Памятник «Дарующая воду» в Новороссийске.
![]() |
Источник картинки |
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
"... сообщение [о воле богов] может быть получено в прямой форме из уст
человека, впавшего в экстаз, или из сновидения. Экстаз и сновидение
считались видами божественной одержимости.
Однако более
надёжным, хоть и более трудоёмким способом узнать божью волю было
гадание, осуществлявшееся одним из трёх способов: экстиспиция (изучение
внутренностей жертвенного животного), авгурство (гадание по полёту птиц)
и, наконец, способ, вероятно, представлявший собой своего рода бросание
жребия. Это была специальность некоторых женщин-ворожей, которых
называли попросту «старые женщины». «Старые женщины» (фамильярный термин, несомненно,
заимствованный из деревенского языка) были носителями простейших
магических формул. Лишь в тех случаях, когда магический ритуал сочетался
с религиозными элементами, в дело вступали, жрецы, авгуры и провидцы
(то есть лица, обученные специальным дисциплинам).
Искусство гадания хетты унаследовали от передававшихся из
поколения в поколение учений вавилонских провидцев. Считалось, что боги
слали своим почитателям весть о судьбе, уготованной им, в виде знаков и
предзнаменований (ими могли быть практически любые явления, выходящие
из обыденного ряда). В особенности это относилось к виду внутренностей
жертвенного животного. Определенная конфигурация печени и других
потрохов, некоторые особенности полета птиц и другие явления считались
благоприятными, другие — неблагоприятными (принципа, на которых
зиждились эти суждения, в большинстве случаев остаются малоприятными).
Хетты,
как и другие древние народы, всегда сообразовывались с
предзнаменованиями, собираясь предпринять военный поход или другое
важное дело. Они прибегали к этому традиционному обычаю также и для
того, чтобы выяснить причины божьего гнева. Благоприятное
предзнаменование рассматривалось как эквивалент «да», а неблагоприятное
как «нет»".
Источник: А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. авторы "История Древнего мира. Древний Восток", Минск, Харвест, 1999, с. 519-526.
(Автор - Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по ХУІІІ в.).— Новосибирск: Наука, 1980)
Общественный строй [жителей Прибайкалья эпохи верхнего палеолита] представлял собой матриархальную родовую общину (с. 69).
Полного расцвета неолитическая культура жителей Прибайкалья достигла на серовском этапе — в первой половине III тыс. до и. э. «Серовское время в Прибайкалье является временем расцвета родового строя, основанного на материнском праве» (с. 70).
Учёными установлено, что ещё в начальной стадии развития человеческих коллективов определялась известная избирательность охотничьей деятельности: из всего разнообразия окружающего зверья и дичи люди охотились преимущественно на одних и тех же животных. Поэтому, как утверждает Ю. И. Семёнов, жизнь каждого коллектива и всех его членов была тесно связана с животными определённого вида. Эта объективно существовавшая связь человека и животного не могла не осознаваться людьми. Возникает убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют общность, члены которой, несмотря на все различия, в сущности тождественны друг другу, представляют единое целое. С закреплением такого убеждения слово, обозначающее вид животных и каждое животное, принадлежащее этому виду, стало одновременно обозначать человеческий коллектив и каждого из его членов, стало чувственным, наглядным воплощением общности человеческого коллектива. Так возникло то верование, которое в этнографической литературе получило название «тотемизм».
По археологическим данным А. П. Окладникова, в производственном культе серовцев, в их верованиях и обрядах центральное место занимал лось. Вкушение мяса лося или оленя совершалось в соответствии с традиционными правилами, оно имело характер ритуального акта. Кости животного после трапезы хоронили по особому ритуалу и тщательно оберегали от осквернения.
"Почему именно эпилептики — лучшие шаманы? Потому что эпилептический припадок с его ритмическими судорогами и выгибаниями древние понимали как половой акт с невидимым партнёром, с духом, божеством, тотемным животным. Эпилептички были первые жрицы. Остальные потом научились или симулировать эпилепсию, или вызывать эпилептоидные кризы искусственными средствами. Мужчина-эпилептик тоже рассматривался как священный объект любви бога-духа, как женоподобный мужчина, как андрогин", - говорит Р. Г. Назиров.
Вполне понятно, что многочисленные истории о сексуальных связях женщин с быками, козлами, медведями и пр. не такие уж и беспочвенные. С одной стороны, менструальное табу заставляло женщину самоизолироваться на период месячных, с другой стороны, посторонние люди могли слышать крики, похожие на те, которые женщины издают при пароксизмах страсти. Родственники могли быть свидетелями телодвижений, похожих на сексуальные.
При этом, конечно, могло возникнуть подозрение, что женщина одержима (кстати, лат. epilepsia от др.-греч. ἐπιληψία ← ἐπίληπτος «схваченный, пойманный, застигнутый») каким-то богом или духом.
"[В эпоху раннего матриархата] всякая инициатива, социальная и половая, исходила от женщины; девушки выбирали себе мужей, а молодые люди пассивно ждали выбора; муж в ранней семье занимал подчинённое место.
Вспомним для примера шумерский миф о нисхождении в преисподнюю богини Инанны (Иштар). Она не могла вернуться на землю иначе, как по законам преисподней, т. е. оставив кого-то под землёй вместо себя. Инанна предаёт своего мужа — пастуха Думузи [1], и демоны подземного мира хватают его и разрывают на части. В итоге Думузи проводит половину года на земле, а половину — под землёй, как в греческом (стадиально позднейшем) мифе похищенная Аидом Персефона. «Таким образом, шумерский бог Думузи оказывается убиваемым и воскресающим божеством, хотя, может быть, не столь ярко выраженного характера, как Осирис и малоазийские божества» [2]", - пишет Р. Г. Назиров.
Да, это очень интересная идея — сравнение Думузи с Персефоной.
По всей видимости, Думузи — не собственно шумерское божество, а персонаж из более древней, субарейской мифологии, уходящий корнями в культуру Эль-Убейда и может быть ещё глубже, к Хассуна-Самаррской и Халафской культурам.
Поскольку Думузи — пастушок, это сближает его с быком. Ну а бычок в матриархальных культах — это всегда персонаж, вокруг которого разыгрываются "страсти" (в смысле: страдания).
"Понятие «страх перед кастрацией», созданное З. Фрейдом, имеет реальную основу; только объяснение этого древнего феномена психики у Фрейда абсолютно несостоятельно. Не мифическое любовное соперничество сыновей с патриархом (явление в любом случае позднее и частного характера), а вражда полов в раннем матриархате — вот что явилось истоком «страха перед кастрацией». Ибо в этой борьбе полов обычай убиения взятых женщинами в плен насильников был постепенно заменён кастрацией пленников", - говорит Р. Г. Назиров.
Лично я никогда в жизни не испытывал «страх перед кастрацией», и если б я не прочёл об этом страхе в научно-популярной литературе, я бы вообще не знал, что такой страх реально существует у мужчин. Поэтому, мне кажется, что здесь существует какая-то надуманность. Очевидно, Фрейд свои собственные психические "заморочки" экстраполировал на весь мужской пол.
Что касается "обычая убиения взятых женщинами в плен насильников и постепенного заменения убийства на кастрацию пленников", то мне такой обычай не известен. Я, в принципе, допускаю, что нечто подобное имело место быть в архаических матриархальных обществах, но свидетельств такой практики не имеется. Поэтому, до появления доказательств или хотя бы намёков на существование кастрации мужчин-насильников в матриархальных обществах, будем считать предположение Р. Г. Назирова чисто спекулятивным.
"Греческий миф об амазонках отражает картину раннего матриархата: независимое существование женского рода, дислокальность проживания супругов, ограниченность брачных встреч и вооружённая борьба против каких бы то ни было попыток навязать женскому роду более тесные контакты с мужчинами" (Р. Г. Назиров).
"Все дети, ещё не прошедшие инициаций, жили тогда [в раннематриархальную эпоху] с матерями, помогая им, разделяя их общественные и хозяйственные заботы. Девочки оставались в материнском роду; выходя замуж, они только на короткое время (после весеннего сева) сходились с мужьями; в развитом матриархате мужья приходили в род жены. В материнском роду всегда было известное количество мальчиков. Вплоть до середины XX века у папуасов Новой Гвинеи мальчики, ещё не прошедшие инициаций, спали в «женском доме»; переходом служила жизнь в домах для инициаций; пройдя инициации, мальчик превращался в молодого воина, переходил в совершенно иной мир. Но больные, слабые, увечные мальчики, которые заведомо не могли или не умели пройти инициации, оставались в материнском роду, выполняли женские работы и не имели никакой надежды на брак. На них в очень широких пределах распространялось понятие женственности. Мальчики, не прошедшие инициации, рассматривались воинами как женоподобные. К ним и относились в сексуальном плане как к девушкам или женщинам.
Ярким отражением этой культурной стадии является образ юного Ахилла, скрытого его матерью Фетидой на острове Скирос среди дочерей Ликомеда. Ахилл был переодет девочкой. Судя по этому классическому мифу, его нельзя было отличить от скиросских царевен (хотя одну из них он успел сделать матерью). Разумеется, у великого скептика Гомера не осталось ничего от исходного смысла этого мифологического мотива. В палеолите причиной такой травестии мальчика было стремление к тому, чтобы женское божество огня (покровительница материнского рода) приняло мальчика за девочку. В ту эпоху, к которой восходит этот миф, мальчики и девочки носили одинаковую одежду, обычно именно ту, которую продолжали носить девушки и после своих инициаций. Это никого не удивит, если вспомнить, что вплоть до XX века в Европе, преимущественно в буржуазных, мещанских кругах, маленьких мальчиков заставляли носить платья девочек.
![]() |
Императрица Мария Федоровна с сыном, будущим императором Николаем II |
"В религиозных верованиях эскимосов преобладали женские божества. Главным из них была морская владычица Седна, известная в различных районах расселения эскимосов также и под другими именами, означавшими «она там, внизу», «старая женщина», «мать моря» и т. п. Образ её везде был одинаков. Эскимосы представляли её в виде старой женщины, живущей на дне моря и повелевающей морскими животными, которых она время от времени даёт людям. Седна, так же как и другие женские божества, враждебна мужчинам. Мужа у неё, по одним мифам, совсем нет, по другим — это кобель, по третьим — мужчина, занимающий в её доме подчинённое положение. На суше Седне соответствовали «лесная хозяйка» у эскимосов тихоокеанского побережья и «мать-карибу» — у эскимосов Гудзонова залива. Некоторые эскимосские группы, например, нетсилик, верили, что Нулиахук, как они называли морскую хозяйку, повелевает не только морскими животными, но и оленями-карибу, и речными рыбами, и птицами.
![]() |
Sculpture of Sedna, the goddess of the sea in Inuit culture, at the old harbour in Nuuk, Greenland. |
У медных эскимосов шаман, заклиная снежную бурю, обращается к морской хозяйке. Медные эскимосы, как и эскимосы-нетсилик, считали «великую женщину» самой могучей и всесильной из духов. По наблюдениям Ф. Боаса, центральные эскимосы верили, что Седна правит и в загробном мире, являясь хозяйкой одной из мифических стран, куда отправляются души умерших. Культурные герои у эскимосов также преимущественно женщины. Надо полагать, что религиозные верования эскимосов, в которых господствовало женское начало, сформировались при матриархате.
Традиции и предания группы обычно могут храниться и передаваться потомству как мужчинами, так и женщинами. У эскимосов Гудзонова залива мужчины рассказывают то, что они сами видели и слышали, женщины же хранят и передают потомкам традиции, исторические рассказы и предания своей группы. Бабушки передают мифы и легенды внукам.
У эскимосов-нетсилик предания также рассказываются детям их матерями и бабушками. При этом интересно отметить, что, по словам К. Расмуссена, нетсилик считали свои предания подлинной историей. Предания и мифы образовывали основу религии и взглядов на жизнь. Нетсилик всегда ссылались на свои предания при обсуждении духовных вопросов. Отсюда следует, что женщины являлись хранителями не только преданий как таковых, но и исторических традиций и всей совокупности религиозных представлений нетсиликов и обеспечивали преемственность духовной жизни общины от поколения к поколению".
(Лев Абрамович Файнберг. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., Издательство «Наука». 1964. С. 205 и сл.)
"На окраине столицы Чехии специалисты из Института археологии Чешской академии наук обнаружили так называемую ронделу.
![]() |
Вид сверху / ©Archeologický ústav AV ČR |
Археологи обнаружили не только саму кольцевую канаву, но и отверстия в земле: желоба, в которые, скорее всего, были вставлены деревянные конструкции. Исследователи также отметили, что у строения, которое, видимо, в неолите возвышалось над ронделой, были три отдельных входа. Ранее неподалеку нашли неолитическое поселение, существовавшее в V тысячелетии на протяжении 300-400 лет.
"Во время раскопок в Южном Китае в погребениях возрастом девять тысяч лет археологи нашли керамические сосуды со следами пивного напитка. Так как выращивание окультуренного риса в долине реки Янцзы на юге Китая началось только 8000-6000 лет назад, учёные предполагают, что в более ранний период жители региона целенаправленно собирали и обрабатывали дикий рис для производства ритуального напитка" (Источник).
Ну что-ж, вполне возможно, что аналогичным образом поступали и жители ближневосточного "полумесяца плодородных земель". Тогда выходит, что первоначально зёрна дикорастущей полбы собирали для приготовления пива, а изготовление хлеба появилось позже, как побочный продукт пивоварения.
"Публицисты-славянофилы рассматривали общину как исконную основу русской жизни, а близкий к славянофилам историк И.Д. Беляев писал о том, что у славян издревле, ещё до Рюрика, существовало «общинное вечевое устройство». В.И. Сергеевич и его последователи (М.Ф. Владимирский-Буданов, М.А. Дьяконов и др.) разработали так называемую земско-вечевую теорию, согласно которой древняя Русь состояла из множества небольших государств — волостей, главным органом власти в которых было вече, собрание всех свободных и полноправных жителей волости мужского пола. Вече на Руси существовало с «незапамятных времён» (В.И. Сергеевич находил его следы даже в русско-византийских договорах X в.) и постепенно сошло на нет после монголо-татарского нашествия и связанного с ним усиления княжеской власти. В Новгороде же и в некоторых других землях вече сохранилось дольше и исчезло только после их присоединения к Москве" (Источник).
"Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевёрнутого треугольника.
Вопрос: Почему всегда создаётся ощущение, что мужчина ищет в женщине мать?
Ответ:
Потому что он всё время остаётся ребёнком. Даже если он развивает
промышленность, технологии, науки, искусство и т.д., он всегда
руководствуется своей фантазией, похожей на детскую фантазию. Даже
кулинары и повара получаются из мужчин лучше, чем из женщин. И так во
всём. Но именно потому, что мужчина остаётся ребёнком.
В
мужчине нет репродуктивной функции. Он не рожает следующую ступень,
представляющую собой новое поколение в нашем мире или духовную ступень в
Высшем мире. Для этого ему необходима женская часть. Только через неё
он может себя воплотить.
Женщина берёт от него семя – или его духовную, или его биологическую часть, и развивает.
Михаэль Лайтман
----------------------------------------------------------------
Ну, собственно, евреи чаще всего поступают именно как женщины: берут духовную часть того народа, на территории которого они проживают, и развивают её.
Потом, конечно, эти "откровения" обрастают всякого рода толкованиями, на которые, в свою очередь, наслаиваются новые толкования... Но самое "ядро" мифов всегда "соткано" из того же "вещества", что и сновидения. Карл Юнг хорошо обосновал и доказал это с научной точки зрения.
Конечно, при этом нельзя не припомнить советский "научный атеизм". Как мы все помним, в СССР антирелигиозная пропаганда утверждала, будто мифы были выдуманы хитрыми жрецами, "подельниками" царей. Мифы якобы нужны были правящим классам для "одурманивания" народа. Вот такая "наука" была в приснопамятном СССРе.
Я уже говорил о том, что самая суть и корневая сущность человеческого в человеке [1] подобна снежной бабе. Эту "бабу" называют душой в просторечии.
Когда накатывают снежный ком для бабы, в снегу могут оказаться и какашки, извиняюсь за выражение. Ну да, какая-нибудь собака присела по нужде и сделала кучку, а потом эту кучку присыпало снежком. Кроме собачьего дерьма в снегу может оказаться всё что угодно - сигаретный "бычок", фантик от конфеты, опавшие листья с деревьев... И всё это оказывается внутри "тела" снежной бабы. Да, бывает и так, что на вид снежная баба хороша собой, а внутри у неё - говно.
Обычно боги или богини Солнца рассматриваются как второстепенные персонажи в пантеонах архаических культур.
По предположению этнографа Артура М. Хокарта, культ Солнца выходит на передний план в тех культурах, где увеличивается роль «священного царя».
Классический пример — Эхнато́н («Полезный для Атона») древнеегипетский фараон-реформатор из XVIII династии, известный до 5-го года своего правления как Аменхоте́п IV («Амон доволен»). В начале правления он прибавил к своему имени формулу «исключительный для солнца» и решил сделать ранее малоизвестного бога Атона, олицетворяющего солнечный диск, верховным божеством Египта.
Фараон Эхнатон со своей семьёй совершают подношения Атону. Атон представлен солнечным диском с лучами, заканчивающимися ладонями.
Блогер anchoret, по всей видимости, православный поп, так как в комментах его называют "батюшкой", в записи Кое-что о сотериологии говорит, что его смущает фраза "Пресвятая Богородице, спаси нас!" Спасает, дескать, всё-таки, Господь...
"Я нисколько не склонен принижать значение Божией Матери в деле нашего Спасения, "яко Спаса родила еси душ наших". Церковь воспевает Богородице "спаси нас", а я с Церковью. Просто разобраться хочу, относительно происхождения и смысла прошения о спасении, адресованного к Приснодеве", - пишет anchoret.
Я прочитал весь тред комментов к его записи. vera_z говорит, что "это с Халкидоном связано. Тогда распорядились о заключительных прошениях именем Б(ожией) М(атери) и вообще подчёркнуто возвысили Её положение". На самом деле, тут речь идёт не о четвёртом, Халкидонском, а о третьем, Эфесском, соборе. Цитирую Википедию:
"Поводом для созыва Эфесского Собора был конфликт между архиепископом Константинопольским Несторием и патриархом Александрийским Кириллом. Несторий считал, что Пресвятая Дева Мария родила человека, соединённого с Словом Божьим. Он также предложил именовать Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Матерью Христа (Христородицей). Патриарх Кирилл Александрийский стоял на позициях имени Богородица и за соединение двух ипостасей. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл Александрийский написал против Нестория свои 12 анафематизмов. В 431 году в связи с учением, которое распространял Несторий, по инициативе Кирилла Александрийского было принято решение о созыве церковного собора".
![]() |
Фреска, посвящённая полемике Кирилла Александрийского и Нестория |
В записи "Луканы: истинные язычники" мимоходом говорилось о мальчиках-виночерпиях на древнегреческих пиршествах-симпосиях.
У блогера anchoret запись "Кое-что о виночерпиях" — как раз в тему.
"Нередко спрашивают, что за мальчик сидит на коне позади св.Георгия. У этой довольно поздней истории несколько вариантов, но они сходятся в одном: некий юноша был похищен мусульманами, за свою миловидность был взят в услужение какому-то эмиру, но чудесным образом св.Георгий изъял его из обращения и вернул домой в тот самый момент, когда тот подавал что-то в кувшине своему хозяину. С кувшином неудобно получилось: в одной из версий в нём была не вода, а вино, хотя какое может быть вино у мусульман? Поэтому вода. А откуда тогда идея с вином?
Неповторимый шедевр Bee Gees.
Говорят, Кармина Зеленыш делает фигурки "венер" по мотивам искусства эпохи палеолита.
![]() |
Источник картинки |
Симпатишный "новодел". Я бы купил себе такую вещицу.
В геометрии Евклида две параллельные линии никогда не пересекаются, а в геометрии Лобачевского они пересекаются в бесконечности. Это один из примеров того, как мир, в котором мы живём, буквально соткан из парадоксов. Логически мыслящий примитивный ум не замечает этих антиномий, но гений - "парадоксов друг" (© А. С. Пушкин) - прозревает антиномично-парадоксальное устройство вселенной.
И вот эта "чудесатость" мира позволяет рассматривать время как "линейную" и "нелинейную" величину одновременно. Мы живём во времени, которое "течёт" из будущего в прошлое, но, вполне возможно, что, при отсутствии наблюдателя, время "свёртывается" в свиток, как небо Апокалипсиса (Откр. 6:14). И - в таком случае - посмертного небытия просто нет, и за последним выдохом умирающего следует первый вдох родившегося младенца. Между выдохом и вдохом — буквально мгновение в нелинейной геометрии Лобачевского, хотя в геометрии Евклида между ними проходит около 30 000 000 000 лет.
Как ни странно, но такие "размышлизмы" кажутся мне более убедительными, чем христианская вера в воскресение мёртвых. Я не отрицаю эту веру, но, мне кажется, что если бы даже и не было воскресения Иисуса Христа, к идее воскресения можно было бы прийти просто из наблюдений за парадоксальным устройством вселенной.
Слово "педофилия" произошло от др.-греч. παῖς, р.п. παιδός — «ребёнок» и φιλία — «любовь». Следовательно, педофил - это "любитель детей". Все бабушки и дедушки просто обожают своих внуков и внучек, души в них не чают. В этом смысле их можно назвать педофилами. В этом же смысле я называю педофилами и эскимосов. Потому что я вместе с ними не спал под одной шкурой в иглу, и о том, чего не видел собственными глазами - т. е. о сексуальных отношениях между взрослыми и детьми - писать не буду.
Л. А. Файнберг сообщает в своей монографии "Общественный строй эскимосов и алеутов" (с. 194-195):
"Среди всех эскимосов было широко распространено «усыновление» детей. Например, Т. Матиассен указывает, что из 18 детей, живших у залива Рипалс в 1921—1922 гг., восемь, т. е. почти половина, были приёмышами. Дети большей частью усыновлялись вскоре после рождения. Усыновление не вызывалось бедностью родителей ребёнка и невозможностью прокормить многочисленную семью, а являлось своего рода сделкой. Усыновивший платил за ребёнка его родителям. Но, по мнению того же Т. Матиассена, родители часто отдавали своего ребёнка в усыновление в знак дружбы или родства. Плата за ребёнка в таких случаях была очень мала. Эскимосы-карибу платили за ребёнка только в том случае, если он был старше пяти лет, дети меньшего возраста отдавались в усыновление бесплатно. В Гренландии в XVIII—XIX вв. усыновление или удочерение было весьма распространено, и приёмный ребёнок пользовался теми же правами, что и родной. В начале XX в. в Гренландии приёмный сын становился единственным наследником приёмных родителей, если те не имели своих сыновей".
![]() |
Прото-иранец, алакульская культура (бронзовый век). Источник картинки. |