11 ноября 2023

Связаны ли таврокатапсии с эпифаниями богини?

М. Ф. Альбедиль в своей монографии "Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры" приводит описание интересного экземляра протоиндийского изобразительного материала.


Он касается сцены, изображающей богиню с кольцом на одностороннем оттиске. Полное формальное описание сцены дано Ю. В. Кнорозовым:

«Слева дерево, ствол до кроны толстый, внизу неровная платформа, верхушка изогнута влево, крона начинается с середины ствола, ветви идут почти горизонтально (кроме вершины, где они направлены вверх под углом 45°), листья показаны штрихами вверх и вниз от ветки под углом 45°. Справа вделан в платформу столб (толщина которого равна толщине ствола). На верхушке - рога быка (судя по развалу) и ветка, загнутая влево (детали неясны, возможно, показаны листья). Слева под рогом короткая двойная (женская) коса... Справа на рог надето большое „кольцо“, возможно, украшение, принесённое в дар богине. Справа от столба стоит в профиль головой вправо бык... Над быком почти горизонтально, с наклоном влево, обнажённая богиня с короткой двойной (женской) косой, перелетающая через быка. Правая нога вытянута, левая опущена вниз, слегка согнута в колене и почти касается спины быка. Голова, спина и правая нога вытянуты в одну линию. Правая рука вытянута над спиной. Левая рука согнута в локте под прямым углом и направлена наклонно влево и вниз, почти касаясь „кольца". Сцена в целом, несомненно, изображает посещение богиней своего святилища по случаю принесения ей в дар (драгоценного?) „кольца"».

"Изображённое в сцене слева дерево, окружённое платформой, не может вызывать никаких недоумений: это типичное архаическое святилище. Классиками этнологии давно показана интерпретация обрядов, совершаемых при священном дереве, как сакрального брака. У нас нет оснований усматривать в протоиндийском мотиве «богиня—дерево» иную семантику, отличную от этого устойчивого стереотипа", - комментирует М. Ф. Альбедиль.

Священный брак? — Может быть. Во всяком случае, здесь присутствует бык, консорт богини, и кольцо (обручальное?) к тому же... Однако меня удивляет иное. Я поражён сходством этой индо-хараппской сцены с крито-минойскими мотивами.

Минойская гемма
 
Прорисовка перстня, Тера, Эгеида

Это должно считаться аксиомой, что всякий религиозный ритуал есть ничто иное как повторение события, которое случилось внутри мифа "во время оно". Поэтому, надо полагать, что крито-минойские таврокатапсии, акробатические полёты над быками, имели мифический "бэкграунд". Реконструировать тот минойский миф не представляется возможности, но сцену богини с кольцом на индо-хараппском оттиске можно рассматривать как намёк на сюжетную линию.

Судя по всему, центральным элементом ритуала таврокатапсии надо считать эпифании богини, богоявления. Потому что из описания Ю. В. Кнорозова следует, что перелетающая через быка богиня как-то связана с явлением богини в святилище.

Юрий Кнорозов

Если мы примем в расчёт, что участники таврокатапсий предварительно "самоизолировались", постились энное количество дней и совершали ритуальные омовения, то у нас возникают интересные параллели с Элевсинскими мистериями. В таком случае таврокатапсии можно рассматривать как своего рода "страды" непосредственных участников ритуала, своеобразные "радения", способствующие "отрыву" духа от плоти и приближению к тому порогу сознания, где отрывается духовное зрение. И в таком изменённом состоянии сознания участники ритуала могли видеть богиню, пролетающую над рогами быка.

Лабрис - священный символ минойцев - над рогами быка

Комментариев нет:

Отправить комментарий