14 октября 2022

Матриархат — рай для мужчин.

Племя мосо, живущее в китайских провинциях Юньнань и Сычуань, по сей день сохранило традиции матриархальной культуры. Семьи у мосо большие — вместе живут и женщины, и мужчины: дядья, сёстры, матери, прабабки… Главой семьи считается ahmi (хозяйка дома), у которой в руках сконцентрирована абсолютная власть. Именно она принимает все самые важные экономические решения: на что потратить деньги, какую работу будет выполнять тот или иной член семьи. Когда ahmi становится совсем старой и желает передать власть следующему поколению, она выбирает наследницу и отдаёт ей ключи от домашнего склада. Передача ключей символически изображает передачу прав собственности и ответственности за семью [1].

Мосо живут преимущественно земледелием, фермеры работают семь дней в неделю [2]. Прожиточный минимум в деревнях мосо очень низкий, около 150-200 долларов в год. Это очень мало даже для отсталых уголков Китая, но деревни могут прокормить себя сами, помимо этого существует система бартерного обмена между семьями. Всеми работами заведуют женщины: они трудятся в огородах, ухаживают за скотиной, воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство, ловят рыбу, торгуют… Какова же роль мужчины в этой «женской идиллии»?

Некоторые источники указывают, что раз в год мужчины мосо собираются на скотоводческую ярмарку. Они проделывают путь во много миль на автобусах, лошадях или пешком, чтобы купить или продать скотину [1]. Мужчины также занимаются рыбной ловлей и воспитанием детей своих родственниц. Иногда они на равных основаниях разделяют домашние обязанности.

Тем не менее, в деревнях мосо можно увидеть такую картину: женщина работает, а мужчина отдыхает [3]. Автор одного из англоязычных блогов, побывавший в деревне мосо, приводит фразу молодого парня: «Культура мосо — это мир женщин, но рай для мужчин» [4]. Этот автор также пишет, что не уверен, есть ли у мужчин вообще какая-то работа. Они не должны присматривать за своими детьми, у них нет собственного хозяйства, не отведена им роль ни на кухне, ни в финансовых вопросах семьи.

Андрей Кириллов, также побывавший в деревне мосо, пишет: «Мне показалось, что многие мужчины-мосо — откровенные бездельники, которые целыми днями играют в китайские шашки либо слоняются по улицам» [5]. Он приводит слова одной пожилой женщины: «Что это за женщина, которая не может прокормить мужчину?»
(Источник). 

Примерно такая же картина наблюдается и в других обществах, сохранивших архаический уклад жизни. То же самое я читал про химба, обитающих в пустыне Калахари. Мужчины племени кхаси в Индии говорят, что у них «нет ответственностей», всё, что им нужно делать — «есть, пить, играть на гитаре и производить детей» (Источник).

Да, в руках у женщин собственность и власть, но у них нет государства — аппарата насилия в руках господствующего класса. А раз у них нет аппарата принуждения, то они никак не могут заставить мужчин работать, если те сами не пожелают. Я думаю, мужчина-мосо так отвечает своей жене, когда она "наезжает" на него: ты же - хозяйка, у тебя - ключи от сундука, ну вот и хозяйничай, флаг тебе в руки, и на шею - барабан! 

Реальный матриархат
 
"Матриархат" больного воображения

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Kingdom of Women: The Matriarchal Mosuo of China (2007, 54 min.) Films for the Humanities and Societies

[2] Hua, Cai. A Society without Fathers or Husbands: The Na of China, p. 41. Asti Hustvedt, trans. New York: Zone Books, 2001

[3] http://www.mosuoproject.org/myths.htm

[4] http://deafknee.wordpress.com/2010/11/01/the-mosuo-people-of-lugu-lake/
[5] http://guide.travel.ru/china/5541.html

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий