В. В. Бочаров цитирует проф. Зубова: "Интересно, что на Востоке «... древняя традиция не проводила разделения между понятиями аскета (т.е. человека, придерживающегося в своём поведении строжайших табу) и царя: идеальный царь — это своеобразный подвижник на троне» [Зубов 1990: 556]. Индийская же традиция прямо предписывает человеку, стремящемуся к оказанию психологического воздействия на окружающих, табуировать своё поведение: «Надо днём и ночью усердно заботиться об обуздании чувств, ибо обуздавший чувства может заставить подданных пребывать в повиновении» [Законы Ману 1960: 44]".
Любопытно с этой точки зрения взглянуть на Веледу [1], провидицу германского племени бруктеров. Она жила в башне недалеко от реки Липпе, притока Рейна. Я про неё рассказывал в записи "Веледа".
Мне пришла на ум идея сравнить Традицию со снежной бабой. Её "лепят" самые лучшие представители своих племён и народов в течение многих поколений, и она, среди прочего, показывает, каким должен быть идеальный царь (или идеальная царица). Но реального царя никто не может заставить следовать Традиции, уподобляться той "иконе", которую произвело мифотворчество его соплеменников. Нет над царём вышестоящей силы, которая принудила бы его к соблюдению Традиции. Поэтому здесь имеются два пути: условно говоря, "путь Веледы" и "путь Петра I". Кельтская пророчица полностью "вписалась" в древнюю традицию, а русский царь Пётр I отбросил её ко всем чертям.
Собственно, и матриархат является точно таким же "налепом" мифопоэтического творчества. На вопрос "как нам обустроить наше общество" миф говорит: хорошо было бы вот так всё сделать. Как в сказке (см.: Отражение черт матриархата в народной сказке и Реконструкция матриархата по сказкам), потому что сказка появляется из того же источника, что и миф, - из коллективного бессознательного. Однако правитель может сделать всё иначе, по принципу "что хочу, то ворочу".
Матриархат — величина не постоянная (как и демократия, и другие социальные категории). Он всё время колеблется, "осциллирует" в разных обществах по шкале от 1 до 100%. И довольно часто матриархальные влияния буквально "нашёптываются" правителям их жёнами. Например, про библейского царя Соломона прямо так и говорится: ""И было, в пору старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным божествам". Библейский текст, упоминая о жертвенниках Баала, очень часто говорит о кумирных деревьях, что были при них. Как известно, именно эти деревья были символами Ашеры. Например, судья Гидеон, разрушив жертвенник Баала, одновременно срубил и кумирное дерево, которое находилось при нём (Суд. 6:28, 30). Ну, а где Ашера, там и матриархат. Потому что Ашера — это не только культ, но и целая культура с соответствующей философией жизни.
-------------------------------------------------------------------
[1] Имя может быть кельтским общим титулом всех пророчиц (от протокельтского*welet - "провидица", производного от корня *wel - "видеть").
Комментариев нет:
Отправить комментарий