13 августа 2022

Под женским покрывалом.

Давным-давно, утверждает легенда, туареги были наголову разгромлены врагами в отчаянной сече. Потеряв даже верблюдов, они с позором бежали с поля битвы на юг к родным стоянкам. Удручённые жалким видом воинов, женщины стали срывать с себя покрывала и швырять их побеждённым мужьям. «Мы стыдимся вас! Скройте этими платками свои испуганные лица!» - восклицали они. С тех пор арабы называют туарегов «ал-мулас-самин» - «завешивающие лицо покрывалом».


Сара Бара-Бу и Тин Букту.

Из Википедии: "Томбукту (фр. Tombouctou; устар. передача Тимбукту́; фр. Timbouktou, тамашек Tin-Bouktou) был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север)".

В. А. Корочанцев предлагает расширенную версию основания  Томбукту.

"Тишина, согласно легенде, сопутствовала рождению Томбукту. В конце XI века в переплетениях дюн, среди полусухих деревьев, высасывающих своими листьями-колючками скудную влагу из знойного воздуха, туареги, которых за нескончаемые перекочёвки по необитаемым пространствам Сахары прозвали «синими призраками пустыни», избрали однажды здесь место для своей главной стоянки. Они вырыли колодец, соорудили склад зерна. В нескольких километрах от кочевья на берегу Нигера скопище узких длинных пирог создавало подобие порта. С началом дождливого сезона оживал сахель - по-арабски «берег», берег пустыни Сахары. В этой переходной зоне, между саванной и пустыней, повсюду невесть какими судьбами из песка начинала пробиваться зелень; туареги свёртывали свои фелиджи - шатры из верблюжьих шкур, закреплённых на концах шестов и колышков, и вслед за скотом двигались на север в глубь Сахары на временно возникавшие пастбища. Одна только старая рабыня по прозвищу Букту (на тамашек - языке туарегов - «пупок») оставалась сторожить зерно, колодец, редкие акации, ковыль и мёртвые волны дюн. Долгие месяцы одиноко сидела Букту у колодца под колючим деревом и смотрела на север. Вокруг было очень тихо. Долгие дни и ночи очень тихо. Лишь изредка, чтобы развлечь её, заводили свои непонятные песни пески. Ночами Букту подчас чудилось, что с высоты ей ободряюще подмигивают всегда такие равнодушные светлые пятна - звёзды, что именно к ней сквозь кромешную тьму плывёт, на глазах рассыпаясь в пыль созвездий, холодная луна.

12 августа 2022

Вместо паспорта.

В продолжение записи "Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы". 

Спустя некоторое время я осознал, что сделанное мною предположение о том, что "вставка всякого рода глиняных тарелочек и деревяшек под нижнюю губу является ни чем иным как банальным затыканием женского рта", ошибочно.

Африканист В. А. Корочанцев говорит, что племена маконде, сара, моси рассекают себе щёки, дабы все знали, к какому народу они принадлежат

Скорее всего, мы здесь имеем дело с крайними формами манифестации родо-племенной жизни.

Таким образом выражается и подчёркивается принадлежность человека тому или иному родовому коллективу. Нам, живущим в современном обществе, этого делать не нужно, потому что у каждого человека есть паспорт, который позволяет ему обращаться за помощью к государству (без паспорта даже и зуб не выдернут в стоматологической поликлинике). А к кому обращаться за помощью членам архаического общества? Государства - нет, народа или нации - тоже нет (например, на острове Новая Гвинея насчитывается более 860-ти языков, то есть чуть ли не каждая деревня говорит на своём языке). Очевидно, при таком раскладе можно полагаться лишь на "своих". И вот, похоже на то, что все эти непонятные нам формы подчёркивания родо-племенных особенностей возникают из разделения мира на "своих" и "чужих". Носишь палочку в носу? - как эта девчонка на картинке. - Значит, ты "свой", родной, брат или сестра, отец или мать, принадлежишь к одной большой семье. Нет палочки в носу? - значит ты "чужой", не из нашего "муравейника". "Свои" всегда поделятся тем, что имеют; "чужие" - вряд ли.

Почему тлинкитки вставляют деревяшки в рассечённую губу?

В продолжение записи "Одна научная загадка, или Почему африканки растягивают губы". 

"Тлинкиты - индейское племя, проживающее на юго-востоке Аляски и  прилегающих частях Канады. 

Обычай этого племени вставлять в рассечённую нижнюю губу кусок дерева или раковины. Обычно такое украшение носили женщины и старейшины. Калюжка мешала женщинам говорить и есть. Сначала в нижней губе делается маленькое отверстие,  куда вставляется небольшая шпилька, которая со временем сменяется калюжкой до 12 см в окружности. Калюжка являлась признаком хорошего рода.

В древности у всех девочек тлинкитов на нижней губе делали разрез параллельно линии рта и чуть ниже его. Медная проволока, кусок раковины или дерева, продетые в этот разрез, держат его открытым и расширенным. Требуемый размер получается постепенным введением всё больших предметов. Когда девушка достигает зрелого возраста, в отверстие в губе вставляется обыкновенный кусок дерева длиной от 5 до 15 сантиметров и шириной около полутора сантиметров. Старость мало ужасает тлинкитскую красавицу: с возрастом в отверстие на губе вставляется кусок дерева побольше. Хотя это и не увеличивает прелести лица, но возвышает общественное положение" (Источник).

Картинку девушки-тлинкитки с деревяшкой в нижней губе я не нашёл в Сети. Пришлось довольствоваться тем, что есть.

Tlingit Women Stene-tu and Kaw-claa in Chilkat Blankets 1906
 
 
Case and Draper Kaw-Claa, Woman from Village of Chilkat, Tlingit Nation, Alaska 1906

Здесь надо отметить, что тлинкиты были кондово-патриархальным племенем. У них были рабы. Рабами становились военнопленные и их потомки. Хозяин раба имел полное право убить его. Если же хозяин умирал,  то  на его могиле умерщвляли двух рабов.

В связи с этим можно предположить, что вставка всякого рода глиняных тарелочек и деревяшек под нижнюю губу является ни чем иным как банальным затыканием рта. 

11 августа 2022

Траектория бабочки.

Бабочки питаются в основном нектаром цветов. Некоторые также получают питание из пыльцы, древесного сока, гниющих фруктов, навоза, разлагающейся плоти и растворённых минералов во влажном песке или грязи.

Бабочки проявляют поведение, называемое "mud-puddling", когда их привлекают влажные, богатые питательными веществами материалы, такие как почва, гниющие растения, падаль, навоз и даже кровь, пот, слёзы и моча. По-видимому, они поглощают влагу, а также ионы, аминокислоты и другие питательные вещества, которые в ней растворены.

Butterflies Puddling In Mud

В древности около многих скотобоен был пруд или сточный канал, куда стекала кровь принесённых в жертву быков. На поверхности воды этого кровавого пруда собирались бабочки, чтобы питаться водой, насыщенной кровью. В тех случаях, когда бык был только что принесён в жертву, водная поверхность пруда могла быть покрыта массой из бабочек, питавшихся кровью быка. Вся водная поверхность походила на пульсирующую энергию новой и яркой, красочной жизни, рождённой, казалось бы, кровью жертвы.

Очевидно, крито-минойские изображения быка с лабрисом, как бы "произрастающим" из его головы между рог, нужно связывать с тем, что было сказано выше о бабочках.

Изображение бычьей головы с лабрисом (Кносс)
  
Здесь лабрис в виде бабочки

Как мы знаем, в древнегреческой мифологии душа представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Стало быть, лабрис-бабочка в символической форме передаёт идею посмертного существования души.
Душа выходит из тела как бабочка выпархивает из кокона.

Поскольку лабрис к крито-минойской религии по значимости равнялся кресту в христианстве, можно предполагать, что бабочка находилась в самом центре мифологии критян. Может быть, как Христос неразрывно связан с крестом, так и древняя Богиня ассоциировалась с бабочкой (=лабрисом).

Николай Бердяев о русском народе.

Николай Бердяев написал в 1923 году в Берлине этюд "Новое Средневековье". Приведу здесь один пассаж их этого этюда.

"Русский народ не может создать срединного гуманистического царства, он не хочет правового государства в европейском смысле этого слова. Это - аполитический народ по строению своего духа, он устремлён к концу истории, к осуществлению Царства Божьего. Он хочет или Царства Божьего, братства во Христе, или товарищества в антихристе, царства князя мира сего".

И ещё немного: "Она [Россия] скорее родит антихриста, чем гуманистическую демократию и нейтральную гуманистическую культуру".

Ну да, демократия не является "общим делом" русского народа, - это заметно. Несколько лет назад прочитал я объявление на автобусной остановке: какой-то приезжий казак с Дальнего Востока, с Амура, собирал местных мужиков на сход, чтобы организовать казачий "круг". Так никто ведь не пришёл. Дескать, не желаем мы заниматься самоуправлением, пусть нами правит Царь-Государь. Попадётся добрый Царь - и слава Богу, попадётся "грозный" Царь - терпеть будем его самодурства.

10 августа 2022

Apocalypse Now.

James, Peter, Najin и Tawa, Кения, 2020 год. Фото: Nick Brandt.

Джеймс, живущий со своим сыном Питером, раньше владел фермой площадью 5 акров в центральной Кении. Он был успешным, и “жизнь была хороша”. Но из-за череды долгих засух  жизнь на земле становилась всё труднее и труднее, пока в 2015 году, обанкротившись, он не был вынужден бросить свою ферму и искать любую работу. Этот некогда гордый, независимый фермер из-за изменения климата превратился в подёнщика.

Наджин - одна из двух последних самок северных белых носорогов в мире, живущих в заповеднике Ol Pejeta под круглосуточной вооружённой охраной. Когда Наджин и её дочь Фату умрут, вид исчезнет. Когда-то давно ареал обитания северного белого носорога простирался через всю Центральную Африку. Но десятилетия браконьерства не оставили носорогам ни одного шанса, чтобы выжить.

Здесь, на этой картинке, немного "сгущены краски", но зато она просто офигительно отражает наступление новой - апокалиптической - эпохи.
 

Обыкновенное чудо.

Круги на полях продолжают удивлять и поражать.

08.08.2022. Etchilhampton Hill (2), Nr Devizes, Wiltshire, England. Источник картинки.

По-моему, "нерукотворность" этих кругов вполне очевидна. Люди не могут тайно ночью притоптать пшеницу таким диковинным образом, да притом ещё чтоб ни один стебелёк не сломался.

А что же наука? Как она объясняет этот феномен? А - никак. Наука хранит гробовое молчание, учёные словно воды набрали в рот.

09 августа 2022

Матрилинейное общество культуры Чако.

Василий Макаров в статье "Культура Чако: в Северной Америке власть контролировали женщины" сообщает:

"Североамериканские представители культуры Чако, скорее всего, жили в матрилинейном обществе, где социальный статус и власть передавались по материнской линии. Учёные пришли к этому выводу, изучив ДНК мертвецов, погребённых в одном из крупнейших древних захоронений Америки.

Глубоко внутри 650-комнатного захоронения в каньоне Чако, что в Нью-Мексико, расположена богатейшая из всех гробниц на юго-западе США: в нём лежит тело 40-летнего мужчины, в окружении редких раковин, бус и подвесок, число которых переваливает за 11 000. Не обладая письменными источниками, исследователи уже давно ломают голову над тем, как была организована культура Чако, возраст которой составляет 1000 лет. Используя ДНК из костей умершего и 13 захороненных вместе с ним людей, учёные пришли к удивительному выводу: статус элиты передавался по материнской линии, от матерей к их сыновьям и дочерям.

Команда во главе с археологом Дугласом Кеннетом из Пенсильванского университета изучила митохондриальную ДНК мертвецов и обнаружила, что 9 из них связаны по материнской линии. О своём открытии учёные рассказывают в статье, опубликованной в Nature Communications. Достаточное количество ядерной ДНК, сохранившейся в телах, также показало отношение «мать-дочь» между двумя людьми и «бабушка-внук» между двумя другими. «Тот факт, что все они похоронены в одном склепе и разделяют одну и ту же митохондриальную ДНК, указывает на то, что между ними определённо существует связь по материнской линии», говорит Кеннетт. «Уровень крипты и богатство захоронения также служат показателем того, что они были элитой общества»" (Источник). 

08 августа 2022

Священный матриархат как он есть.

А вот хороший пример того, как в своё время "работал" (в смысле - функционировал) священный матриархат.

"Южные славяне-язычники верили, что во время жатвы в полях «властвуют» женские божества – Полудницы. Они следят за тем, чтобы в разгар жары, в полдень, никто не работал в ниве. Ослушавшемуся пришлось бы получить изрядных тумаков от высоких девушек в белых одеждах. Могли и шею сломать" (Источник).

Я уже говорил о том, что менструальное табу освобождало женщину от выполнения ежедневных рутинных обязанностей, создавало своего рода "субботу" для отдыха. Параскева-Пятница запрещала женщинам работать по пятницам и в ночное время. Полудницы давали женщинам передышку в дневное время. А кроме того, были и другие дни, посвящённые тем или иным богиням, когда было "грех работать". Не жизнь, а малина!.. На самом деле, священный матриархат освобождал женщин от мужского насилия больше, чем современный феминизм.

Венера в мехах.

Источник картинки.

Долганы.


📌 ДОЛГАНЫ (самоназвание – дулгаан, тыа киhитэ, тыа кисите, тыалар – «тундровый человек») – самый северный тюркоязычный народ в мире. 

‼ Интересный факт:
Долганы вплоть до XIX века сохраняли пережитки матриархата. Мамы, бабушки и дочери поддерживали огонь и выполняли разные обряды, в принципе в их ведении находились все дела. Очень часто, чтобы пережить долгие суровые зимы, несколько долганских семей объединялись и жили в одном большом чуме. В таком доме обязательно должна была быть одна хозяйка, которую выбирали. Обычно это была женщина в возрасте. Её слово было законом для всех, в том числе и для долганских мужчин (Источник).

Другой интересный факт: «Долганы произошли от трёх основных народов: затундренных русских крестьян, якутов и эвенков, – рассказал главный хранитель Таймырского дома народного творчества Василий Батагай (Источник). Стало быть, долганы - самая молодая народность Таймыра и сформировалась она совсем недавно, в течение XVIII - XIX веков. 

Источник картинки.

9 августа – Международный день коренных народов мира.

Завтра, 9 августа – Международный день коренных народов мира. Я думаю, на территории РФ самым "коренным" народом являются кереки, потому что они представляют собой матриархальный "реликт". Как в заповеднике "Галичья гора" имеются реликтовые растения, сохранившиеся с ледникового времени, так и кереки представляют собой реликтовое человечество. Отличительная особенность кереков – очень маленький рост: всего 140-145 сантиметров. Это заставляет нас вспомнить о "чуди белоглазой", ушедшей под землю, и о земледельцах Старой Европы, которые тоже были маленького роста. Между прочим, по данным переписи населения за 2010 год, кереками себя назвали всего 4 человека.  

Источник картинки.

 

Ум - змей.

"«Возможно, за исключением убийства (см. Бытие, глава 2)1, закалывание свиней — один из древнейших видов спорта в мире». Такими словами лорд Баден-Пауэлл начинает свою хвалебную «Охоту на кабанов, или Закалывание вепрей» (1889), в которой он ловко возводит историю этого вида охоты к Святому Георгию — именно этого святого он называет своим главным вдохновителем.

«Охота на кабанов увлекательна и приятна как для человека, так и для лошади, — говорил Баден-Пауэлл, — кроме того, я искренне верю, что кабану это тоже нравится»" (Источник).

Одна из первых иллюстраций охоты на диких свиней из знаменитой библиографии для охотников Швердта (1939)
 

Боже мой! - подумал я. - Насколько же бывает изощрённо-извращённый ум! Чёрное он выдаёт за белое, да при том ещё и ссылается на святых, будто они стоят на стороне его дикости и безумства. Видно, недаром созвучны ум ("нус", от др.-греч. νοῦς) и змей ("нааш", от др.-евр. ‏נחש‏‎, [на’хаш]).

----------------------------------------------------------

1. Вероятно, Баден-Пауэлл всё же имел в виду 4-ю главу, где рассказывается об убийстве Авеля Каином (Быт. 4: 8). — Прим. ред.

07 августа 2022

Малаяли.

Из статьи о народе малаяли, проживающем в основном в индийском штате Керала, я узнал, что "они довольно отчётливо делятся на касты, которые имеют разные социальные системы, разные типы жилища, занятия, пищу, устройство семьи, обряды. Брахманы намбудири(пад) и бхаттадири(пад) патрилокальны и патрилинейны, у них распространён майорат. Наяры, тийя, ежава - матрилокальные и матрилинейные общности, велика у них роль дяди по матери (распространён авункулат) живут в больших домах, передаваемых по женской линии - таравад, сохраняется полиандрия" (Источник).

Насколько я понял, высшие касты у них патрилокальны и патрилинейны, а низшие касты - матрилокальны и матрилинейны. Там же говорится, что "среди низких кастовых групп заметны веддоидные элементы. Язык - малаялам южной группы дравидийской семьи". Тогда, выходит, что среди высоких кастовых групп не заметны веддоидные элементы. Похоже на то, что высшие касты относятся к "истинным арийцам". 

Тем не менее, веддоидные малаяли - самый образованный народ Индии: в 1980 г. уровень грамотности среди мужчин составлял 75%, среди женщин - 66% (при общеиндийском показателе 36%). 

И ещё один интересный абзац:

"Жилище зажиточных людей - с двускатными черепичными крышами, с приподнятыми углами крыш и высокими гребнями над коньком. Жилые и хозяйственные комнаты, молельня окружают четырёхугольный двор - надумиттам. Во дворе обычно имеются колодец и обиталище для почитаемых змей. Одежда - мунду вешти, состоит из двух кусков ткани, один из которых образует поясную одежду (юбку), вторым иногда покрывается грудь и плечи. Покрытие груди у женщин до недавнего времени было признаком низких каст". 

Матрилокальность в современной России.

Светлана Адоньева в статье "Материнский род у колыбели: матрилокальность в современной России" говорит, что "советский уклад, правовые нормы и идеология обеспечили сдвиг в социальной системе родства, в частности в нормах филиации: от патрилокальности к матрилокальности. Если до революции ребёнок приходил в род отца, то к 1970-м годам у его колыбели стоит род матери. Решение о появлении младенца в 1950-1980 годы советские молодые женщины принимали, опираясь на мнение своей семьи, и особенно - матери. Это происходило ещё и потому, что они расчитывали на поддержку матерей в заботе о ребёнке много больше, чем на поддержку отца ребёнка и его родительской семьи".

С. Адоньева объясняет переход от патриархата к матриархату в СССР тем, что советский мужчина был "пролетарием", то есть нищим и бесправным "винтиком" государственного механизма.

"Первыми декретами советской власти были декреты об отмене собственности и декреты о семье. Было провозглашено освобождение от патриархальности. "Первичными ячейками" нового общества были объявлены коллективы. Началось глобальное изменение социального порядка и в том числе порядка семьи. Во-первых, общество перестало быть патрилокальным по закону. Как было указано в декрете, "запись о рождении ребёнка составляется тем же отделом браков и рождений по месту пребывания матери". Во-вторых, инициатива брака, прежде исходившая от семьи жениха и определявшаяся интересами родительских семей и всего сообщества, теперь перемещалась в руки будущей жены. С того времени и до сегодняшнего дня брак считается совершаемым в интересах женщины и её детей (см. статью 38 современной Конституции России). В-третьих, советская власть объявила брачный выбор свободным от родительской воли, тем самым отменялся воспроизводимый посредством брака порядок подчинения младших старшим и основанный на нём порядок наследования. Отмена частной собственности привела к уничтожению материальной основы института семьи".  

Матриархат на дальних островах Тихого океана.

30 июня 2022 года в журнале Science была опубликована статья Ancient DNA reveals five streams of migration into Micronesia and matrilocality in early Pacific seafarers об исследовании заселения островов Микронезии.

Международная команда учёных проанализировала ДНК из останков 164 человек возрастом от 2800 до 500 лет. Исследование было сосредоточено на Микронезии, мелких островах на северо-западе Океании. Также были проанализированы геномы 112 современных микронезийцев. Около 3000 лет назад люди плыли к восходу солнца, к участку нашей планеты, не населённому людьми: отдалённым островам Тихого океана. К 1200 году процветающие общества были уже от Марианских островов до Рапа-Нуи, на расстоянии более 12 000 километров друг от друга. Но как происходило заселение этих островов, долго оставалось неизвестным.

Новое исследование показало, что Микронезия была заселена с островов Юго-Восточной Азии, а позднее — с Новой Гвинеи и Новой Британии. Другие мигранты, вероятно, пришли с востока, из Полинезии. От древних до современных образцов митохондриальная ДНК, передающаяся только по женской линии, остаётся неизменной, тогда как образцы мужской родословной со временем меняются. Видимо, общества были матрилокальными: как только остров был первоначально заселён, женщины оставались, сохраняя материнскую линию из поколения в поколение, а мужчины уезжали, чтобы создать семьи в новых землях. Тихоокеанские общества остаются матрилокальными и в наше время. Источник.

Источник картинки.

«Кибервдовы».

«Кибервдовы». Так сегодня называют женщин, чьи мужья предпочитают проводить время в виртуальном пространстве. 

Ну, я думаю, "кибервдовы" появляются из-за того, что сексуальное общение с одним и тем же лицом со временем "приедается". 

Так называемый "медовый месяц" весьма удачно определяет "звёздный миг" (к сожалению, чаще всего это именно "миг") в развитии половой любви. В это время влюблённые никак не могут насытиться друг другом, выразить в достаточной мере взаимное обожание, степеней сравнения не хватает, чтобы охарактеризовать неповторимые качества и прелести влюблённых. Это исключительное состояние, сопровождаемое огромным напряжением, постепенно и неизбежно приводит к психическому и физическому истощению влюблённых. Доступность и частота повторяющихся переживаний притупляют чувства, а чары "божественного" опьянения начинают незаметно увядать и исчезать. И если вначале была греза о вечной Любви, она всю оставшуюся жизнь томит чувством горького разочарования и сознанием роковой неудачи.

По словам В. Розанова, "любовь есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь - это всегда обмен, синтез двух душ и двух тел. Поэтому, когда нечему обмениваться, любовь погасает. И она всегда погасает по одной причине: исчерпанности материала для обмена, сытости взаимной, сходства-тождества когда-то любивших и разных".

06 августа 2022

Из мифологии мухомора.

Этноботаник Джонатан Отт считает, что легенда о Санта-Клаусе восходит к древнему культу употребления мухомора. Он утверждает, что традиционный красно-белый костюм Санта-Клауса (а заодно и Деда Мороза) является ни чем иным, как трансформацией красно-белой мухоморной окраски.

Он также проводит параллель с летающими оленями: общеизвестно, что олени с удовольствием поедают мухоморы и устраивают после этого пьяные танцы с высокими подпрыгиваниями.

В древних скандинавских преданиях говорится, что мухоморы появились на земле из хлопьев пены, летящей из пасти волшебного восьминогого коня Слейпнира, на котором ездил бог-шаман Один.

Согласно народным поверьям, растущие кругами грибы указывают на присутствие нечистой силы.

Троица.

Мать с двумя дочерьми. Мокша. Россия, Пензенская область, Белинский р-он, пос. Ливадия (Чембарский уезд, Пензенская губ.). 1927 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.
 

Девчонка прям как солдат с эполетами.


 

"Я и лошадь, я и бык, я и баба и мужик".

Автор паблика Shorova.photo говорит:

"Я помню, как моя бабушка умела ВСЁ.
Строить дом, готовить, собирать огород, возиться с коровами, собирать ягоды и травы в лесу, уделять время религии и внукам, всегда улыбаться и быть доброй" (Источник).

Собственно, в тех архаических обществах, где были установлены матриархальные отношения, эти отношения определялись именно тем, что женщины умели ВСЁ. 

Красивых историй про "Алые паруса" тогда просто не было, потому что невозможно было представить девушку, сидящую без дела.


 

Анекдот

Когда грузину по фамилии Гагуадзе задали вопрос "Почему у вас на стороне 16 детей, а от законной жены - ни одного?", он ответил: "Гагуадзе в неволе не размножается".

05 августа 2022

Про корейских царебожников.

Любопытная заметка:

В 90-е годы Корейские Авиалинии прославились своим рекордным уровнем авиакатастроф. Показатель "потерь" самолётов Korean Air в 17 раз превышал "потери" американских United Airlines (4.79% на миллион вылетов против 0.27% в случае United Airlines). Громкие и очень странные авиакатастрофы Korean Air побуждали тщательно расследовать причины столь высокого показателя fuckup-ов.

Как выяснилось, основная причина хронической склонности к катастрофам на Корейских Авиалиниях – это табу на критику первого пилота. Такая вот культурная особенность. Даже когда экипаж видел, что пилот наломал дров и все погибнут, они не решались это озвучить в чёткой форме. Исследователей, слушавших записи "чёрных ящиков", поражала форма общения в кабине пилота. Лестно усердные попытки намекнуть, что пилот ошибся и они сейчас погибнут. 

Настоящей бомбой стала публикация в 1994 году результатов исследования, показывающих чёткую связь между авиакатастрофами национальных авиалиний и так называемым индексом дистанции власти (Power Distance Index). Когда на это обратили внимание, экипажи авиалиний в принудительном порядке начали тренировать speak up, то есть чётко и без оговорок артикулировать первому пилоту проблемы и риски, которые они видят. Даже если это может оскорбить чувство первого пилота. И вопрос был решён. На сегодняшний день Корейские Авиалинии являются одними из самых безопасных авиалиний в мире" (Источник). 

Как видим, южнокорейские царебожники своими собственными руками лепили из первого пилота божество, не совершающее ошибок. А северокорейские царебожники слепили божество из Ким Чен Ына; до него же поклонялись, как богу, его папаше, Ким Чен Иру, и деду - Ким Ир Сену.

Первый пилот у южнокорейцев был маленькой копией Ким Чен Ына. И, я думаю, если бы Южная Корея не оказалась под мощным культурным влиянием Запада, если бы южнокорейцы были предоставлены сами себе, у них тоже сидел бы сейчас такой же бессменный и непогрешимый "бог", как у их северокорейских собратьев.

Матриархат этнической группы Акан.

Аканы - этническая группа, проживающая в основном в Гане и Кот-д'Ивуаре, а также в Того и Бенине. Большинство аканов проживает в Гане. Матрилинейные общества лесной зоны Ганы и юго-восточной части Кот-д'Ивуара насчитывают от 8 до 10 миллионов человек.

Присутствие матриархата в Гане обнаруживается, в частности, у племени ашанти, о которых Рэдклифф-Браун и Форд в своей книге "Семья и матримониальные системы в Африке" сообщают нам следующие подробности: "Ашанти считают связь между матерью и ребёнком краеугольным камнем всех социальных отношений... Они рассматривают её как абсолютно обязательное моральное отношение". В ранний колониальный период основной базовой ячейкой общества ашанти оставалась матрилинейная расширенная семья. В матрилинейной системе дядя по матке (брат матери) получает статус предка, так что в этом случае наследство передаётся не от отца к сыну, а от дяди к племяннику.

Берберское происхождение?

Согласно E. Мейеровицу, основатели "царств" у Акан были потомками Диа или За, берберов из Ливии и Гара, которые поселились в регионе Тибести. Примерно в XI веке они мигрировали на юг под давлением туарегов, которых самих оттеснили арабы во время завоевания Северной Африки. Эти первопредки поселились в петле Нигера, где закрепились и смешались с коренными неграми. Однако после исламизации берберов первое ядро группы акан было вынуждено переместиться дальше на юг. По мнению Бауманна и Вестерманна, цивилизация этих народов была навязана им группами доминирующей матриархальной расы с севера, которые завоевали эту часть побережья; эти завоеватели были заметно связаны, по первой линии, с матриархальными династиями великих государств Судана (Кушитская империя), а по второй линии, с либико-берберами (матриархальными) Северной Африки.

Мнение Мейеровица и Бауманна основано на том, что население берберского происхождения, зная матриархат, должно было спуститься на Юг; а поскольку аканы знают более или менее похожую систему родства, эти авторы ни на минуту не преминули утверждать, что эти чистые негры были потомками берберов. Этот вывод сомнителен, поскольку он относится только к одному факту, а матрилинейность - не единственная система родства у аканов. Действительно, за пределами лесного региона население ивуарийской саванны (Джимини, Тагвана, Куланго и Лоби) знает эту систему родства. Далее в Центральной Африке большая семья баконго (банту) также является матрилинейной, как и более мелкие человеческие группы.

О матриархальном прошлом бантуязычной Африки.

marigranula в заметке "Гонцы Бафута" сообщает про область в Камеруне на границе с Нигерией - Бафут.

"Оказывается, - пишет он, - Бафут интересен и тем, что в этом районе возникли Банту-говорящие племена. 

Источник картинки.

Эти племена, освоив сельское хозяйство, приблизительно 4000 лет назад начали распространяться на всю Африку южнее Сахары. Эта ситуация в Африке напоминает заселение Европы анатолийскими фермерами. В интересной статье Phylogeographic analysis of the Bantu language expansion supports a rainforest route показывается, что шли они через джунгли, которые занимали гораздо большие площади, чем сейчас. Сельское хозяйство в тех формах, которые практиковали фермеры банту, в джунглях невозможно. Что интересно, тем не менее, фермеры прошли через джунгли. По-видимому, фермеры могут мигрировать и через большие пространства, непригодные для земледелия. Непонятно правда, что их мотивировало на этот тяжёлый путь".

Миграции банту.

И marigranula приводит отрывок из "Сто лет одиночества" Габриэля Маркеса, показывающий, насколько это трудное занятие - продираться через джунгли.

К концу первой недели убили и зажарили оленя, но съели только половину, а остальное мясо засолили впрок. Надо было по возможности отдалить тот день, когда придется есть синее мясо попугаев-гуакамайо, бьющее в нос мускусом. Затем более десяти дней они не видели солнца. Почва сделалась влажной и мягкой, как вулканический пепел; заросли становились одним сплошным коварством, в их гуще глохли крики птиц и визгливая болтовня обезьян, мир навсегда погружался в печаль. В этом не знавшем первородного греха раю тишины и сырости, где сапоги тонули в маслянистых дымящихся лужах, а мачете крошили золотистых саламандр и кровоточащие ирисы,  людей одолевали воспоминания о давным-давно позабытом. Целую неделю шли они вперед, почти молча, как лунатики, сквозь вселенную мрака и скорби, где лишь слабо мерцали светляки, а грудь распирало удушливым духом гнили. Обратно не было хода, потому что прорубленная тропа почти на глазах опять зарастала зеленью.