14 октября 2022

Иконография богоявления?

На территории Южной Туркмении с 1904 года находят глиняные женские статуэтки. 

В. М. Массон в статье "О культе женского божества у анауских племён" говорит, что "в 1956 г. при работах XIV отряда ЮТАКЭ на Кара-депе у Артыка в слоях типа Намазга III найден фрагмент стенки глубокой чаши, являющейся одной из ведущих форм керамики этого времени. В центре изображена сидящая человеческая фигура с прямыми, подквадратными плечами и короткими отрезками рук, видимо, изображённых до локтя. Голова подтреугольной, как бы «птицевидной» формы дана в профиль, плечи — в фас, а ноги — опять в профиль. При этом ноги расположены непосредственно одна возле другой так, что в профиль видно их общее слившееся изображение (рис. 1). 

Рис. 1. Кара-депе. Черепок с изображением статуэтки и человеческих фигурок.

По обе стороны от этой фигуры помещены два более крупных изображения людей, обращённых лицами к ней. К сожалению, они сохранились частично, и трудно судить, изображают ли обе эти фигуры мужчин, или женщин. Сравнение персонажей этой сцены с мелкой терракотовой скульптурой позволяет заключить, что небольшая фигурка, изображённая в центре, является воспроизведением женской статуэтки типа, широко распространённого в слоях Намазга III".

В. М. Массон предполагает, что на фрагменте расписной чаши из Кара-депе воспроизведена культовая сцена поклонения скульптурному изображению женского божества.

Я выскажу иное предположение. На мой взгляд, на черепке сосуда мы видим сцену богоявления (эпифании).

Нечто похожее мы наблюдаем при рассмотрении известного золотого перстня из Исопаты, который считается шедевром минойской глиптики.

Сначала маленькая фигурка богини передана летящей и приближающейся к земле, затем (и это уже крупная фигура) — спустившейся на землю, представшей перед теми, кто ждал её появления и радостно приветствует возвращение к людям. Далее богиня идёт по земле, и земля расцветает под её ногами (участок, на котором она изображена, покрыт цветами). 

Ну так вот, возможно, маленькие глиняные женские статуэтки Маргианы соответствуют маленькой фигурке крито-минойской богини и представляют собой иконографию богоявления.


Комментариев нет:

Отправить комментарий