А. А. Семененко в третьем томе "Очерков истории (пре)хараппского искусства Северо-Западного Индостана" (Воронеж: Электронная монография на правах рукописи, 2018) передаёт изображения игр с быком индо-хараппской культуры.
Я уже "скопипастил" эти изображения в записи "Таврокатапсии в Мохенджо-Даро", а здесь добавлю одно интересное изображение из культуры Джирофт на территории совр. Ирана.
![]() |
Прорисовка изображения, сосуд, хлорит, культура Джирофт, Иран, Керман |
Здесь дерево, к которому привязан бычок, очень сильно напоминает иудейскую менору.
А. А. Семененко пишет: "Важно, что во всех трёх случаях в вышеперечисленных сценах фигурируют копытные, являющиеся эндемичными видами для Южной Азии - это доказывает, что традиция изображения игр с быком имеет автохтонное на субконтиненте происхождение". Автор говорит это в доказательство своей теории о происхождении ариев с территории Индостана.
Ну, я здесь совершенно несогласен с автором. Верхнепалеолитические "венеры" находят и в Западной Европе, и в Сибири рядом с озером Байкал; но не станем же мы на этом основании говорить, что кроманьонцы пришли в Европу из Сибири. Никто не отрицает волны культурных влияний, однако при этом не стоит забывать и такую вещь как коллективное бессознательное человечества, которое воспроизводит одни и те же архетипы независимо от культурных влияний. Иначе, на основании вышеприведённой картинки, нам пришлось бы "выводить" древних евреев из культуры Джирофт на границе с Индией, что является полным абсурдом.