12 февраля 2023

Об истоках власти.

В. В. Бочаров пишет в статье "Истоки власти" (Потестарность. Генезис и эволюция / Под ред. В. А. Попова. СПб., МАЭ РАН, 1997):

"Физические аномалии включались народным сознанием в понятие царского авторитета, что прослеживается, например, в легендах о царях-избавителях, которые жили в общественном сознании народа на протяжении длительного исторического периода. Как отметил К. В. Чистов, в конструкцию этих легенд, в поведение «избавителей» неизменно входила демонстрация «царских отметин» на своём теле, что свидетельствовало об их царском происхождении".

Я не раз встречался с описанием этих «царских отметин» при исследовании христоверия ("хлыстовства") на Руси. "Печати" на теле демонстрировались как знаки небесного, духовного избранничества, мол, я не сам, по своему куцему разумению, и не по своей мужицкой воле набиваюсь в цари, но по божественному произволению, вот у меня и соответствующая "печать" имеется, ни у кого нет такой, а у меня есть.

И далее В. В. Бочаров говорит, что "проявление этого менталитета можно найти и в современной политической культуре России. Например, в «Аргументах и фактах» (№37 за 1991 г.) было опубликовано письмо читателя под названием «Берегите Михайло Меченого», в котором, со ссылкой на Библию, шла речь о М. С. Горбачёве как божьем избраннике на власть. Автор утверждал: «... пока Михайло жив, будет покой на земле, не будет Михайло, будет очень плохо нашей России». Иными словами, налицо отчётливая корреляция между «отметиной» (речь шла, конечно, о родимом пятне на голове президента) и его правом на власть".

Случайное ли это совпадение, что М. С. Горбачёв умер 30 августа 2022 года? Или это для того, чтобы исполнилось пророчество о нём? 

Что же касается корреляции между «отметиной» и правом на власть, то она не так наивна, как кажется на первый взгляд. На эту тему можно писать целые тома по политической культуре.  

Вот у собак всё просто, когда они живут с человеком: человек априори является для них "хозяином", и они воспринимают это как данность. Если бы рядом с людьми проживали какие-нибудь существа, гораздо более "продвинутые" в цивилизационном отношении, чем homo sapiens'ы, тогда тоже было бы всё просто: "суперлюди" или сами были бы "хозяевами" людей, либо выбирали "хозяев", по своему усмотрению, из среды людей. Но никаких "суперлюдей" нет на планете Земля, и людям самим, из своей среды, приходится выбирать правителей. А среда эта — "говнистая", и как выбрать из "говна" "конфетку", никто толком не знает. 

Очевидно, именно поэтому с самого начала человеческой истории происходила апелляция к божественным, сверхъестественным силам. Люди — вольно или невольно — старались построить такую же систему отношений "власть - народ", как в отношениях между человеком и собакой. Власть имеющие должны столь же радикально отличаться от рядовых представителей народа, как человек отличается от собаки. У человека есть разум, у собаки разума нет. У правителя должны быть сверхъестественные способности, которыми не обладают обыкновенные члены социума. Если нет таких способностей, то хотя бы какие-то знаки, отметины или "печати".

Здесь, конечно, необходимо вспомнить двухтомник Еремея Парнова "Властители и маги", где описываются отношения между царями и магами на протяжении всей человеческой истории. "Иосиф разгадывает сны фараона, Даниил — царя Вавилона, царь Саул вызывает призрак усопшего Самуила. И там и тут гадают по звёздам, мечут стрелы и посохи, выкликают пророчества, вопрошают оракулов, выводят тени из обители мёртвых". Легитимность власти, по народным "понятиям", зависит от её связки с сакральным, нуминозным, потусторонним. Если наблюдается такая связка, значит "всё О.К.", если же такой связки не видно, значит "царь не настоящий". Очевидно, последний русский царь Николай II именно потому приблизил к себе чудотворца Григория Распутина, что из него, как из мешка с мукой, сыпалась на землю "благодать". 

Но с услугам магов правители обращались лишь в том случае, если сами не обладали способностью "контачить" с потусторонними силами. Как правило, в архаических обществах сам правитель (как, например, каган у хазар) являлся олицетворением божественной силы. 

"Характерной чертой авторитета лидеров архаических общественных систем была их психическая аномальность. Она выражалась в повышенной возбудимости, предрасположенности к истерии, трансам и т. д. Этнографические материалы убеждают в том, что этими свойствами обладали как африканские колдуны, так и сибирские шаманы. Эти «документы» можно наблюдать и в поведении правящих особ более поздних стадий общественной эволюции. Причём если мы, к примеру, возьмём отечественную историю, наиболее заметные из них отличались и наиболее яркой выраженностью таких качеств. Известный русский историк утверждает, что Иван Грозный «был самый раздражительный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает... это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть» [Ключевский 1990: 97]. Чужеземец, воочию наблюдавший Петра I, писал: «Глаза... довольно большие, но блуждающие, вследствие чего бывает неприятно на него смотреть. Несмотря на то, что ему только 20 лет, голова у него постоянно трясётся» [Россия глазами... 1987: 519]. В. О. Ключевский же отмечал вспыльчивость Петра, «находившее на него по временам дурное расположение духа, выражавшееся в известных его судорогах... болезненных припадках» (Ключевский 1990: 181-182]. Здесь же можно вспомнить о паранойе И. Сталина, зафиксированной В. М. Бехтеревым, и о болезненной истеричности А. Гитлера", - говорит В. В. Бочаров.

Вальтер Буркерт пишет: "Самая своеобразная и характерная черта соприкосновения с божеством в минойской религии — явление его сверху во время танца. На золотом кольце из Исопаты четыре праздничмо одетые женщины танцуют среди растущих цветов танец, попеременно нагибаясь и воздевая руки. Над их поднятыми руками видна гораздо меньшего размера и при этом иначе одетая фигура, которая, кажется, парит в воздухе. Здесь сходятся в интерпретации все: в вихре стремительного танца почитательниц является само божество".

В контексте всего вышеописанного мы понимаем, что "соприкосновения с божеством" в архаических обществах не происходят "просто так", - они рождают власть. Именно потому иудейские пророки с таким неистовством боролись с ханаанскими "ашерами" [1], что женщины, совершавшие ритуальные пляски возле этих "ашер", пользовались авторителом в ханаанском обществе и к их мнению прислушивались. Ханаанеи полагали: надо делать так, как "она сказала", потому что, пережив явление богини на "высотах", она фактически становилась вровень с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, свидетелями Преображения Господня.

-----------------------------------------------------------------

[1] "Имя Ашеры встречается в еврейской Библии сорок раз, но в английских и русских переводах оно значительно сокращено: в переводе Вульгаты Библии короля Якова на английском вместо имени Ашеры используется слова grove, «роща» или groves, «рощи»; в русских используются слова «Астарта», «столб» или «дерево». На греческий язык в Септуагинте Ашера переведена, как ἄλσος, «роща» во всех случаях, кроме Ис. 17:8, где используется Ἀστάρτη, «Астарта», а также в Ис. 27:9 и 2 Пар. 15:16; 24:18, где используется греческое δένδρα, «деревья». В Вульгате на латыни даны слова lucus или nemus, где оба означают слова «роща» или «лес». Таким образом, в Библии Ашера имеет сильную взаимосвязь с деревьями (3 Цар. 14:23; 4 Цар. 17:10; 16:4)" (из Википедии).

Изображение Ашеры на кувшине из Кунтиллет-Аджруда
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий