12 ноября 2023

Про "картошки" в тёмном чулане.

antimantikora в записи "Белый человек - комнатный человек" выразил конгениальные (то есть близкие мне, сходные по духу) мысли.

"Человек с ярко-белой кожей отличается от природного человека, как комнатная собачка от волка. Белая кожа - такое же аномальное явление, как бледные ростки картофеля в чулане. В норме эти хилые ростки должны быть зелёными олиственными побегами. 

Сейчас треть населения планеты обитает в постоянном плену комнат и одежд, поэтому имеет ярко-белую кожу (хотя бы в интимных зонах тела). Эта белизна белого человека - системная аномалия, следствие урбанизации, новая онтологическая норма".

Я уже неоднократно говорил о том, в традиционном древнеегипетском, крито-минойском и этрусском искусстве женщины изображались "бледнолицыми", а мужчины - "краснокожими".

Расписные терракотовые плитки из Черветери, ок. 530 г.  до н. э.

Если применять терминологию
antimantikora, то белую женщину надо назвать "комнатным человеком". При таком раскладе, мужчина получается "уличным, природным, лесным человеком". Получается оппозиция "цивилизация - дикая природа", где женщина несёт цивилизационное начало, а мужчина - животное, звериное.

Но это ещё не всё. Во многих культурах белый цвет отождествляется с духами, привидениями, существами потустороннего мира. Стоит ли напоминать здесь о том, как краснокожие индейцы поначалу почитали явившихся им испанских конкистадоров? [1] Роберт Грейвс собрал мифологические осколки самых разных богинь — кельтских, германских, греческих, семитских — и создал некий единый образ "Белой Богини". И хотя одноимённый трактат Грейвса не был принят академическими учёными, это как раз тот самый случай, когда можно сказать, что "нет дыма без огня". За поэтическим "дымом" Грейвса, конечно, просматривается историческая реальность, - иначе откуда было бы взяться древней изобразительной традиции, представляющей женщин белокожими? И, по всей видимости, в древности так же почитали женщин, как индейцы — испанцев. Во всяком случае, мы видим у этрусков пирующих женщин, возлежащих рядом с мужчинами.

Также необходимо сказать несколько слов о царственности белокожих людей. Такие представления, очевидно, возникли из-за того, что в архаических культурах носители сакральной власти вели уединённый образ жизни. Так, всегда оставался скрытым от своего народа ещё во второй половине XVIII в. царь Абиссинии. Пищу он принимал в полном одиночестве. Царь шиллуков очень редко покидал свой дом, и лишь наиболее влиятельные племенные вожди могли общаться с ним. Подобно царю Абиссинии, царь шиллуков никогда лично не обращался к своими подданными. Повелителя Каффы никто не мог видеть. Даже в тех редких случаях, когда ему приходилось покидать дворец, он ставался скрытым под покрывалами. И как тут не вспомнить про картошку в тёмном чулане?

Сравнение белой кожи с бледными росками картофеля в чулане заставляет также вспомнить сказку братьев Гримм «Рапу́нцель» (нем. Rapunzel) о заточённой в башне деве с длинными волосами. Ну а здесь мы выходим на целый комплекс архаичных практик, связанных с обретением женщинами сверхъестественных способностей. Antimantikora называет белую кожу "аномальным явлением", но так ведь и чудо является "аномальным явлением". Нормальные люди не творят чудеса; чудотворение требует от людей некой "аномальности". Интересно, что про ведьм до сих пор рассказывают, будто они днём спят, а по ночам бдят. Вот вам и причина для белой кожи. 

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Одним из главных божеств у индейцев Центральной Америки (в том числе у ацтеков) был Кецалькоатль, создатель человека и культуры, покровитель жречества и науки. Существовало несколько традиционных вариантов изображения Кецалькоатля, одним из которых был бородатый белый человек в маске. Согласно древней легенде, Кецалькоатль удалился в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещая через некоторое время вернуться. Поэтому неудивительно, что, когда бородатые испанские конкистадоры высадились на восточном побережье Мексики в апреле 1519 года (год, посвящённый Кецалькоатлю), их предводителя Эрнана Кортеса индейцы приняли за возвратившегося бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий