29 июля 2023

Продолжаем реконструировать матриархальное общество (2).

В. В. Бардавелидзе в статье "Земельные владения древнегрузинских святиллищ" сообщает:

"В XIX и начале XX в. древнегрузинские святилища ещё обладали довольно богатым движимым и недвижимым имуществом, как-то: разнообразными культовыми и хозяйственными сооружениями (добилт кошки, дрошат сабрдзани кошки, сазаре, сасантле, дарбази, бегели, саквабе, сакоде, садиасахлисо, сахелосно, саберо, садастуро и др.), священными реликвиями (знамёна, серебряные и медные скульптурные изображения), хозяйственным инвентарём (утварью и посудой, необходимой для приготовления, хранения и потребления спиртных напитков — пива, водки, вина, а также мяса жертвенных животных — котлы, бурдюки, чаны, чаши, кувшины, миски, ковши, ложки и др.), крупным рогатым скотом, барантой и сравнительно обширными земельными угодиями. <...> По народным преданиям, они с самого начала были собственностью джвари или хати. С момента, когда божество объявлялось социальной группировке в качестве её всевышнего покровителя и патрона, оно распространяло свою власть (буквально: накладывало свою руку) и на эти земли. «Рукоположенными» или «коренными» землями считались: священные площади, священные леса и большие пахотные участки, называемые ходабуни или сахарнадо (санадо).

В горах площадь святилища являлась своего рода заповедником. Под страхом наказания божества (джвари или хати) запрещалось ею пользоваться под пашню, покос или под выгон. Даже простой «вход» в неё вне храмовых празднеств был строго табуирован для мужчин. Что же касается женщин, то они не имели права вступить на неё ногою за всю свою жизнь". 

Я полагаю, что так было не всегда. Скорее всего, это табу для женщин появилось сравнительно недавно, по историческим меркам.

"Обычай культивирования деревьев как форма служения своему джвари в пережиточном виде сохранялся почти до наших дней. На площади пшавского святилища члены его сакмо разводили саженцы липы, дуба, ясени или какой-либо другой породы дерева, которое лучше произрастало в данном месте. Затем рассаду огораживали плетняком и присматривали за нею до того времени, пока она не вырастала в молодое деревцо, ветви которого уже не были легко доступны для животных. Посадить и вырастить в святилище подобное дерево, носящее название хемхвивани, почиталось за большую заслугу перед хати, чем заклание жертвенного животного в его честь. В праздники, за поминальным столом и во время общественных пиршеств, устраивавшихся в святилище, главный священнослужитель провозглашал лиц, взрастивших хемхвивани, и посылал им за это благословение от имени хати или джвари. Хемхвивани было окружено самым строгим табу, — даже хворостинку, упавшую с него, нельзя было выносить за пределы святилища.


Продолжаем реконструировать матриархальное общество.

В. В. Бардавелидзе в статье "Земельные владения древнегрузинских святилищ" сообщает:

"К [святилищам] джварионни или хатионни принадлежали пожизненные и временные служители джвари (хати): прорицатель джварис меене или кадаги, старейшина сакмо и старший священнослужитель хевисбери, жрец хуцеси, гамдзго, деканози, знаменосец мехате, хатис пехи, хелосани, мкадре или медрошае, пивовар месапувре, казнохранитель магандзури, пастух мебакури или мебекури, старший эконом медидгеобе, медидджваре, диди дастури, младший эконом мецврилдгеобе или цврили дастури, эконом дастури, шулта, мнате, помощник эконома чханчхи, стряпчий мзареули, так называемые хелосанни, домохозяйка или точнее «мать дома» диасахлиси и др.

Служение хати или джвари, как видно и из данного перечня, не следует понимать как выполнение лишь чисто религиозных обрядов. Оно в основном представляло собой осуществление от имени божества — покровителя сакмо общинных интересов последнего".

Прекрасное описание до-государственной, и даже до-вождеской, формы человеческого общежития. Как видим, эпицентром общины являлось святилище. Его можно сравнить с современным сельским советом, но это сравнение "хромает" на обе ноги, потому что сельсовет - не автономная и не самодостаточная структура. Сельсовет является государственной структурой и полностью зависит от государства, тогда как древнегрузинские святилища, именовавшиеся джвари или хати, представляли собой совершенно независимые и самостоятельные центры общественной жизни.

Интересно, что среди всех служителей святилища В. В. Бардавелидзе поставила на первое место прорицателя. Надо полагать, это потому, что устами прорицателя говорит божество. На самом деле, именно божество является центральной фигурой святилища, а "элита" общества образуется как бы сама собой. Тот или иной член общины попадает в "элиту" тогда, когда он, словно спутник, начинает вращаться по орбите вокруг своего божества и становится его временным или постоянным служителем. 

Глядя на крито-минойские изображения, невозможно не заметить, что в религиозных церемониях в основном принимали участие женщины.

Фрагмент саркофага из Агиа Триады. Женщины совершают жертвоприношение между двух священных топоров, на древках которых сидят птицы. 16-15 вв. до Р.Х. Ираклион. Археологический музей

Реальный культ или стёб?

Церемониальный сосуд для питья (ритон) в форме фаллоса. Найден на дне колодца на агоре Пеллы, 3 век до нашей эры. Археологический музей Пеллы.

Очевидно, в сосуд наливалось вино и "причащающийся" должен был высасывать вино из залупы. Интересно, такого рода "причащение" было составной частью какого-либо реального культа, или это было формой пародии на какой-то ритуал? Наш царь Пётр Великий тоже "стебался" над христианскими обрядами на своём "всешутейшем, всепьянейшем и сумасброднейшем соборе".

Время (III век до н. э.) и место (Пелла, столица Македонского царства в период его расцвета) находки артефакта говорят в пользу того предположения, что этот сосуд был частью культа Приапа. Но вот вопрос: как могли мужчины пить вино из такого сосуда? В наше время каждый нормальный мужчина посчитал бы это унижением своего мужского достоинства. Но, может быть, унижение и было целью "причащения"? Например, для развлечения македонского царя на досуге. Приходят послы к царю из какого-нибудь греческого полиса, а им и говорят: "сначала выпейте за здоровье нашего царя". 

Реконструируем матриархальное общество по древнегрузинским святилищам.

Кое-где на Кавказе и в Закавказье вплоть до XX века сохранялись столь архаичные общественные отношения, что по ним можно реконструировать жизнь людей в эпоху неолита.

В. В. Бардавелидзе в статье "Земельные владения древнегрузинских святилищ" сообщает, что "в нагорной части Восточной Грузии до позднего времени сохранились древнегрузинские святилища, именовавшиеся джвари или хати

Джвари и хати — полисемантические термины, одинаково означающие, во-первых, божество определённых социальных группировок, во-вторых, святилище этого божества и, в-третьих,— крест. Кроме того, эти термины имеют ещё несколько отличных друг от друга значений. Термином джвар у сванов обозначались знаки татуировок (следы которых мной были обнаружены в 1931 г. у пожилых сванок) и особых форм обрядовые хлеба в честь Пуснабуасдиш, «владыки вселенной». Среди приморских черкесских племён термином джор (образованным от груз. джвари) обозначались культовые деревянная ветка с двумя ответвлениями и железная развилина, которые, как выяснилось, воспроизводили некогда священные эмблемы быка. Наконец, среди осетин термин дзуар (также полученный от груз. джвари) значит божество, святилище, оспа. Что же касается термина хати, то он у гудамакарцев и мтиулов служит названием знамени святилища, а среди всего грузинского народа хати значит образ, подобие, икона".

Интересно, что крест был найден на Крите при раскопках ритуального комплекса в Кноссе.

Minoan items found in the snake goddess sanctuary in Knossos

Также и "священные эмблемы быка" заставляют вспомнить про крито-минойскую религию.

"Деревянная ветка с двумя ответвлениями и железная развилина" напоминают т. наз. "рога посвящения", или, точнее, "освящения" (Horns of Consecration).

Findings from shrines on Crete, Postpalatial period

28 июля 2023

О дворянском либертинизме.

О. И. Лисицына в статье "Секс, любовь и брак в контексте российской дворянской культуры конца XVIII - первой половины XIX века" говорит, что при Екатерине Великой происходил импорт моды и нравов в Российскую империю из Франции, причём вплоть до Великой французской революции 1789 года импортировалась аристократическая модель поведения, характеризующаяся известной степенью сексуальной свободы. 

Интересненько выходит... В записи "O tempora, o mores!" говорилось о том, что 200 лет назад в Российской империи дворяне водили "шуры-муры" [1] с девочками подросткового возраста. Оказывается, там задавал тон сам французский король Людовик XV. Как сообщает Лилит Мазикина, сей самодержец "организовал, скажем так, заведение, где жили десятки девочек" (Источник). "Король навещал «школу для девочек» каждый или почти каждый день, и не было ни одной девочки, избежавшей его внимания".<...> "Нельзя сказать, что семьи девочек не знали, что происходило в школе маркизы де Помпадур. Они не просто знали – это неофициально рекламировалось. Но преподносилось под соусом подражания нравам Блистательной Порты, то есть турецких дворцов, что серьёзно романтизировало происходящее в глазах дворянства. Богатые подарки и приданое выпускницам довершали дело, и отцы, везя в пансион своих маленьких дочек, твердили: «Главное, слушайся Его Величества, помни – он твой король». Короля они могли напрямую просить лишить их дочь девственности: такая, мол, честь, такая честь!"

Как говорится, съ жиру-то и собаки бѣсятся, съ жиру инъ и неблажной блажить. Когда ты живёшь как "небожитель", - какая только блажь и дурь не придёт в голову?! «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно», — писал в 1887 году британский историк и политический мыслитель лорд Актон.

"К слову, считается, что повальное подкладывание маленьких дворянок под короля стало одним из факторов, серьёзно уронившим в глазах французских горожан и крестьян авторитет дворянского сословия – и, значит, тоже в конечном итоге привело к Революции", - верно замечает Лилит Мазикина.

Анна.

"В именах Богини мы встречаем один и тот же слог - "ан", - корень, означающий "дуновение" в индоевропейских языках. Именно отсюда происходят anemos -"ветер", animus - "дух", и anima -"душа". Анахита в Персии, Ану у кельтов, Анат в Сирии, Инанна в Шумере - вот несколько примеров, показывающих, что народы понимали: Богиня - это та, кто дает духовное рождение и святое дуновение - понятия, признанные в христианскую эпоху как проявление Святого Духа" (Источник).

Между прочим, где-то я читал, что Анна — самое распространённое женское имя на Земле. Нет ли в этом имени того же древнего корня "ан"? И не имеем ли мы здесь дело с неосознанной, бессознательной передачей Традиции из глубины веков?

И цветы "анютины глазки"


— в них же небо отражается! Причём, не то небо, по которому облака плывут, а духовное небо. 

27 июля 2023

Очевидное — индивидуальное.

"Очевидность, конечно, заключается в том, что индивид никак не может непосредственно влиять на культуру, поскольку культура меняется в соответствии с динамикой коллективного психического, над которым человек не властен. Для него достаточно работать над своим собственным сознанием, так как на самом деле это всё, что он может предпринять", - говорит Джеймс Уайли.

Собственно говоря, именно этим я и занимаюсь.

Соглашаясь с тем, что индивид никак не может непосредственно влиять на культуру, я от себя ещё добавлю, что индивид никак не может влиять и на политику. Ведь индивид, по сравнению с государством, - это не более чем дождевой червяк по сравнению с многотонным самосвалом. И как же червяк сможет повлиять на движение грузовика по шоссе? — Да никак! Величины абсолютно несопоставимы.

Может ли боговдохновенный пророк быть "в своём уме"?

What the Bible says about Nabi

The Old Testament uses three Hebrew words that are translated into the English word "prophet" or "seer": nabi, roeh, and hozeh.

Nabi literally means "to bubble up." It describes one who is stirred up in spirit. It is the most frequently used of the three by the Hebrew writers. When the sense of "bubbling up" is applied to speaking, it becomes "to declare." Hence, a nabi, or a prophet, is an announcer—one who pours forth the declarations of God.

John W. Ritenbaugh
Prophets and Prophecy (Part 1)

Источник

Итак, "наби" буквально означает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать" (bubble up). Это слово описывает того, кто сильно взволнован или возбуждён, и, от преизбытка чувств, он начинает что-то бормотать/лепетать/журчать (babble). 

Это принципиально важно, потому что Е. В. Приходько, автор монографии "Двойное сокровище", сначала говорит, что у Гомера "мантис" (μάντις) — это боговдохновенный пророк, а затем пишет, что "мантис никогда не впадал в состояние неистового безумия". "У нас нет никаких оснований считать, что внутреннее возбуждение пророка, его интуитивные прозрения сопровождались отключением самосознания и восприятия внешнего мира", - утверждает он. И ещё раз отливает в бетоне: "состояние пророка чуждо не только внешнего экстаза, но и внутреннего безумия".

Так, а теперь посмотрим на тот случай пророческого фонтанирования от преизбытка чувств, который достаточно подробно описан в Деяниях Апостолов. 

В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы" (видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета) "внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра", "и исполнились все Духа Святого". Когда Дух Святой "сошёл" на апостолов, они исполнились святого восторга и в ответ на небесный дар вознесли к Небу слова хвалы и благодарения. Так как никакие человеческие слова не могли передать ту  невыразимую радость, которая возникла при крещении Св. Духом, то апостолы молились восторженным, нечленораздельным лепетом, божественным и детским в одно и то же время. Там сказано, что некоторые люди, слушая их лепет, насмехались над ними и говорили: "они напились сладкого вина" (Деян. 2:13). И потом ап. Павел, желая навести порядок в собраниях первых христиан, напишет им: "Если вся церковь сойдётся вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, - то не скажут ли, что вы беснуетесь?" (1 Кор. 14:23). Может быть поэтому, чувствуя близость между пророчествованием (= говорением языками) и беснованием, ветхозаветные иудеи часто побивали камнями своих пророков? Когда пророк ("наби") начинает "пузыриться, бить ключом, фонтанировать", - как узнать, какая сила, какой дух или бог говорит через него? В Средние века эта способность считалась одним из признаков демонической одержимости, так что Жанну д'Арк сожгли на костре по обвинению в бесновании: с нею говорили какие-то голоса, но чтó это были за голоса, - она и сама не знала.

26 июля 2023

Мужское "оружие".

