09 июня 2023

Вопрос, конечно, интересный.

Клаус Шмидт показывает процарапанное изображение женщины на одном из столбов ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе.

На одной из плит ступени, примыкающей к каменной скамье в Здании с львиными стелами находится процарапанное изображение обнажённой сидящей на корточках женщины (высота рисугка - 30 см).

И далее он говорит про "половые органы, которые имеют странную форму. Две Л-образно свисающие части, похожие на ленты, сразу объяснить довольно сложно. Вероятно, это гипертрофированные большие половые губы. Расставленные ноги и грубо изображённая макронимфия (буквально: большие половые губы) указывают скорее на готовность к соитию, чем а роды". 

Странная, очень странная "готовность к соитию"... Меня терзают смутные сомнения... Да и при чём тут соитие, если сам же К. Шмидт сказал, что здесь было место культа мёртвых?

По-моему, это вовсе не растянутые большие половые губы, а менструальная кровь.

Вот, для сравнения, наскальный рисунок австралийских аборигенов.

Две женщины танцуют и менструируют. Наскальное искусство коренных австралийцев с реки Верхний Йоль, Пилбара , Западная Австралия. Источник картинки

Крупнейший теоретик социологии Эмиль Дюркгейм
утверждал, что человеческая религия в целом возникла изначально в связи с менструацией. Так, может быть, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был комплексом менструальных хижин?

Гёбекли Тепе: нету печек и очагов, но зато есть много ступок.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "остутствуют печи или очаги, характерные для жилищ. Их на Гёбекли Тепе нигде не нашли. А что касается обнаруженных в этих структурах ступок и вообще большого количества ступок среди свидетельств Гёбекли Тепе, то они вполне могли служить для приготовления пищи - однако не обязательно для потенциальных местных жителей, но, вполне вероятно, для многих "гостей", присутствие которых предполагается по причине большого объёма строительных и скульптурных работ. Ступки могли служить также другим целям, например приготовлению лекарств или наркотиков. Для места с преимущественно ритуальной функцией, что в отношении Гёбекли Тепе является уже доказанным фактом, здесь ничего удивительного нет". 

Интересно, проводил ли кто-нибудь сравнение ритуального комплекса в Гёбели Тепе с Гипогеем (Хал-Сафлиени) на острове Мальта? Здесь сравнение просто само собой напрашивается.

Что касается ступок для приготовления пищи, то её ведь могли готовить не только для строителей, но и для "прихожан", которые, вероятно, собирались в этих первобытных святилищах и устраивали там совместные трапезы.     

"Небесные похороны" в Тибете.

Собственно «небесные похороны» на видео показаны всего около двух минут, с 7:15 до 9:00, а остальное можно не смотреть.


Вот примерно так же происходила декарнация (или «дефлешинг») в эпоху неолита не только в Южной Азии и на Ближнем Востоке, но и в Старой Европе. "Декарнация со вторым захоронением костей была обычным явлением среди носителей культуры линейно-ленточной керамики, как показывают последние раскопки в Херксхайме, Германия, где было собрано и захоронено по меньшей мере 1350 скелетов с нескольких сотен километров [1]" (Источник).

Когда-то в Индии обитали миллионы грифов нескольких видов, которые селились даже в городах. Однако в 1990 годах местные жители начали массово использовать для лечения скота нестероидный противовоспалительный препарат диклофенак. Для пернатых падальщиков он оказался смертельным: поедая туши животных, которым давали это лекарство, грифы быстро погибают из-за проблем с почками. В результате грифы в Индии почти исчезли. Но в Тибете, как мы видим, они ещё сохранились.

Чёрный гриф (Aegypius monachus).

Кстати, синий цвет и на Крите, и в Древнем Египте считался символом
иного, вечного мира.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Cуществует трактовка захоронения в Херксхайме как свидетельство практикования каннибализма. Людоедство нехарактерно для неолитического населения Центральной Европы, и, в попытках объяснить это противоречие, были выдвинуты различные теории. Согласно одной из них, жители края переживали серьёзную природную катастрофу (например, засуху или эпидемию), что заставило их прибегнуть к каннибализму. Однако если мы примем в расчёт повсеместно распространённую в неолите практику декарнации, тогда и придумывать ничего не надо.

08 июня 2023

Одержимость духами на заре человечества.

Клаус Шмидт говорит, что "смешанные существа с головами животных многократно были обнаружены в пещерах Габийу, Труа Фрер, Фонтане, Альтамиры и Шове. Например, в Габийу в Дордони мы встречаем гравировальное изображение человеческой фигуры с головой бизона. Сейчас оно известно под названием "Le sorcier", "колдун".

Подобные смешанные существа найдены также в пещере Труа Фрер. Другие известны из пещер Фонтане, Альтамиры, Кандамо, Пеш-Мерль, Лос Казарес, Ле Комбарелль, Орнос де ла Пенья и иных мест. В недавно открытом гроте Шове найдено нарисованное чёрной краской изображение существа с головой бизона, у которого предположительно человеческие ноги".

Некоторые читатели могут сказать, что эти "смешанные существа" напоминают им чертей.

Ну, действительно, с христианской точки зрения, их можно было бы назвать бесноватыми, или одержимыми бесами. Только я позволю себе заметить, что такая точка зрения появилась сравнительно недавно по историческим меркам, около 2 000 лет назад, а изображениям "смешанных существ" — 30 000 или даже 35 000 лет (люди населяли пещеру Шове в период от ≈ 37 000 до 33 500 лет назад Источник). Откуда же им было знать, за несколько десятков тысяч лет до Рождества Христова, что они — бесноватые, что они "якшаются" с бесами?!

Можно посмотреть на это дело и с другой стороны. В Евангелии Иисус Христос говорит, что бесноватых можно определить и узнать "по плодам их" (Мф. 7:16). Вот, можно полюбоваться на "плоды" деятельности реальных бесноватых. 


Да, те, кто развязал вторую мировую войну, не плясали в рогатых масках, как "смешанные существа" в пещерах верхнего палеолита. Но ущерб, который они нанесли человечеству, измеряется десятками миллионов жизней. А сколько погубили человеческих жизней "смешанные существа", похожие на чертей? Вопрос, конечно, риторический.

Феномен Кюнней Кардашевой.

В продаже появилась книга Л. Васильевой «Одержимая тайным даром».

Источник картинки.

На презентации книги на Москвоском книжном фестивале "Красная площадь" выступила мама Кюннэй Кардашевской - Любовь Львовна. Она рассказала о том, как трудно проходил путь становления шаманки:

"Кюннэй говорила, что у неё внутри есть ещё 12 помощников, из них четверо саха. Она входила в транс и говорила мужским голосом, старческим, на иностранных языках, латыни. На её теле появлялись знаки. Были потери сознания, кома, остановки сердца. После реанимации дочь сказала, что стала видеть чёрных людей.

Дочь попросила созвать психиатров, подозревавшая, что у неё пострадал мозг. Психатры сообщили, что она абсолютно здорова.

Как человек науки, материалист, я долго сопротивлялась. Но мы прошли с дочкой путь становления шаманки.

После всё-таки убедилась, что дочь не такая как все. Диагноза нам так и не поставили. Кюннэй стала помогать людям. Сопровождала сборные Якутии. Когда благословляла спорткомплекс, она летала, мы стали свидетелями левитации вместе с тренером Прокопием Семёновичем, который воспринял её парение как должное.

До сих пор от дочери по сети Инстаграм получаю сердечки. Она мне говорила: "Мамочка, я пришла на очень короткий срок, меня скоро заберут" (Источник).

Кюнней с мамой

07 июня 2023

Коза говорящая.

Клаус Шмидт говорит, что самым древним изображением существа с козлиной головой на данный момент может считаться фигура, вырезанная из рога оленя, которая была обнаружена в пещере Лас Кальдас в испанской Астурии. 


По времени это изделие относится к средней фазе мадлена, т. е. приблизительно к 14 000 лет до Р. Х. Полагают, что это часть копьеметалки. Туловище имеет человеческие пропорции, составляя 50% от общего роста, тазово-брюшная область сосредоточена на лобке и вульве, которая, бесспорно, принадлежит женщине. Рога, короткие, цилиндрические и прямые, принадлежат самке горного козла (у самца рога более развиты и загнуты назад, что достаточно чётко показано на многих других рельефах). Что касается конечностей, то руки не показаны, а ноги очень стройные и заканчиваются копытами. Расстояние от бедра до колена такое же, как от колена до ступни (37 мм.) Это далеко от реальных пропорций козы, у которой толстое тело и короткие и крепкие конечности.

Если верна моя догадка о том, что перед нами самое древнее изображение оборотня, то этим оборотнем была женщина. 

Это в продолжение предыдущей записи о китайских хули-цзин, лисицах-оборотнях. 

По-видимому, древнейший шаманизм представлял собой оборотничество с ИСС в виде одержимости духами (предков).   

В состоянии одержимости женщина может говорить голосом умершего человека. Представляете, какой это шок для родственников умершего! Дети и внуки снова слышат знакомый голос своего отца и деда... Они даже могут поговорить с ним через женщину-медиума.

Кстати, о культе мёртвых в Гёбекли Тепе. Может быть, весь тот мегалитический "антураж" являлся не более чем декорациями "театра мёртвых".

Хули-цзин в Гёбекли-Тепе?

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе после змеи следующим по частоте встречаемости является мотив лисы.

Я полагаю, что ближайшей смысловой параллелью к лисам Гёбекли Тепе является китайский хули-цзин (кит. трад. 狐貍精, где первые два иероглифа (húli) значат «лиса», а последний (jīng) имеет много значений, в частности, «дух», «оборотень», «хитрый/ловкий/искусный» — в китайской традиционной мифологии волшебная лиса — лиса-оборотень, добрый или злой дух.

Хули-цзин — в китайской традиционной мифологии лиса-оборотень, девятихвостая лисица

В китайской мифопоэтической традиции лиса считалась воплощением души мертвеца. 

Превращаясь в красивых, молодых и сексуальных девушек, лисы-оборотни умело соблазняют мужчин (светлое начало Ян), ради энергии (ци), крови или семени для совершенствования своих волшебных возможностей. В результате жизненная энергия человека ослабляется и нередко он умирает от истощения. Лисица же таким образом достигает высшей ступени развития и становится лисой-бессмертной (狐仙). Отсюда и современное китайское использование слова «хули-цзин» в значении «женщина-вамп», «коварная обольстительница», соблазняющая женатых мужчин ради денег и развлечений. 


"Матриархат" согласно англоязычной Википедии.

"Матриархат - это социальная система, в которой женщины занимают главные властные позиции. В более широком смысле он также может распространяться на моральный авторитет, социальные привилегии и контроль над собственностью" (Источник). 

Для сравнения, определение из русскоязычной Википедии: "Матриарха́т, также гинекокра́тия — гипотетическая форма общества или социальной организации, в которой лидирующая роль принадлежит женщинам, в особенности матерям семейств этого общества" (Источник).

"Матриархат также можно спутать с матрилинейными, матрилокальными и матрифокальными обществами. Хотя есть те, кто может считать матриархатом любую непатриархальную систему, большинство учёных исключают эти системы из матриархата в строгом определении". 

Ну, об этом я говорил уже много раз: на земле никогда не было и нет обществ, которые укладываются в "прокрустово ложе" строго научных определений. Взять, для примера, хотя бы демократию. США, безусловно, демократическое государство, но если рассматривать социально-политическую систему США в строгом определении, то сразу возникают большие сомнения в американской демократии. Дональд Трамп чуть было не поставил жирный "крест" на демократии в Америке, а ведь за него проголосовала половина избирателей.

То же самое можно сказать и касательно матриархата с патриархатом. Вот древнеримская статуэтка. 

А вот — бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр.

Как мог в патриархальном Риме существовать культ Кибелы с женоподобным мальчиком Аттисом? Куда смотрел Сенат?! Как допустили?! 

Змееведческий экскурс в Гёбекли Тепе.

"Чаще всего на столбах Гёбекли Тепе встречается изображение змеи. Мы видим одиночных змей или собранных в группы, а также показанных в качестве антипода рядом с другим животным, например с быком или диким ослом. 

Из Невали Чори происходит скульптурный фрагмент, представляющий выполненную более чем в натуральную величину лысую голову человека, на которой расположилась змея. Лицевая часть головы, к сожалению, была разрушена ещё в древности, и, вероятно, сделали это преднамеренно. Между тем змея, ползущая по затылку навстречу потенциальному наблюдателю, сохранилась хорошо.


Её большая сердцевидная голова с некоторой долей уверенности позволяет предположить, что это гадюка - существо очень ядовитое. Таких змей и сегодня в Месопотамии встречается много. А укус левантской гадюки (гюрзы), если не принять срочных мер, смертелен. Её представители любят погреться на солнышке, расположившись на скалах, что окружают Гёбекли Тепе", - пишет Клаус Шмидт.

И он же продолжает: "В случае с лысой головой из Невали Чори ядовитая змея направлена в сторону наблюдателя. Создаётся впечатление, что она является защитником своего носителя.

06 июня 2023

К сведению.

Россия: процент женщин среди депутатов в Государственной Думе 9,84.
В Совете Федерации ещё меньше, 3,37.

А ещё говорят, что в России матриархат.

Источник таблицы: А.В. Мелехин "Теория государства и права" Москва [стр. 99]

Источник.

Непонятные дырочки.

На фигурках "богинь" Старой Европы частенько можно увидеть сквозные дырочки.

Терракотовая статуя женской фигуры с птичьим лицом и проколотыми ушами, держащей ребёнка - Энкоми, Кипр - 1450-1200 до н. э. - Британский музей, Лондон


Ну, допустим, это - проколотые уши. А как быть с этим?

vinca figurine
 
Barbier-Muller Geneva Culture de Vinça, Serbie, localité de Vinça

Или вот с этим?

Триполье

О "всенощных бдениях" в Гёбекли Тепе.

Клаус Шмидт говорит, что в Гёбекли Тепе "на внутренней стороне круглоплановых стен были обнаружены выступающие иногда на 20 - 30 см камни. Они прочно закреплены в верхней части стены. Только в верхней части. Высказанное рабочими мнение, что на них устанавливали свечи, не лишено смысла. Едва ли это были свечи. Однако жировые лампы в форме чаш или вытянутых мисок известны со времён неолита и представлены в коллекции находок Гёбекли Тепе. Если это объяснение подтвердится, тогда мы можем предположить необходимость источников освещения, следовательно, наличие перекрытия, а также ночного использования сооружений".


Ну, я уже говорил о "всенощных бдениях" в этих сооружениях, которые я называл "фабриками [по производству] колдунов". Хома Брут, если бы не "дал дуба" в часовне, он тоже вышел бы из неё колдуном.

Если, как утверждает Клаус Шмидт, ритуальный комплекс в Гёбекли Тепе был сооружён для культа смерти, то надо же идти дальше и делать из этого соответствующие выводы. Как говорят немцы, «Wer A sagt, muss auch B sagen». Явления духов мёртвых не происходят средь белого дня, на базарных площадях. Нет, как и музы к поэтам, духи мёртвых являются человеку, когда он находится "наедине с собой". Об этом даже в мультике "Малыш и Карлсон" говорится; если рассматривать Карлсона как полтергейст, он в первый раз появился, когда Малыш был в одиночестве; а когда у Малыша появилась собака, Карлсон перестал появляться.

Странное отсутствие женских символов в Гёбекли Тепе.

Клаус Шмидт говорит об артефактах ранненеолитического ритуального комплекса в Гёбекли Тепе:

"Изучая собранную нами коллекцию, мы вскоре поняли, что здесь полностью отсутствуют два элемента, характерных обычно для неолитических поселений: глиняные изображения женских символов и женских фигур. <...> Если связать женские глиняные фигуры и женские символы в широком смысле слова с плодородием и в конечном счёте с "жизнью", то их отсутствие на Гёбекли Тепе выдвигает на первое место наличие необходимого для понимания нашего памятника явственного её двойника-антипода - "смерть" и, соответственно, общение современников с этой антропологической величиной. Правда, ещё не обнаружены сами могилы, которые необходимо предъявить, если мы хотим подтвердить данное объяснение. Однако пока почти и не вскрывались те слои, в которых могут ожидаться сделанные под полами захоронения, относящиеся к докерамическому неолиту".

Да, по сравнению с позднейшими неолитическими культурами, комплекс в Гёбекли Тепе выглядит странно.

"Преобладают животные в агрессивной позе" (К. Шмидт).


Самый старый храм - Гёбекли Тепе (12000 до н.э. - 8000 до н.э.) археологический музей Шанлыурфы, в Турции.

Оказаться наедине с этими зубастыми чудовищами, значит пережить примерно то же самое, что пережил "хвилософ", то бишь семинарист Хома Брут в старой, заброшенной часовне.


05 июня 2023

Пра-пра-пра...дедушка римского Януса?

"В музее г. Газиантепа, западного соседа Урфы, хранится находка, которая заставляет задуматься о том, не являются ли Т-образные столбы (по крайней мере, в некоторых случаях) существами с двумя лицами. Эта скульптура, происхождение которой неизвестно, однако которая, весьма вероятно, относится к эпохе докерамического неолита, имеет, как и римский бог Янус, два в противоположные стороны смотрящих лица" (Клаус Шмидт).

О мегалитическом подвижничестве.

Клаус Шмидт пишет:

"На северном плато среди оставшихся в каменоломне ещё не обработанных и не отделённых от основания заготовок можно определить гигантский столб с Т-образным навершием (рис. 33). Это самый большой ранненеолитический архитектурный объект из известных в регионе на сегодняшний день. Столб имеет сохранившуюся длину примерно 7 м и ширину навершия 3 м. Два других немного меньших Т-образных столба обнаружены в каменоломне южного плато. Вес 7-метрового столба-колосса из каменоломни, если бы он был отделён от скального основания, составил бы примерно 50 тонн.

Отмечу, что общество было в состоянии, по крайней мере на короткое время, мобилизовать и организовать большие массы людей, иначе подобные работы - добыча камня, транспортировка, установка - были бы невозможны. Интересным сравнением здесь являются данные знаменитого норвежского исследователя Тора Хейердала, сообщающего об одном эксперименте на острове Пасхи. 180 человек должны были посредством верёвок и деревянных полозьев переместить по территории 12-тонную статую. А для транспортировки самых больших скульптур на острове Пасхи, вес которых достигал 100 т, ему потребовалось от 500 до 700 человек. Не углубляясь в обсуждение этого во всех отношениях отдалённого сравнения, предположим, что для строительства в Гёбекли Тепе необходима по численности такая же группа людей.

Теперь остаётся выяснить вопрос, по крайней мере, постараться приблизиться к его решению: проживало ли постоянно такое большое количество людей в этом месте, или, что вероятнее, они собирались по определённым поводам в Гёбекли Тепе? Как бы то ни было, данный комплекс сооружений мог возникнуть - притом что его возведение требовало от строителей огромных усилий - лишь при условии, что это место и происходящие на нём действия для всех участников имели исключительную важность". 

Да, я об этом уже думал касательно сооружения дольменов. На Западном Кавказе нет "типовых", стандартных дольменов, все они очень разные, со своими индивидуальными особенностями. Это свидетельствует о том, что изготовление дольменов было делом не промышленным, а внутрисемейным; я думаю, люди собирались всем "миром" лишь для транспотрировки и установки каменных плит. И вот, какой же должен был быть стимул, чтобы заставить человека месяцами, изо дня в день, заниматься каторжной работой - колупать камни невесть чем?! Железных орудий тогда точно не было. Это ж надо иметь ангельское (или ослиное) терпение! Такое подвижничество "по плечу" лишь героям или святым.

Кстати, о святых. Вот жилище православного монаха-отшельника, высеченное им в камне в XV веке, Путна, Румыния. 

Даниил Сихаструл (1457-1504) считался святым при жизни, канонизирован румынской православной церквью в 1992 году.

Гёбекли Тепе — Чатал Хёюк: интересная параллель.

Этот горельеф животного, похожего на рептилию, был обнаружен Клаусом Шмидтом в первый день первого полевого сезона при осмотре поверхности Гёбекли Тепе. Длина фигуры животного - 81 см. К. Шмидт говорит, что сей артефакт откопали местные крестьяне, которым давно уже приходилось раскапывать и убирать со своих участков мешающие камни. 

По мнению Клауса Шмидта, данное изображение напоминает одну из центральных фигур Чатал Хёюка "рожающую богиню", согласно интерпретации Меллаарта. Речь идёт о семи фигурах; лицо во всех случаях было сбитым, руки и ноги часто разрушены. На одну из фигур нанесён рисунок неравномерной паутины, а её пуповина подчёркивается концентрическими кругами.


В нескольких случаях "богиня" находится над букранией (профессиональное обозначение изображения бычьей головы или отделённого от тела бычьего черепа). Комбинация "женщина и букрания" привела Меллаарта к выводу, что женщина рожает быка.

Клаус Шмидт говорит, что это сходство открывает широкое поле для рассуждений, однако сам он благоразумно уклоняется от каких-либо умозаключений. Потому что в этой задачке слишком много неизвестных.

Я лишь могу предложить отдалённую (возможную) аналогию с "рептилоидными" фигурками культуры Убейд.

04 июня 2023

Ещё один пазл в картину Старой Европы.

На территории совр. Южной Германии, в большой пещере Офнет, в 1908 году Роберт Рудольф Шмидт обнаружил в слоях палеолита на небольшой глубине два расположенных недалеко друг от друга углубления, которые вмещали скопления человеческих черепов, засыпанные смесью охры, золы и земли. Черепа располагались как птичьи яйца в гнезде.

Part of great skull burial at Ofnet, Bavaria.

Большая группа состояла из 27, меньшая - из 6 черепов. Среди черепов определено 4 мужских, 9 женских и 20 детских. Клаус Шмидт говорит, что мужские черепа были захоронены без каких-либо сопутствующих предметов, в то время как детские украшали раковинами улиток. Возле женских черепов было положено в общей сложности примерно 200 просверлённых оленьих зубов и около 4000 раковин моллюсков.

Радиоуглеродные исследования установили время захоронения черепов приблизительно 6300 г. до Р. Х., что является поздним мезолитом.

Как видим, в эпоху позднего мезолита в Старой Европе к [умершим] женщинам проявлялось гораздо больше почтения, чем к мужчинам. 

"Петухи" иерихонские.

Клаус Шмидт говорит, что в Иерихоне найдены останки 491 человека эпохи докерамического неолита, причём полностью сохранилось только 200 скелетов. Немецкий антрополог Готтфрид Курт "обратил внимание на то, что обнаружены останки меньшего количества людей, чем можно было ожидать, и что среди останков явно преобладала группа молодых людей времени докерамического неолита А и В". 

"Что стоит за этим иерихонским фактом?" - задаётся вопросом К. Шмидт. - "Ясно, что выявленные пропорции смертности не характерны для иерихонского общества эпохи неолита. Данные находки не являются материальными свидетельствами естественного биологического процесса; очевидно, здесь имели место определённые манипуляции. Среди иерихонских умерших группа молодых людей должна была бы составлять меньший процент, чем тот, что был выявлен, иначе у популяции почти не оставалось шансов выжить. Из этого, очевидно, можно сделать вывод, что район Иерихона был предпочтительным местом погребения небольшой группы людей, умерших в молодом возрасте. На вопрос "почему?" в любом случае вразумительного ответа нет. Однако можно, по крайней мере, осторожно предположить, что люди, умершие в молодом возрасте и похороненные в Иерихоне, относятся к особой группе - к группе, для которой уже при жизни действовали особые правила, и с телами умерших её членов нужно было поступать соответствующим образом. Не углубляясь далее в гипотезы, следует лишь подумать над вопросом: а не являемся ли мы свидетелями человеческих жертв, похороненных в Иерихоне, в то время как "нормальные" умершие хоронились в других местах?"

Ну и далее К. Шмидт - мимоходом - касается темы иерихонских черепов. С помощью глины или гипса им восстанавливали лицо, причём глаза часто заменяли раковины каури. В отдельных случаях на щеках и лице отмечены рисунки. Нет ответа на вопрос, стремились ли тогда люди к изображению лица умершего, т. е. пытались ли изобразить его лицо близким к портретному сходству, или хотели лишь представить некий идеальный образ. 

Лично я более склоняюсь к идеальному образу, исходя из позднейших египетских погребальных масок, которые не имели ни малейшего сходства с лицом умершего человека.

Во всяком случае, у нас имеется реконструкция одного из иерихонских черепов.

Результат реконструкции. Источник картинки.

А это оригинальный "оштукатуренный" череп

Иерихон (2).

В продолжение записи "Иерихон".

Натуфийская культура, которой принадлежит самый древний археологический слой Иерихона, возникла в XII-XI тысячелетии до Р. Х.

В Сети "гуляет" вот такая реконструкция Иерихона докерамического неолита А:

The Walls of Jericho.

Стены там действительно были раскопаны. Но были ли они оборонительными сооружениями? Это большой вопрос. 

Клаус Шмидт пишет:

"В числе прочего Кэтлин Кеньон (Kathleen Kenyon) обнаружила два больших похожих на ступку камня с углублениями [1] и двенадцать скелетов, сложенных у основания той лестницы, что вела в башню неолитического времени.

Реконструкция, circa 8000 BCE, источник картинки.

Оба камня она сочла за цоколи несохранившихся тотемных столбов. Эта интерпретация кажется весьма правдоподобной, поскольку в Невали Чори, другом важном неолитическом памятнике той эпохи, как и в Гёбекли Тепе, были обнаружены подобные находки.


Однако не указывают ли данные свидетельства и их интерпретация больше на культовую принадлежность сооружения? И не противоречат ли, в конце концов, скелеты толкованию башни в военном аспекте? На останках не обнаружено никаких признаков жертв военных действий, и не нужно быть военным, чтобы предположить, что двенадцать погребений у основания лестницы, ведущей в оборонительную башню, стали бы помехой для бегающих вверх и вниз защитников.

03 июня 2023

О мусульманских могилах.

Клаус Шмидт в своей монографии рассказывает о том, как он подбирался к раскопкам телля Гёбекли-Тепе. Приведу здесь пару цитат:

1. "Я вспомнил сообщение Бенедикта, писавшего о том, что на Гёбекли Тепе находится кладбище. Приблизительного времени захоронений он не называл, однако из текста явно следует, что Бенедикт имел в виду средневековое или более позднее кладбище. Подобная информация обычно содержит ясный намёк на то, что дальнейшие археологические работы на этом месте немыслимы, т. к. исламские кладбища (по понятным причинам) являются запретными зонами для археологических исследований. Остатков ни одного такого кладбища нигде в Гёбекли Тепе обнаружить не удалось".

2. "Однако Гёбекли Тепе, как уже говорилось, был виден на горизонте из Урфы, оставался до описанного посещения в 1994 г. незамеченным. Конечно, ему не угрожали проекты водохранилищ. Расположен Гёбекли Тепе в горах, где строительство плотин не планировалось. А упоминание Бенедикта о кладбище однозначно задушило в зародыше возможный интерес к посещению данного места археологами, т. к. мусульманские могилы заложены на вечность, соответственно полностью исключают раскопочные работы".

"Эх! - подумал я. - Почему же наши русские могилы не заложены на вечность?"

Директор елецкого музея имени Бунина Татьяна Кирющенко в интервью 2005 года рассказала свою историю.

Мой дед, обедневший дворянин Михаил Дьяконов, умер в 1926 году. Он был похоронен на городском кладбище. Памятник ему здесь стоял. А однажды пришли мы на могилку, а ни надгробия, ни памятника — ничего нет. Когда мост строился, я училась в первом классе, но те события помню. Материал для стройки вывозили с кладбищ — городского, монастырских, чернослободского и засосенского. Всё это происходило на глазах ельчан, но все молчали. Боялись (Источник).

Артемида Эфесская — бывшая деревенская богиня?

Недавно в записи "Эфесская богоматерь" я приводил высказывание Ф. Ф. Зелинского: 

"Уже давно установлено, что недевственная «великая Артемида Эфесская» — лишь греческая перелицовка местного материнского божества".

Артемида Эфесская
 
Мраморная статуя Артемиды Эфесской в полный человеческий рост, найденная в Эфесе в древнем Доме собраий

А сегодня я обнаружил подозрительно похожее изображение сирийской богини Атаргатис.

Реверс монеты Деметрия III с изображением Деркето [1] из Аскалона

Википедия сообщает, что она "
изображалась с нижней частью тела рыбы" (Источник). Ну, допустим. А как объяснить вот это? — "Согласно сирийскому источнику третьего века, "в Сирии и в Урфе [Эдессе] мужчины кастрировали себя в честь Тараты. Но когда царь Абгар (Авгарь) стал верующим, он приказал отрубать руку любому, кто кастрирует себя". Самокастрация мужчин, поклонников Тараты-Атаргатис, как раз соответствует образу Артемиды Эфесской, обвешанной яйцами кастрированных быков.

Священные карпы Богини (2).

В продолжение записи "Священные карпы Богини (1)".


Фото пруда со священными карпами в Урфе взято мною из книги Клауса Шмидта "Они строили первые храмы". Автор приводит краткое описание этого города, сделанное в середине XIX века Гельмутом фон Мольтке, состоявшим тогда в качестве прусского военного советника на службе у Высокой Порты. Вот что зафиксировано им в "Письмах о положении и событиях в Турции":

"Орфа всё ещё большой и красивый город, весь построенный из камня, с нарядными стенами и укреплённым замком на возвышающихся скалах... У подножия замка вода из многих источников собирается в два бассейна, окружённые ивами, платанами и кипарисами, среди которых возвышается медресе с красивыми куполами и минаретами. В чистой воде плавает бесчисленное количество карпов, которых никто не трогает, потому что они священны, и каждый, кто попробует употребить их в пищу, ослепнет".

А это богиня Атаргатис, которой посвящены карпы.

Богиня Атаргатис

Определённо, мне очень нравится эта связка священных животных с матриархатом. Их нельзя трогать; употреблять их в пищу — это грех, по христианским понятиям. Таким образом, животные буквально спасаются под покровом Богини. Но ещё более примечательно, что и люди могут спасаться в храмах Богини, - я об этом писал уже не раз. И здесь надо особо подчеркнуть, что люди лишь тогда могут спасаться в храмах Богини, когда они сами соблюдают табу на убийство животных. Если же они не соблюдают никаких табу, если они "беспредельщики", никакие храмы их не спасут.

02 июня 2023

Индия ставит все точки над "i".

"Окутанная легендами и тайнами долина Куллу, расположенная в сердце штата Химачал-Прадеш, — необычайно красивый уголок в Гималаях, который с удовольствием посещают туристы, приезжающие в Индию.

Благодаря многочисленным местам паломничества для индуистов, буддистов и сикхов это священное место Индии стало известно как «Дев Бхуми» или «Долина Богов».

Куллу называют «долиной богов», но совсем не потому, что это божественные по красоте места. Просто нигде в Индии нет такого количества богов, как здесь. В каждой деревне поклоняются своему собс­твенному божку — девате.

Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить достаточно кровавый автохтонный культ богини-матери и других богов — девата — безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных.

Ежегодно в храме Рагхунатха проходит главный праздник долины, красочный 7-дневный фестиваль Дассера (Dussehra) (сент. – окт.), посвященный победе Рамы над демоном Раваной, борьба между которыми и служит стержнем сюжета эпоса «Рамаяна».

В дни Дассеры все боги долины (по разным оценкам — от 150 до 350 девата) прибывают в Кулу, дабы поклониться Раме-Рагхунатху.

Первой в Кулу прибывает богиня Хадимба из Манали. На ночь она останавливается у моста Рамшила в самом северном конце Акхара-базара. На следующий день князь с утра засылает к ней гонцов и приглашает во дворец. К вечеру здесь собираются все девата долины. Первой на паланкине в сопровождении оркестра прибывает богиня Трипура Сундари (Дурга) из городка Наггар. За ней, предшествуемая еще одним оркестром и раздетым по пояс и неимоверно обросшим гуром (хранителем), появляется Хадимба-деви. Ее поклонники подбрасывают вверх ягненка и затем ловят его.

Летняя похоть.

Максимилиан Ленц. Летняя похоть, 1906 год

 

Современные антропологи: тупой и ещё тупее.

Вспомнился мне мультяшный Бэмби. Узнал он от зверей в лесу, что живое существо с двумя крыльями — это птица (англ. bird). И потом села ему на хвост бабочка, а он и говорит: "Bird!"

Все звери в лесу, глядя на глупого Бэмби, покатились со смеху.

"No, Bamby, it's a butterfly", - сказали ему. Не все те птицы, которые имеют крылья и летают. 

Многие современные антропологи напоминают мне несмышлённого Бэмби. Увидят череп, похожий на человеческий, и сразу, ничтоже сумняшеся, говорят: "Се - человек".

Некоторые учёные (например, профессор Моррис Гудмэн, руководитель исследований ДНК шимпанзе при университете Уэйна в Детройте) полагают, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо (Homo troglodytes и Homo paniscus соответственно).

При таком "учёном" подходе, волноваться за гибель человечества в атомном пожаре вовсе не стоит; в любом случае, в джунглях Заира сохранятся Homo troglodytes; они, по мнению учёных, такие же люди, как и мы с вами.