03 октября 2022

Змееборческий миф: интимные подробности.

Андрей Мерянин в статье "Мифология болот и озер. Введение в мерянскую археогеомантику" пишет о «водном», «болотном» культе мери и говорит, что "у мери был развитый культ Великой Матери, потому что культ озёр и болот, культ множественных на нашей территории камней-чашечников, культ источников и колодезей с их «пронимальной» магией, все – напрямую связанны с Ней. Плюс к этому не будем забывать о развитом культе Ящера (привет новгородско-чудскому «Коркоделу»), или как его называли христианские попы в своих летописях, «Велеса», хранителя подземных вод, владыки «Иного мира», связанного с Великой Матерью". 

Андрей Мерянин касается мимоходом основного индоевропейского мифа, суть которого заключается в выделении основного мифологического сюжета арийской мифологии — сюжета борьбы Громовержца со Змеем. Оказывается, весь сыр-бор разгорелся из-за Утробы. "Это та самая Утроба Матери, Великой Богини, за оплодотворение которой спорят Бог Неба (Юмал) и Подземный Ящер, Змей (Ёлс), которого любят изображать на наших постмерянских залесских наличниках. Родовая Утроба – основа мифологии Залесья".

Интересный расклад получается. В стародавние архаические времена, до арийской экспансии, в финно-угорской мифологии центральными персонажами были Великая Богиня и её консорт - змей. Затем появляется арийский "громовержец" и вступает в бой со змеем. И если змей родом из утробы Матери, тогда получается, что "громовержец" бьётся с ним из-за того, что сам хочет занять его "тёплое" место.


"В этом контексте можно вспомнить знаменитые слова мерянских волхвов, сказанные ими киевскому карателю Яну Вышатичу: «(наш бог) сидит в бездне». Вот что рассказывает про этот момент «Повесть временных лет»:

Янь (Вышатич) же сказал: «Поистине ложь это; сотворил бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нём больше ничего, никто ничего не знает, один только бог знает». Они же (волхвы) сказали: «Мы знаем, как человек сотворён». Он же спросил: «Как?» Они же отвечали: «Бог мылся в бане и вспотел, отёрся ветошкой и бросил её с небес на землю. И заспорил сатана с богом, кому из неё сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а бог душу в него вложил. Вот почему, если умрёт человек,— в землю идёт тело, а душа к богу». Сказал им Янь: «Поистине прельстил вас бес; какому богу веруете?» Те же ответили: «Антихристу!» Он же сказал им: «Где же он?» Они же сказали: «Сидит в бездне». Сказал им Янь: «Какой это бог, коли сидит в бездне? Это бес, а бог на небесах, восседает на престоле, славимый ангелами, которые предстоят ему со страхом и не могут на него взглянуть. Один из ангелов был свергнут — тот, кого вы называете антихристом; низвергнут был он с небес за высокомерие своё и теперь в бездне, как вы и говорите; ожидает он, когда сойдёт с неба бог. Этого антихриста бог свяжет узами и посадит в бездну, схватив его вместе со слугами его и теми, кто в него верует. Вам же и здесь принять муку от меня, а по смерти — там». 

Разумеется, главная задача летописца-христианина заключается в том, чтобы дискредитировать представления волхвов, оправдать вершившуюся смертную расправу над ними. Но за всем этим явно просматривается мерянская мифологическая оппозиция Верхний бог – Бог нижнего мира + Мать-Земля. Именно она продолжала прослеживаться в средневековье в верованиях постмерян-московитов: «судальцев», «ростовцев», «переславцев», «костромичей», «пошехонцев», «галичан» – в виде культа Богородицы (Матери Земли) и Николы (Ёлса, Змея) затмевавшем у них государственный культ Христа (Юмалы). Это известный исторический факт можно считать национальным архетипом мерянских русских верхневолжцев".

Так-то всё складно получается. Но как на этой картине разместить мифологические образы быка и медведя? С одной стороны, образ быка мы находим в Чатал-Хююке, задолго до появления ариев на исторической сцене, а, с другой стороны, тот арийский Зевс Громовержец "прикидывается" бычком для того чтобы "покрыть" Европу. Если брать символизм Чатал-Хююка, то там можно увидеть недвусмысленное сходство неестественно длинных бычьих рогов со змеиным телом. В принципе, ту же картину мы наблюдаем и в искусстве индо-хараппской культуры.

Горшок, Бурзахом, Кашмир

Кувшин, Банавали, Ранняя Хараппа

Горшок, Кот Диджи

Рисунок на горшке из Кот Диджи, по Дж. Хантингтону

Но греческая мифология наполнена рассказами про убийство «змеистой» Горгоны Персеем, об убийстве Беллерофонтом Химеры драконоподобной, о победе Зевса над Тифоном и сына Зевса Аполлона – над Пифоном. Кстати, заодно и быкоголового Минотавра "замочили" в сортире лабиринте. Лабиринт-то был в подземелье, где водятся змеи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий