О. И. Лисицына в статье "Секс, любовь и брак в контексте российской дворянской культуры конца XVIII - первой половины XIX века" говорит, что при Екатерине Великой происходил импорт моды и нравов в Российскую империю из Франции, причём вплоть до Великой французской революции 1789 года импортировалась аристократическая модель поведения, характеризующаяся известной степенью сексуальной свободы.
Интересненько выходит... В записи "O tempora, o mores!" говорилось о том, что 200 лет назад в Российской империи дворяне водили "шуры-муры" [1] с девочками подросткового возраста. Оказывается, там задавал тон сам французский король Людовик XV. Как сообщает Лилит Мазикина, сей самодержец "организовал, скажем так, заведение, где жили десятки девочек" (Источник). "Король навещал «школу для девочек» каждый или почти каждый день, и не было ни одной девочки, избежавшей его внимания".<...> "Нельзя сказать, что семьи девочек не знали, что происходило в школе маркизы де Помпадур. Они не просто знали – это неофициально рекламировалось. Но преподносилось под соусом подражания нравам Блистательной Порты, то есть турецких дворцов, что серьёзно романтизировало происходящее в глазах дворянства. Богатые подарки и приданое выпускницам довершали дело, и отцы, везя в пансион своих маленьких дочек, твердили: «Главное, слушайся Его Величества, помни – он твой король». Короля они могли напрямую просить лишить их дочь девственности: такая, мол, честь, такая честь!"
Как говорится, съ жиру-то и собаки бѣсятся, съ жиру инъ и неблажной блажить. Когда ты живёшь как "небожитель", - какая только блажь и дурь не придёт в голову?! «Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно», — писал в 1887 году британский историк и политический мыслитель лорд Актон.
"К слову, считается, что повальное подкладывание маленьких дворянок под короля стало одним из факторов, серьёзно уронившим в глазах французских горожан и крестьян авторитет дворянского сословия – и, значит, тоже в конечном итоге привело к Революции", - верно замечает Лилит Мазикина.
Здесь ещё стоит обратить внимание на то, что это было время расцвета французского абсолютизма, самодержавия без "тормозов". И вот что любопытно: просвещённая Европа (XVIII век — эпоха Просвещения) стала засматриваться на Восток. "Правители и вельможи разных стран возжелали чувствовать себя халифами и эмирами, султанами и могущественными визирями. Они окружали себя немыслимой роскошью, чёрными рабами (упоминанием которых пестрел переведённый Галланом сборник «Тысяча и одной ночи»), особой красы скакунами, и, главное, гаремами".
ФРАНСУА БУШЕ, САМЫЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЖИВОПИСЕЦ 18 ВЕКА |
Если взглянуть с этой точки зрения, то Великая французская революция приобретает "отрезвляющий" характер для европейской элиты. Крайне знаменательно, что маркиз де Сад писал свои романы как раз накануне революции. Кто такие либертены Сада? Почему они не боятся всячески издеваться и измываться над женщинами? Очевидно, потому, что они стоят над законом и закон их не касается. Как не касался он и Людовика XV, и европейского (в том числе и росийского) дворянства. Основным лозунгом революции было равенство всех граждан (без исключений) перед законом. И, глядя с этой стороны, можно сказать, что Великая французская революция (не без помощи гения Наполеона Бонапарта, конечно) сформировала вполне симпатичную Европу. К сожалению, при этом не обошлось без кровищи... Но, наверно, без кровищи "отрезвление" не было возможно.
----------------------------------------------------------------------
[1] от французского «cher amour»
Комментариев нет:
Отправить комментарий