Спросишь, зачем у меня откровенная часть без покрова?
Знай, ни к чему богам прятать оружие их.
Молнию всю достал владыка мира наружу,
весь у бога морских гладей трезубец торчит.
Не заключает копьё Паллада в тёплое лоно,
Марс не станет меч, коим гордится, скрывать.
Разве стыдится Феб стрелу казать золотую?
или Диана тул свой от кого-то таит?
Разве хоронит Алкид суковатой палицы комель?
или крылатый бог держит за пазухой трость?
Кто же тонкий жезл у Вакха найдёт под покровом?
Кто же тебя со свещой сыщет сокрытой, Амор?
Нет преступления в том, что хрен мой всё время наружу,—
это — моё, без него я безоружен совсем.

Молнии есть у тебя, Юпитер; трезубец — Нептунов;
Марс владеет мечом; носит Минерва копьё;
Либер жезлом витым сражения разжигает;
Аполлонова длань вдаль устремляет стрелу;
с палицей Геркулес в деснице непобедимый,—
хрен торчком придаёт мне угрожающий вид.

Из Книги Приапа (Carmina Priapea).
Перевод с латинского Максима Амелина.

хрен торчком, страшно аж жуть

Энколпий: — Вели­кие боги, вос­ста­но­вив­шие все мои силы! Да, Мер­ку­рий, кото­рый сопро­вож­да­ет в Аид и выво­дит оттуда души людей [1], по мило­сти сво­ей воз­вра­тил мне то, что было отня­то у меня гнев­ной рукой. Теперь ты лег­ко можешь убедить­ся, что я взыс­кан щед­рее Про­те­си­лая [2] и любо­го из геро­ев древ­но­сти.

С эти­ми сло­ва­ми я задрал квер­ху туни­ку и пока­зал себя Эвмол­пу во все­ору­жии.

Сна­ча­ла он даже ужас­нул­ся, а потом, желая окон­ча­тель­но убедить­ся, обе­и­ми рука­ми ощу­пал дар бла­го­да­ти…

Из книги «Сатирикон» Петрония Арбитра.  

---------------------------------------------------------------------

[1] Гер­мес-Пси­хо­помп приводит души умерших людей к лодоч­ни­ку Харо­ну.

[2] Про­те­си­лай, пре­крас­ный герой, уби­тый во вре­мя высад­ки гре­ков в Трое. Был вос­кре­шён на три часа по прось­бе жены, кото­рая затем умер­ла в его объ­я­ти­ях.

О культе Приапа.

Вот интересно: "Приап оказался относительно поздним приобретением античного религиозного сознания. Обширные доказательства существования этого культа сохранились в Древнем Риме, начиная лишь с эпохи Августина [1], в греческих же государствах его культ не обнаруживается до времени Македонского господства ("Ed. Trip, The Meridian Handbook of Classical Mythology, p.497.). Это должно, вероятно, означать, что в античном психорелигиозном сознании произошёл своего рода сдвиг, который и создал потребность в том, в чём раньше не было необходимости, а именно, потребность в образе бога с невероятно большим фаллосом" (цит. по: Джеймс Уайли. "В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского").

То есть, можно сказать, что появление культа Приапа в Древней Греции совпало с образованием Македонской империи, обширного царства македонского царя Александра Великого и его преемников, диадохов, а в Древнем Риме  появление культа фаллоса совпало с установлением государственного культа гения римского императора.

Таким образом, культ Приапа является бессознательной проекцией мужской авторитарной власти. Культ фаллоса = культ силы. Не только и не столько  грубой физической силы, сколько силы финансовой, сосредоточенной в руках патриархальной элиты. 

Приап, взвешивающий свой фаллос кошельком. Фреска из дома Веттиев в Помпеях (VI. 15. 1).

По одной из версий, Александр Македонский умер просто потому, что обожрался и опился. Он же мнил себя богом, и хлебал вина безмерно, как Силен, вечно пьяный воспитатель Диониса. В Древнем Риме консул Лукулл угощал своих гостей блюдом из соловьиных язычков, и, поговаивают даже о блюде из языков павлинов. 

В общем, всё по Пушкину:

«Всё моё», — сказало злато;
«Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато;
«Всё возьму», — сказал булат.

Можно ещё добавить: "всех поимею!" Вот он и культ Приапа в действии. Остаётся лишь добавить, что у фаллоса нет ни глаз, чтобы видеть, ни мозгов, чтобы думать. 

---------------------------------------------------------------------------

[1] Здесь, очевидно, ошибка переводчика. Никакой такой "эпохи Августина" в Древнем Риме не было. Авре́лий Августи́н Иппо́нийский, также известный как Блаже́нный Августи́н, — христианский богослов, человек не столь высокого ранга, чтобы по его имени называлась эпоха. Жил он в Северной Африке в первой половине V века, когда Рим уже был разграблен вестготами Алариха и римская история по сути кончилась. Другое дело — римский император Октавиан Август, правление которого (31 г. до н. э.—14 г. н. э.) действительно составило выдающуюся эпоху в римской истории.

О прорицаниях и прорицалищах в Древней Греции.

Е. В. Приходько в своей монографии "Двойное сокровище" (М.: «Прогресс-Традиция», 1999) рассматривает феномен прорицаний в Древней Греции.

Как известно, самый знаменитый оракул находился в Дельфах, где Аполлон победил сторожившего оракул змея Пифона и овладел древним вещим духом Земли. Следовательно, надо полагать, и все пророчества происходили от духов Земли. То есть, оракулы и прорицалища были связаны с культом мёртвых (или с культом предков, что то же самое). 

За прорицаниями обращались также к оракулу мёртвых в Феспротии, оракулу Трофония в Лебадии и в прорицалища других обожествлённых героев: Амфиарая в Opoпe (в Беотии, Центр. Греция), Мопса в Киликии, Асклепия в Эпидавре, Калханта в Давнии (Италия), Тиресия в Орхомене в Беотии, где, как правило, вопрошавший проводил ночь в храме (нередко в шкуре (или на шкуре) жертвенного животного, например чёрного барана в прорицалище Калханта) и во сне получал откровение и исцеление.

Что касается Аполлона, то он принёс с собой экстаз из Малой Азии, где ещё до колонизации Ионии существовали знаменитые оракулы Аполлона с экстатическим прорицательством: в Кларосе близ Колофона, у Бранхидов возле Милета и в Патарах в Ликии. Причём в последнем жрица, которую запирали в храме ради мистического союза с богом (Hdt. I 182), считалась одновременно и его медиумом, и его невестой, какой должна была стать, по мнению Доддса, и Кассандра.

Очевидно, прорицания были связаны с одержимостью духами Земли. В большей части инспирации, по мнению Хофнера,человек теряет своё самосознание, он произносит слова, не осознавая их смысла, поскольку говорящим является сам бог, использующий органы речи одержимого. Человек становится медиумом, инструментом бога; при этом он обычно ощущает вторжение бога и утрату самосознания как насилие и муку, и его индивидуальность исчезает, уступая богу лишь после сильного сопротивления. Тогда одержимый дрожит, пена выступает у него на губах, судороги сотрясают его тело, он неистовствует, и катается по земле, вращает глазами, топорщит волосы, и скрипит зубами, являя сквозь стоны, вопли, нечленораздельные крики или шёпот пророчествующий голос божества.

А схолия к «Плутосу» Аристофана рассказывает о безумной одержимости жрицы Дельфийского оракула: «Была же Пифия женщиной, которая, как говорят, сидя на треножнике Аполлона и широко расставив бёдра, принимала через женские органы поднимающееся снизу зловредное дыхание и, исполнившись таким образом безумия (μανίας), распустив волосы, изрыгая изо рта пену и во всём остальном ведя себя так, как обычно поступают исступлённые (oí μαινόμενοι), возвещала речи скорее не пророчества, а безумия (τα της μαντείας η μάλλον μανίας ... ρήματα)» (Schol. Plut. 39).

25 июля 2023

O tempora, o mores!

В. Ю. Иващенко в статье "Проблемы европеизации частного быта: семейные отношения и домохозяйство в профессорской среде Харькова в начале XIX в." сообщает:

"В России XVIII - начала XIX вв. браки часто носили добровольно-принудительный характер и даже у дворянства доминировала деловая установка на брак. Не было здесь исключением и учёное сословие. Хотя до войны 1812 г. харьковская профессура была вполне довольна выплачиваемым им жалованьем, многие университетские деятели стремились укрепить своё положение удачной женитьбой. Кстати, особенно в этом преуспели иностранные профессора. <...> Профессор Я. Я. Белен-де-Баллю, имевший многочисленное семейство - пятерых сыновей и трёх дочерей - выдал одну из них замуж за учителя рисования Я. Н. Матеса. Этот брак сулил его 14-летней дочери Аспазии безбедное будущее: она получила 2000 руб. приданого и ежегодную ренту до уплаты его в 200 руб.; в свою очередь, 28-летний жених, который, кроме жалованья, имел солидную клиентуру из желающих брать частные уроки рисования, делал её наследницей всего движимого и недвижимого имущества". 

Кошмар! Дурдом! Девочке всего лишь 14 лет, а её замуж выдают! И это не в какой-то тёмной, забитой крестьянской семье, а в среде харьковской профессуры!

Но, может быть, это был единичный случай, исключение из правила? Да нет, Аркадий Красильщиков в статье "Пушкин, Онегин и педофилия" приводит и другие подобные случаи. Оказывется, 200 лет назад, в начале XIX века, в России царили совсем другие нравы.

"Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал: «Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет. Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребёнка. 23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 – 14 лет»."

Реабилитация Матери-Земли.

И. И. Лисович в статье "Репрезентация теории магнетизма в английской культуре XVII века: У. Гилберт "О магните" и Б. Джонсон "Магнетическая Леди" говорит, что свойства магнита практически не становились объектом самостоятельного теоретического осмысления и экспериментального исследования до фундаментального труда президента Королевской медицинской коллегии Уильяма Гилберта (англ. William Gilbert, 1544-1903), "О магните, магнитных телах и большом магните Земля", опубликованного в 1600 году, который он писал на протяжении двадцати лет.

В античности железо ассоциировалось с Марсом, а магнит считался "камнем Венеры". Женский камень Венеры непостижимо властвует над железным Марсом, будучи при этом слабым и зависимым от него, поскольку сама богиня своей нежной любовью притягивает к себе Марса,

Лавиния Фонтана. Марс и Венера. 1600-е годы.

и тем самым смягчает его суровый и яростный нрав, даруя ему мир и покой. Эта концепция феминной вторичности магнита воспроизводилась в большинстве европейских средневековых текстов. Представление о магните как камне Венеры вполне вписывалось и в алхимическую концепцию.

У. Гилберт последоватьно разрушает алхимическую иерархию металлов, а вместе с ней и алхимический гендерный дискурс. Учёный рассматривает алхимическую систему как экстраполяцию человеческих патриархальных практик и отношений на законы Природы.

Гилберт переворачивает средневековую патриархальную логику, заявляя, что "... всякое движение магнита и железа, всякий поворот, наклонение и устойчивость происходят от самих магнитных тел и от всеобщей матери - Земли, которая является источником, распространительницей и началом всех этих свойств и особенностей". Учёный выстраивает совершенно другую иерархию отношений между Землёй, железом и магнитом, где Земля порождает железную руду и магниты: "В верхней части земного шара, или в его непрочной оболочке, как бы в его коре, эти два тела возникают и зарождаются большей частью в одной и той же матке, в одном и том же руднике, как близнецы". Учёный подчёркивает принципиальное равенство магнита и железа, называя их близнецами по рождению от матери-Земли, которая имеет железную природу и обладает магнетическими свойствами. Для Гилберта уподобление Земли живородящему женскому началу является не метафорой, а основой его эгалитарной физики движения и космологии, где доминирующей оказывается женская природа, полностью лишённая эротического контекста. То есть, у Гилберта, при помощи архаичного концепта "Земли-матери", опосредованно опровергается патриархальная интерпретация феминного начала как холодного, влажного и пассивного, способного воспринимать движение только от маскулинного.

24 июля 2023

Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

Снова про Аттиса. 

Похоже на то, что у мальчика всё было нормально с половыми органами. Хотя он был сильно похож на девчонку, но при этом он ощущал себя парнем, мужчиной. Согласно мифу, Кибела просила его навсегда остаться отроком-девственником. Аттис дал слово богине, однако не сдержал его, увлёкшись нимфой Сагаритидой. 

Nymph trying to escape from a satyr Roman 2nd century CE copy of 2nd or 1st century BCE Greek original found near Tivoli, Italy

То есть, надо полагать, что мальчишка хотел "овладеть" нимфой по-мужски.

В гневе богиня погубила нимфу. А что после этого случилось с Аттисом, про то рассказывает Овидий:

"Острый он камень схватил и тело терзает и мучит,
Длинные пряди волос в грязной влачатся пыли.
Он голосит: "Поделом! Искупаю вину моей кровью!
Пусть погибают мои члены: они мне враги!
Пусть погибают! Вскричал и от бремени пах облегчает,
И не осталося вдруг знаков мужских у него"
(Овидий. Фасты. IV. 237-244. Пер. Ф. Петровского).

Оказывается, вот оно что! Аттис сотворил "достойный плод покаяния"!

В Евангелии рассказывается, как Иоанн «Креститель», обратившись к иудейским книжникам и фарисеям, сказал им: «… сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8). Мало одних только слов "бла-бла-бла"; надо делом доказать своё раскаяние.

Мраморный бюст Иоанна Крестителя, 1883. Скульптор Альфред Ленуар
 
Если кто сомневается, что это скульптура Иоанна Крестителя

"Детушки" Матери богов.

Служитель Кибелы именовался «кибебос», как мужская ипостась богини, а её верховный жрец в Пессинунте именовался Аттисом (Polyb. XXI. 20). Аттис было обычным именем этого жреца (Polyb. XXI. 37). В развалинах Пессинунта была найдена обширная переписка пергамских Атталидов с одним из таких Аттисов.

Но вот что удивительно: Аттис обычно изображается в виде ребёнка. Точнее говоря, в виде мальчика, очень похожего на девочку.

Статуэтка Аттиса. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж.

В связи с этим любопытно взглянуть на слова Лукиана касательно жрецов Кибелы:

"двусмысленная загадка двойственной природы, они не остались тем, кем родились, и не приобрели качеств того пола, в который перешли... Они считаются детьми и одновременно успели стать стариками, даже недолгое время не побыв мужчинами" (Диалог "Amoribus", в русском переводе "Две любви". Пер. С. Ошерова).

Когда ученики спросили Иисуса: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: "Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное…".

Интересно также отметить речевые обороты в "Страдах" Кондратия Селиванова, предводителя русских скопцов:

"Привели меня в Тулу и посадили меня на крепком стуле. И препоясали меня шелковым поясом железным, фунтов в пятнадцать, и приковали меня к обеим стенам, и за шейку, и за ручки, и за ножки*, и хотели меня тут уморить. И было завсегда четыре драгуна на часах; и в другой комнате сидели мои детушки трое, которые на меня доказали, и было сказано поутру сечь их плетьми. Но мне их стало жаль, и я со креста сошёл, и все кандалы с меня свалились, а драгуны в это время все задремали и меня не видели, как я прошёл. И я своих детушек нашёл и говорил им: «Детушки, не бойтесь. Ничего вам не будет, и будете отпущены. А я уж один пойду на страды за всех своих детушек, прославить имя Христово и победить Змия снова, чтоб он на пути не стоял и моих людишек не поедал». И тут меня хватились, и все злые удивились, а иные устрашились, и по всем местам бросились. И нашли меня на дворе; и я по двору гуляю: из желез я ушёл, а со двора не пошёл. Отец Небесный мне не велел, и приказал мне сию чашу пить: мимо меня одной нейтить" (Источник).

Василий Розанов говорит, что Селиванов, по самоощущению, - девушка. Не стану спорить с этим, но добавлю от себя, что, называя своих "братьев" и "сестёр" по вере "детушками", он, очевидно, и сам был большим ребёнком.  

----------------------------------------------------------------------- 

* «Поясок», «ручки», «головка», «шейка», «ножки» — всё это говор какой-то институтки о себе, невольные выражения изнеженной пансионерки... Откуда это?! Не из воспитания, — мужицкого. Это всё из натуры: Селиванов — девушка! вот чего он не знал о себе; и сорвал с себя мужские детородные органы, не только ему совершенно не нужные, но и противоречившие всему его самоощущению, гадкие, противные. См. о «галлах» древности в начале «Людей лунного света». —В. Р.
 

Преданье старины глубокой.

Символом и олицетворением Великой матери Кибелы считали "чёрный камень, упавший с небес", - метеорит. Л. Л. Селиванова говорит, что он он был "в виде фаллоса". 

Ну и вот, в связи с транспортировкой этого камня во время Второй пунической войны из Малой Азии в Рим сохранилось интересное предание. 

По этому преданию, судно, перевозившее камень, в устье Тибра село на мель, и никакими усилиями нельзя было сдвинуть его с места. Жрецы Кибелы заявили, что корабль может сдвинуть только девственница. Ею оказалась Клавдия Квинта, которая с помощью маленького каната (или даже собственного пояса) легко потащила корабль по реке (Plin. NH. VII. 120). Овидий говорит (Fast. IV. 305-328), что эта достойнейшая дева, чей прекрасный облик был под стать её знатному происхождению, слыла порочной: «оскобляли / Сплетни её и во всех мнимых винили грехах, / Ей и наряд, и причёска, какую она меняла, / Были вредны, и язык вечных придир – стариков». 

Бюст римлянки с великолепной причёской, период Флавиев, 69-96 гг. н.э.

Распустив волосы и пав на колени, она зачерпнула воды из реки и трижды окропила голову, взмолясь богине:
«Но коль невинна я, будь мне порукою в том предо всеми:
Чистая, следуй за мной, чистой покорна руке».
Так говоря, за канат она только слегка потянула
(Чудо! Но память о нём даже театр сохранил):
Двинулась Матерь Богов, отвечая движеньем моленью, -
Громкий и радостный крик к звёздам небесным летит.

Говорят, Матерь богов спасла римлян от Ганнибала. Это чудо можно объяснить в соответствии с преданием: раз в Риме остались ещё девственницы, значит там ещё жива добродетель. Ну а добро побеждает зло, как всем известно.
 

23 июля 2023

О ничем не ограниченной свободе бытия.

М. П. Нильссон замечает, что, несмотря на своё имя, Великая Мать была не богиней-матерью в собственном смысле (ибо у неё не было потомства, за исключением дважды бесплодного Аттиса [1], который одновременно был и её возлюбленным), а богиней стихийных сил природы, ничем не ограниченной свободы Бытия

Ну, тогда становятся понятны вольности между полами, например, в ночь на Ивана Купала. Купальские обряды описаны в псковском Послании игумена Памфила: "Зашумит город и возгремят в нём люди эти, охваченные беспутством, грехами постыдными, низким отступничеством от Бога — стучат бубны, поют сопели, гудят струны. Плескание и плясание, тайные знаки головой, непристойные крики и вопли из уст, самые непристойные песни — так угождают бесам жёны и девы, и телом вихляют, и скачут, и выплясывают…". 

Иоганн Бахофен усматривал в такого рода обрядах признаки "первобытного гетеризма", то есть беспорядочных половых отношений, промискуитета. Он приводил, в качестве примера,"самый позорный обычай у вавилонян" (см.: Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян") и рассматривал его как пережиток гетеризма. По его мнению, первобытные люди "трахались" когда хотели и с кем хотели, и не было у них никаких "тормозов", ибо такая свобода половых отношений угодна Богине, а затем у них появились "тормоза" в виде законов, ограничивающих сексуальные вольности, и после этого они стали "выкраивать" хотя бы один день в году и вести себя в этот день как в старые добрые времена, дабы угодить Богине.

Однако у меня имеются очень большие сомнения относительно первобытного промискуитета. Дело в том, что мы нигде не наблюдаем такого промискуитета в животной среде. Вот живёт у меня кошка Мурка. Если она ходит "порожняя", то появляются соседские коты, чтобы "обрюхатить" её. Начинаются традиционные кошачьи вопли дурными голосами и драки (на самом деле, у животных нет никакой свободы и все их действия ритуализированы в самой высшей степени), а потом коты убираются восвояси, как только кошка становится беременной. И тут возникает вполне закономерный вопрос: если Богиня именуется Хозяйкой зверей (Potnia Theron), то почему же животные не пользуются ничем не ограниченной свободой Бытия, которую дарует всем тварям Богиня? 

Человек может вести себя таким образом, он может "трахать" всех без разбору, - и беременных, и близких родственников, и детей... Но такое поведение называется "беспределом", и нигде, ни в одном первобытном обществе оно не зафиксировано. Отдельные члены общества могут себя так вести, но целое общество вести себя так не может. Я только вчера смотрел на YouTube документальный фильм про "ночных бабочек" на улицах Боготы, столицы Колумбии. Да, их там много, но далеко не все женщины Колумбии — проститутки. Легко можно представить себе, что произошло бы, если бы все женщины Колумбии - от мала до велика - стали бы вести себя как "ночные бабочки". Катастрофа и вырождение общества буквально за одно поколение неминуемы.

Скорее всего, - да, Великую Мать можно рассматривать как богиню ничем не ограниченной свободы Бытия. Но, здесь сразу же надо признать, что сия свобода — страшна и ужасна! Как, например, ужасен голгофский крест распятия Иисуса Христа. 

Боги говном не питаются.

Почему я выступаю против трактовки жертвоприношения как акта "умилостивления" божества [1]? Да потому что из такой трактовки прямо следует, что миром правит Сатана. 

Антихрист. Фреска 1350 г. итальянского мастера Витале из Болоньи в монастырском храме Св. Марии Бенедиктинского аббатства Помпоза (Эмилия-Романья).

Примерно вот такой Антихрист, пожирающий людишек. И он, допустим, каждый день жрёт по тысяче человек. Такие у него сатанинские аппетиты. 

Какова же при этом стратегия спасения от пасти сатанинской? Надо стать слугой дьявола и подкидывать ему в пасть других людей. Тогда до тебя очередь никогда не дойдёт.

Нечего и говорить, что это чистой воды сатанизм.

Если уж и говорить о "пище богов", то следует вспомнить про амброзию у богов на Олимпе. В индуистской мифологии амброзии соответствует амрита.

------------------------------------------------------------------------

[1] Один из многочисленных примеров подобной трактовки: "В древние времена, когда наступал голод — вследствие каких-либо природных катаклизмов: град уничтожал урожай, или происходил падёж скота в результате эпидемии, — люди приносили в жертву волов и другой  рогатый  скот.  Они  верили  в  то,  что  все  эти несчастья посылает им разгневанный бог. Чтобы умилостивить это гневное божество, они приносили ему жертвы, проливая кровь животных, поскольку верили, что таким образом завоюют его доброе расположение.  Смысл  подобных  действий  был  таков:  необходимо отказаться  от  чего-то  близкого  и  дорогого этим  людям,  чтобы  получить  то, что  им  было  нужно.  Эти  старозаветные,  дремучие  предрассудки превалируют  и  по  сей  день.  Английское  правительство предпринимало  поистине  героические  усилия,  чтобы  уничтожить  их  во  всех  уголках  своей империи. Первобытные  люди  приносили  в  жертву  даже  собственных  детей  —  сыновей  и  дочерей,  —  чтобы  задобрить  своих  богов" (Источник).

Приап: один как перст.

Вот интересно: Приап, который, по словам Лукиана (Разговоры богов. 23), "до такой степени мужчина, что даже неприлично", бесплоден. О его потомстве ничего не известно.

a figure of Priapus from Roman Egypt. ca. 2nd Century AD.

 Кстати, у него была эпиклеса Трифалл ("С тремя фаллосами").

Roman tintinnabulum in the shape of phallus, 1st century AD, from Sesamón, Burgos.

Может потому Приап бездетен, что на таком большом хую удобно только в рай въезжать, а для нормального секса он совсем не пригоден?

Баубо (2).

(в продолжение записи "Баубо")

Возможно, Баубо имеет много общего с доисторическими "венерами".

Терракотовая статуэтка женщины-вульвы, известная как Баубо, 4-й век н. э.

Традиция изображать женское божество в виде обнажённой женщины с подчёркнутыми признаками пола восходит к эпохе верхнего палеолита.

Неолитическая статуэтка "Богиня рыжих волос", терракота, старчевская культура. ок. 6300 - 5500 гг. до н.э.

Правда, у Баубо отсутствуют детопитающие сосцы, что перечёркивает идею "богинь плодородия". Но я не фанат этой идеи.