05 октября 2022

Страна непуганых педофилов.

Из статьи "Обзор сексуального поведения учащихся старших классов" (автор статьи — Зернов Дмитрий Васильевич, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия):

"В докладе представлены отдельные результаты социологического исследования «Образ жизни и здоровье нижегородской молодёжи», проведённого в ноябре 2015 г. кафедрой прикладной социологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. В опросе приняло участие 836 юношей и девушек в возрасте от 15 до 25 лет, из них – 158 учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Нижнего Новгорода. 

Имели сексуальные контакты примерно треть старшеклассников, среди юношей – 43%, среди девушек – 29%. Средний возраст сексуального дебюта у юношей составляет 15,4 лет, у девушек – 15,6 лет. Большинство юношей отмечает, что первый сексуальный контакт у них произошёл в возрасте 15 лет (45% от имевших половую близость). На более ранний возраст сексуального дебюта (14 лет) юноши указывают вдвое реже, чем на более поздний возраст (16-17 лет). Большинство же девушек возрастом сексуального дебюта называет своё шестнадцатилетие (46%). Однако немало среди них имевших половую близость в более раннем возрасте: не менее десятой части школьниц указывают, что их первая сексуальная связь была до 14 лет" (Источник).

Да, уж... Сколько же педофилов разгуливает на свободе! Плюнь на улице, и попадёшь на педофила. 

Я напомню, что в соответствии со статьёй 134 УК РФ, "половое сношение с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, совершённое лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается ограничением свободы на срок до четырёх лет" (Источник).

Эх!.. Сколько же дармовой рабсилы упущено! Ведь каждый третий мог бы четыре года бесплатно работать на "стройках коммунизма"!   

Рождение феминизма.

Существует мнение, что «феминизм, как стремление женщины освободиться от опеки мужчины и заставить его считаться со своими личными, индивидуальными качествами ... существовал всегда», что феминистками были ещё греческие гетеры и средневековые жрицы — царицы так называемых «судов любви» (См. Ламброзо П. Женщина, её физическая и духовная природа и культурная роль. СПб., 1910).

Но если не "растекаться мысью по древу", следует иметь в виду, что в собственном смысле слова феминизм возник как реакция на Французскую революцию с её «Декларацией прав человека и гражданина», первая фраза которой гласила: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Дело в том, что женщины были исключены и из числа тех, кто, как предполагалось, должен был обладать правами человека. Реакцией на это, собственно, и было возникновение феминистского движения, охватившего в разных странах не только женщин, но и мужчин.

Во Франции видное место в этом движении занимала Олимпия де Гуж, которая в 1791 году, через два года после объявления «Декларации прав человека и гражданина», продиктовала «Декларацию прав женщины и гражданки», где требовала, чтобы права человека, в том числе и политические, распространялись как на мужчин, так и на женщин. «Декларация» стала первым политическим документом феминизма. За эту акцию Олимпия де Гуж была приговорена к смертной казни и казнена в 1793 году.

Плоть и кровь.

Ритуальный погребальный сосуд, культура Марлик, Гилян

Очевидно, в такой сосуд наливали вино и оставляли его в могиле рядом с покойником... 

И как тут не вспомнить слова Иисуса Христа на Тайной вечере, обращённые к ученикам?! "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6, 53-54). 

Этот артефакт в очередной раз свидетельствует о жертвенной сути божества, представленного в образе быка. 

Я думаю, в своё время жители Гиляна "причащались" плоти этого божества, вкушая идоложертвенное мясо быка, а покойникам предлагали ещё и "причаститься" его крови, дабы иметь жизнь вечную. Впрочем, возможно, из таких сосудов "причащались" и живые.  

Упряжка зебу с ярмом и плугом, бронза, Марлик Тепе

А это изображение не напоминает ли слова Иисуса Христа о том, что праведная жизнь хоть и трудна и тяжка, но она есть подлинное благо?
«Иго Моё благо, и бремя Моё легко». Вот такой незамысловатый "путь спасения": "кто не несёт креста ярма своего, тот не причастится жизни вечной". 

04 октября 2022

О "громовом знаке" Перуна.

"Древнейшее в Индии изображение колеса с шестью спицами — литой амулет из Мергарха-на-Болане (западный приток Инда, Балучистан)", - сообщает А. А. Семененко в "Очерках истории (пре)хараппского искусства Северо-Западного Индостана" (Т.II, Воронеж, 1018).

Амулет в форме колеса, медь, Мергарх, ок. 4000 г. до н. э.

Посмотрим, в каком контексте изображается это колесо в индо-хараппской культуре.

Ну, чаще всего это колесо можно увидеть рядом с единорогом.

Оттиск печати М-6, Мохенджо-Даро, Зрелая Хараппа

materialismus absurdissimus

"Наш мозг на 75% состоит из воды. То есть самый главный орган, наш ум, наша память, управление телом и эмоциями, хранилище всех навыков и знаний, привязанность и любовь, ответственность и справедливость, разум, совесть и мораль контролируются... водой", - прочитал я в Дзен-канале "Что, кто и где?".


Ну да, - подумалось мне. - А потом разум, совесть и мораль вместе с мочой сливаются в унитаз и по трубам канализации попадают в очистные сооружения. Там моча отделяется от разума, и чистый разум вместе с чистой водой вливается в реку, а оттуда - в море, и в конечном итоге оказывается в Мировом Океане.

Всё прямо как в фантастическом романе Станислава Лема «Соля́рис», описывающий взаимоотношения людей будущего c разумным Океаном планеты Солярис.

Хочешь набраться разума? Чего же проще?! Попей дождевой водички, - и будет тебе счастье. Ибо в Мировой Океан сливается моча всех людей, когда-либо живших на Земле.    

Сома в индо-хараппской культуре?

"Самый частый сюжет миниатюрных печатей (1159 раз) Зрелой Хараппы (2600-1900 гг. до н. э.) — бык-единорог. Чаще всего (но не всегда) он изображается со стоящей перед ним решётчатой цедилкой над полусферической чашей на подставке для стока жидкости для питья", - сообщает Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018, с. 257). "Примечательно, - добавляет он, - что блюда и чаши на подставке ставили в могилу либо у головы умершего". И вот самое главное: "Сюжет печатей с быком-единорогом имеет прямые параллели в Ригведе: Сома, пройдя через цедилку (павитра) с 1000 протоков, стекает в чаны или кувшины". Причём сосуд для Сомы отождествляется с женским лоном, а деревянный пестик для выжимания Сомы - с фаллосом. "Деревянный сосуд для Сомы является Лоном Матери. Сома находится в животе или во внутренностях деревянного сосуда как рождающийся малыш во чреве. Это указывает на то, что само изготовление и использование подобных сосудов было частью культа Божественной Матери", - говорит А. А. Семененко.

Получается, что Сома употреблялась дравидами, носителями индо-хараппской культуры, задолго до вторжения ариев на территорию Индостана?

Оттиск с единорогом, Зрелая Хараппа

Печать с единорогом, Зрелая Хараппа

Печать с единорогом, Зрелая Хараппа

Печать с единорогом, Зрелая Хараппа

Оттиск с единорогом, Мохенджо-Даро, Зрелая Хараппа

03 октября 2022

Таврокатапсии и эпифании*.

*) Про эпифании см.: Эпифания.

Юноши и девушки участвовали в "играх" добровольно. Ведь выступления на арене требовали подлинного спортивного профессионализма, выражавшегося в безупречном владении своим телом. Обретение же такого совершенства немыслимо без упорных и очень длительных тренировок. Конечно, инстинкт самосохранения заставлял использовать все доступные им средства в борьбе за жизнь, что придавало их состязаниям максимальную остроту и драматическую напряжённость. И всё же смерть на арене, несомненно, считалась в минойском обществе одной из самых почётных. В ней видели самопожертвование во имя высших интересов общества, образец высокого благочестия и, наконец, жертву, особенно угодную богам. При этом они обретали надежду на вечную жизнь в потустороннем мире. В таком религиозном "контексте" смертельно опасный прыжок через быка наполнялся особым смыслом как преодоление смерти или своего рода магический полёт "избранника богов" через фазу небытия. Источник.

Змееборческий миф: интимные подробности.

Андрей Мерянин в статье "Мифология болот и озер. Введение в мерянскую археогеомантику" пишет о «водном», «болотном» культе мери и говорит, что "у мери был развитый культ Великой Матери, потому что культ озёр и болот, культ множественных на нашей территории камней-чашечников, культ источников и колодезей с их «пронимальной» магией, все – напрямую связанны с Ней. Плюс к этому не будем забывать о развитом культе Ящера (привет новгородско-чудскому «Коркоделу»), или как его называли христианские попы в своих летописях, «Велеса», хранителя подземных вод, владыки «Иного мира», связанного с Великой Матерью". 

Андрей Мерянин касается мимоходом основного индоевропейского мифа, суть которого заключается в выделении основного мифологического сюжета арийской мифологии — сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Оказывается, весь сыр-бор разгорелся из-за Утробы. "Это та самая Утроба Матери, Великой Богини, за оплодотворение которой спорят Бог Неба (Юмал) и Подземный Ящер, Змей (Ёлс), которого любят изображать на наших постмерянских залесских наличниках. Родовая Утроба – основа мифологии Залесья".

Интересный расклад получается. В стародавние архаические времена, до арийской экспансии, в финно-угорской мифологии центральными персонажами были Великая Богиня и её консорт - змей. Затем появляется арийский "громовержец" и вступает в бой со змеем. И если змей родом из утробы Матери, тогда получается, что "громовержец" бьётся с ним из-за того, что сам хочет занять его "тёплое" место.


02 октября 2022

"Женщина" начинается с буквы "Живете".

Интересная статья в фемпаблике FemVisually:

"Не так давно в феминистских кругах часто доказывали, что женщина не хуже мужчины может управлять самолётом, решать уравнения, лазить по скалам, управлять бизнесом и всё в этом духе. Этот подход нельзя назвать в полной мере феминистичным, так как он скрывает ловушку мышления. В современном мире мужчина принят за универсалию, а женщина за отклонение. Поэтому кажется логичным: если доказать, что женщина не отличается от мужчины, значит, должна иметь те же права, что и он. Но если посмотреть на проблему под другим углом, с точки зрения женского подхода, отбросив патриархальные очки, дело обстоит совершенно иначе.

Изначально женщина и мужчина не равны, настолько, что эта разница заложила природную, естественную иерархию в отношении между полами. В естественных условиях мужчина не может стоять выше женщины, поскольку он буквально создан ею. Сама природа определила положение мужчины как второстепенного существа.

Ключевое различие между женщиной и мужчиной заключается в женской способности создавать новые жизни, что делает женщину полноценной единицей, не просто основой вида, а самим видом, человечеством. И следствия этого различия глобальны.

Женщина как создательница новых жизней создала и всё для поддержания жизни. Для того, чтобы вскармливать детей, когда нет грудного молока, женщина догадалась брать молоко у животных. Для того, чтобы одевать людей, женщина изобрела ткачество. Для того, чтобы кормить людей, женщина изобрела земледелие, ирригационные системы, одомашнила животных. Для того, чтобы жить в безопасности и комфорте, женщина придумала жилища, здания, медицину.

В матриархальных цивилизациях прошлого было всё. Например, Хараппская (Индская) матриархальная цивилизация, существовавшая в долине Инда в III тысячелетии до нашей эры, состояла из городов, имеющих полноценную архитектуру. В Хараппской цивилизации были письменность, система мер и весов, искусства, обработка металлов, ткачество, система канализации. Большие города с чёткой планировкой достигали от 35 до 100 тысяч человек. Археологини не нашли ни одного упоминания о вoйне, ни одного упоминания о правителе-мужчине. Религиозная составляющая цивилизации строилась вокруг культа Богини-матери. В обществе, судя по всему, не было значимого социального расслоения. Восхищение вызывает и Минойская цивилизация, широко известная своими дворцами, сложными постройками, развитой торговлей, письменностью, искусствами.

К истолкованию образа Шамаханской царицы.

"Шахмаран (тур. «Şahmeran» — «Шахмеран») — сказочный персонаж, который представлен в фольклоре многих народов Ближнего Востока. Считается королевой змей и хранительницей мудрости. Она обычно описывается как фантастическое существо с лицом прекрасной женщины, телом дракона, покрытым чешуёй, и второй головой — ядовитой змеи — на кончике хвоста.

Само имя Шахмаран происходит из персидского языка, где «шах» — древний титул иранских правителей, а «мар» — змея. «Маран» переводится как «змеи» и представляет собой форму множественного числа. Есть предположение, что в языческие времена Шахмаран почиталась как божество, и на территории современных Ирана, Ирака и Сирии мог существовать её культ" (Источник).

Признаться, я не знал, что на персидском языке «мар» — змея. Хотя знал, что лексема *mr(t)- в индоевропейских языках связана со смертью.

Любопытно созвучие Шахмаран с пушкинской Шамаханской царицей. 

Кадр из "Сказки о золотом петушке".

Постижение Хараппы.

Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018) сообщает:

Илл. 73. Сцена поклонения рогатой фигуре в развилке дерева

Илл. 74. Семь фигур под сценой поклонения

Таврокатапсии в Мохенджо-Даро.

Печать, Банавали, Зрелая Хараппа

Печать, стеатит, Мохенджодаро, Зрелая Хараппа

Немного покопавшись в коллекции артефактов индо-хараппской цивилизации, собранных Александром Андреевичем Семененко в его "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018), я обнаружил эти печати, которые напоминают крито-минойские образцы.


В обоих случаях мы видим фигурки людей, как бы пролетающих между рогами быка. То есть люди представляются как птицы, ну, или как бабочки, "из тени в свет перелетающие". Можно предположить, что там, где мы видим птиц, пролетающих над быками, древние жители Мохенджо-Даро видели людей, ибо следует разуметь, что на символическом уровне птицы и люди взаимозаменяемы.

Теперь уже можно написать "Таврокатапсии в Мохенджо-Даро" без знака вопроса. Что я, собственно, и сделал в заголовке этой статьи.

01 октября 2022

Таврокатапсии в Мохенджо-Даро?

Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018) сообщает:

"Стеатитовая печать из Мохенджодаро хараппского периода показывает водяного буйвола, подбрасывающего человека на своих рогах, с четырьмя или пятью дополнительными человеческими телами, лежащими вокруг животного" (с. 168).

Сосуд культуры Кулли и его орнаментальный пояс


В этом орнаменте трудно усмотреть сцену таврокатапсии, как мы привыкли видеть этот ритуал на крито-минойских изображениях. Но, тем не менее, сделаем предположение о том, что нечто похожее имело место быть в эпоху неолита в долине реки Инд.

Ритуалы никто не выдумывает. Ритуалы появляются сами из предшествующей многовековой практики. Раз уж в Индии приручили буйволов за 7 тысяч лет до нашей эры, значит там было много случаев, когда бык выходил "один на один" с человеком.

Я сам не был свидетелем такого поединка, но мой отец рассказывал мне во всех подробностях, как бык "закатал" до полусмерти одного пастуха. Причём, этот пастух был, мягко выражаясь, нехорошим человеком; он использовал свой кнут где надо и где не надо, и бык затаил обиду на него; как только пастух оказался без своего кнута, бык отомстил ему за все обиды.

Наверно, крито-минойские таврокатапсии возникли из такого рода поединков быка с человеком. И, скорее всего, эти поединки представляли собой аналог схватки охотника с диким зверем. У земледельцев неолитических обществ бык заменил собой мамонтов и других крупных животных эпохи верхнего палеолита.

Я полагаю, что эти поединки носили инициатический характер. На это намекает древнегреческая легенда о Минотавре. И, как мне представляется, последним "изводом" этой легенды был культ Митры. Хотя, может быть, архаичная "отрыжка" встречается иногда и в современной испанской корриде.

   

30 сентября 2022

Памятники матриархальной России (7)

Памятник бабушке в Ижевске, скульптор Александр Доронин.

"Быковатая" индо-хараппская культура.

Александр Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018) сообщает:

"Как указывает Ж.-Ф. Жариж, остатки костей и глиняные фигурки зебу на поселении Мергарх на западном притоке Инда р. Болан в Балучистане (дистрикт Качи) говорят о том, что уже в период формирования слоёв Периода I (датируемых около 7 000 г. до н. э.) горбатый бык был на месте одомашнен и стал доминирующей формой разводимого скота. В долине Сарасвати на поселении культуры Хакра Бхиррана в слоях 7 500 - 6 000 гг. до н. э. были тоже обнаружены кости горбатого быка".

И затем А. А. Семененко перечисляет все артефакты, изображающие быков, найденные на территории северо-западного Индостана от раннего неолита до эпохи зрелой Хараппы (2 600 - 1 900 гг. до н. э.). 

"Говоря в целом о Северо-Западном Индостане, А. Е. Ван дер Гир указывает, что зебу , "учитывая многочисленные изображения быков на предметах из долины Инда, играл значительную роль в доисторической южноазиатской религии"."

Карта ареалов раннехараппских культур

Фигурка зебу. Ранняя Хараппа

Сосуд культуры Тогау (4000-3600 гг. до н. э.)

Сосуд культуры Нал (3600-3200 гг. до н. э.)

Сосуд из Нушаро ID (2600-2500 гг. до н. э.)

Очень интересный сосуд. Здесь мы видим и лабрисовидный орнамент на горлышке, и птицу, которая вот-вот пролетит между рогами быка. Всё это напоминает крито-минойские мотивы.

Сосуд в форме зебу культуры Кулли

Печать с изображением зебу, Мохенджодаро, Зрелая Хараппа

29 сентября 2022

Немного о культуре Эль-Аргар

"Около 2200 года до нашей эры на юго-востоке Пиренейского полуострова появилось сообщество людей, которое мы сейчас относим к археологической культуре Эль-Аргар (ранний бронзовый век). Её характерные особенности — большие укреплённые поселения на вершинах холмов. 

На карте голубым цветом обозначена область распространения аргарской культуры в раннем бронзовом веке / ©Villalba-Mouco V. et al.

Учёные выяснили, что все люди периода аргарской культуры несут гены степных предков, в то время как предшествовавшие им люди эпохи энеолита (местной «городской» культуры медного века) — нет. Основная часть генома говорит о том, что люди бронзового века представляли собой смесь местных иберийских предков эпохи энеолита и меньшей части пришлых предков с европейского материка. А Y-хромосомные гаплогруппы, наследуемые по отцовской линии, показывают, что эти предки — степняки, генетические следы которых заметны и в других частях Европы (и Азии) в III-II тысячелетиях до нашей эры. Обычно эти степные народы считают индоевропейцами.

Немного про ирландские кранноги.

"В журнале Antiquity опубликована работа, авторы которой проанализировали образцы ДНК, собранные в ближних (до десяти метров) отложениях вокруг искусственных островов в Шотландии и Ирландии. Эти острова называются кранногами, их строили на озёрах, на болотах, в устьях рек или на мелководных рифах в заливах.

Реконструкция краннога в Ирландии / ©Connemara Heritage and History Centre

Самые древние кранноги появляются примерно за четыре тысячи лет до нашей эры, в эпоху неолита. По сегодняшним представлениям, эти небольшие — до 30 метров в диаметре — острова люди строили, чтобы защититься от пришельцев, то есть мигрантов из континентальной Европы. Обнесённый частоколом искусственный остров, от которого шла лишь одна неширокая дорога к суше, — довольно удобный для обороны объект" (Источник).

По времени появление кранног примерно совпадает с первой волной арийской экспансии в Старую Европу ок. 4400 - 4300 гг. до н. э. (Источник)

"Как показал анализ, люди выращивали на искусственных островах злаковые растения. Анализ ДНК болотных отложений также показал, что на островах держали скот — одомашненных коров, овец, свиней и коз".

Я полагаю, что на этих искусственных островах спасались (и в буквальном, и в переносном смысле) "последние из могикан" матриархальных обществ Старой Европы. Позднее, в средние века, эстафету от них переняли ирландские монахи. В ирландском монашестве я всегда чувствовал особый дух, конгениальный моим умонастроениям.

Памятники матриархальной России (6).

Памятник молодой семье и семейным ценностям, расположенный в тенистой роще по ул. Шевченко города Томска. По-моему, автору скульптуры удалось выразить жертвенный аспект любви и слияние двух любящих в одну плоть. Прямо иллюстрация к Библии: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

О социальной значимости совместных трапез.

"В Скандинавии и Исландии эпохи викингов, когда государство находилось в зачаточном состоянии и за соблюдением законов вообще никто не следил, люди были вынуждены сами отстаивать свою безопасность и заботиться о благополучии путём заключения союзов и разного рода соглашений. В этих условиях правители были просто обязаны щедро вознаграждать своих друзей и сторонников. Помимо брачных договорённостей этому способствовали пиры и раздача даров", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир.

Мы знаем, что уже в Гёбекли-Тепе происходили пиршества.

left: Gobekli Tepe model created by Fernando Baptista.Source: nationalgeographic.com right: reconstruction of the roof framing by Edward Banning. Source: researchgate.net

последнее время раскопками на Гёбекли Тепе обнаружены каменные чаны ёмкостью до 160 л с осадком щавелевой кислоты, говорящим о происходившем в них некогда брожении пива; ёмкости аналогичных объёмов раскопаны в Телль Абре 3 и Джерф эль-Ахмаре; осадок винной кислоты, намекающий на брожение дикого винограда, определён в двух каменных мисках из Кёртик Тепе (Dietrich et al. 2012: 687 – 688; Notroff et al. 2015: 46); неопровержимые доказательства совместных коллективных трапез найдены в Гёбекли Тепе, Халлан Чеми Тепеси и пр. пунктах (Dietrich et al. 2019: 26 – 28; Rosenberg et al. 1998: 28 – 30; Rosenberg and Redding 2002: 40, 43; глава 4, раздел «Этнология, социальная антропология»)", - написано у А. А. Азизян в монографии "Две "двери". Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке" (СПб.: Алетейя, 2021. С. 23).

Устами поэта Господь говорит О том, что волнует, о том, что болит.

Иль впрямь я разлюбил свою страну? -
Смерть без неё, и с ней мне жизни нету.
Сбежать? Нелепо. Не поможет это
Тому, кто разлюбил свою страну.
Зачем тогда бежать?
Свою вину
Замаливать? -
И так, и этак тошно.
Что ж, куст зачах бы, отвратясь от почвы.
И чахну я. Но лямку я тяну.
Куда мне разлюбить свою страну!
Тут дело хуже: я в неё не верю.
Волною мутной накрывает берег.
И почва - дно. А я прирос ко дну.
И это дно уходит в глубину.
Закрыто небо мутною водою.
Стараться выплыть? Но куда? Не стоит.
И я тону. В небытии тону.

Наум Коржавин

озеро Светлояр с Китеж-градом на дне

 

"Мы с тобой два берега у одной реки".

Йоханна Катрин Фриксдоттир в своей монографии "Валькирия. Женщина в мире викингов" передаёт историю скандинавской девушки по имени Хельга. 

