Племя мосо, живущее в китайских провинциях Юньнань и Сычуань, по сей день сохранило традиции матриархальной культуры. Семьи у мосо большие — вместе живут и женщины, и мужчины: дядья, сёстры, матери, прабабки… Главой семьи считается ahmi (хозяйка дома), у которой в руках сконцентрирована абсолютная власть. Именно она принимает все самые важные экономические решения: на что потратить деньги, какую работу будет выполнять тот или иной член семьи. Когда ahmi становится совсем старой и желает передать власть следующему поколению, она выбирает наследницу и отдаёт ей ключи от домашнего склада. Передача ключей символически изображает передачу прав собственности и ответственности за семью [1].
Мосо живут преимущественно земледелием, фермеры работают семь дней в неделю [2]. Прожиточный минимум в деревнях мосо очень низкий, около 150-200 долларов в год. Это очень мало даже для отсталых уголков Китая, но деревни могут прокормить себя сами, помимо этого существует система бартерного обмена между семьями. Всеми работами заведуют женщины: они трудятся в огородах, ухаживают за скотиной, воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство, ловят рыбу, торгуют… Какова же роль мужчины в этой «женской идиллии»?
Некоторые источники указывают, что раз в год мужчины мосо собираются на скотоводческую ярмарку. Они проделывают путь во много миль на автобусах, лошадях или пешком, чтобы купить или продать скотину [1]. Мужчины также занимаются рыбной ловлей и воспитанием детей своих родственниц. Иногда они на равных основаниях разделяют домашние обязанности.
Тем не менее, в деревнях мосо можно увидеть такую картину: женщина
работает, а мужчина отдыхает [3]. Автор одного из англоязычных блогов, побывавший в деревне мосо, приводит
фразу молодого парня: «Культура мосо — это мир женщин, но рай для
мужчин» [4]. Этот автор также пишет, что не уверен, есть ли у
мужчин вообще какая-то работа. Они не должны присматривать за своими
детьми, у них нет собственного хозяйства, не отведена им роль ни на
кухне, ни в финансовых вопросах семьи.
Андрей Кириллов, также
побывавший в деревне мосо, пишет: «Мне показалось, что многие
мужчины-мосо — откровенные бездельники, которые целыми днями играют в
китайские шашки либо слоняются по улицам» [5]. Он приводит слова одной
пожилой женщины: «Что это за женщина, которая не может прокормить
мужчину?» (Источник).