Андрей Мерянин в статье "Мифология болот и озер. Введение в мерянскую археогеомантику" пишет о «водном», «болотном» культе мери и говорит, что "у мери был развитый культ Великой Матери, потому что культ озёр и болот, культ множественных на нашей территории камней-чашечников, культ источников и колодезей с их «пронимальной» магией, все – напрямую связанны с Ней. Плюс к этому не будем забывать о развитом культе Ящера (привет новгородско-чудскому «Коркоделу»), или как его называли христианские попы в своих летописях, «Велеса», хранителя подземных вод, владыки «Иного мира», связанного с Великой Матерью".
Андрей Мерянин касается мимоходом основного индоевропейского мифа, суть которого заключается в выделении основного мифологического сюжета арийской мифологии — сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Оказывается, весь сыр-бор разгорелся из-за Утробы. "Это та самая Утроба Матери, Великой Богини, за оплодотворение которой спорят Бог Неба (Юмал) и Подземный Ящер, Змей (Ёлс), которого любят изображать на наших постмерянских залесских наличниках. Родовая Утроба – основа мифологии Залесья".
Интересный расклад получается. В стародавние архаические времена, до арийской экспансии, в финно-угорской мифологии центральными персонажами были Великая Богиня и её консорт - змей. Затем появляется арийский "громовержец" и вступает в бой со змеем. И если змей родом из утробы Матери, тогда получается, что "громовержец" бьётся с ним из-за того, что сам хочет занять его "тёплое" место.
"В этом контексте можно вспомнить знаменитые слова мерянских волхвов, сказанные ими киевскому карателю Яну Вышатичу: «(наш бог) сидит в бездне». Вот что рассказывает про этот момент «Повесть временных лет»:
Янь (Вышатич) же сказал: «Поистине ложь это; сотворил бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нём больше ничего, никто ничего не знает, один только бог знает». Они же (волхвы) сказали: «Мы знаем, как человек сотворён». Он же спросил: «Как?» Они же отвечали: «Бог мылся в бане и вспотел, отёрся ветошкой и бросил её с небес на землю. И заспорил сатана с богом, кому из неё сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Вот почему, если умрёт человек,— в землю идёт тело, а душа к богу». Сказал им Янь: «Поистине прельстил вас бес; какому богу веруете?» Те же ответили: «Антихристу!» Он же сказал им: «Где же он?» Они же сказали: «Сидит в бездне». Сказал им Янь: «Какой это бог, коли сидит в бездне? Это бес, а бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами, которые предстоят ему со страхом и не могут на него взглянуть. Один из ангелов был свергнут — тот, кого вы называете антихристом; низвергнут был он с небес за высокомерие своё и теперь в бездне, как вы и говорите; ожидает он, когда сойдёт с неба бог. Этого антихриста бог свяжет узами и посадит в бездну, схватив его вместе со слугами его и теми, кто в него верует. Вам же и здесь принять муку от меня, а по смерти — там».
Разумеется, главная задача летописца-христианина заключается в том, чтобы дискредитировать представления волхвов, оправдать вершившуюся смертную расправу над ними. Но за всем этим явно просматривается мерянская мифологическая оппозиция Верхний бог – Бог нижнего мира + Мать-Земля. Именно она продолжала прослеживаться в средневековье в верованиях постмерян-московитов: «судальцев», «ростовцев», «переславцев», «костромичей», «пошехонцев», «галичан» – в виде культа Богородицы (Матери Земли) и Николы (Ёлса, Змея) затмевавшем у них государственный культ Христа (Юмалы). Это известный исторический факт можно считать национальным архетипом мерянских русских верхневолжцев".
Так-то всё складно получается. Но как на этой картине разместить мифологические образы быка и медведя? С одной стороны, образ быка мы находим в Чатал-Хююке, задолго до появления ариев на исторической сцене, а, с другой стороны, тот арийский Зевс Громовержец "прикидывается" бычком для того чтобы "покрыть" Европу. Если брать символизм Чатал-Хююка, то там можно увидеть недвусмысленное сходство неестественно длинных бычьих рогов со змеиным телом. В принципе, ту же картину мы наблюдаем и в искусстве индо-хараппской культуры.
Горшок, Бурзахом, Кашмир |
Кувшин, Банавали, Ранняя Хараппа |
Горшок, Кот Диджи |
Рисунок на горшке из Кот Диджи, по Дж. Хантингтону |
Но греческая мифология наполнена рассказами про убийство «змеистой» Горгоны Персеем, об убийстве Беллерофонтом Химеры драконоподобной, о победе Зевса над Тифоном и сына Зевса Аполлона – над Пифоном. Кстати, заодно и быкоголового Минотавра "замочили" в сортире лабиринте. Лабиринт-то был в подземелье, где водятся змеи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий