Николай Бердяев в статье "Нигилизм на религиозной почве" описывает "старорежимное" государство российское, однако нельзя не заметить, что постсоветское государство - volens nolens - воспроизводит всё ту же "старорежимную" парадигму отношений власти и общества.
"П. Победоносцев. С ним так много связано, срослась с ним целая эпоха
русской истории, даже более чем эпоха: в его личности и в его деле ярко
воплотилась связь православия с государственным абсолютизмом.
Какая основная черта Победоносцева, его «умопостигаемый
характер»? Неверие в силу добра, неверие чудовищное, разделяемое русской
официальной Церковью [Говорю всё время не о Вселенской Церкви, не о
православии, хранящем Божественную святыню, а о национальной нашей
Церкви в её исторической эмпирике, в человеческой её стороне.] и русским
государством. Сила Победоносцева, непостижимая власть этого человека
над русской жизнью в том и коренилась, что он был отражением
исторического русского неверия, исторического русского нигилизма сверху.
Нигилистическое отношение к человечеству и миру на почве религиозного
отношения к Богу — вот пафос Победоносцева, общий с русской
государственностью, заложенный в историческом православии. Победоносцев
был религиозный человек, он молился своему Богу, спасал свою душу, но к
жизни, к человечеству, к мировому процессу у него было безрелигиозное,
атеистическое отношение, он не видел ничего божественного в жизни,
никакого отблеска Божества в человеке; лишь страшная, зияющая бездна
пустоты открывалась для него в мире, мир не был для него творением
Божьим, он никогда не ощущал божественности мировой души. Этот
призрачный, мертвенный старик жил под гипнозом силы зла, верил
безгранично во вселенское могущество зла, верил в зло, а в Добро не
верил, Добро считал бессильным, жалким в своей немощности. Дьявол правит миром, определяет ход вселенской жизни,
проникает в человеческую природу до самых её корней; добро,
божественное не имеет объективной силы, на нём нельзя строить жизни, с
силой добра нельзя связывать никаких исторических перспектив. Роковой
процесс падения и разложения человечества, растущие силы зла могут быть
остановлены лишь насилием, лишь злом же, лишь деспотической
государственной властью.