13 октября 2021

Верхом на петухе.

Полагают, что из-за игры слов (gallus - и "галл", и "петух") петух стал эмблемой жрецов Кибелы. Аттиса часто изображали верхом на петухе. 

Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»).

Виктор Катющик. «Мальчик на петухе». The boy on the cock. Источник картинки

Интересная картина, если её толковать в контексте скопчества. Тут и лунный "серп" в руках у мальчика, похожий на букву "С", с которой начинается слово "смерть"; и опасность, выраженная в том, что одною ногою петух стоит на горной вершине, а другою ногою шагает в пропасть; и возможность полёта (расправленные крылья); и заря новой (бессмертной) жизни, что брезжит в тумане.

Любопытно, что одним из эпитетов Аттиса является "сжатый (жёлтый) колос". По Фрэзеру, историю божественных страстей-страданий Аттиса, его смерти и воскресения понимали в древности как нанесение серпом ран растению, хранение зерна в закромах, последующий сев и новое рождение в виде колоса. (Ср. слова Иисуса: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода".) Видимо, самооскопление галлов, жрецов Кибелы, соотносилось со срезанием колоса. И самое поразительное заключается в том, что демонстрация чудесно выросшего из зерна колоса являлась кульминационным актом Элевсинских мистерий.

Исходя из данной мифологемы, можно под другим углом зрения взглянуть на "Скупого рыцаря" А. С. Пушкина. Не потому ли молодой рыцарь Альбер страдает от безденежья, что у него "играют гормоны" и деньги он "спускает" там же, где "спускает" сперму? И не потому ли старый отец-барон богат, что он давно завязал узлом свой член? 

При исследовании феномена русского скопчества мне приходилось встречать упоминания о похожести звучания слов "скопец" и "купец". Дескать, скопец, как "скупой рыцарь", копит сокровища. Да, имеются сведения о скопческом капитале в дореволюционной России, несмотря на жесточайшие репрессии со стороны царского правительства. Но, может быть, денежный капитал скопцов являлся всего лишь побочным продуктом собирания "нетленных сокровищ"? Как говорится, "ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Матф.6:33).

С этой точки зрения можно взглянуть на ампутацию яичек не как на "гнушение полом" (по В. Розанову), не как на борьбу с собственным полом, а как прекращение "разбазаривания" собственной энергии на всякие пустяки. "Тем самым, первоначальной целью религиозного самооскопления нужно считать не передачу божеству сосудом с семенем... и не уничтожени своего пола, но сохранение внутри семени вещества жизни и души, с которым практически отождествлялась психе" (Онианс Р. На коленях богов. - М., 1999. С. 134).

Отсюда можно провести линию к даосским сексуальным практикам. В мавандуйском тексте, в частности, говорится, что жизненная сила хранится в половых органах, и прежде всего в сперме. Согласно учению, в сексе необходимо достигнуть контроля над своей энергией и не допускать семяизвержения. Это поддерживает здоровье, приводит к достижению долголетия и «бессмертия. «Быть в состоянии заниматься любовью и не испускать — это секрет сохранения жизненности, путь жизненности», — таков совет Простой Девы Жёлтому императору.

Комментариев нет:

Отправить комментарий