Информация с "ветки" форума ЛАИ "Талассократия Крита и кочующие культуры древности":
"Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической
культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в
Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати,
культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.
Характерные
для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с
поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху
керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются
цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в
III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности
архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.
Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати. За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).
Есть генетические данные о родственности минойцев и анатолийцев (http://almisto.mirtesen.ru/blog/4307751 ... ropeytsami). Похоже, культура Крита это наследник таких неолитических культур, как
Чатал Гуюк (8-6 тыс. до н.э.). Она унаследовала многие элементы культа,
как
Священный Бык
Богиня Мать,
почитание змей
Видимо, оттуда Крит унаследовал символ топорика Лабриса, который встречается на фресках Чатал Гуюка. Возможно, оттуда же идёт "рогатая" стилистика архитектуры. Характерная особенность Кносского дворца - "бычьи рога", его визитная карточка.