21 января 2023

Куда ведут байки Франка де Вааля.

Франк де Вааль, известный широкой публике приматолог, рассказывает душещипательные байки о гуманизме шимпанзе-бонобо.

"Поистине удивительны бонобо, малоизвестный вид обезьян, столь же близкий нам генетически, как и шимпанзе. Когда Куни, самка бонобо из зоопарка Твикросс в Великобритании, увидела, что о стеклянную стену её вольера ударился скворец, она подошла помочь ему. Подобрав оглушённую птицу, Куни осторожно попыталась поставить её на ноги. Скворец не пошевелился, и она легонько его подбросила, но бедняга едва трепыхал крыльями. Тогда, с птицей в руке, Куни залезла на верхушку самого высокого дерева и обхватила ствол ногами, высвобождая руки, чтобы держать скворца. Она осторожно расправила ему крылья, взявшись за их кончики обеими руками, и только потом направила птицу, словно маленький игрушечный самолётик, в сторону стенки вольера. Но бедняге не хватило пространства, и он приземлился на краю рва. Куни спустилась и долго стояла, наблюдая за скворцом и защищая его от любопытного обезьяньего детёныша. К концу дня оправившаяся птица благополучно улетела.

То, как Куни обращалась с этим скворцом, разительно отличалось от того, что она сделала бы, помогая другой обезьяне. Она не следовала какому-либо жёстко запрограммированному паттерну поведения, но, оказывая помощь, подстроила свои действия к конкретной ситуации животного, совершенно не похожего на неё саму. Должно быть, птицы, пролетающие мимо вольера, навели её на мысль, какая помощь нужна в этом случае. О такой разновидности эмпатии у животных практически нет информации, поскольку она основывается на способности представить себе жизненную ситуацию другого существа. Адам Смит, основоположник экономической теории, вероятно, имел в виду поступки, подобные действиям Куни (совершаемые, правда, не обезьяной), когда более двух веков назад предложил нам самое долгоживущее определение сопереживания как «способность переноситься воображением на место страдающего».

Возможность того, что эмпатия является частью нашего обезьяньего наследия, должна была бы нас обрадовать, однако не в наших привычках признавать и принимать все стороны собственной природы. Когда люди совершают геноцид, мы называем их «животными» или «зверями». Но когда кто-то помогает бедным, мы восхваляем его за «гуманность». Нам нравится приписывать второй из этих видов поведения только самим себе. Пока однажды человекообразная обезьяна не спасла представителя нашего вида, общественное сознание не допускало возможности существования гуманности у кого-либо помимо людей. Это произошло 16 августа 1996 г.: восьмилетняя самка гориллы по имени Бинти Джуа помогла трёхлетнему мальчику, упавшему с высоты более 5 м в обезьяний вольер в Чикагском зоопарке Брукфилда. Бинти среагировала моментально – подобрала малыша и отнесла его в безопасное место. Она уселась на бревно возле ручья, держа ребёнка на коленях, несколько раз ласково погладила его и отдала смотрителям зоопарка. Этот простой акт сочувствия, заснятый на видео и разошедшийся по всему миру, тронул сердца многих людей, а Бинти прославили как героиню. Впервые в истории США обезьяна фигурировала в речах ведущих политиков, сделавших из неё образцовый пример сострадания
".

Как видим, Франк де Вааль старается показать и доказать, что обезьяна демонстрирует наличие воображения и способности поставить себя на место другого существа, и не только понять его потребности, но и действовать в соответствии с этим пониманием. При том что наличие воображения считается исключительной прерогативой человека. Он также говорит, что способность сопереживать существам совсем иной природы не является достижением ни человеческой природы, ни человеческой культуры - как минимум она принадлежит не только им.

Ну, примеров взаимопощи в мире животных, действительно, накоплено очень много. Можно почитать у Пётра Кропоткина здесь, и на YouTube можно посмотреть.


Но! Тут есть одно большое "но". Было бы большой наивностью, и даже глупостью, полагать, будто все животные всегда обладают способностью сопереживания. Городские голуби, например, преспокойно клюют хлебушек в пяти шагах от своего умирающего собрата и не обращают на него никакого внимания (сам видел). На YouTube показывают, как африканские буйволы "отбили" телёнка у львов, но в 99 из сотни других подобных случаев они просто разбегутся во все стороны и станут щипать травку в то время как львы будут пожирать телёнка. Поэтому я и не смотрю телепередачи про животных, - терпеть не могу, когда начинается "борьба за выживание".

Битва бегемотов с крокодилами

Что касается воображения, то здесь дело ещё сложнее. Франк де Вааль, как популяризатор научного мировоззрения (типа нашего С. Дробышевского), может "ляпнуть" что-то про воображение, совершенно не вдаваясь в подробности. Но если мы постараемся углубиться в тему, то сразу же заметим связку "воображения" с "творчеством". Как говорит Б. Вышеславцев, "воображение обладает силою высоко подниматься над областью рассудка, над областью известного, достигнутого, установленного, привычного; оно витает в области неизвестного, непонятного и невозможного". И тогда спрашивается: почему Леонардо-да-Винчи смог вообразить летательную машину, типа вертолёта, которой не было в его время, а обезьяны не могут?

Набросок вертолёта — рисунок Леонардо да Винчи

Наверно, какие-то "проблески" сознания имеют место быть и в мире животных. Но это именно "проблески", и не более того. Даже не все люди выходят на ровное и постоянное "плато" сознания, - иначе как объяснить злодеяния и преступления в их среде? Ну, а про животных и говорить нечего.

обычный день в саванне

Я считаю опасными для человеческого общества попытки сближения людей и животных. Вместо того, чтобы сосредоточиться на поиске сугубо человеческих качеств, которые отделяют человека от мира животных, Франк де Вааль, наоборот, "нивелирует" человеческий уровень, фактически низводит человека до уровня примата. Ну, а далее что? Какой
Realpolitik вытекает из его тезисов? Во-первых, наделение "правами человека" сначала шимпанзе-бонобо (ведь они "совсем как люди"!), а затем и всех других животных. Во-вторых, следом за тем, предоставление обезьянам мест в органах власти и в других учреждениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий