищали местных жителей и их скот? От людей или от львов?


06 июля 2022

Полезный женский род

В племени кхаси, которое проживает в индийском штате Мегхалая и на территории Бангладеш, женщины становятся главами семей, а мужчины борются за равноправие и жалуются на дискриминацию даже на уровне языка: «Слово «дерево» в нашем языке мужского рода, а «древесина» — женского: как только что-то становится полезным, грамматический род слова меняется».

Источник 

Вот что значит быть главой семьи!

Гусь - герой.


Гея против Деметры.

seashellfreedom в записи "Элевсинские мистерии. Ч.1" противопоставляет "дикую" Гею "домашней" Деметре. Гея — врагиня Деметры, так как она
соучастница похищения девы Персефоны. Деметра есть богиня, прежде всего, злаков, а также окультуренной растительности, в то время как Гея порождает "дичь", всякого рода дикие цветы, например, тот же цветок нарцисс. Персефона сорвала нарцисс: дёрнула за «верёвочку», люк открылся, оттуда – шасть Аидоней, старичок-паучок, и нашу Кору поволок в уголок.

 

Минойские росписи в древнем Египте.

Источник - Фонд развития науки и культуры «Таволга»

В 1987 году в египетском дворцовом комплексе на памятнике Телль-эль-Даба были обнаружены фрагменты минойской настенной росписи. Минойские росписи относились к искусству Крита, и их открытие вдали от греческой цивилизации стало настоящей сенсацией. Поразительная находка была сделана командой египтолога Манфреда Битака в ходе раскопок, проводимых Австрийским археологическим институтом в Телль эль-Дабе (восточная часть Дельты).

Рис.1 — фрагмент росписи в Телль-эль-Дабе

Рис.2 — фреска из Кносского дворца

Главный сюжет росписей - таврокатапсия - ритуальные борьба и игры с быками, в которых участвуют несколько «акробатов». Количество найденных фрагментов превысило несколько тысяч. Техника исполнения и сюжет настолько напоминают минойские изображения, будто их перенесли сюда прямиком с Крита. Но как минойские фрески оказались в дельте Нила? Для поиска ответов на этот вопрос необходимо перенестись на несколько тысячелетий назад.

Рис.3 — фрагменты росписи в Телль-эль-Дабе

История поселения на территории Телль эль-Дабы уходит корнями в начало XII династии или даже в Первый Переходный период (кон. 3-го — начало 2-го тыс. до н.э). С конца XII династии сюда начали активно проникать азиаты. Появление чужеземцев привело не только к быстрому росту города, но и развитию межкультурных связей. Азиатские этнические группы (гиксосы) даже на какое-то время захватили значительную часть Египта, и город в XVII веке до н.э получил название Аварис. Это было место торговли как с внутренними районами Египта, так и с азиатскими странами и Кипром.

Однако вскоре египетское государство отвоевало обратно свои территории. Царь Яхмос разгромил гиксосов и основал новую династию. Во времена Тутмоса III и его сына Аменхотепа II на этом месте были выстроены три дворца, которые стали центром нового египетского города с названием Перу-Нефер. В двух дворцах экспедиция М. Битака обнаружила сенсационные минойские росписи. Учёный был уверен, что нашёл свидетельство пребывания в Телль эль-Дабе минойских мастеров. 

Рис 4. — раскопки Телль эль-Дабы

К сожалению, точного ответа на вопрос о происхождении минойских фресок в Перу-Нефер не удалось найти до сих пор. Кто был их творцом: приглашённые минойцы, азиаты или сами египтяне, позаимствовавшие сюжеты из минойского искусства? Мы этого точно пока не знаем. Но поскольку росписи в минойском стиле обнаружены также в поселениях Телль Кабри и Алалах (современные Израиль и Турция), открытие в Египте вносит важный вклад в изучение истории межкультурных взаимосвязей в Восточном Средиземноморье в эпоху позднего бронзового века.

------------------------------------------------------

Добавлю от себя пару слов.

Конечно, крито-минойские быки потому "прижились" в древнем Египте, что у египтян имелся аналогичный культ Аписа. 

Апис помог бы нам раскрыть тайну крито-минойских таврокатапсий, если бы у нас имелась информация об этом египетском культе. Но, к сожалению, все наши знания об Аписе исчерпываются несколькими строками в Википедии, а остальные сайты повторяют то, что и так уже известно.

Ликийские гробницы.

think_head выложил в своём блоге фотки ликийских гробниц (см. здесь). Когда-то тут был город Сидима, входивший в Ликийскую лигу, а теперь на этом месте расположена турецкая деревня Дудурга (Dodurga). Руины Сидимы раскинулись на несколько километров вокруг. Сами дома местных жителей частично построены из древних материалов, при том, что деревня была перенесена в это место около века назад.

Гробница между домами

05 июля 2022

Амазонка с зонтиком.

A lion hunt by an Amazone who has just wounded a lion, a servant holding a sunshade to protect her from the sun. From Yakto near Harbiye, second century AD, inv. 820. Источник картинки.

Амазонка, охотясь на льва, охраняется от солнца зонтиком, который держит другая женщина.

По словам Ибн Хаммада, солнцезащитный зонт был внешним атрибутом власти, отличавшим фатимидских халифов от остальных правителей ( Historie des Rois ´Obaidides ( Les Califes Fatimides) par Ibn Hammad. Alger, Paris, 1927, стр.14). С солнцезащитным зонтом фатимидские халифы не расставались; один слуга-саклаби держал такой зонт над головой имама ал-Мансура даже во время битвы.

И ещё цитата: "С давних времён зонт, более или менее роскошно украшенный золотом, шёлком или парчой, бусами и султаном, служил в Китае знаком власти. Представители различных рангов гражданской и военной администрации обычно появлялись в сопровождении носильщиков зонта положенного вида" (Источник).

Зевс верхом на козе.

"Если говорить о ездовом животном бога грозы, сведения о котором, правда, существуют лишь в балтском, германском и греческом материале, то в повозку балтского Перкунаса впряжён козёл (ožys), в повозку скандинавского Тора — два козла, Тангниостр и Тангриснир. Зевс же описывался эпитетом αἰγίοχος, означающий «наездник на козе» (αἰξ), и действительно, в одном из орфических гимнов молодой Зевс въезжает на Олимп верхом на козе" (Источник).

С другой стороны, "козёл — постоянный спутник Афродиты Пандемос. Баран часто появляется на монетах Кипра; Афродита Эпитрагия, восседающая на козле, была известна не только в Афинах.

Светильник из Кепского некрополя

Афродиту верхом на козле можно было видеть и в Элиде - то была статуя знаменитого Скопаса" (Источник).

Очень интересны параллели между Афродитой и изображениями средневековых ведьм. Вот парочка изображений на деревянных дощечках. Ведьмы отправляются на шабаш.

Ведьма сидит на козле задом наперёд, как и положено. Её окружают четверо Путти (Амуров) с символами алхимиков.


Ещё одна ведьма на козле.

И вот одно из изображений Афродиты  на античной камее (Источник).

О женоподобии Зевса я уже много говорил, и вот, пожалуйста, - ещё одно свидетельство.

04 июля 2022

Ужас жизни.

Артемида стоит и смотрит, как Геракл ломает рога священного животного...

Очевидно, ужас неизбывен. Ужас "прописан" богами на небесах как неотъемлемая часть земной жизни. Ну, типа, как кал или моча; человек без кала и мочи не может жить, не может быть. 

Я сегодня в городе, на автобусной остановке, видел умирающую кошку. Она лежала на боку и часто дышала; её открытые глаза смотрели, как по дороге проносятся мимо машины.

Кто-то положил перед ней мороженое, которое растаяло на горячем асфальте и растеклось лужицей молока; но кошка уже не замечала это молоко.

Подойдя поближе, я увидел дырку у кошки на боку; видно, кто-то пульнул в неё из пневматического пистолета. Ну и кошка пришла на остановку, видно, надеясь на помощь добрых людей. Потому что, когда наступает естественная смерть от старости, кошки, наоборот, стараются уйти от людей и умирают где-нибудь в безлюдных местах.

03 июля 2022

О первобытном инфантициде.

В статье "Загадка происхождения древнего племени Тода" говорится, что у этого матриархального племени "необычайное для большинства народов соотношение полов: на 20 девочек рождается 100 мальчиков". 

С другой стороны, римский историк Иордан называл патриархальную Скандинавию "мастерской (officina) племён и утробой (vagina) народов", откуда извергаются и извергаются всё новые и новые массы людей (Источник).

Если брать архаические общества, сохранившие традиционный образ жизни охотников и собирателей, то, как правило, детей у них немного. Цитирую, в качестве характерного примера: "Семьи у андаманцев никогда не были большими, в них, кроме мужа и жены, входят 1–2 ребёнка и иногда кто-нибудь из одиноких престарелых родственников" (Источник).

Опять же, если брать патриархальные общества, то они плодятся и размножаются со страшной силой. Патриарх, как Цезарь в Галлии, приходит, видит женщину и побеждает её.

Agostino Carracci (1557-1602). Bedroom Scene with a Man and Woman.

Поэтому женщины в патриархальных семьях всё время ходят беременными, с карапузом на руках, и цепляющимися за юбку детьми - "мал мала меньше".

В принципе, патриархат воспроизводит естественные, природные отношения. Например, кошка ежегодно приносит по пять котят. Представьте себе, что у вас - три кошки: через год у вас - 3 + 15 кошек, ещё через год - 3 + 15 + 15 кошек. Через 10 лет вы будете работать только на кошек; они вас сожрут.

02 июля 2022

О "проявлении" архетипов коллективного бессознательного.

Карл Юнг, в своё время, много говорил и писал об архетипах коллективного бессознательного. Но как убедиться в том, что они реально существуют? Архетипы — "дело тонкое": руками их не пощупаешь, на весах не взвесишь. По-моему, лучшим доказательством правоты Карла Юнга является тот факт, что одни и те же символы "проявляются" и действуют в культурах, удалённых друг от друга на тысячи лет и тысячи километров. 

Взять, например, свастику. Она уже "проявилась" в ближневосточной самаррской культуре ок. 6300 - 6000 гг. до н. э., когда ариев ещё и в проекте не было.

Источник картинки.

Где - Ближний Восток, и где - Северная Америка? Между ними - десятки тысяч километров. Не может быть и речи о каком-либо культурном заимствовании. Тем не менее, форма свастики использовалась некоторыми коренными американцами - в частности, хопи и навахо. Кстати, "т
радиционно хопи организованы в матрилинейные кланы. Когда мужчина женится, дети брака становятся членами клана жены" (Википедия).

Ковёр навахо. Источник картинки.


Детская фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Джона Кеннеди, в платье индейцев Навахо.

Индейцы племён навахо, папаго, апачи и хопи подписывают документ, в котором они отказываются от использования символа свастики в рисунках традиционного индейского искусства - одежде, украшениях и прочих бытовых вещах. Аризона, 28.02.1940 года.

Не может быть и речи о том, чтобы индейцы заимствовали свастику у своих кровных врагов - "бледнолицых собак". Нет, свастика была у индейцев задолго до прихода европейцев в Америку. Значит, она "проявилась" у индейцев так же, как недавно "проявился" образ Богородицы на стеклянной двери в реанимацию (см. Эпифания Богини).       

Гаргулья Фрайбургского собора.

В своём желании нассать на мир она конгениальна моему отвращению от этого мира.


 

30 июня 2022

Японские «женщины моря» и крито-минойские осьминоги.

Самыми знаменитыми (ну или как бы сейчас сказали «раскрученными») ловцами жемчуга в истории считаются японские «женщины моря» - Ама.

И вот что примечательно: Ама всегда были независимыми и занимали в своей семье не подчинённое, а лидирующее положение, ведь именно женщины-ныряльщицы считались кормильцами семьи. Им за столом подавалась первая чашка риса, более того — по традиции женщина-ама сама могла выбрать себе мужа. Правда, при этом заботы по дому с них никто не снимал.

Значит, матриархат обусловлен тем, что женщины - так, или иначе - выходят на "плато" самодостаточности, и это положение позволяет им, скажем так, проводить независимую (от мужчин) политику. 

Я полагаю, что хозяйственно самодостаточная женщина - это лишь один из вариантов, приводящих в конечном итоге к матриархальным отношениям в семье. Другой вариант - молодая и сексапильная женщина, благосклонность которой мужчины стремятся заполучить ухаживаниями и служением, по типу рыцарского. Третий вариант - ведунья, авторитет которой покоится на чувствах благодарности и почтения за исцеление, страха перед сверхъестественным.