14 октября 2022

К реконструкции культа Мокоши.

"В христианский период реликты культа Мокоши частично перешли в образ почитаемой святой Параскевы Пятницы. Процесс слияния языческих богов с христианскими святыми — нередкое явление, наблюдаемое на многих примерах. Опираясь на элементы поклонения Пятнице в народной культуре, можно частично восстановить некоторые особенности культа языческих времён.

Для начала надо отделить образы св. Параскевы Иконийской (иначе называемой Параскевой Пятницей), великомученицы III века, и «другой» Параскевы, являющийся мифологизированным образом, куда более древним, уходящим корнями в языческое прошлое.

Такое разделение проводит ещё фольклорист начала XX века С.В. Максимов. «По народным представлениям, прощи находятся под особым покровительством св. «Пятницы» — не той св. мученицы греческой церкви, пострадавшей за Христа при Диоклетиане в Иконии, в 282 году, <…> а иной, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей», — писал он [10, с. 229].

Прощами (от «прощение грехов») назывались заветные места, часто рядом с водой, не признаваемые церковью за святые, но которые, тем не менее, были местами народного паломничества. То, что места поклонения Пятнице связаны с водой, — не случайно. В древних поучениях против язычества Мокошь упоминается в тесной связи с этой стихией. Имя Мокоши неоднократно встречается рядом с вилами — похожими на русалок духами прекрасных сладкоголосых девушек с крыльями. Позднее деревянные изображения святой Пятницы, «унаследовавшей» элементы культа Мокоши, также ставились непременно у водоёмов. В Белоруссии существовал обычай молиться о дожде именно святой Пятнице. Вода из ручьёв, родников и колодцев, связанных с Пятницей, считается целебной.

«Если перенесём наши наблюдения выше, на север, — пишет С. Максимов, — то и здесь найдём немало таких же прославленных родников, привлекающих толпы богомольцев. Например, в 5-7 верстах от реки Мсты, возле погоста, называемого «Пятницей», из-под пригорка бьёт сильный родник, скопляющий в колодезном срубе воды столько, что можно тут искупаться. Родник этот прославился бесчисленными случаями чудесного исцеления больных, и ежегодно, в 10-ю пятницу после Пасхи, здесь устраиваются крестные ходы. Высоко над толпою вздымаются носилки с большою киотою, в которою поставлено деревянное изваяние иконы св. Параскевы-Пятницы, несомое над головами народной толпы, длинной цепью, склонившейся на коленях» [10, с. 226].

Интересно, что древнейшие изображения Пятницы — преимущественно скульптурные, «идольные», то есть выполненные из дерева. Это нетипичная черта православной иконографии и один из признаков дохристианского происхождения обычая" (Источник).

Параскева Пятница, XVI век, Великий Новгород, Софийский Собор. Взято из ЖЖ отсюда: http://petit-helene.livejournal.com/22185.html
 

Ну вот, здесь снова подтверждается то, о чём я говорил неоднократно. Язычники — прагматики. И, в этом смысле, языческие культы существуют и поддерживаются исключительно из их "пользительности" для общества. Мы часто не можем видеть эту пользу, так как имеем дело с "останками" древних культов, разбитыми и искажёнными всякими кривотолками. Но здесь как раз тот случай, когда мы наблюдаем "живое" язычество, с "бесчисленными случаями чудесного исцеления больных".

Очень интересны слова С. В. Максимова об "иной Пятнице, особенной, своей, и поныне обретающейся в живых и действующей". Дело в том, что русские христоверы ("хлысты") точно так же имели в своей среде живых и действующих "христов" (и "богородиц"). Они говорили, что Христос постоянно воплощается в Своих "детушках" и постоянно ходит по земле в "рабском зраке". Сегодня — Мишка Христос, завтра — Гришка Христос; Иисус Христос был лишь первым, "историческим" Христом.

В «Духовном Регламенте» описан следующий обряд, от которого отдаёт "хлыстовством": «Слышится, что в Малой России, в полку Стародубском в день уреченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном (есть ли то по истине сказуют) и при церкви честь оной отдаёт народ с дары и со упованием некия пользы».

Имеются намёки и на эпифании (богоявления) богини. Здесь речь идёт о  почитании камней, на которые ступала Пятница, оставив в них следы - углубления в виде босой ступни. В эти следы скапливалась вода, которая считалась целебной, помогающей, преимущественно, от проблем со зрением.

В данной связи любопытно указание на явление богини в виде маленькой девочки в деревне Ильеши, что расположена в окрестностях Петербурга, где неподалёку была найдена икона святой Параскевы. Легенда гласит, что недалеко от часовни в Ильешах Пятница в облике маленькой девочки спаслась от чёрта-соблазнителя, забравшись на берёзу. По другой версии, девочку в старинной одежде увидел пастух, который пытался согнать её с дерева ударами кнута, а затем — бросанием камней. Может тот пастух (наверно, православный) и был тем самым "чёртом", раз он бросал камни в девочку, да с такой сатанинской силой, что "один из булыжников, попав в кору, так и врос в неё"?

"В наши дни в деревне Кривое, где хранится икона Пятницы, считающаяся чудотворной, ежегодно в день св. Пятницы устраивают крестный ход к реке, причём икону несут только женщины. Затем её окунают в реку, после чего вода там считается целительной в течение нескольких дней. Освящённой водой умываются, моют детей, набирают в принесённую с собой посуду. Интересно, что долгое время служба в часовне, посвящённой Пятнице, велась вообще без священника — её проводили местные женщины, среди которых выделялась «хранительница» часовни [28]." 

----------------------------------------------

[10] Максимов С.В. Нечистая неведомая сила (репринт), т. I. М.: Русский Духовный Центр, 1993

[28] Власова В.В., Шарапов В.Э. Храм, образ и праздник св. Параскевы Пятницы у современных удорских коми // Этнографическое обозрение, 2011, №4, http://www.komi.com/folk/files

Комментариев нет:

Отправить комментарий