Римский историк IV века Аммиан Марцеллин и церковные писатели приписывали введение обычая оскопления вавилонской царице Семирамиде. Но это, конечно, чушь и вздор. Евнухи существовали уже в III тыс. до н. э., задолго до Семирамиды. Скопчество связано с появлением царских гаремов. Никто лучше евнухов не мог охранять царские гаремы, не возбуждая ревности господина. Поэтому скопчество, естественно, связано с мужской "вертикалью власти", оно является следствием патриархальных отношений. Разделение мужчин на "тузов" и "шестёрок" позволило первым обращать в рабство последних и делать над рабами всё что им вздумается, в том числе и скопить их.
Ernest Normand. The Bitter Draught of Slavery |
Интересно, что среди ранних христиан были кастраты, но в "Правилах апостольских" оговорено:
«Кто сделался скопцом от человеческого насилия, или во время гонений от варваров, или от врачей по болезни, или так родился, тот может быть в клире и, ежели достоин, даже епископом, но кто скопил сам себя, тот, ежели клирик, извергается, самоубийца бо есть и враг божия создания», а если мирянин — отлучается от св. таин, «ибо наветник есть своея жизни». Впоследствии Константинопольский собор, именуемый двухкратным, тех, которые скопят собственноручно, или отдают приказание произвести над кем-либо оскопление, сравнял с убийцами (Цит. по: Мельников-Печерский П. И. Белые голуби // Собрание сочинений в 6 т. М., 1963. Т. 6. С. 259).
Удивительно, насколько важными члены собора считали свои мужские члены! По сути, они уравняли мужчину с одним из его органов, в данном случае, с половым органом. Как тут не вспомнить шутливо-ироничное название "членовоз" для автомобилей типа "Чайка", предназначенных для членов ЦК КПСС в приснопамятном СССР?
Значит, если мужчина отрубит себе палец на руке или даже целую руку, то он не самоубийца, а если он отрубит себе половой орган, то, однозначно, самоубийца! То есть, соборные отцы тем самым признали, что душа у мужчины находится в головке полового члена, и если этот член отрезать, тогда мужчина остаётся без души, тогда он превращается в труп ходячий, кадавр.
По-моему, в этом превознесении хера до небес у соборных отцов проявился и сказался их коллективный "мужикизм". Во всяком случае, никакой духовности я в их "Правилах" не вижу. Наоборот, я вижу здесь репликацию посконно-мирского отношения к скопцам и евнухам. Так, например, китайцы называли евнухов "старыми петухами", семья считала такого человека чужим и не хоронила на своём родовом кладбище. В Древней Индии к евнуху относились хуже чем к варвару: его приход предвещал несчастье, он не мог наследовать и не мог участвовать в религиозных обрядах. У евреев скопцы тоже не допускались к богослужению: "У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, то не может войти в общество Господне" (Втор. 23:1). Иисус же не гнушается скопцами, не приравнивает их к убийцам, и говорит, что "есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного" (Мф: 19:12). Обычно толкуют слова Иисуса о скопцах как о девственниках, но тут сразу возникает вопрос: почему Он девственников назвал скопцами? И другой вопрос: а не является ли девственник, уклоняющийся от создания семьи и детей, таким же "врагом Божия создания", как и скопец? Василий Розанов, например, ставил знак равенства между монашеством и скопчеством; скопцов он считал наиболее последовательными монахами. Кажется, так же считал и Ориген. Евсевий пишет, что Ориген, будучи ещё молодым, решил буквально исполнить завет из Писания о скопцах, чтоб прекратить этим разные клеветы на него, т.к. он часто беседовал о вере не только с мужчинами, но и женщинами. И при этом в Палестине Кесарийский епископ Феоктист и Иерусалимский епископ Александр покровительствовали ему, относились к нему хорошо, не приравнивали его к убийцам.
О христоверах имеется много материалов по метке "христоверы". Собственно, скопцы были среди христоверов самыми рьяными, самыми радикальными последователями учения. "Уж змею бить, - говорил говорил Кондратий Селиванов, - так и бей поскорей её до смерти, покуда она не поднялась и не отравила и сердце, и разум". По глубокому убеждению Селиванова, Адам вместо яблока проглотил самого змея, и тот, пройдя сквозь тело мужчины, вышел наружу в виде фаллоса. Это значит: в тело человека, созданное Богом, пол вкраплен дьявлом. Скопцы охотно согласились бы с Отто Вейнингером: "Мы ощущаем фалл как нечто в высшей степени гнусное. Потому-то он и представляется всегда в каком-то отношении к сатане: средоточие Дантова ада (центр Земли) занимают половые части Люцифера".
В общем, тема эта - интересная. Как и всё, что связано с полом. Василий Розанов, в своё время, много занимался этой темой. Ну, и Георгий Гачев тоже всю жизнь копался у "корней" пола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий