03 октября 2022

Таврокатапсии и эпифании*.

*) Про эпифании см.: Эпифания.

Юноши и девушки участвовали в "играх" добровольно. Ведь выступления на арене требовали подлинного спортивного профессионализма, выражавшегося в безупречном владении своим телом. Обретение же такого совершенства немыслимо без упорных и очень длительных тренировок. Конечно, инстинкт самосохранения заставлял использовать все доступные им средства в борьбе за жизнь, что придавало их состязаниям максимальную остроту и драматическую напряжённость. И всё же смерть на арене, несомненно, считалась в минойском обществе одной из самых почётных. В ней видели самопожертвование во имя высших интересов общества, образец высокого благочестия и, наконец, жертву, особенно угодную богам. При этом они обретали надежду на вечную жизнь в потустороннем мире. В таком религиозном "контексте" смертельно опасный прыжок через быка наполнялся особым смыслом как преодоление смерти или своего рода магический полёт "избранника богов" через фазу небытия. Источник.

Хорошо сказано. Но сказано не всё. О самом главном не сказано ни слова. Я имею в виду силу духа, которая может творить подлинные чудеса. Пожалуй, сила духа даже важнее спортивного профессионализма. И вот, как раз на таврокатапсиях зрители могли наблюдать "игру" духа.

Историк Геродот упоминает о ежегодном празднике в Ливии в честь Афины, на котором девушки разделялись на две группы и сражались друг с другом камнями и палками. Если какая-нибудь из них оказывалась при этом тяжело раненной, то это значило, что она - не девушка, т. е. не девственница (pseudoparthenos - "ложная девушка").

Надо полагать, что сражение девушек происходило в изменённом состоянии сознания, т. е. в трансе. Ибо только таким образом достигается состояние одержимости божеством. Тогда божественная сила "накатывает" на человека, и он уже действует не по своей воле. Удары наносит не сам человек, а богиня. И поражает "ложную девушку".

Подобного рода ритуальный бой я смотрел во второй серии документального фильма "Шокирующая Азия". Здесь, в маленькой деревушке на о. Бали в Индонезии, то же самое: если человека ранят, значит он был "не чист". Смотреть с 9.00 до 12.40. 
 


С большой долей вероятности можно предполагать, что и участники крито-минойских таврокатапсий также находились в состоянии одержимости божеством. Именно в состоянии одержимости можно было осуществить это "сатьто-мортале" через быка. Участники ощущали на себе божественное присутствие ("парусия") и божество само двигало участниками ритуала, как марионетками. В ритуальном действе человек предоставляет себя в распоряжение божеству примерно так же, как хороший актёр не просто исполняет свою роль, но и проникается гением драматурга. То есть, ритуальное действо предполагает известную степень одержимости. Ну, а зрители наблюдали это священнодействие, которое отчасти можно сравнить со "схождением Духа Святого на апостолов" в день Пятидесятницы. 

Может быть, крито-минойские "дворцы"-храмы потому и строились с открытой площадкой посередине, что там происходили богоявления (эпифании).

Кносский дворец (реконструкция). Некоторые постройки имели до 5 этажей.
 
Differing design plans of the OT palaces (on the top) and the NT palaces (on the bottom) at Knossos, Phaistos, and Mallia


Комментариев нет:

Отправить комментарий