15 сентября 2022

Рондела на окраине Праги.

"На окраине столицы Чехии специалисты из Института археологии Чешской академии наук обнаружили так называемую ронделу.

Вид сверху / ©Archeologický ústav AV ČR

Ронделу, найденную на окраине Праги, датировали по радиоуглеродному методу 4900-4600 годами до нашей эры, что совпадает с возрастом большинства таких находок в Центральной Европе. Её диаметр — 55 метров.

Археологи обнаружили не только саму кольцевую канаву, но и отверстия в земле: желоба, в которые, скорее всего, были вставлены деревянные конструкции. Исследователи также отметили, что у строения, которое, видимо, в неолите возвышалось над ронделой, были три отдельных входа. Ранее неподалеку нашли неолитическое поселение, существовавшее в V тысячелетии на протяжении 300-400 лет.

Как правило, ронделы находят рядом с так называемыми длинными домами — особым типом жилища раннего неолита. Это вытянутое строение с одной общей комнатой. Конечно, возникает вопрос: если люди жили в длинных домах, то зачем они строили нечто, от чего нам остались лишь кольцевидные канавы?

Руководитель раскопок Мирослав Краус (Miroslav Kraus) так отвечает на этот вопрос: «Одна из гипотез заключается в том, что такое сооружение могли использовать как экономический центр, центр торговли. Также это мог быть центр какого-то религиозного культа, где проводились обряды или ритуалы, связанные с временем года».

Учёные обычно связывают строителей рондел с культурой линейно-ленточной керамики и её позднейшими развитиями. Эта культура, по современным представлениям, сформировалась на среднем Дунае (в том числе — на территории сегодняшней Чехии).

Носители культуры линейно-ленточной керамики селились на плодородных землях по берегам рек и почему-то избегали морского побережья. Основным занятием этих людей долго считали подсечно-огневое земледелие: они выращивали пшеницу, реже — рожь и ячмень. Однако сейчас, благодаря археологическим находкам, стало ясно, что они успешно совмещали земледелие и скотоводство: разводили крупный рогатый скот, а также свиней и коз" (Источник).

--------------------------------------------------------------------------------------

Выскажу здесь своё предположение насчёт функционального предназначения рондел.

Как мы знаем, количество обнаруженных рондел исчисляется уже сотнями, а это значит, что, по всей видимости, возле каждого более или менее крупного староевропейского поселения существовала своя рондела. С другой стороны, исходя из невероятной трудоёмкости сооружения рондел, можно прийти к выводу о том, что их строили мужчины, а не женщины. При таком раскладе приходит на ум такое широко распространённое явление архаических обществ как "мужские дома". 

Получается, что женщины "верховодили" в "длинных домах", а мужчины "кучковались" в "мужских домах" внутри рондел.

Вот как описывает Л. А. Загоскин мужской дом эскимосов Юкона и Кускоквима: «На каждом туземном жиле есть общественное здание, известное нам по кадьякскому произношению под названием кажима... В кажимах мужчины производят все свои домашние работы: выделывают шкуры, плетут морды, связывают нарты; в кажимах производятся и решаются все совещательные дела жителей; кажим заменяет гостиную при приёме гостей, столовую при угощении их, зал при общественных игрищах, спальни вообще всего мужского народонаселения, исключая младенцев, наконец, бани, которые составляют одно из первейших наслаждений всего племени народа Канг-юлит». Далее
Л. А. Загоскин указывает, что пищу в кажим приносили женщины. В сходных чертах описывает Э. Нельсон мужские дома эскимосов Берингова пролива. Он указывает вместе с тем, что женщины допускались в кажим только на время и при некоторых обрядах, вообще же вход им был воспрещён.

Можно также сделать предположение, что ронделы большую часть года пустовали, а заселялись лишь с наступлением зимы ок. 1 ноября. Зима была одной сплошной "неделей" (т. е. ничегонеделанием) и праздником, временем общественных игрищ и религиозных обрядов. С приходом весны ок. 1 марта мужчины возвращались с своим рутинным земледельческим работам. 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий