03 июня 2023

Артемида Эфесская — бывшая деревенская богиня?

Недавно в записи "Эфесская богоматерь" я приводил высказывание Ф. Ф. Зелинского: 

"Уже давно установлено, что недевственная «великая Артемида Эфесская» — лишь греческая перелицовка местного материнского божества".

Артемида Эфесская
 
Мраморная статуя Артемиды Эфесской в полный человеческий рост, найденная в Эфесе в древнем Доме собраий

А сегодня я обнаружил подозрительно похожее изображение сирийской богини Атаргатис.

Реверс монеты Деметрия III с изображением Деркето [1] из Аскалона

Википедия сообщает, что она "
изображалась с нижней частью тела рыбы" (Источник). Ну, допустим. А как объяснить вот это? — "Согласно сирийскому источнику третьего века, "в Сирии и в Урфе [Эдессе] мужчины кастрировали себя в честь Тараты. Но когда царь Абгар (Авгарь) стал верующим, он приказал отрубать руку любому, кто кастрирует себя". Самокастрация мужчин, поклонников Тараты-Атаргатис, как раз соответствует образу Артемиды Эфесской, обвешанной яйцами кастрированных быков.

Англоязычная Википедия сообщает: "Атаргатис рассматривается как продолжение богинь бронзового века. В Угарите на клинописных табличках упоминается множество ханаанских богинь". Вот интересный вопрос: а не являются ли эти ханаанские богини аналогом индийских девата?

Про индийских девата говорится, что существуют деваты лесов, гор, рек, пещер, и этим они напоминают сатиров и нимф древнегреческой мифологии. В Индии существуют т. наз. грама деваты или деревенские божества, которые могут быть божествами-основателями, такими как Jathera или духи предков на Бали, например Хануман, Кали, Дурга, Бхайрава. 

Довольно любопытно, что богиня Кали когда-то была местным деревенским божеством. Наверно, уже в эпоху индо-хараппской цивилизации в каждой деревне и в каждом городе имелись свои местные деваты. 

Деваты на Ангкор Вате

И вот что удивительно: эти деревенские божества, кажется, были "кровожадными". Ну, по крайней мере, это следует из вчерашней записи "Индия ставит все точки над "i"": "Большинство каменных храмов долины относятся к XVII веку, когда правители пытались заменить достаточно кровавый автохтонный культ богини-матери и других богов — девата — безобидным поклонением Вишну, которое не требовало жертвоприношения животных".

С этим, конечно, надо разбираться. Не люблю я эту тему жертвоприношений, но "положение обязывает", положение исследователя древних культов. Ведь самооскопление мужчин во время оргиастических ритуалов богини тоже можно рассматривать как жертвоприношение. В этом смысле мужские яйца ничем не отличаются от яиц быков.

-----------------------------------------------------------------------------------

[1] Деркето (Δερκετώ) — греческое искажение арамейского имени Астарты — Атаргата или Тарата.

Комментариев нет:

Отправить комментарий