"Публицисты-славянофилы рассматривали общину как исконную основу русской жизни, а близкий к славянофилам историк И.Д. Беляев писал о том, что у славян издревле, ещё до Рюрика, существовало «общинное вечевое устройство». В.И. Сергеевич и его последователи (М.Ф. Владимирский-Буданов, М.А. Дьяконов и др.) разработали так называемую земско-вечевую теорию, согласно которой древняя Русь состояла из множества небольших государств — волостей, главным органом власти в которых было вече, собрание всех свободных и полноправных жителей волости мужского пола. Вече на Руси существовало с «незапамятных времён» (В.И. Сергеевич находил его следы даже в русско-византийских договорах X в.) и постепенно сошло на нет после монголо-татарского нашествия и связанного с ним усиления княжеской власти. В Новгороде же и в некоторых других землях вече сохранилось дольше и исчезло только после их присоединения к Москве" (Источник).
"Новгородская феодальная республика формально управлялась князем, но реально система управления может быть представлена в виде перевёрнутого треугольника.
Реальная власть была у Вече и бояр. Достаточно сказать, что именно вече назначало князя, и оно же могло его изгнать. Князь мог быть призван новгородцами, но мог быть и изгнан, что случалась часто. С князем заключали дар (договор), в котором указывали права и обязанности князя. Князь рассматривался только в качестве защитника от иностранных захватчиков, но не имел никакого влияния на внутреннюю политику, а также на назначение/смещение должностных лиц. Достаточно сказать, что за 12-13 века князья в Новгороде менялись 58 раз! (Источник)
"... У новгородцевъ не было князей, и народъ управлялся старшинами общинъ
и вѣчемъ; то же устройство находимъ и у лютичей по свидѣтельству Дитмара
Мерзебургскаго. Онъ говоритъ: «у всѣхъ такъ называемыхъ лютичей ни въ
одномъ племени (?) нѣтъ владѣтеля. Они во всѣхъ дѣлахъ поступають по
общему согласію, разсуждая о томъ, что имъ нужно, на общемъ совѣтѣ» …
>
... новгородцы были прямые враги всякаго легитимизма; народное вѣче не
признавало надъ собою здѣсь никакой высшей власти, никакого высшаго
права" (Источник).
"В декабре 1406 г. тысяцкий заявил новгородским купцам, что по поводу их
дела «он не будет говорить один от имени Великого Новгорода; на это
должна быть воля Божья и Великого Новгорода» (he en reide allene vor
Grote Nougarde nicht, it wer Godes wille und Grote Nougarden).
Формально вече (ding) здесь не упомянуто, но назван политический
субъект, который принимает решения на вече, — «Великий Новгород»,
новгородцы. О том, что это именно так, есть множество свидетельств.
Например, в том же 1406 г. по поводу очередного спорного вопроса
немецкие купцы обратились к тысяцкому. Тот же заявил, что, прежде чем
дать ответ, «он посоветуется с Великим Новгородом на общем вече» (myt
Groten Naugarden in deme ghemeynen dinge)" (Источник).
Комментариев нет:
Отправить комментарий