"Самый частый сюжет миниатюрных печатей (1159 раз) Зрелой Хараппы (2600-1900 гг. до н. э.) — бык-единорог. Чаще всего (но не всегда) он изображается со стоящей перед ним решётчатой цедилкой над полусферической чашей на подставке для стока жидкости для питья", - сообщает Александр
Андреевич Семененко в своих "Очерках истории (пре)хараппского искусства
северо-западного Индостана" (Т. 1. Воронеж, 2018, с. 257). "Примечательно, - добавляет он, - что блюда и чаши на подставке ставили в могилу либо у головы умершего". И вот самое главное: "Сюжет печатей с быком-единорогом имеет прямые параллели в Ригведе: Сома, пройдя через цедилку (павитра) с 1000 протоков, стекает в чаны или кувшины". Причём сосуд для Сомы отождествляется с женским лоном, а деревянный пестик для выжимания Сомы - с фаллосом. "Деревянный сосуд для Сомы является Лоном Матери. Сома находится в животе или во внутренностях деревянного сосуда как рождающийся малыш во чреве. Это указывает на то, что само изготовление и использование подобных сосудов было частью культа Божественной Матери", - говорит А. А. Семененко.
Получается, что Сома употреблялась дравидами, носителями индо-хараппской культуры, задолго до вторжения ариев на территорию Индостана?
|
Оттиск с единорогом, Зрелая Хараппа
|
|
Печать с единорогом, Зрелая Хараппа
|
|
Печать с единорогом, Зрелая Хараппа
|
|
Печать с единорогом, Зрелая Хараппа
|
|
Оттиск с единорогом, Мохенджо-Даро, Зрелая Хараппа
|
Интересно, что означают эти "шишечки" на сосудах с Сомой? Они напоминают мне "шишечки" на женских статуэтках.
|
Кара-Депе, Туркменистан, 3-е тысячелетие до н. э.
|
|
Телль-эль-Убейд в Междуречье
|
|
Ещё из Междуречья
|
|
Из долины Инда
|
А мне напоминают шляпку мухомора
ОтветитьУдалитьЭта версия приготовления сомы из сока мухоморов весьма популярна в определённых кругах, но, увы, она не выдерживает никакой критики. Прежде всего потому, что употребление такой "сомы" частенько приводит к поносу и головной боли, а не к желанной психо-эмоциональной эйфории.
Удалить