13 февраля 2023

О гомосексуальных обертонах патриархата.

В книге "Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии" (Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006) на стр. 307 опубликована беседа с Морисом Годелье, антропологом и специалистом по обществам Океании. 

«Sciences humaines»: Как, по-Вашему, согласуется символическое и отношения реальной власти, к примеру, у баруйа, которых Вы изучали в Новой Гвинее?

Годелье: В действительности я провёл много лет у баруйа Папуа Новой Гвинеи Я смог наблюдать у них обряды, через которые они посвящают мальчиков в тайны происхождения космоса и человечества. В течение более десяти лет мальчики будут жить в мужском мире и будут готовиться к осуществлению господства мужчин над женщинами, а также представлять и защищать их общество. В девять лет мальчик должен покинуть свою мать и поселиться в доме мужчин — после того, как ему проткнули нос. Затем, в секрете от мужского дома, молодые люди в возрасте 15-20 лет, ещё не женатые, будут регулярно давать пить свою семенную жидкость мальчикам, которых только что резко отделили от женского мира. Эта практика означает, что мужчины стараются как бы «заново породить» мальчиков, но на этот раз без посредства женского тела. Их как бы «сверх-маскулинизируют», давая им в качестве пищи мужскую субстанцию, девственную по отношению к любому женскому загрязнению.

Комин П.В. Группа мужчин и подростков. Папуасы Новой Гвинеи. Индонезия, провинция Западный Ириан. 1962-1963 гг.

Ну, нечто подобное мне уже встречалось в контексте древнегреческой передастии. Эллинская педерастия произрастала из презрения к женщине, которую греки считали низшим существом, находящимся на полпути между человеком (то есть мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как скот. И, как мы видим, папуасы конгениальны грекам в контексте "женского загрязнения". 

«Рог» как символ власти.

"Слово «корона» (англ. crown) созвучно слову «рог» (лат. corn) и оба существительных предположительно связанны этимологически", - говорит А. Н. Ковачев в статье "Символы власти и их интерпретация в различных культурах" со ссылкой на Chevalier J, Gheerbrant A Dictionnaire des symboles Mythes, reves, coutumes, tes, formes, couleurs, nombres Paris, 1982.

Богиня Хатхор в коровьем обличьи как «владычица Запада»
 
Настенный рельеф из малого храма Абу-Симбел с изображением царицы Нефертари в окружении двух богинь Хатхор и Исиды.

12 февраля 2023

Через тернии к звёздам, или Через карцер на трон.

"Часто, когда царская власть не является династической, обряды интронизации суверена имеют своей целью, прежде всего, умертвить избранника для своего линиджа или начального клана, в частности, в форме довольно длительных заточений, которые имеют целью окончательно обрубить его предшествовавшие связи. После чего он считается возродившимся и вполне готовым для исполнения своей новой представительской функции", - пишет Ж.-П. Дозон. 

Так поступают в африканских традиционных обществах с теми, кто желает поцарствовать. "О. К., - говорят ему, - но дорога на трон проходит через камеру одиночного заключения. Извольте для начала посидеть в карцере годика два-три". 

Я думаю, что длительное заточение в камере-одиночке предназначено не столько для обрубания всякого рода "связей", сколько для создания т. наз. сенсорной депривации, а депривация — это "ракетное топливо метанойи", как выразился нейробиолог Джон Лилли. 

"«Метанойя» в дословном переводе означает: «перемена образа мыслей» (Лук. 1,17). Само собою понятно, что перемена мышления производит перемену и во всех остальных проявлениях человеческой личности, ибо «каковы мысли в душе человека, таков и он» — говорит Священное Писание (Прит. 23, 7). «Метанойя» означает, поэтому, не только видоизменение в человеческом мышлении, но полную перемену, революцию, подлинный переворот в душе человека, свержение власти сатанинской и утверждение власти и Царства Божьего", - говорит Ольга Додока (Источник).

Очевидно, именно поэтому миссия Иисуса Христа, "Царя Иудейского", начинается с 40-дневного поста в пустыне. И, наверно, распяли Его на кресте за то, что "Царство Небесное", которое Он проповедовал, самым радикальным образом отличалось от царств мира сего. Потому что если признать Иисуса истинным царём, тогда всем другим лжецарям пришлось бы отправляться в пустыню на покаяние-метанойю. 

 

Традиция как "снежная баба".

В. В. Бочаров цитирует проф. Зубова: "Интересно, что на Востоке «... древняя традиция не проводила разделения между понятиями аскета (т.е. человека, придерживающегося в своём поведении строжайших табу) и царя: идеальный царь — это своеобразный подвижник на троне» [Зубов 1990: 556]. Индийская же традиция прямо предписывает человеку, стремящемуся к оказанию психологического воздействия на окружающих, табуировать своё поведение: «Надо днём и ночью усердно заботиться об обуздании чувств, ибо обуздавший чувства может заставить подданных пребывать в повиновении» [Законы Ману 1960: 44]".

Любопытно с этой точки зрения взглянуть на Веледу [1], провидицу германского племени бруктеров. Она жила в башне недалеко от реки Липпе, притока Рейна. Я про неё рассказывал в записи "Веледа".

Мне пришла на ум идея сравнить Традицию со снежной бабой. Её "лепят" самые лучшие представители своих племён и народов в течение многих поколений, и она, среди прочего, показывает, каким должен быть идеальный царь (или идеальная царица). Но реального царя никто не может заставить следовать Традиции, уподобляться той "иконе", которую произвело мифотворчество его соплеменников. Нет над царём вышестоящей силы, которая принудила бы его к соблюдению Традиции. Поэтому здесь имеются два пути: условно говоря, "путь Веледы" и "путь Петра I". Кельтская пророчица полностью "вписалась" в древнюю традицию, а русский царь Пётр I отбросил её ко всем чертям. 

Собственно, и матриархат является точно таким же "налепом" мифопоэтического творчества. На вопрос "как нам обустроить наше общество" миф говорит: хорошо было бы вот так всё сделать. Как в сказке (см.: Отражение черт матриархата в народной сказке и Реконструкция матриархата по сказкам), потому что сказка появляется из того же источника, что и миф, - из коллективного бессознательного. Однако правитель может сделать всё иначе, по принципу "что хочу, то ворочу".

Матриархат — величина не постоянная (как и демократия, и другие социальные категории). Он всё время колеблется, "осциллирует" в разных обществах по шкале от 1 до 100%. И довольно часто матриархальные влияния буквально "нашёптываются" правителям их жёнами. Например, про библейского царя Соломона прямо так и говорится: ""И было, в пору старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным божествам". Библейский текст, упоминая о жертвенниках Баала, очень часто говорит о кумирных деревьях, что были при них. Как известно, именно эти деревья были символами Ашеры. Например, судья Гидеон, разрушив жертвенник Баала, одновременно срубил и кумирное дерево, которое находилось при нём (Суд. 6:28, 30). Ну, а где Ашера, там и матриархат. Потому что Ашера — это не только культ, но и целая культура с соответствующей философией жизни. 

-------------------------------------------------------------------

[1] Имя может быть кельтским общим титулом всех пророчиц (от протокельтского*welet - "провидица", производного от корня *wel - "видеть").

Об истоках власти.

В. В. Бочаров пишет в статье "Истоки власти" (Потестарность. Генезис и эволюция / Под ред. В. А. Попова. СПб., МАЭ РАН, 1997):

"Физические аномалии включались народным сознанием в понятие царского авторитета, что прослеживается, например, в легендах о царях-избавителях, которые жили в общественном сознании народа на протяжении длительного исторического периода. Как отметил К. В. Чистов, в конструкцию этих легенд, в поведение «избавителей» неизменно входила демонстрация «царских отметин» на своём теле, что свидетельствовало об их царском происхождении".

Я не раз встречался с описанием этих «царских отметин» при исследовании христоверия ("хлыстовства") на Руси. "Печати" на теле демонстрировались как знаки небесного, духовного избранничества, мол, я не сам, по своему куцему разумению, и не по своей мужицкой воле набиваюсь в цари, но по божественному произволению, вот у меня и соответствующая "печать" имеется, ни у кого нет такой, а у меня есть.

И далее В. В. Бочаров говорит, что "проявление этого менталитета можно найти и в современной политической культуре России. Например, в «Аргументах и фактах» (№37 за 1991 г.) было опубликовано письмо читателя под названием «Берегите Михайло Меченого», в котором, со ссылкой на Библию, шла речь о М. С. Горбачёве как божьем избраннике на власть. Автор утверждал: «... пока Михайло жив, будет покой на земле, не будет Михайло, будет очень плохо нашей России». Иными словами, налицо отчётливая корреляция между «отметиной» (речь шла, конечно, о родимом пятне на голове президента) и его правом на власть".

Случайное ли это совпадение, что М. С. Горбачёв умер 30 августа 2022 года? Или это для того, чтобы исполнилось пророчество о нём? 

11 февраля 2023

Феминистки и МДшники из одного и того же теста.

Мужчины глазами феминисток: 


 Женщины глазами МДшников:

Патрилокальный брак как квадратура круга.

Из Древней Греции доносятся до нас мужские вопли против брака и причитания о своей погубленной жизни под семейным "ярмом". 

Афиней приводит такие стихи из «Прорицателей» Алексида [Kock.II.350]:

"Несчастны мы, продавши за приданое
Свободу слова, радость, да и жизнь свою!
Живём рабами жён мы в доме собственном...
"

Эвбул в «Хрисилле» [Kock.II.205]:

"Пусть пропадёт второй, приведший в дом жену:
Ни в чём, беднягу, не виню я первого.
Он, первый, зла не ведал, был неопытен,
Второй же знал, какое зло есть женщина
".

Аристофонт в «Каллониде» [Kock.II.277]:

"Чтоб пропадом пропал вторым женившийся,
Но первый неповинен: ведь не мог он знать,
Какое было зло ввести в свой дом жену.
Но вот второй-то знал о зле заранее!
"

Антифан в «Отцелюбе» [Ibid., 108]:

"- Женился он.
- Немыслимо! Расстались мы
С живым и на прогулку собиравшимся
!"

Менандр то ли в «Аррефоре», то ли во «Флейтистке» [Коек.III.22]:

"- Коль ты в уме, не женишься,
Не распростишься с жизнью. Сам женился я.
И потому жениться не советую.
- Хоть дело решено, а всё же бросим кость.
- Попробуй, не спасёшься ли. Воистину
Пускаешься ты в море неприятностей,
Не то, что Сицилийское, Ливийское,
Эгейское - ведь там из тридцати судов
Не гибнут три. Женатым нет спасения!
"

Об одном «бродячем» сюжете, старом как «Вечный жид».

В 13-й книге Афинея "Пир мудрецов" говорится:

"Итак, воздавая хвалу замужним женщинам, наш добрый хозяин припомнил рассказ, содержащийся в книге Гермиппа «О законодателях» [FHG.III.37] о том, что в Лакедемоне существовал обычай запирать девушек с неженатыми юношами в тёмном тереме, и кто какую хватал, ту и уводил себе в жёны без приданого. Поэтому и был наказан Лисандр, когда бросил девушку, попавшуюся первой, и захотел увести другую, покрасивее".

"Говорят, есть у верующих ( христиан баптистов), такой праздник:, молятся, потом выключают свет и начинают совокупляться друг с другом. Праздник называется "Хапун". Это что, правда ?", - вопрошает представитель "глупинного народа" (Источник). Я уже ответил на этот вопрос в статье "О свальном грехе". Но, оказывается, эта байка стара как мир. Она была в ходу ещё у древних греков!

По-видимому, сей фантазийный сюжет, передающийся из века в век, из поколения в поколение, соответствует каким-то подсознательным влечениям. Где-то я читал, что садомазохизм считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. Мужчины в своих "влажных" фантазиях овладевают всеми девушками, а девушки, в аналогичных мечтах, представляются бесконечно желанными для мужчин, которые, как сатиры, неотступно преследуют их и домогаются близости. Наверно, именно из этих фантазий скроены все байки про "свальный грех". Возможно, они появляются по такой схеме: я частенько по ночам рисую в своём воображении праздник под названием "Хапун", но я человек маленький, и у меня не хватает смелости осуществить свои фантазии в реальности.

Рисунок Oyvind Rauset. Середина ХХ в. Норвегия.

Однако должны же быть такие люди, как маркиз де Сад, которые набрались смелости и осуществили свои тайные мечты. Среди моих знакомых таких точно нет, но вот среди лакедемонян, живущих далеко, или в общинах каких-нибудь сектантов, о которых мне ничего не известно, такие люди, должно быть, имеются. 

Взяли козла за рога

10 февраля 2023

Слоны - "аксакалы".


Около 15 лет назад, в Африке дали разрешение на отстрел "трофейных" слонов - тех, кто уже пожил и не участвовал в брачных играх. Они находились в стороне, большие и властные, с бивнями по 2-3 метра. Казалось бы, они совсем не нужны для популяции этих гигантских животных. Но оказалось, что это не так.

Через год африканцы стали замечать: самцы начали конфликтовать друг с другом, убивая своих соперников, чего ранее не было. А вот тот старейшина, которого люди отстрелили, как раз и разнимал самцов в случае конфликта.

Молодые слонихи (а у слонов матриархат) в условиях засухи не знали, куда вести стадо, чтобы найти воду. Если есть взрослая самка, то хорошо, а если нет, то вёл стадо как раз он, большой слон-старец, он знал куда идти и как можно достать воду с помощью своих бивней. Оказалось, что "трофейные" слоны играли роль сберегающих вид и семью. Они имели знания, как сгладить конфликт, найти воду и не только. И если мы не будем опираться на опыт умудрённых жизнью людей, то нам не хватит и века, чтобы дойти до всего самим и всему научиться. Источник.

 

Многообразие религиозной жизни на Крите минойской эпохи.

На Крите минойской эпохи (до 1450 года до н. э.) не было ни храмов, ни храмового жречества. Можно подумать, будто минойцы жили вовсе без религии. Не тут-то было! Ничего подобного. Религиозная жизнь минойцев кипела столь бурно, что по сравнению с ней позднейшие храмовые богослужения выглядят как упадок религиозности.

Во-первых, на минойском Крите имелись пещерные святилища:  точно установлено существование пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Там, в труднодоступных, тёмных и страшных местах, минойцы искали встречи со священным. В пещере Вернафето высечены изображения повелительницы зверей — обнажённой, с поднятыми руками, со стрелой и луком — среди животных, на которых охотились, и рыб, которых ловили. В пещеры приносили жертвы и дары богини. Очевидно, здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз.

Во-вторых, на Крите обнаружены горные святилища. Они расположены на голых, но не особенно высоких вершинах, находящихся в некотором отдалении от человеческих жилищ и в то же время в пределах, как правило, часа пути. Возможно, их сооружали пастухи. И, возможно, эти горные святилища как-то связаны с большими "дворцами" на Крите, так как, например, на рельефном ритоне из дворца в Като-Закро  изображено богато украшенное горное святилище. Вальтер Буркерт говорит, что на этих святилищах по ночам зажигались огни; вполне может быть, если пастухи ночевали в горах вместе со своими стадами. 

Цари на тронах 7 тысяч лет назад?

Вальтер Буркерт пишет в своей монографии "Греческая религия: Архаика и классика" (СПб.: Алетейя, 2004):

"Среди статуэток, найденных в Сескло, неоднократно встречается изображение мужской фигуры на троне, в то время как женские фигуры стоят или сидят на корточках; это указывает на патриархальный строй" (с. 26). 

Плохо, что он не продемонстрировал изображения этих мужиков на троне, и нам приходится довольствоваться одними женскими фигурками.

Источник картинки

В статье на сайте "Генофонд РФ" говорится, что "такие статуэтки находят вокруг купольных печей на дворе среди зернотёрок и горшков. Считается, что это культ Богини-матери, широко распространенный по всему Балканскому полуострову и Подунавью" (Источник).

Уже одно то, что эти фигурки, по всей видимости, лепились женскими руками "среди зернотёрок и горшков", не позволяет видеть в них изображения местных вождей. Что-то я не припомню случая, чтобы какая-нибудь крестьянка в России своими руками слепила из глины царя и поставила статуэтку в красный угол посреди икон. Иконы Царя Небесного и Царицы Небесной имелись в каждом доме, а вот царские портреты никто из крестьян у себя в доме не вешал на стену. 

Так что, по-моему, интерпретация Вальтером Буркертом мужских фигурок на троне крайне тенденциозна. Как он сможет доказать, что это именно патриархальные вожди, а не аналоги позднейших изображений Аттиса, Адониса и других спутников Богини? 

Аттис

Если не знать мифологию Богини, то этого пастушка Аттиса тоже можно интерпретировать как вождя на троне с царским скипетром в руке. 

09 февраля 2023

Юэчжи (2).

"До конца III века до н. э. доминирующей силой в восточной части Евразии было объединение-"государство" кочевых и полукочевых племён под главенством племени юэчжи", - сообщает Ю. А. Зуев в своей монографии "Ранние тюрки: очерки истории и идеологии" (Алматы: Дайк-Пресс, 2002). 

"Память о юэчжи на Алтае сохранилась в виде группы больших Пазырыкских курганов, богатейший погребальный инвентарь которых вот уже несколько десятилетий остаётся предметом исследования учёных разных специальностей.

Юэчжи-пазыракцы были преимущественно европеоидами по антропологическому типу. Представители центральноазиатских монголоидов составляли меньшинство. Представителями монголоидного расового типа были сюнну, которые небывало усилились ок. 200 года до н. э., покорили всех "северных варваров", а на юге образовали государство, "равное по силе Срединному государству" (то есть империи Хань).

Голова принца юэчжи из Халчаяна

Китайский иероглиф С5845 юэ значит "Луна, женская сила Инь, жена, царица". Термин юэчжи значит "род Луны". Такое понимание иероглифов транскрипции юэчжи подтверждается постоянным эпитетом "Луна" (санскр. candra, canda) в имени царя государства юэчжи-кушанов Канишка. Одна из более ранних транскрипций — С4056, 11435 нючжи (<ngiu-tie<*uti~*oti) "род быка", т. е. "род двурогой (нарождающейся) луны, месяца". Такая трактовка оправдана словами из иранского "Вендидад" (гл. XXI): "Взойди, вознесись, месяц, — ты, который порождаешь быка!" Обозначением части этого племени в северо-восточном углу Ордоса и к северо-востоку от него было юйчжи (<ngiou-tie <*uti) "род нефрита/яшмы", символа Луны. Эти иероглифические варианты отражают звучание uti и содержат информацию о главной этнографической черте самого племени: это "род Луны", т. е. Женщины-Царицы. Встречающееся в источниках название Юэчжи го значит не только "государство Юэчжи", но и "государство Женщины-Царицы", гинекократическое государство. В этом свете показательны слова летописца: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 г.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней" [Бань Гу, гл. 61, с. 749, л. 1б-2а]".

Интересно, что на всём евразийском пространстве матриархальные общества имели один и тот же "маркер" — лунного быка. С чем это связано? Очевидно, повсюду выстраивалась ритуально-мифологическая система, основными идеологемами которой являлись: лунный и женский циклы, менструальное табу и женские тайные союзы. 

"Коренные земли юэчжи находились между горами Цилянь и Дуньхуаном. <...> В X веке на этих территориях было создано тангутское государство Си Ся".

Дуньхуан, Си Ся... Какие знакомые названия! Один из моих самых любимых фильмов называется "Дуньхуан".


"Прямых известий о наследовании престола, отражающей состояние семьи и общины в объединении юэчжи, не имеется. Есть лишь сообщение, что у малых юэчжи названия племён даются по именам матерей [Фань Е, гл. 87, с. 1305, л. 39б]. Однако постоянное присутствие "рода Солнца-Ворона" в династийном соправлении говорит о том, что семейная община перестала быть чисто матриархальной, она находилась в первой фазе переходного (к патриархальному) периода, когда во главе её стояла матрона (царица), а её супругом был не "олимпийский герой" со стороны, а представитель твёрдо установленного (солнечно-царского) рода. С большой степенью предположительности такое состояние общины можно определить как "сестринская", при которой наследование ведётся по линии "матрона - младшая сестра - племянница (дочь матроны) с обязательным участием традиционного отцовского рода по той же схеме, но на втором плане. Эта схема воссоздана как некоторое "антиподобие" следующей и более документированной фазы, которую автор этих строк (вслед за Ю. В. Бромлеем) называет "братской семьёй", непосредственной предшественницей семьи патриархальной. Развитие производительных сил и всё возрастающая (особенно военная) роль мужчины в обществе и семье привели к тому, что отцовскому роду стали тесны рамки гинекократической структуры. Конфликт был неизбежен".

Юэчжи.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю (из Википедии).

Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.

К. У. Торланбаева пишет: "Юэчжи, жившие между горами Цилянь и Дуньхуаном, представляли собой гинекократическое общество, в котором были сильны матриархальные права и культы, а термин юэчжи означает "род Луны". <...> Китайский летописец о мигрировавших юэчжи писал: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 год до н. э.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней. <...> Гинекократические корни юэчжи восстановили культы богинь в покорённых областях Ближнего Востока и Месопотамии, а в памяти Китая оставили образ иноземной богини Си-ван-му "Матери-царицы Запада", обитавшей на вершинах гор Куньлунь" (Цит. по: Зуев Ю. А. Ранние тюрки. Очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 14). 

"По мнению Ю. А. Зуева, социальный строй юэчжей находился на второй переходной стадии от материнского рода к отцовскому. Во главе государства стоял материнский род женщины-царицы. Именно царица обладала всей полнотой власти в юэчжийском государстве. Её соправителем был мужчина-царь из особого царского рода. Полномочия царя были ограничены только сферой военного дела. Он был всего лишь военным вождём, организовывавшим оборону государства и ведение завоевательных войн и грабительских набегов. Наследование власти женщины царицы осуществлялось в рамках сестринской семьи – от старшей сестры к младшей, а затем от младшей тёти к старшей племяннице. Это мнение Ю.А. Зуева хорошо согласуется с данными В.И. Абаева о высокой роли женщины у иранских племён, а также с легендарными сведениями об амазонках, о сакских женщинах-царицах, о положении женщин у сарматов, являвшимися родственными юэчжийским племенам" (Источник).

Подсвечники с "Ярмарки мастеров".

Интересные подсвечники продаются на "Ярмарке мастеров". Вот, например, подсвечник "Великая Ма".

Источник картинки.

Описание: "Первый образ Божественности был изображением Вселенской Матери. Это подтверждают археологические раскопки от Индии до Средиземноморья. Тысячи фигурок, изображающих Богиню Мать, датируемые 20000 лет до н.э., были найдены на обширной территории, простирающейся от Западной Европы до Сибири. Эти фигурки имеют сходство, показывая, что речь идёт не о простых изображениях женщин или молодых девушек, а о символах Богини Матери, дающей жизнь и питающей Вселенную.

Эта фигурка одновременно является подсвечником. Пламя свечи располагается внутри, в любящих руках Великой Ма, как огонь новой жизни в животе матери
" (Источник).

Там у них был ещё более интересный подсвечник, который уже продан. Впрочем, сохранилась картинка, которой можно полюбоваться. Я бы купил себе такую вещицу, но у меня, как всегда, "финансы поют романсы"...

Львы свидетельствуют о матриархате.

К. У. Торланбаева в статье "К вопросу об образах кошачьих в культуре и религии (манихействе) народов Ближнего Востока и Центральной Азии" говорит:

"В науке давно принято понимать, что образ льва имеет переднеазиатские корни, восходит к древней истории Ирана ахеменидского периода, в культуре которого образ льва обозначал власть, могущество, силу и связан с древним культом богини Иштар вавилонского периода. <...> В иконографии образ богини Нана/Инанна/Иштар сопровождался изображениями льва".

Богиня Иштар, стоящая верхом на льве. Ближний Восток, Южная Месопотамия. Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры. Пергамский музей, Берлин, Германия.

Инанна

08 февраля 2023

О смерти и бессмертии.

Из письма В. С. Соловьёва к Л. Толстому о воскресении Христа:

"Для человека бессмертие есть то же, что для животного разум: смысл животного царства есть животное разумное, т. е. человек. Смысл человечества есть человек бессмертный, т. е. Христос".

По-моему, разум уже оперирует в "поле" [1] бессмертия. Или, по крайней мере, разум не подчиняется ходу времени. Во всяком случае, идеи приходят на ум мгновенно, как бы вне времени, а потом, для выражении этих идей в словесной или письменной форме, иногда требуется много времени. 

Разум связан с памятью, и именно из-за памяти разум является антагонистом смерти. Разумные существа отличаются от животных тем, что они стараются "увековечить" умерших. Люди испокон веков строят памятники из камня, который не гниёт и не ржавеет, не подвержен "тлетворному" ходу времени.

Менгир Шан-Долан — невероятный памятник высотой 9,5 метров и весом около 150 тонн находится на северо-западе Франции в Бретани.

Разумный человек как бы "выпадает" из настоящего времени, или "выходит за рамки" настоящего времени, когда он охватывает своей мыслью времена давным-давно прошедшие или предсказывает канву событий в будущем. Такая способность сознания к "всеохватности" прошлого, настоящего и будущего времени роднит человека с божествами. 

"Великая Мать Зверей" и София.

"Великая Мать Зверей" - с которой сибирский или арктический шаман поддерживает как можно более тесные связи - является ещё более выразительным представлением архаического матриархата. У нас есть основания считать, что эта Великая Мать Зверей в определённый момент взяла на себя функцию Наивысшего уранического (небесного) Существа, но эта проблема выходит за рамки нашей темы. Запомним только, что как Великая Мать Зверей даёт людям - особенно шаманам - право охотиться и питаться телами животных, так и "женские духи-покровители" дают шаманам духов-помощников, в определённом смысле необходимых для экстатических путешествий.

Мирча Элиаде. Шаманизм: Архаические техники экстаза. Источник

Значит, София русского философа Владимира Соловьёва, по сути, является архаической Великой Матерью Зверей! 

Интересно, с этой точки зрения, взглянуть на мистическую встречу Вл. Соловьёва с Софией в египетской пустыне.

В 1875 году он поехал в Англию для изучения в библиотеке Британского музея памятников индийской, гностической и средневековой философии. И там, в знаменитой библиотеке внутренний голос ему прошептал: «В Египте будь!». Он приехал в Александрию пароходом, а затем поездом добрался  до Каира, где находился с 11 ноября 1875 года по 12 марта 1876 года.

В пустыне под Каиром между 25 и 27 ноября 1875 года Вл. Соловьев увидел безбрежную космическую лазурь с женским лицом. О том, что явилось ему в Египте, можно судить по его следующему стихотворению, написанному в конце ноября 1875 года в Каире:

Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась,
А вдали, догорая, дымилось
Злое пламя земного огня.

"Царицей Небесной" называли Богиню на древнем Ближнем Востоке. Выходит, что православный христианин Вл. Соловьёв встретился с Иштар. Как говорится, пути Господни неисповедимы... 

07 февраля 2023

Торговая сеть «Минос и сыновья»

Греки-ахейцы (или микенцы), обосновавшись в Элладе, принялись расширять свои владения на близлежащих островах Эгеиды; эта экспансия продолжалась около века. Главной вехой на этом завоевательском пути было покорение большинства крупных поселений на минойском Крите, завершившееся около 1450 г. до н. э. воцарением в Кноссе. Так микенцам удалось присвоить ту монополию на торговлю в Эгейском море, которая практически принадлежала минойцам. До тех пор во всём регионе сильнейшей морской державой были минойцы, но после гибели Кносса их место заняли микенцы, с невероятной быстротой создавшие повсюду свои торговые посты и вытеснив не только минойские товары, но и самих минойцев.

Микенцы образовали колонии и установили торговые связи по всему Восточному Средиземноморью. В XIV и XIII веках их сфера влияния расширилась, вобрав в себя юг Италии, Кипр, Малую Азию, Сирию и Египет. Как считает большинство специалистов, в XIV — XIII вв. до н.э. микенские купцы селились на Кипре, в Угарите и могли проявлять свою активность и в других местах, например, в Тель-абу-Хаваме возле Хайфы, в Сарафенде в Южном Ливане, где найдено поразительное захоронение того периода. На этой карте жёлтыми точками обозначены дворцы микенцев в Элладе, а красными точками отмечены их поселения на островах Эгейского моря. Синие точки указывают места, где были обнаружены следы микенского пребывания, а зелёные — расположение микенских торговых постов. Экономика того времени испытывала острую потребность в меди, приходившей с Кипра (от которого металл и получил своё название), и поэтому на протяжении всего бронзового века (а бронза — это сплав меди с оловом) Кипр имел огромное значение для Средиземноморья. Он играл роль перевалочного пункта между греками и Эгейским миром, с одной стороны, и Сирией, Угаритом и Ближним Востоком — с другой.

Так как микенцы, в результате рейдерских захватов, "прихватизировали" всю минойскую торговлю, то на этой карте мы можем видеть оригинальную крито-минойскую торговую сеть.

Карта минойских торговых маршрутов

"На западе минойцы добрались до Южной Италии и Сицилии, а на востоке основали поселения на Родосе, Косе, Самосе и даже на побережье Малой Азии и Иасосе и Милете. Последний обеспечивал минойским торговцам доступ в глубь Анатолии. Минойские купцы торговали с Сирией и Египтом, а минойские послы запечатлены в египетской настенной живописи: корабли из Кефтиу (с Крита) были, очевидно, обычным зрелищем в ближневосточных портах, а минойцы выполняли роль посредников в торговле на Западе. 

Minoan galley reconstructed from a fresco at Knossos.

Тексты, найденные в Мари, городе на Евфрате, описывают критян как постоянных жителей Угарита, имевших собственных переводчиков и покупавших эламское олово при посредничестве правителя Угарита. Олово поставляли караваны, шедшие в Сирию из долины Евфрата. В Угарите были найдены прекрасные камерные гробницы, из чего можно заключить, что минойские поселенцы были людьми богатыми и утончёнными, чувствовавшими себя свободно в многонациональном, многоязычном городе" (Майкл Вуд).

Из фемпаблика.

Исторические артефакты свидетельствуют против царебожничества историков.

Помнится, Иисус говорил своим ученикам: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить…». Почему они не могли "вместить" в себя сказанное Учителем? Да потому что его слова рвали все их шаблоны, все их привычки и "понятия", по которым они привыкли жить. Точно так же рвёт все шаблоны археология Крита. Интересно читать, как авторы разных исследований крито-минойской эпохи пытаются "натянуть сову на глобус" в своих стараниях найти там царей. "Ну как же они жили без царей?! Это же нереально! Так нельзя!" - вопит их патриархальное сознание.

Цитирую Удивительные эгейские царства / Пер. с англ. Т. Азаркович. - М.: ТЕРРА, 1997. С. 95:

"Остаётся неразрешённой загадка - кто же правил минойским Критом в пору его расцвета? Имя Минос, принадлежавшее легендарному кносскому царю, вполне могло быть титулом как «фараон». Но, может быть, Минос не был единовластным правителем всего острова. Некоторые исследователи в поисках ответа обратились к греческим мифам. Трое сыновей Зевса и Европы - Минос, Радамант и Сарпедон - традиционно связываются с дворцами в Кноссе, Фесте и Маллии, соответственно. Возможно, их родством - будь оно так на самом деле - и объяснялось дружественное распределение власти. Если миф хоть как-то связан с действительностью, то легендарные братья были добрыми царями, ибо греки «посмертно вознаградили» Миноса и Радаманта за справедливое правление, сделав их судьями в загробном мире греческой мифологии".

Но, допустим, Минос и трое его сыновей реально существовали и правили как египетские фараоны. А где же гробницы царей? А где же дворцы, в которых они жили? Вот типичный царский дворец в Микенах с "львиными" воротами:


Надо ли говорить, что на Крите ничего подобного не обнаружено? О Кносском "дворце" см. здесь. О "троне царя Миноса" см. здесь.