"Согласно «Саге о Гуннлауге Змеином Языке», судьба девушки была предрешена в тревожном предзнаменовании, имевшем место ещё до её рождения. Во всей саге сама Хельга произносит одну-единственную фразу, но рассказчик также упоминает, что она часто и подолгу разговаривала с молодым скальдом Гуннлаугом. Молодые люди привязались друг к другу с самого детства, когда играли в шашки. Но, как и предсказывал сон отца Хельги, им не суждено быть вместе. Вместо этого девушку ждут два других брака, согласия на которые у неё никто не спрашивал. Характер Хельги прорисован в тексте не слишком глубоко, но вскоре после первого замужества она долго стоит на берегу реки Эсхарау, всматриваясь в даль. Она пытается разглядеть Гуннлауга, с которым только что рассталась после случайной встречи – он приезжал на ежегодное народное собрание альтинг (alþingi). Мы понимаем, что она всё ещё тоскует по нему и жалеет, что вышла замуж за другого. Она бросает через реку взор вожделения. Этот взор выдаёт в Хельге сексуальное томление, но она не даёт ему никакого выхода. Это бездействие, вероятно, часто расстраивало читателей саги, особенно если сравнивать его с поступками более решительных женщин, примеры которых мы встречаем в «Саге о Ньяле» и в «Саге о людях из Лососьей долины». Но пассивность – это и есть главная отличительная черта образа Хельги. Подчёркивая невысказанность её любви, рассказчик – возможно, непреднамеренно – обращает наше внимание на бессилие женщин в вопросах любви, на замкнутый характер их чувств. Страсть Хельги настолько сильна, что спустя годы она умирает, держа в руках плащ, который ей когда-то подарил Гуннлауг".

28 сентября 2022

Валькирия

Edward Robert Hughes


Немного о пеласгах.

Как заметил Страбон, пеласги «были кочевое племя, которое, подобно птицам перелетало куда попало, жители Аттики называли их «nеласгами» [1], что в переводе с греческого значит аист.

Глядя на украинских беженцев, "перелетающих" в Польшу и другие страны Евросоюза, спасаясь от артобстрелов, или глядя на российских молодых людей, бегущих от мобилизации, можно было бы тоже "ляпнуть" с дуру, что это "кочевые племена". Когда жил Страбон (ок. 64/63 годов до н. э. — ок. 23/24 годов н. э.), и когда жили пеласги? Пеласги обитали в Элладе и Эгеиде ещё до греческой экспансии. Я предполагаю, что эти самые греки устроили пеласгам невыносимые условия жизни, из-за чего они и "перелетали" с место на место, в поисках спокойной, мирной жизни. А Страбон, глядя из будущего, слыша звон, да не зная, где он, причислил их к кочевым племенам.

------------------------------------------------------------------

[1] Страбон. География в 17. кн. Кн.5. - М.: Ладомир, 1994. - С. 208.

Памятники матриархальной России (5).

Памятник св. великомученице Екатерине в Краснодаре (бывшем Екатеринодаре).

Конечно, современная Россия — отнюдь не матриархальная страна, но какие-то мелкие "зародыши" матриархального общества имеются в любой стране (как у любого мужчины имеются, например, женские соски на груди), в том числе и в России. И памятники, которые я здесь собираю, отражают дух матриархальной Руси, которая во многом является альтернативой патриархальной России.

27 сентября 2022

Импринтинг

Импринтинг — это механизм обучения и запоминания, распространённый среди птиц и млекопитающих, в том числе и людей. Он работает так: в мозг прочно впечатываются определённые образы, которые формируют личность и поведение. Для этого достаточно единственного контакта с объектом запоминания. Пример импринтинга — поведение маленьких утят. Они воспринимают первый увиденный после рождения объект в качестве родителя, запоминают его и начинают всюду следовать за ним.
 
Всем давно известно, что в своих статьях по антропологии я неизменно и последовательно выражаю точку зрения, согласно которой человек появился на Земле где-то примерно 45 - 48, максимум 52 тысячи лет назад. Я сторонник идеи мгновенного (по историческим меркам) происхождения человека. На мой взгляд, люди возникли в среде приматов и из приматов. Но вовсе не путём долгой, миллионолетней эволюции, а, может быть, благодаря тому же импринтингу.

Грубо утрируя картину, представим себе, что ок. 48 тыс. лет назад на Землю прибыл инопланетный корабль. Затем инопланетяне принесли на борт корабля двух новорожденных гоминид отряда приматов, - самца и самку. Детёныши на протяжении многих лет "впитывали" в себя от инопланетян то, что называется ёмким словом "культура", в результате чего у них появились зачатки сознания и абстрактного мышления. Потом инопланетяне покинули Землю, предоставляя Адама и Еву (так они назвали детёнышей) самим себе.