13 ноября 2023

О кандакиях — нубийских царицах-матерях.

В продолжение записи "Царицы (кандакии) Кушитского государства".

Посмотрим, что пишет И. С. Кацнельсон в своей монографии "Напата и Мероэ — древние царства Судана" («НАУКА», М., 1970). Ещё Б. А. Тураев отмечал «первобытный характер» роли, отводимой царице, матери царя нубийского государства.

Судя по всему, избрание нового царя происходило у нубийцев при участии войска и оракула Амона. И. С. Кацнельсон приводит ближневосточные аналогии: "Так, в Аккаде, в городе Кише, во второй половине III тысячелетия до н. э. народное собрание избирало царя или, во всяком случае, его утверждало: «На площади Энлиля, на поле, принадлежащем Эсхабаду, храму Гулы, собрался Киш, и Ипхуркиша, мужа из Киша, они вознесли на царство» [1].

В XI в. народное собрание израильских племён избрало царями Саула (1 Кн. Ц. 8, 4—5; 13, 13— 14) и его преемника Давида (2 Кн. Ц. 5, 1—2), а затем и Иеровоама [2]. И, видимо, оно было правомочно сместить царя, так как Саул постоянно опасался этого [3]. Большую роль при избрании первого израильского царя сыграл оракул.

А. Б. Ранович отмечает, что в титуле набатейских царей стояли слова rhn’m’, соответствующие греческому philodemos. Эти цари подчёркивали, что источником их власти является народ.

Подобного рода примеры можно умножить: сведения об избираемости царей и вождей и о роли народного собрания в изобилии содержатся и у древних авторов и в раннесредневековых хрониках, где говорится о строе древних германцев.

Однако наиболее близкие аналогии тому, что нам известно об избрании царей в Куше, можно найти у соседних африканских народов.

В Абиссинии совет знатнейших обычно определял, кто из сыновей царя достоин ему наследовать. Особенно близки кушитским, хотя и более примитивны, обычаи, связанные с избранием нового царя, у нилотских племён, например у шиллуков. Фактически избирают царей четыре-шесть старейшин, однако каждый может высказать (и высказывает) своё мнение. На тайном совещании старейшины окончательно определяют имена кандидатов. По их числу берут камешки и бросают в огонь. Считается избранным тот претендент, чей камешек в костре приобретает красный и белый обжиг".

Патрилокальное проживание способствует образованию мужских кланов.

William T. Divale в статье "An Explanation for Matrilocal Residence" говорит, что патрилокальное проживание способствует образованию мужских семейных кланов, сборища которых напоминают военный совет в Филях.

А.Д. Кившенко. «Военный совет в Филях», 1880 г.

"Мужчина всегда находится рядом со своими братьями и дядями, на поддержку которых он может положиться в спорах. А поскольку мужчины проводят всю свою жизнь в одной деревне, их политическая направленность и опека распространяются только до границ их деревни - а люди в соседних деревнях обычно являются врагами, даже несмотря на то, что у них общий язык и культура".

Здесь надо ещё отметить такое явление как "мужские дома" в традиционных обществах. Это такие мужские "междусобойчики", где, по описаниям этнографов, постоянно живут холостяки и где они замышляют свои походы в близлежащие деревни. Коту, когда нечего делать, он яйца лижет, а молодые холостяки "зубы точат" на чужое добро и чужих женщин.

Матрилокальное проживание способствует прекращению внутренней войны, поскольку оно приводит к распаду мужских "междусобойчиков". При вступлении в брак мужчина переезжает в деревню своей жены. "Это означает, - пишет далее William T. Divale, - что агнатические родственники [1] человека разбросаны по нескольким деревням и не находятся поблизости, чтобы поддержать его в спорах. Кроме того, воевать с соседней деревней означало бы воевать со своим собственным агнатическим родом. Следовательно, структурные изменения, вызванные матрилокальным проживанием, как правило, устраняют условия, способствующие внутренней войне".

Ну, а теперь можно и примерить на себе шкуру неолитических земледельцев, которые снимались с места и отправлялись в неизведанные земли. 


Интересно, могла ли состояться неолитическая экспансия тех земледельцев, если бы у них было патрилокальное проживание и если бы они постоянно "грызлись" между собою?

---------------------------------------------------------------

[1] Агнатическое родство могло быть близким и далёким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определённого домовладыки. Дальние агнатические родственники — это лица, которые когда-то были под его властью. 

12 ноября 2023

Полигиния как причина междоусобных войн.

William T. Divale в статье "An Explanation for Matrilocal Residence", ссылаясь на работу Оттербейн (Otterbein, Keith / Internal war: a cross cultural study. American Anthropologist, 1968, 10: 271-289), говорит, что патрилокальность в значительной степени связана с полигинией. Именно полигиния является косвенной причиной междоусобиц и внутренних войн (то есть столкновений между сообществами одной и той же культуры), поскольку полигиния концентрирует женщин детородного возраста среди пожилых мужчин. Нехватка женщин приводит к тому, что молодые мужчины, не желая заниматься онанизмом и гомосексуализмом, крадут жён у "паханов", в результате чего многие войны проистекают из-за драк из-за женщин.

Очень даже может быть...

Сколько там у "святого" князя Владимира было наложниц? — "А наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове", - сообщает Повесть временных лет. А сколько было наложниц у его дружинников? Неудивительно, что "древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, умыкали девиц у воды", по сообщению той же летописи. Князь-то где себе набрал 800 наложниц? Не у тех же ли древлян "умыкнул"? Ну и что оставалось делать молодым древлянским мужчинам? — Подражать княжеским обычаям.

Далее цитирую статью "An Explanation for Matrilocal Residence":

"В резком контрасте с этим Ван Вельзен и Ван Ветеринг (1960) обнаружили, что матрилокальные общества, как правило, внутренне гораздо более миролюбивы, чем патрилокальные общества. Несколько исследований также показали, что матрилокальные общества склонны воевать только с другими обществами, но не между собой (Noberini 1966; Ember and Ember 1971 ; Divale 1974b). Таким образом, в отличие от патрилокальных обществ, которые характеризуются внутренней дисгармонией, матрилокальные общества характеризуются внутренней гармонией с враждебностью, направленной на членов других обществ".

---------------------------------------------------------------

P.S. Погода сегодня "сумасшедшая": дождь льёт как из ведра, молнии сверкают, гром гремит, а на дороге, на асфальте, ползают дождевые червяки. И это 12 ноября! Никогда такого не видел...

Про "картошки" в тёмном чулане.

antimantikora в записи "Белый человек - комнатный человек" выразил конгениальные (то есть близкие мне, сходные по духу) мысли.

"Человек с ярко-белой кожей отличается от природного человека, как комнатная собачка от волка. Белая кожа - такое же аномальное явление, как бледные ростки картофеля в чулане. В норме эти хилые ростки должны быть зелёными олиственными побегами. 

Сейчас треть населения планеты обитает в постоянном плену комнат и одежд, поэтому имеет ярко-белую кожу (хотя бы в интимных зонах тела). Эта белизна белого человека - системная аномалия, следствие урбанизации, новая онтологическая норма".

Я уже неоднократно говорил о том, в традиционном древнеегипетском, крито-минойском и этрусском искусстве женщины изображались "бледнолицыми", а мужчины - "краснокожими".

Расписные терракотовые плитки из Черветери, ок. 530 г.  до н. э.

11 ноября 2023

Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.

Григорий приводит пассаж из "Республики Океании" Джеймса Гаррингтона:

"[Собрание всех сынов Израилевых] образовывало "конгрегацию", как это передано в английском тексте; но по-гречески будет экклесия, Церковь Божия, а у талмудистов — Великая "Синагога". Слово "Эклессия" издревле и уместно использовалось для гражданских соборов или народных собраний Афин, Спарты и Эфеса, и оно же звучит в Евангелие, хотя переводчики передали его иначе, что я лично им в заслугу поставить никак не могу, ведь этим они лишили нас важного урока — апостолы, выбрав для духовной общины такое имя, явно хотели указать нам на то, что и руководство церковью должно осуществляться демократически или общенародно, что ясно вытекает и из прочих их уставов".

И затем он комментирует сей пассаж:

"То есть, в греческом оригинале Церковь, как совокупность верующих, называется Экклесия, "народное собрание", собор. Апостолы, по мысли Гаррингтона, предполагали, что управлять церковью должны сами прихожане, посредством избранных епископов и непосредственно. Но в германских языках для обозначения "церкви" было выбрано греческое слово со значением "[Собственность] Господа", в смысле, "Дом Господа". (Или господина, и мы все знаем этого господина.) И в славянских языках "церковь" — то же самое германское слово, заимствованное, видимо, из готского. А если всё "господне", то, ясное дело, и демократии никакой нет, сугубая иерархия и субординация, сверху донизу" (Источник).

О «сугубой» субординации русской православной церкви говорит diak_kuraev:

"Может быть, пару раз за тысячу лет вдруг на патриаршем посту оказывался человек, который мог сказать нет своему собственному царю и заступиться за слёзы людей. Не за корпоративные интересы своего сословия, а за простых людей.

За всю историю Византийской империи, я знаю только одного патриарха Арсения, который выступил против подлости православного императора Михаила Палеолога. Тот сам себя сделал регентом при малолетнем мальчике – законном наследнике престола Иоанне IV. Михаил, чтобы избавиться от юноши, приказал его ослепить. За это Арсений придал императора анафеме. Естественно, тут же был собран собор, архиереи дружно осудили Арсения, правда, не все. На протяжении примерно ста лет существовал так называемый арсенитский раскол.

Где-то рядом стоит история митрополита Филиппа II (Колычева) во времена Ивана Грозного. Два случая за две тысячи лет" (Источник).

Связаны ли таврокатапсии с эпифаниями богини?

М. Ф. Альбедиль в своей монографии "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры" приводит описание интересного экземляра протоиндийского изобразительного материала.


Он касается сцены, изображающей богиню с кольцом на одностороннем оттиске. Полное формальное описание сцены дано Ю. В. Кнорозовым:

«Слева дерево, ствол до кроны толстый, внизу неровная платформа, верхушка изогнута влево, крона начинается с середины ствола, ветви идут почти горизонтально (кроме вершины, где они направлены вверх под углом 45°), листья показаны штрихами вверх и вниз от ветки под углом 45°. Справа вделан в платформу столб (толщина которого равна толщине ствола). На верхушке - рога быка (судя по развалу) и ветка, загнутая влево (детали неясны, возможно, показаны листья). Слева под рогом короткая двойная (женская) коса... Справа на рог надето большое „кольцо“, возможно, украшение, принесённое в дар богине. Справа от столба стоит в профиль головой вправо бык... Над быком почти горизонтально, с наклоном влево, обнажённая богиня с короткой двойной (женской) косой, перелетающая через быка. Правая нога вытянута, левая опущена вниз, слегка согнута в колене и почти касается спины быка. Голова, спина и правая нога вытянуты в одну линию. Правая рука вытянута над спиной. Левая рука согнута в локте под прямым углом и направлена наклонно влево и вниз, почти касаясь „кольца". Сцена в целом, несомненно, изображает посещение богиней своего святилища по случаю принесения ей в дар (драгоценного?) „кольца"».

"Изображённое в сцене слева дерево, окружённое платформой, не может вызывать никаких недоумений: это типичное архаическое святилище. Классиками этнологии давно показана интерпретация обрядов, совершаемых при священном дереве, как сакрального брака. У нас нет оснований усматривать в протоиндийском мотиве «богиня—дерево» иную семантику, отличную от этого устойчивого стереотипа", - комментирует М. Ф. Альбедиль.

Священный брак? — Может быть. Во всяком случае, здесь присутствует бык, консорт богини, и кольцо (обручальное?) к тому же... Однако меня удивляет иное. Я поражён сходством этой индо-хараппской сцены с крито-минойскими мотивами.

Минойская гемма
 
Прорисовка перстня, Тера, Эгеида

10 ноября 2023

О "женском" типе письма.

В записи "Как писать правильно — справа налево или наоборот?" я осторожно и неуверенно, скорее интуитивно, связал еврейский тип письма - справа налево - с "иудейским матриархатом".

Интересно, что в китайской женской тайнописи  "нюйшу" (女书 nǚshū) все знаки имеют ромбовидную изящную форму, состоят из точек, прямых, горизонтальных и диагональных линий и дуг, наносятся справа налево и сверху вниз.

Текст, написанный женской тайнописью "нюйшу"

Также было установлено, что протоиндийцы писали справа налево. Доказательством тому служили сжатие знаков, стоящих слева, явственно наблюдаемое на некоторых текстах.

Хараппские печати-таблички

Большинство учёных склонно усматривать сакральный характер текстов и относить их к обслуживанию преимущественно религиозной сферы.

Как известно, левая сторона традиционно считается "женской" стороной. В соответствии с этим, написание справо налево можно определить как "женский" тип письма. Я бы охарактеризовал его как "стяжательный" (или "собирательный") тип, а противоположный ему - слева направо - как "расточительный" тип письма.

Про "удобства" индо-хараппских городов.

"По утвердившемуся среди археологов мнению, хараппским городам свойственна двучленная структура, состоящая из цитадели и нижнего города. <...> Со времён первых исследователей, раскапывавших холмы с древностями в долине Инда, утвердилось представление о нижнем городе хараппского типа как о квадрате или прямоугольнике, окружённом стенами и пересечённом внутри сетью взаимно перпендикулярных улиц, ориентированных строго с севера на юг и с запада на восток. <...> Реконструированный по планам Мохенджо-Даро протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц, самые широкие имели до 10 м в ширину. Дома, составлявшие блоки-кварталы, возводились из обожжённого кирпича и состояли, как правило, из нескольких помещений, группировавшихся вокруг дворика. Кирпич клался не на известковом растворе, а на илистой промазке из глины, взятой в окрестностях города.

Архитектурно доминировал и был подчёркнуто обособлен в городе особый участок, называвшийся условно цитаделью. Термин не слишком удачен, ибо порождает неверные ассоциации со спецификой социальной структуры хараппского общества и, вероятно, потому нередко подвергался критике. Как бы то ни было, выделенность этого участка в общем городском комплексе ни у кого не вызывает сомнений. Строения, помещённые здесь, воздвигались на высокой платформе (до 6 м), фасад комплекса был укреплён мощными кладками, а располагавшиеся здесь общественные здания (бассейн, зернохранилище, зал собраний) скомпонованы в единый массив с чёткой и внушительной планировкой. У археологов пока не сложилось единого мнения о структуре, функциях и назначении размещенных в цитадели строений" (Цит. по: М. Ф. Альбедиль. "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры").

В последние годы индийскими археологами обстоятельно изучен Калибанган. В "цитадели" этого города найдены «алтари огня» у расположенных в ряд платформ из сырцового кирпича и алтари со следами жертвоприношений крупного рогатого скота. По-моему, "цитадели" городов в долине Инда напоминают ритуальные комплексы в Кноссе и других критских городах [1].

"Исследователи обращали специальное внимание на стремление жителей городов вычленить из окружающего пространства центральную часть поселения, ограждая её обводными стенами. Вопросы хараппской фортификации окончательно не прояснены, но, по-видимому, она выполняла не столько военную функцию, сколько функцию убежища. Серьёзное развитие фортификация получила лишь на окраинах метрополии, где хараппские поселения как военные аванпосты выдвигались в глубь осваиваемых территорий, заселённых инокультурными соседями. Вообще же военная мощь протоиндийской цивилизации была не столь значительной, как в соседней Месопотамии, которая была ареной ожесточённых военных и политических столкновений.

Быт обитателей хараппских городов был благоустроенным. По-видимому, в своих основных чертах хараппский образ жизни в крупных городах и мелких поселениях носил общий характер, различаясь главным образом уровнем благосостояния.

Жилые дома, выделяемые при раскопках по наличию в них очага, были предположительно двухэтажными, состояли из 5—9 комнат максимальной общей площадью до 355 кв.м. Основное впечатление, которое они выносят, — протоиндийские строители заботились в первую очередь об удобствах повседневной жизни: в каждом доме есть прихожая, гостиная, дворик, лестница, скамейки, и почти во всех жилищах есть туалеты. Пищу готовили главным образом во дворе, в хорошую погоду он являлся центром домашней жизни. В некоторых домах имелись, кроме того, небольшие кухни, часто с весьма основательным и сложным оборудованием. В каждом доме была комната для омовений и уборная, вода и нечистоты стекали по кирпичному каналу ступенчато-коленчатого строения, так что прохожие были защищены от случайных брызг нечистот. В кухнях для водослива употреблялись сосуды с отверстием на дне. Все археологи, работавшие в долине Инда, единодушны в своём восхищении совершенной канализационной системой, существовавшей в протоиндийских городах. Чёткость планировки, всесторонняя продуманность устройства и совершенство исполнения выделяют эту систему как образец великолепного санитарного строительства доисторического времени".

Вообще-то, стремление к максимальным "удобствам" — характерная черта женской натуры. Если взять для сравнения Трою II - чисто мужской "междусобойчик", - то Карл Блеген говорит о множестве костей, втоптанных в пол "царской" резиденции (См.: Немного о Трое II). Полная антисанитария!

"Столь же удобным и прекрасно налаженным было водоснабжение в городах, о чём свидетельствует большое количество выложенных кирпичом колодцев. По предположению Маршалла, в Мохенджо-Даро существовала и баня, нагреваемая горячим воздухом и расположенная недалеко от бассейна".

--------------------------------------------------------------

[1] Тем более что в другом месте М. Ф. Альбедиль пишет: "Сейчас в нашем распоряжении нет неопровержимых археологических данных, которые позволили бы с уверенностью утверждать, что протоиндийская цивилизация увековечила память о себе величественными развалинами храмов".
 

09 ноября 2023

Немного об индо-хараппской цивилизации.

М. Ф. Альбедиль в своей монографии "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры" (М.: Издательская фирма „Восточная литература”, 1994) делает важное замечание:

"Раскопки последних десятилетий знаменательны и тем, что они выявляют довольно чёткую стратиграфическую последовательность слоёв от дохараппских к развитым и поздним хараппским и далее к сменившим их постхараппским слоям. Эти данные неопровержимо свидетельствуют, что хараппской цивилизации городского типа непосредственно предшествовала развитая культура типа кот-диджинской, которая датируется на основании радиоуглеродных определений 2600 г. до н.э. в районе Кот-Диджи. По предметам материальной культуры, главным образом керамике, микроскульптуре, а также по особенностям архитектурного планирования и другим признакам поселение близко хараппскому типу. На этом основании археологи заключают, что хараппская цивилизация городского типа являет собой следствие закономерного развития неолитической культуры, существовавшей в данном регионе в предшествовавший период, т.е. восходит своими истоками к местным традициям".

А то я сталкивался с такими мнениями, будто хараппская цивилизация была построена какими-то белыми пришельцами с запада. При этом говорится, что в Хараппе было расово смешанное население, что наряду с темнокожими дравидами там жили светлокожие люди, пришедшие вроде бы из Элама, и вот они-то и построили города, отличающиеся регулярной планировкой и чрезвычайно разумной организацией их внутреннего пространства. Доходят до того, что расценивают хараппскую цивилизацию как провинциальный вариант шумерской. 

"Чрезвычайно интересны и важны работы французского археолога Ж. - Ф. Жарижа в Мехргархе, ибо они предоставили в распоряжение исследователей документированные свидетельства о местных корнях протоиндийской цивилизации, послуживших для неё фундаментом. Согласно этим свидетельствам, возраст индостанского очага раннеземледельческих культур можно удревнить, отодвинув его к VII — VI тысячелетиям до н.э."

Материнский род у древних евреев.

Льюис Г. Морган пишет про древних евреев:

"Древние брачные обычаи евреев указывают на существование рода в его архаической форме. Повидимому, Авраам купил через своего слугу Ревекку в жёны Исааку, при чём «дорогие вещи» были даны брату и матери невесты, а не отцу. То обстоятельство, что в данном случае подарки достались родичам, говорит о существовании рода со счётом происхождения по женской линии. Далее, Авраам женился на своей сводной сестре Сарре. «Она действительно моя сестра, — говорит он; — она дочь моего отца, но не моей матери, и она сделалась моей женой» (Быт. 20:12).

При родовой организации и счёте по женской линии Авраам и Сарра принадлежали бы к различным родам и, будучи кровными родственниками, не были бы родственниками по роду и могли бы по родовому обычаю вступить друг с другом в брак. При счёте происхождения по мужской линии положение было бы обратное. Нахор женился на своей племяннице, дочери своего брата Арана (Быт. 11:29), а Амрам, отец Моисея, женился на своей тётке, сестре своего отца, ставшей матерью еврейского законодателя (Исх. 6:20). В этих случаях при счёте происхождения по женской линии вступавшие в брак лица должны бы принадлежать к различным родам; обратное положение — при счёте по мужской линии".

08 ноября 2023

Соблазн сообразия с природой.

Платон повторяет слова фиванца Пиндара о том, что «править должен сильный, а слабый ему подчиняться» — и говорит, что это самая распространённая и сообразная с природой власть для всех живых существ.


Но, продолжает Платон, главнейшей аксиомой является та, которая требует, чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью

Человечество избавилось бы от бесчисленных катастроф и трагедий, если бы оно безоговорочно приняло это простую аксиому. Но, увы, со времён Платона главнейшая аксиома витает где-то в облаках, в эмпиреях, а на земле до сих пор царит невежество. Спрашивается, почему так?

Говорят, во время Альбигойских войн папский легат и цистерцианский аббат Арно Амальрик руководил штурмом Безье 22 июля 1209 года. И вот, когда началась резня еретиков в городе, крестоносцы узнали, что там были католики вперемешку с еретиками, и они сказали аббату: «Господин, что нам делать, ибо мы не можем отличить верующих от еретиков». Аббат боялся, что многие, в страхе перед смертью, притворятся католиками и после их ухода вернутся к своей ереси, ответил: «Убейте их всех, ибо Господь знает тех, кто Его», и потому в том городе было убито бесчисленное множество людей.

Вот в том-то всё и дело: не могут люди отличить добрых от злых, умных от глупых. И потому сплошь и рядом злые управляют добрыми, глупые - умными. 

Бронзовый бюст полоумного императора Калигулы.

Какой парадокс: чтобы возиться с сопливыми ребятишками, женщина должна прежде пройти соответствующий курс обучения и получить разрешительную бумажку, а для того чтобы управлять государством, никакого обучения не надо (насколько я знаю, в США от кандидата в президенты только требуется, чтобы оба его родителя были гражданами США, чтобы он сам прожил в США, кажется, 18 лет, и чтобы он был не моложе 35 лет, - и всё!).

"Микродеспотия".

В начале своей «Политики» Аристотель подробно описывает отличие despо́tés (главу семьи), с одной стороны, от политика - с другой. 

Итак, глава древнегреческой семьи — это "деспот". Древнегреческая семья, в таком случае, представляется как "микродеспотия". Интересно, как же греки умудрялись совмещать демократию в обществе с деспотией в семье? 
 

07 ноября 2023

Королевы вуду как "крёстные мамы" джаза.

Poppy Frean в статье "Культура вуду в Луизиане, матриархальное искусство и развитие джаза в Новом Орлеане" говорит о связи джаза с культом вуду. 

Большинство описаний ритуалов вуду в Новом Орлеане сообщают о доминировании женщин, хотя многие не замечают подтекста этой модели. Ещё в 1850 году газета New Orleans Times-Picayune сообщила об аресте “пятидесяти обнажённых женщин, в том числе нескольких белых, которые были обнаружены танцующими вместе в традиции вуду”. Затем в 1786 году было зафиксировано, что порабощённые люди в Новом Орлеане собирались в “ночные собрания” по всему городу, чтобы потанцевать. Однако в 1817 году танцевальная практика стала предметом жалоб, и муниципальный совет ограничил проведение этих танцев воскресными вечерами на площади Конго. Эта институционализация была направлена на то, чтобы действовать как “предохранительный клапан”. Это была, как пишет Мишель Гордон, “попытка устранить угрозу восстания рабов и контролировать её с помощью зрелищ и наблюдения”. Хотя эта полицейская деятельность была направлена на обуздание и контроль афроамериканского самовыражения, она также придала ему некоторую легитимность в социокультурном устройстве города. Хотя многим белым наблюдателям негритянские танцы казались не более чем “странной оргией” звуков и движений, “своего рода неистовый котильон". В 1883 году Джордж Вашингтон Кейбл написал подробное размышление о событиях, произошедших на площади Конго. В нём он описал популярный танец Бамбула: “Экстаз переходит в безумие; один — два — три танцора падают”, “музыканты не знают усталости; танец всё ещё продолжается”. Тем не менее, этнохореология доказала, что такого рода экстатические танцы связаны со здоровьем и единством как личности, так и общества. 

Роберт Таллант в своём авторитетном отчёте о практике вуду в Новом Орлеане утверждает, что “Вудуизм, по-видимому, был матриархатом почти с первых дней своего существования в Луизиане. Король всегда был второстепенной фигурой. Папа не в счёт. Мама была всем шоу”. Сьюзан Кэвин подчёркивает это женское превосходство в своём эссе “Пропавшие женщины: на пути вуду к джазу”, доказывая существование женщин-барабанщиц и подчёркивая роль королев вуду на подобных собраниях. Королевы всегда присутствовали: “они устраивали танцы и игру на барабанах на площади Конго; на тайных церемониях всё вращалось вокруг их танцев” и “почти все песни были о королевах”. Именно королевы привлекли белых женщин к церемониям вуду, а те, очевидно, могли лоббировать их в местных органах власти. Говорят, что Мари Лаво, бывшая королевой в 1830-х годах, даже содержала на жалованье местную полицию и политиков. Также королевы способствовали коммерциализации вуду, так чтобы белые мужчины получили материальную заинтересованность от негритянских шоу.

Наиболее легко выявляемое сходство и, следовательно, прямая связь между вуду и джазом - это музыка и танец как средства достижения духовного экстаза. Изначально джаз был сосредоточен на танце, взаимодействии между музыкальной группой и танцорами, где благодаря взаимному поощрению можно было достичь состояния "одержимости духом". 

О древнеримской семье.

Льюис Г. Морган пишет о появлении древнеримской патриархальной семьи:

"Её позднее появление у латинских племён явствует из значения слова familia, содержащего тот же элемент, что и слово famulus — слуга, происходящее, вероятно, от оскского famel = servus — раб. В своём первоначальном значении слово familia относилось не к брачной паре или её детям, а к совокупности рабов и слуг, трудившихся для её содержания и находившихся под властью pater familias. Familia употребляется в некоторых завещаниях в качестве синонима patrimonium — имущества, переходящего по наследству. Слово это возникло в латинском обществе для обозначения нового организма, глава которого держал под своей отцовской властью жену, детей и известное количество зависимых людей. Моммсен пользуется для перевода латинского familia словом «холопы»".

Получается, что моногамная семья у своих истоков — это вовсе не нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей. Это, прежде всего, холопы, слуги, рабы. Их труд обеспечивает процветание нуклеарной семьи, которая является такой же надстройкой над "фамилией", как государство — над народом. Это напоминает семьи плантаторов на американском Юге или семьи русских помещиков. Нуклеарные семьи, без прислуги, это знакомые нам современные семьи. Этот тип семьи можно назвать "пролетарским": таким образом размножается "пролетариат", чтоб плодить слуг и рабов. Proletarius означает «производящий потомство». Слово трактуется следующим образом: бедные жители Рима называли себя proles – ничего не имеющие, кроме детей. Они говорили, что иного богатства, кроме собственного потомства у них нет.
Также proles употреблялось для обозначения мужских половых органов — яичек или мужской силы вообще (Источник).

И тут, как бы случайно, попалась мне статья под заголовком "Убили маму, а ему накинули мешок на голову. Судьба маленького медвежонка, который попал в лапы к самому опасному хищнику на планете". Кто этот "самый опасный хищник на планете"? — Козе понятно, это — человек. Конечно, не у всех людей хищническая натура, - не надо всех грести под одну гребёнку, - но есть такой "римский" тип людей. Как там Цезарь говорил? Veni, vidi, vici? «Пришёл, увидел, победил»? Вот это хищническое "римское" начало и создаёт патриархальную семью, как её описал Льюис Г. Морган.

06 ноября 2023

"Война без особых причин".

Льюис Г. Морган пишет про древних греков:

"Чтобы укротить гнев Ахиллеса, Агамемнон предложил в совете греческих вождей дать ему между прочим семь выдающихся по своей красоте лесбийских женщин, которые были оставлены за ним самим из добычи, взятой в Лесбосе. В случае же взятия Трои Ахиллес имел право выбрать ещё двадцать троянских женщин".

А если взглянуть, так сказать, "в мировом масштабе", то возникает интересный вопрос: за всю историю человечества сколько войн было развязано для того, чтобы удовлетворить мужскую похоть?

Тот же Льюис Г. Морган говорит, что "пленные женщины, которых греческие вожди при походе на Трою везли на своих кораблях, были без всякой жалости и стеснения предназначены для удовлетворения их страстей". Стало быть, греческие вожди за тем и отправились в Трою, чтобы напаковать трюмы своих кораблей троянскими девками? Ну, может быть, там были и какие-то иные, "геополитические" причины для войны, о которых заявлялось официально, но, я думаю, что при этом принимались в расчёт и трофеи, военная добыча победителя. В «Киропедии» Ксенофонт говорит об извечно существующем во всём [патриархальном] мире законе: «когда захватывается вражеский город, то всё в этом городе становится достоянием завоевателей - и люди, и иму­щество» (VII. 5. 73).

Джозеф Соломон. "Аякс и Кассандра".


Против Моргана.

Читая работу Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", я там и сям замечаю в ней строительные "кирпичики", из которых позднее было сооружено здание германского Третьего рейха с его расовой доктриной.

Чего стоит одно слово "дикари" по отношению к представителям архаических обществ! А на стр. 301 Л. Г. Морган выражается прямо в духе нацистской пропаганды: "... свидетельством естественной отсталости первобытного человека служит то обстоятельство, что чем больше мы удаляемся от цивилизованного человека к дикарю, тем меньше становится вместимость черепа и тем сильнее выступают в нём животные признаки".  

Было бы величайшей глупостью отрицать наличие дикарей в человеческом обществе, но дикарство среди людей существует как постоянная величина (константа), а не так, как думает Л. Г. Морган: раньше все люди были дикарями, а теперь все люди стали цивилизованными, культурными, высоконравственными. Нет, в современном обществе дикарей не меньше, чем в первобытном обществе "мумба-юмба". Это мы наблюдаем ежедневно в сводках новостей со всего мира. 

Эффект "маугли" свидетельствует о том, что биологический homo sapiens может вырасти в представителя иного вида. Например, стать волком. Реальным всамделишным волком, разве что без шерсти и хвоста. Но по интеллекту, поведению, характеру, повадкам - полноценным волком.

Если вы возьмёте в дом котёнка, он не вырастет человеком, он вырастет котом. Таким же, как кот, выросший на улице среди котов. Возьмёте волчонка - вырастет волк. Такой же, как выросший в лесу в волчьей стае. Возьмёте щенка собаки - аналогично. Ибо развитие животных предопределено инстинктом, там жёсткая "программная прошивка".

С человеком всё не так. У человека "прошивка" инстинктов сломана; и на её месте, по идее, должна быть другая, культурная "прошивка". Но частенько бывает так, что культурная "прошивка" у
homo sapiens отсутствует, ибо эта "прошивка" ставится воспитанием и образованием в культурной среде, а "маугли" выброшен из этой среды, по тем или иным причинам. И вот вырастает существо без "тормозов"; обычное животное "тормозят" его инстинкты, нормального человека "тормозят" правила культурного поведения; а существо без "прошивки" ничего не сдерживает, поэтому его поведение и называют "беспределом". Наивный же Л. Г. Морган считает, что в современном обществе нет "беспредельщиков", дескать, они были только в древнем обществе.

Спрашивается, зачем ему нужна такая лживая конструкция? Для оправдания лживого тезиса о первобытном промискуитете. Он пишет: "Этому примитивному дикарю и только ему одному можно приписать промискуитет". Вот такой нехитрый "фокус" он продемонстрировал: сначала высосал из собственного пальца "дикаря", а потом приписал ему промискуитет.

05 ноября 2023

Так был ли спад в культуре ЛЛК ок. 4700 г. до н. э.?

Недавно в записи "Эпизоотия в Старой Европе?" я цитировал Джин Манко:

"В Германии и Польше признаки человеческой деятельности резко идут на спад около 4700 г. до н. э. и остаются низкими примерно на тысячу лет. Земледельцы культуры LBK, которые так успешно здесь расселились, не смогли надолго удержать своё процветание".

Теперь читаю статью Б. Говедарица "Где, когда и как зарождается медный век?", - и что же я вижу? Нечто совершенно противоложное тому, что я прочитал у Джин Манко. Цитирую:

"В 5-м тыс. до н. э. в Карпато-Балканском регионе существовала весьма развитая сеть поселений, которая включала многочисленные телли, поселения в долинах рек или на высотах, равно как и свайные посёлки. Особенно характерными являются поселения типа теллей, которые к тому времени достигают апогея в своём развитии (рис. 3).

Рис. 3. Поселение-телль Пьетреле (уезд Джурджиу, Мунтения, Румыния)

О порядках в "длинном доме" ирокезов.

Самоназвание ирокезов — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni), что в переводе означает «люди длинного дома». 

"Длинный дом" ирокезов. Реконструкция.

Такими "длинными домами" (овачира) ирокезы пользовались  по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Жилище изготавливалось из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. В среднем типичный длинный дом имел размеры около 24,4 на 5,5 на 5,5 м и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых состояли в матрилинейном родстве. У этого народа существовала матрилинейная система родства, при которой собственность и наследование передавались по материнской линии. Дети рождались и оставались в клане матери.

Реконструкция "длинного дома" на выставке в Бонне, посвящённой ирокезам. На переднем плане: кладовая, затем в центре дома очаги, в стороны от очагов - спальные места. Второй этаж - под запасы. Слева: лестница-ствол дерева на второй этаж.

О птицах в мезолитических погребениях Сев. Европы.

К. Маннермаа, А.В. Пантелеев и М.В. Саблин в совместной статье "ПТИЦЫ В МЕЗОЛИТИЧЕСКИХ И НЕОЛИТИЧЕСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. Что говорят эти находки о людях и среде их обитания?" анализируют кости птиц из позднемезолитического (7300–7700 лет назад) погребения на Южном Оленьем острове (Онежское озеро).

Сначала они вспоминают про знаменитую и часто цитируемую археологическую находку — могильник позднего мезолита Vedbǽk Bǿgebakken в Дании, в котором захоронены молодая женщину и новорожденный ребёнок, уложенный на крыле лебедя-кликуна.

Лебедь-кликун, - говорят авторы, - занимает особое место в древнейшей истории Онежского озера, что подчёркивается наличием неолитических наскальных рисунков лебедя в этом регионе; большая часть изображений посвящена именно ему и другим водоплавающим птицам в различных композициях. На важность лебедей и журавлей указывают также данные с древних поселений Финляндии; лебедей напоминают большинство изображений птиц на неолитической керамике из Финляндии и Западной России. Малочисленность остатков этого вида в остеологических коллекциях с памятников мезолита, неолита и раннего железа данного региона может быть объяснена неким запретом-табу на добычу лебедя, сохранявшимся на протяжении практически всего голоцена.

Однако в остеологических материалах из захоронений Южного Оленьего острова доминируют кости хищных птиц. Это нетипично для других подобных кладбищ каменного века Северной Европы. Наиболее обычным видом в погребальных материалах оказалась скопа. Скопа питается исключительно озёрной рыбой.


После медитации над образом этой скопы в моём сознании возникли две культурологические параллели. Во-первых, скопа напоминает грифа-стервятника, изображения которого были обнаружены в Чатал-Хююке. Там грифы переносят души умерших людей в Царство Небесное.


04 ноября 2023

Богатство, нуклеарная семья и патрилинейность.

Льюис Г. Морган показывает, как происходил переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. 

"Род в архаическом периоде состоял из предполагаемой родоначальницы и её детей вместе с детьми её дочерей и её женских потомков по женской линии до бесконечности. Дети её сыновей и её мужских потомков по мужской линии исключались из рода. Напротив, при счёте происхождения по мужской линии род состоял из предполагаемого родоначальника и его детей вместе с детьми его сыновей и его мужских потомков по мужской линии до бесконечности. Дети его дочерей и его женских потомков по женской линии исключались. Не входившие в род в первом случае были членами рода во втором, и наоборот. В таком случае возникает вопрос, как мог счёт происхождения перейти из женской линии в мужскую, не разрушая рода?

Посколько счёт происхождения по женской линии является архаическим и более согласуется с ранним состоянием древнего общества, чем счёт по мужской линии, вероятность говорит за то, что в древности он господствовал у греческих и латинских родов. 

Когда в греческих и латинских родах происхождение считалось по женской линии, род обладал, в числе прочих, следующими характерными чертами: 1) Брак в пределах рода был запрещён, вследствие чего дети не принадлежали к роду того, кто считался их отцом. 2) Имущество и должность вождя наследовались в роде, вследствие чего дети исключались из наследования имущества или должности того, кто считался их отцом. Такое положение должно было сохраняться до тех пор, пока не явилась побудительная причина, достаточно всеобщая и настоятельная, чтобы заставить осознать несправедливость этого исключения перед лицом изменившихся условий.
Естественным выходом из положения был переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Чтобы осуществить это изменение, требовалось только наличие соответствующего мотива. После того как стали разводиться в стадах домашние животные, сделавшиеся тем самым источником средств существования, равно как и объектом личной собственности, и после того как земледелие привело к частной собственности на дома и землю, должен был возникнуть протест против господствовавшего порядка родового наследования, посколько этот порядок исключал из числа наследников детей собственника, чьё отцовство становилось более достоверным, и отдавал его имущество его сородичам. Борьба за новый порядок наследования, в которой участвовали как отцы, так и дети, должна была дать достаточно сильную побудительную причину этого изменения. После того как собственность начала накапливаться в больших количествах и стала принимать постоянные формы и после того как увеличились размеры собственности, находившейся в индивидуальном обладании, стал неизбежен переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Такое изменение сохраняло наследство в роде по-прежнему, но переводило детей в род их отца и ставило их во главе агнатических родных. По всей вероятности, вначале они должны были делить наследство с остальными агнатами; однако распространение принципа, по которому агнаты устранялись от наследования остальных родичей, должно было с течением времени привести к отстранению агнатов и исключительному праву наследования детей. Сверх того, отныне сын получал право наследовать должность своего отца.