29 октября 2023

Против Клейна.

Джин Манко ставит шах и мат Льву Самуиловичу Клейну.

Последний в своей работе "Время кентавров" пытался представить культуру воронковидных кубков как праиндоевропейскую. Он представлял себе экспансию ариев с южных берегов Балтийского моря в причерноморские степи, и оттуда далее на восток — в Среднюю Азию и Индию.

Д. Манко пишет:

"В своё время TRB [1] считали результатом того, что местные собиратели переняли скотоводство и новые технологии от своих соседей. Исследование древней ДНК опровергло это предположение. Люди культуры воронковидных кубков в основном были носителями гаплогрупп мтДНК, типичных для ранних земледельцев".

"Медные топоры и роскошная керамика из региона нынешних Венгрии и Сербии проделали в начале IV тыс. до н. э. путь более чем в 1000 км до побережья Балтики. Ещё одна связь — сама керамика воронковидных кубков. Её декоративные узоры были отделаны пастой, созданной из кости. Эта техника зародилась на Среднедунайской низменности. Так что TRB могла быть результатом того, что земледельцы покинули пришедшие в упадок поселения на Балканах и Среднедунайской низменности ради ставшего в то время более мягким климата Северной Европы. Более поздние инновации, такие, как повозки с колёсами, плуг и прядение шерсти, судя по всему, проникли в TRB от более продвинутых южных соседей — поздней культуры Кукутень-Триполье".

То есть носители культуры TRB были типичными потомками выходцев из Малой Азии. Хотя там имелись некоторые нюансы:

"Полногеномные сравнения показывают, что у одной женщины культуры воронковидных кубков из Швеции и у её современников, земледельцев из Германии, хотя они и были ближайшими родственниками первых земледельцев Европы, было чуть больше предков из числа охотников и собирателей. То же самое можно сказать и о той популяции в Венгрии, к которой, вероятно, восходит TRB. Кажется, по мере того, как земледельцы расширяли свою территорию, они поглотили некоторые группы собирателей, которых оттеснили на границы и, в конце концов, вынудили отказаться от их образа жизни".  

---------------------------------------------------------------------------------
[1] Культуру воронковидных кубков часто называют TRB — сокращение от немецкого названия Trichterbecher. 

О происхождении саамов.

Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019) пишет, что современные саамы "являются смесью народов, которые встретились давным-давно". 

Самой распространённой гаплогруппой у саамов является N1c, которая распространилась на север из Юго-Восточной Азии. Считается, что гаплогруппа Y-хромосомы N появилась около 20 000 лет назад. Она не могла возникнуть на дальнем Севере, который был в то время необитаемым. N предположительно распространилась к северу из Юго-Восточной Азии по мере потепления климата.

Да, в чертах лица этой саамки угадывается нечто "вьетнамское".


С другой стороны, "господствующей среди саамов гаплогруппой мтДНК является U5b1b1a, которая необыкновенно близко связана с U5b1b, обнаруженной у берберов в Северной Африке. Мы можем представить себе, что их общие предки по материнской линии находили себе убежище на Пиренейском п-ове перед тем, как пошли разными путями: предки саамов отправились на северо-восток через Европу", - говорит Джин Манко. Она полагает, что древние предки современных саамов последовали за стадами северных оленей и других животных с толстой шкурой, приспособленных к холоду, когда те пошли на север через отступающую степь и тундру, и оказались в северных землях. Где-то там на севере "вьетнамские" и "берберские" предки саамов встретились и в результате их смешения появились те саамы, которые ныне проживают в Лапландии.

 

55 тыс. лет назад на лодках из Африки в Индию?

Я недавно высказывал своё удивление по поводу того, как могли люди современного антропологического типа ("кроманьонцы") оказаться в Австралии ранее, чем их следы замечены на Ближнем Востоке и в Европе.

Вот карта, взятая мною из монографии Джин Манко "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019). 

Распространение анатомически и поведенчески современных людей
из Африки. И время, и пути расселения остаются весьма
предположительными. ТЛН — тысячи лет назад.


Кажущийся парадокс объясняется просто: "кроманьонцы" не вышли из Африки, а отплыли (видимо, на лодках) с Африканского Рога в Индию, а потом оттуда они пошли на запад, и с территории совр. Сирии проникли в Сев. Африку через п-ов Синай. "
Представляется, что скотоводы — носители афразийского праязыка с Ближнего Востока разошлись по всей Северной Африке, в результате появились берберские языки и древнеегипетский", - пишет Джин Манко.

Что касается заселения Америки ок. 15 тыс. лет назад, то там действительно люди передвигались на лодках вдоль побережья. Но вот могли ли они делать лодки и плавать на них более 50 тыс. лет назад — вопрос, конечно, интересный.

28 октября 2023

Рюмка водки на могиле: истоки обычая.

Карл Кереньи говорит, что осенью древние греки закрывали крышками пифосы с виноградным соком, а в конце зимы, когда из земли показывались первые цветы, во время Анфестерий, открывали сосуды и черпали из них молодое вино для смешивания с водой и первой пробы. Далее цитирую:

"Пока шёл процесс брожения, сосуды оставляли открытыми, но потом накрывали крышками, ведь иначе в них могли упасть посторонние предметы, мог утонуть и ребёнок. Когда в «День открытия пифосов» крышки снова убирали, на то была причина религиозного характера. Ко времени Плутарха и в его социальном кругу этой причины уже не понимали. Объяснение было найдено в текстах на глиняных табличках из Пилоса микенской эпохи. Души мёртвых называются тут δίφιοι («жаждущие»). Жаждали они, однако, не воды, а вина. Изображение на аттическом лекифе V в. до н. э. показывает, как в день Пифоигии, когда подземный мир стоял открытым для восхождения из него Диониса, окрылённые мёртвые души слетаются, под надзором предводителя душ Гермеса, к наполовину зарытому в землю и открытому пифосу (см. ил. 91). Можно видеть, как одна из душ с жадностью припадает к питью, а три другие, утолив жажду, отлетают прочь".

Ил. 91. Гермес и души у пифоса. Аттический лекиф.

О Лернейской гидре.

По всей видимости, Лернейская гидра была сестрой змеи в Дельфах. Возле Лерны Дионис спускался в подземное царство и возвращался оттуда вновь - там были "врата" в Аид. Очевидно, точно такие же "врата" имелись и в Дельфах. Может быть, и в других местах на поверхности земли существовали отверстия в преисподнюю. И змеи были своего рода "затычками" в этих отверстиях. Если с этой точки зрения взглянуть на подвиг Геракла, то придётся признать, что он снял пробку сосуда с заключёнными в нём джиннами.

В Дельфах ту же операцию проделал Аполлон.

Кстати, огнедышащий Змей Горыныч русских народных сказок — аналог древнегреческих "затычек" преисподней. Как я уже говорил, в преисподней текут огненные реки. Ну, и если кого-нибудь посадить голой попой на дырку, ведущую в преисподнюю, у него конечно станут вырываться клубы дыма и пламени изо рта.

Менады и амазонки.

"В «Вакханках» Еврипида Дионис сгибает ель сам, и вакханки сообща ему подражают. Возможно, мотив сгибания ели с незапамятных времён был выражением той силы, которая переполняла фиад", - мимоходом сообщает Карл Кереньи.

По словам византийского историка Льва Диакона, древляне привязали князя Игоря к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, которые, будучи отпущенные, разорвали его надвое.

Интересно, есть ли какая-нибудь связь между этими двумя сообщениями?

Известно, что менады разорвали тело Орфея. А как они его разорвали? Может быть, так же, как древляне разорвали тело князя Игоря?

Во всяком случае, тут мы имеем ещё одно свидетельство одержимости менад. Бог "входил" в субтильные женские тела, после чего они приобретали сверхъествественную силу. 

Мне кажется, что поляницы (девы-воительницы) русских былин — явление того же порядка, что и древнегреческие амазонки. А последних можно представить себе как менад в состоянии одержимости, как женский эквивалент скандинавских берсерков. Если мужчины, одержимые богом Одином, обладали медвежьей силой, то, спрашивается, почему женщины, одержимые богом Дионисом, не могли обладать бычьей силой? В сочинении александрийского поэта Ликофрона, в том месте, где он повествует о тайной жертве Агамемнона в Дельфах, оракул называет Диониса Ταρος, «Бык».

27 октября 2023

Заместительная жертва.

Карл Кереньи говорит, что перед каждым вопрошением Дельфийского оракула совершалось жертвоприношение козы.

"В случае жертвоприношения, открывавшего церемонию официального вопрошения оракула, ритyальное животное должно было содрогаться, трястись всем телом и издавать соответствующие звуки. Таким образом оно как бы выражало своё согласие послужить в качестве заместительной жертвы для жертвующего и для бога, который вступал в подземную сферу и открывал её для вопросов и ответов. Во времена Плутарха однажды случилось так, что у животного вызвали требуемую реакцию силой, и Пифии пришлось пострадать за это. Прямо в святая святых у неё начались жуткие припадки, с бессвязными криками она бросилась наружу и упала без сил. Плутарх не говорит напрямую, что это стало причиной её смерти".

В общем, насколько я понимаю, коза выполняет функции жаропрочного суконного костюма металлурга. Без этого костюма сталевар рискует получить ожоги раскалённым металлом, а то и вовсе сгореть заживо. 

 
В загробном мире текут реки из расплавленного металла, и именно в этот мир открывается "форточка" всякий раз, когда вопрошается оракул. Чтобы жар, исходящий из ада, не опалил пифию, вместо неё подставляется ритуальное животное.

Менады и мулы.

Три картинки из монографии Карла Кереньи "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007):

Meнады, скачущие на мулах вокруг Диониса
 
Менады, прибывающие на фаллических мулах на пиршество

Фаллический мул с Дионисом

Интересно, почему Дионис и менады "якшаются" с мулами?

К сведению: "Мул (лат. mūlus) — результат скрещивания осла и кобылы. Самцы мулов бесплодны" (Источник).

Эти мулы напоминают мне галлов Кибелы. Те тоже были бесплодны. 

Ещё из Википедии: "Термин «мул» первоначально применялся к отпрыску любых двух животных разных видов — к тому, что в настоящее время называется «гибридом»".

А вот что рассказывает Аристофан в платоновском "Пире": "Прежде всего, люди были трёх полов, а не двух, как ныне, - мужского и женского, ибо существовал ещё третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, - андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и женского". 

Про этих андрогинов, или урнингов, много писал В. В. Розанов; он полагал, что "люди лунного света" составляют "ядро" христианской Церкви, да и вообще любой традиционной религии. 

Религия "соткана" из парадоксов: бесплодные мулы изображены с гипертрофированными фаллосами. Очевидно, в чём-то они превосходят обычных ослов и коней, если менады и сам Дионис восседают на них. 

О Дельфийском оракуле.

Карл Кереньи сообщает любопытные подробности об оракуле в Дельфах:

"Согласно мифу, Аполлон прибывает как завоеватель и овладевает оракулом, раньше принадлежавшим некой великой богине (в соответствии с простейшей формой традиции, самой Земле, или Гее) и охраняемым змееподобным существом женского пола" [1].

Википедия говорит иное: "Пифо́н, или Питон (др.-греч. Πύθων от πύθω «Питон») — в древнегреческой мифологии змей, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания. По его имени была названа Пифия" (Источник). 

В той же статье Википедии говорится, что "самые Дельфы называются в Илиаде Пифо", а Пифо, кажется, женское имя, если вспомнить про Сапфо, известную также как Сафо. "По Меандрию и Каллимаху, в Дельфах жила драконица по имени Дельфина".

Далее К. Кереньи рассказывает:

"Наличие в Дельфах доаполлоновского оракула Земли можно считать удостоверенным традицией и археологическими находками. Не подлежит сомнению и угверждение археологов, что в Дельфах люди в разгар бронзового века жили ещё в условиях неолита и что это место, хотя расположение святилищ отличалось тогда от позднейшего, тем не менее уже считалось священным. ЗнаменитыIй каменный пуп, или омфал, в Дельфах свидетельствует о том, что там верили в связь между верхним и нижним мирами; правда, здесь, в скалистом ландшафте, дело выглядело иначе, чем в Лерне, где доступ в подземный мир осуществлялся через воду. Но источников было достаточно и в Дельфах, а среди них и такой обильный, как Кастальский ключ".

Кстати, К. Кереньи говорит о прибытии матриархального семейства Аполлона (его матери Лето и его сестры Артемиды) из Малой Азии в Грецию. Ну, да, Зевс-то, отец Аполлона и Артемиды, появился всего лишь раз в виде перепела, когда овладел Лето, а потом мамаша с детьми скиталась одна, без какой-либо мужской помощи, и поэтому, конечно, здесь имеет смысл говорить о матриархальном семействе.

26 октября 2023

Страсть, смерть и "богозверь" Дионис.

«Он [Дионис] есть сама жизнь, - полагает Вальтер Oтто, - только речь здесь идёт о её особом состоянии: - жизнь, которая становится неистовой в своём переполнении и в своей глубочайшей страсти неотделима от смерти».

Ну да, от страсти "пахнет" смертью: стоит лишь мужчине поддаться страсти, пойти на поводу у своего члена, и сразу — наказание за антисоциальное поведение в виде изоляции от общества, тюремного заключения. И это в самом лучшем случае. А при худшем раскладе мужчине грозит "секир-башка": до недавних пор бнебрачные отношения карались смертной казнью.

Посмотрим, что далее пишет В. Отто. "Мы всегда должны помнить, что дионисийский мир - это прежде всего мир женский". Ему вторит И. Бахофен: "Дионис - в подлинном смысле этого слова бог женщин, основа всех их чувственных и сверхчувственных чаяний, средоточие всего их бытия; поэтому они первыми узрели его во всём великолепии, им было даровано откровение, они распространяли его культ, и они же были причиной его триумфа".

Опаньки!.. Выходит, что женская натура алчет именно такой страсти, которая неотделима от смерти. Это напоминает известный анекдот: "Ничего себе, петушок! - подумала курочка, когда на неё наехал грузовик".

vpervye1 признаётся: "Я не любила Пикассо, пока не попала в его дом музей в Малаге. С тех пор моя любовь к нему безграничнa... Картины его полны такой бешеной энергетикой, какую редко встретишь" (Источник). 

25 октября 2023

Про ловчие сети.

"Сеть, предназначенная для ловли диких зверей, играла в крито-микенском искусстве и критской мифологии роль более значительную, чем любое другое орудие охоты. Такой сетью ловили дикого быка (bos primigenius) [1], в неё угодила и божественная дева Бритомартис, прыгнувшая с крутой скалы в Диктейских горах на Крите. И если её называли «Диктинна», то это имя наверняка произошло от слова δϰτυς - «сеть»", - сообщает К. Кереньи в книге "Дионис: Проо6раз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007. C. 70).

Интересно, что при раскопках ритуального комплекса в Гёбекли-Тепе археологи обнаружили столб с рельефным изображением сетки из змей, под которой находится четвероногое животное, очевидно, баран.

И вообще, там на столбах выгравировано множество разных животных.


Как будто их всех поймали и "вмуровали" в эти каменные столбы. 

Если взглянуть под этим углом зрения, то вспоминаются истории про джиннов, "запечатанных" в бутылках и прочих сосудах. Только тут столбы вместо бутылок.

Звери "теснятся" в этих столбах так же, как в пещерах верхнего палеолита.

 

Снова возвращаясь ко "дворцу" в Кноссе.

Слово "дворец" я поставил в кавычки потому что ритуальный комплекс в Кноссе, несмотря на всю его импозантность и "трон Миноса", функционально намного ближе к сооружениям архаических обществ, чем к царским дворцам. 

В центре Кносского "дворца" располагается площадка.


И точно такие же площадки имеются в центре других "дворцов" на Крите.

"Дворец" в Маллии

Площадки имеются и в деревнях этноса дани на Тробрианских островах. Цитирую: «Минимальной политической единицей оказывается деревенское сообщество, в значительной степени суверенное. Центральная площадка деревни, где проходят церемониальные сборища и танцы, окружена двумя рядами строений. Во внешнем кольце располагаются жилые дома, во внутреннем — амбары для хранения клубней ямса, выстроенные на сваях (рис. 9.13)
».
 
Рис. 9.13. Деревня аборигенов Тробрианских островов.

Ещё один наглядный пример представляют шапуно амазонских индейцев.

«Пространственная организация шапуно весьма своеобразна. Здесь соблюдается тот же принцип, что и в лагерях охотников-собирателей и в чифдомах, то есть размещение семейных убежищ по кругу с центральной зоной общего пользования, но все они объединены в единую кольцевую структуру (рис. 10.17)».

Рис. 10.17. Шапуно амазонских индейцев. а — съемка с воздуха (название этноса не указано: https://www.youtube.com/watch?v=9ftNilQDhes). Стрелками показаны фигурки людей; б, в — трибы яномамо
(https://www.youtube.com/watch?v=9ftNilQDhes).


Как мы знаем, Красная площадь, где происходят народные гуляния, находится за стенами Кремля. В этом-то вся и разница. Цари отделены от народа толстыми и высокими стенами, а на Крите этих стен нет.

23 октября 2023

К вопросу о наркотиках-опиатах в крито-минойской культуре.

«Богиня мака». 1300-1200 г.г. до н.э. Крит.

Карл Кереньи в своей монографии "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни" (М.: Ладомир, 2007), указывая на эту статуэтку, пишет:

"Специалисты по фармакоботанике установили, что на мaкoвых головках, украшающих головной убор богини из Гази, имеются насечки неорганического характера. Чтобы их было лучше заметно, они были выкрашены в более тёмный цвет. Это открытие первостепенной важности, ведь именно через такие насечки из мака получаюг опиум. Отмеченные тёмной краской насечки служили почитателям богини напоминанием о её даре и об опыте, которым они ей были обязаны" (стр. 34-35).

Здесь сразу же нужно одёрнуть нашего Карла и напомнить ему, что около 1300 года до н. э. на Крите господствовали греки-ахейцы, а от крито-минойской культуры к этому времени остались только "рожки да ножки". Поэтому нельзя относить эту фигурку "к концу позднеминойского периода". Это фигурка не (поздне)минойского, а микенского периода.

Как известно, греки-ахейцы пришли в Элладу с севера, из причерноморских степей. И вот что интересно: как раз те же земли занимали скифы, и при раскопках скифского кургана Сенгилеевское-2 в Ставропольском крае, археологи обнаружили сосуды, которые содержали следы опиума, который получают из недозрелых коробочек снотворного мака (лат. Papaver somniferum) (Источник. См. также: Слова Геродота о скифах получили подтверждение). Вот откуда "ноги растут" у этой фигурки!

В книге про Диониса, как и в книге "Элевсин: Архетипический образ Матери и Дочери", К. Кереньи опять спекулирует об элевсинском напитке - кикеоне, намекая на присутствие опиума в этом напитке. Нельзя исключить, - говорит он, - что мак использовался для вызывания образа богини подземного мира.

Затем К. Кереньи пытается связать с опиумом ярко выраженные визионерские способности минойцев. Как будто изменённые состояния сознания возможны лишь под воздействием наркотиков. Я давно, ещё в прошлом веке, читал трилогию Д. Мережковского "Испанские мистики". Там св. Тереза Авильская рассказывает про свои «Восхищения», похожие на «каталепсию», столбняк или обморок: «Мало-помалу всё труднее становится дышать… естественная теплота тела исчезает… руки холодеют, как лёд, и коченеют, как палки; тело остаётся в том положении, стоячем или коленопреклонённом, в каком застало его Восхищение, а душа погружается в блаженство» – в «невыносимое больше пяти секунд чувство вечной гармонии». При этом происходит и то явление или ощущение, которое известно многим святым под именем «Поднятия на воздух», levitación. «Восхищение духа увлекает за собою и тело, – вспоминает Тереза. – Душу возносит Сильнейший из сильных… с такою лёгкостью, с какой исполин поднял бы соломинку». «Лодочку души моей подымает как бы огромный, неистово бушующий вал». «Всё моё тело подымалось так, что уже не касалось земли… Если же я хотела этому противиться, то чувствовала под ногами чудесную силу, подымавшую меня на воздух… и испытывала великий страх».

Если такого рода «восхищения» были возможны в средневековой Европе, тогда, спрашивается, почему они не могли быть возможны и на Крите минойской эпохи? И если они в принципе возможны, то зачем тогда "приплетать" наркотики к религии? По-моему, св. Терезе Авильской опиум был нужен так же, как собаке нужна пятая нога.

Вальтер Ф. Отто о смысле Элевсинских мистерий.

"Элевсин — общее святилище для всей земли, — говорил Аристид в своём описании Элевсина (во II в. н.э.), — и из всего божественного, что есть у людей, это является одновременно и самым ужасным, и самым светлым. Где ещё в мире звучали столь чудесные песнопения, где ещё разгорались столь сильные чувства, где ещё человек столь неистово предавался игре красок и звуков, разрываясь между зрением и слухом?"... Он также говорил о неизреченных видениях, которые, по его словам, стали привилегией для "многих поколений счастливых людей".

Вальтер Ф. Отто сфокусировал весь свой интеллект на постижении того, что являлось самою сутью Элевсинских таинств.

Святилище Деметры и Коры.

Во-первых, Аристотель определённо говорит о том, что быть мистом означало не познавать что-то, а переживать и отдаваться переживанию, позволяя вести себя. Истинное посвящение ничуть не похоже на "масонские" посвящения как передачу каких-то тайных знаний. Это подтверждается недавно обнаруженным папирусным текстом, в котором Геракл утверждает, что он не нуждается в посвящении, поскольку, спустившись в подземный мир, он воочию увидел всё то, что могут предложить мистерии. Он говорит о священной ночи и заканчивает свою речь словами: "Я видел Кору". Здесь посвящение приравнивается к катабасису (См.: Катабасис).

Во-вторых, Отто отвергает истолкование Элевсинских мистерий как своего рода театральных представлений. Он говорит, что лес колонн Телестериона вряд ли позволял участникам мистерий размещаться вдоль стен, чтобы наблюдать за драматическим действом. На самом деле, мы должны отказаться от идеи драмы как таковой. Всё происходящее, вне всяких сомнений, было необычайно просто. Это подтверждается тем, что в элевсинских расходных книгах  среди многих прочих тем не содержится ни единой записи, которая могла бы иметь отношение к подготовке какого-либо рода сценического зрелища.

Людвиг Дойбнер высказал предположение, что мы имеем дело не с каким-то простым естественным актом, а с чудом. Ипполит сообщает не только о том, что здесь демонстрировался колос, но и о том, что его тут же срезали; сперва его должны были скосить "в тишине", а затем уж показывали. И контекст, и само построение фразы заставляют нас понимать слова Ипполита именно в этом смысле. И мы действительно должны заключить, что здесь разыгрывался мистериальный акт — из разряда магических. Дойбнер полагает, что произносилась магическая формула:"И узри, что в ту пору, когда ни одно зерно не всходит [ибо речь идёт об осени], взошёл колос с зерном".

22 октября 2023

О спекуляциях вокруг кикеона.

Как известно, траур Деметры сопровождался постом. Мисты, подражая богине, тоже постились перед паломничеством в Элевсин. Касательно поста, мы не имеем свидетельств, позволяющих предположить, что к нему допускалось легкомысленное отношение. Судя по гомеровскому гимну (47-50), пост должен был быть строгим и продолжаться девять дней.

По истечении девяти дней поста, мисты пили кикеон. Основным компонентом этого напитка был жареный ячмень (греки жарили ячменные зёрна перед тем, как растолочь их в крупу). По закону Солона, сосуд для поджаривания ячменя в свадебной процессии несла невеста как символ обязанностей домашней хозяйки (Поллукс, I, 246). При заливании жареного ячменя водой образуется солод, и без какого-либо дополнительного подслащивания получается сладкий на вкус напиток, который после непродолжительного брожения становится алкогольным. Однако "богине не нужно было ждать брожения, чтобы её кикеон стал алкогольным", - замечает Карл Кереньи.

Венгерский религиовед полагает, что кикеон был похож на пиво, и приводит мнение фармаколога: "Хорошо известно, что галлюцинаторные состояния могут вызываться одним только голодом... Как показали эксперименты с искусственным вызыванием галлюцинаторных состояний при помощи химических веществ, то есть, наркотиков, содержание видений главным образом, а, возможно, и полностью, определяется ожиданиями, духовной подготовкой, начальной психической ситуацией и окружающей обстановкой. Вполне вероятно, что в данном случае один лишь пост, выражаясь словами Хаксли, открывал "двери восприятия". При этом содержание видения, образов, определялось ожиданиями, ритуалом и символами. В подобном состоянии даже незначительной дозы алкоголя может быть достаточно для начального толчка".

Далее К. Кереньи приводит совершенно необоснованные спекуляции вокруг мяты болотной, травки, входящей в состав кикеона. "Из названия βλχων или γλχων, которым родственно прилагательное βληχρός,скорее всего можно было бы сделать предположение о ветрогонном или противосудорожном действии, что, однако, не так уж далеко от наркотического влияния". Ещё большая "притянутость за уши" видна в попытке связки мяты болотной с шалфеем прорицателей (Salvia divinatorum) из Мексики, обладающим свойствами галлюциногена.

Все эти спекуляции надо отбросить, так как ни один наркотик, ни один галлюциноген не производит одну и ту же галлюцинацию в сознании множества людей. К тому же надо учитывать такое явление как “bad trip”; иной раз, из человека текут слёзы и сопли, к этому может добавиться ещё рвота и понос. И никакого тебе видения богини. Я представляю себе Телестерион после наркоманов: обдристанные стены, облёванные полы... Нет, алкоголь, а тем более наркотики, здесь совершенно неуместны. Я вполне согласен с мнением фармаколога, что в данном случае один лишь пост открывал "двери восприятия". 

Я полагаю, что мисты пили кикеон для того чтобы "причаститься" богине. Хорошо известны иконографические изображения Деметры с пучками колосьев. Стало быть, выпивая кикеон, сделанный из зёрен ячменя, мисты приобщались духу зерна, или, точнее говоря, наполняли себя духом зерна, предварительно очистившись от всякого "говна". 

О современном невежестве.

Карл Кереньи мимоходом говорит, что "тайна [Элевсинских мистерий] охранялась настолько строго, что два простодушных юноши из далёкой Акарнании, невольно оказавшиеся на мистериальном торжестве и выдавшие себя вопросами, были преданы казни в 200 г. до н.э. (Ливий, XXXI, xiv, 6-9)".

В наше время такие строгости излишни. Ныне, даже если кто-то где-то раскроет все тайны Элевсинских мистерий, никто (или почти никто) не узнает об этом. Я вижу детей нового поколения, которые не читают ничего серьёзного. Во многих современных квартирах, кроме школьных учебников, нет ни одной книги. Как родители могут заставить детей читать книги, когда сами не читают?! Как учителя могут научить школьников иностранным языкам, если они кое-как, "через пень-колоду", затыкаясь и запинаясь на каждом слове, читают на своём родном языке?! Можно сказать, что утрачена культура чтения, то есть способность сосредоточения (концентрации) внимания в одной точке, умение ментально "входить" в текст, воображать описываемые картины и получать удовольствие от таких воображаемых "трипов". Стоит ли напоминать о том, что именно воображение отличает человека от обезьяны? У обезьяны нет воображения и она не может представить себе более лучшее общество, нежели то, в котором она находится.

И в качестве небольшого дополнения:

Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Не думайте, что неведение есть зло незначительное. Святые отцы называют неведение великим начальным злом, от которого зло рождается в полноте обилия. Преподобный Марк Подвижник говорит, что неведение есть первый, главный исполин злобы. Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец (прп. Петр Дамаскин). Оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его. Говорю это из чувства сострадания к человекам, не понимающим, в чём заключается достоинство человека, – к христианам, не знающим, в чём состоит христианство, действующим из неведения своего против себя.

George Richmond. The witch, 1830

О трагедии разделения матери и дочери.

Карл Кереньи пишет:

"Деметра искала пропавшую дочь так, как если бы та представляла собой её вторую, исчезнувшую половину и наконец нашла в подземном мире. Этот миф можно распознать в событиях, разыгрывающихся на небе во второй половине каждого месяца, когда у луны отнимают её часть, и она блуждает в поисках похищенного до тех пор, пока в конечном итоге не исчезает в полной темноте — в этом случае данное явление следует рассматривать с точки зрения судьбы Матери и Дочери. Рассматриваемые вместе небесное и земное события составляют circulus mythologicus, неразрывный круг, в котором проявляется, хотя и не полностью, этот миф. Элевсинские мистерии праздновались в последней декаде месяца, в соответствии с лунным календарём". 

What a twist! Вот это поворот! Я до сих пор рассматривал луну лишь в мужском, "бычьем" аспекте, а здесь луна предстаёт в образе двух женских "половинок". 

Интересно, укажет ли эта "лунная нить" отождествлений путь из Элевсина на Крит? Очень заманчиво взглянуть на крито-минойского Минотавра как на прообраз древнегреческого Аида, похитителя и насильника Персефоны.

С этой точки зрения, получается мифологическая "троица": Богиня-Мать, её дочь Кора и Минотавр, то есть "мать", "дочь" и "отец"-насильник. Кажется, именно эти боги вместе прибыли из Сицилии в Рим и для латиноязычного мира образовали "троицу": Церера, Либер и Либера. Причём, Либер соотносится с греческим Дионисом.

21 октября 2023

Герменевтика Элевсинских мистерий.

Карл Кереньи считает, что Элевсинские мистерии ни в коем случае нельзя рассматривать как вариант древнегреческих театральных трагедий, как театральное представление с актёрами и декорациями. Он пишет:

"Наблюдающему трагедию нет необходимости добиваться состояния концентрации посредством ритуальных приготовлений; ему не нужно соблюдать пост, пить кикеон и шествовать в процессии. Он не достигает состояния эпоптеи, "свершившегося видения", посредством собственных внутренних возможностей. Поэт, хор и актёры создают для него зрелище, theama, в предназначенном для этого месте, theatron. Без каких-либо усилий со своей стороны, зритель переносился в увиденное им. Для облегчения восприятия увиденное и услышанное им готовилось специально для него и существенно его затрагивало. Он начинал верить в него, но эта вера отличалась от пробуждаемой эпоптеей. Он вникал в страдания других людей, забывал о себе и — как подчёркивал Аристотель — очищался. В мистериях очищение — katharmosдолжно было быть пройдено задолго до эпоптеи. Театральная же аудитория достигала катарсиса лишь в конце".

Да, в этом-то всё и дело: таинство эпоптеи предполагает приготовительный 10-дневный пост, а без этого поста, очевидно, человек не мог быть участником таинства. То есть пост, ритуальные омовения и наверно какие-то другие очистительные процедуры, служили своего рода "механизмами" для "прочищения" духовного зрения. Не "очищенный", плотский человек, находясь в Телестерионе, смотрел, но самого главного не видел. Таинство — оно потому и таинство, что не всем дано участвовать в нём. Отсюда, кстати, и его "несказанность". Тот, кто не принимал участие в таинстве, ничего не сможет рассказать о нём, а если что-то и скажет, то как слепой свидетель непонятного происшествия.

Карл Кереньи об Элевсинских эпифаниях.

Чтобы увидеть, в Телестерион входила не вся процессия. Ибо она состояла из мистов Малых мистерий и, возможно, из эпоптов, уже "видевших" Элевсин. Неоднократное участие в эпоптее не запрещалось. Но размеры Телестериона не позволяли вместить всю процессию. 

Общий план Телестериона в различные периоды

Внутрь входил только тот, кто принёс специальные жертвоприношения и подготовил себя постом. Пост длился девять дней; на десятый день постящиеся отправлялись в путь и пили по дороге
кикеон. Выйдя рано утром, порога святилища они достигали с наступлением темноты. Но этим цель ещё не достигалась. "Пока ты не достиг Анакторона, — говорит оратор Максим Тирский (XXXIX, 3) — ты не посвящён". Собственно Анакторон размещался в Телестерионе, подобно тому как Кувуклия находится в центре храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Рядом с Анактороном располагался трон, на котором восседал или перед которым стоял иерофант, когда, подобно епископу во время христианской литургии, отправлял церемонию. Характер его обязанностей выражается его титулом: строго говоря, hierophantes означает не того, кто "показывает святыни" — на греческом это было бы hierodeiktesа того, "кто заставляет их появиться", phainei. Его трон, стоявший справа от единственного входа в маленький Анакторон, был повёрнут ко входу. То, что верховный жрец "заставлял появиться", вне всякого сомнения приходило оттуда. С оставшихся трёх сторон трон был закрыт: ничто не должно было отвлекать иерофанта в его сосредоточении на ожидаемом богоявлении.

Общий план Анокторона в Телестерионе

О связи Элевсинских мистерий с культом мёртвых.

Богиня Кибела часто изображается с тимпаном в руках.

Кибела с тимпаном

По сути, тимпан ничем не отличается от шаманского бубна.

Бурятский шаман

Интересно, что в связи с элевсинскими церемониями
упоминается музыкальный инструмент под названием echeion, использовавшийся во время отправления ритуала эпоптеи.  

Карл Кереньи пишет: "Это слово, вероятно, сначала попало в историческую литературу, а оттуда — в комментарии филологов, в чью компетенцию входит объяснение таких слов. Так мы узнаём, что в тот момент, когда звали Кору, иерофант бил в echeion, и с помощью объяснений филологов мы можем сказать, что этот инструмент являлся разновидностью гонга, но не восточного. Он представлял собой огромное приспособление, издававшее оглушительные звуки. Его использовали в греческом театре для имитации раскатов грома. Вероятно, этот инструмент позаимствован в архаичном культе мёртвых. Согласно греческим верованиям, которые разделяли этруски и римляне, гром раздавался также и из подземного мира. Такой гром звучал в трагедии Софокла "Эдип в Колоне" в момент раскрытия подземного мира, когда Персефона явилась лишь слепому царю (1506 ел.)"

Значит, кроме света, в Элевсинском телестерионе в Ночь мистерий раздавался ещё и гром (или шум).

В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы" (видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета) "внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра". Шум этот "наполнил весь дом", где находились апостолы.

Когда к шаману приближается дух-союзник, раздаётся свист, похожий на завывание ветра. Каждый знает, что это образовался ход (вроде дыхательного отверстия), через который шаман сможет полететь в потусторонний мир. Попадая в "коридор", этот своего рода "предбанник" потустороннего мира, шаман летит со скоростью выпущенной из винтовки пули, и всё вокруг него грохочет, жужжит. Например, В. Мазков из города Якутска вспоминал в 1981 году: "Некая сила вцепилась в меня, схватила за волосы и дёрнула головой вперёд в какую-то дыру... Я влетел в неё с воплем и был потрясён, когда сообразил, что лечу словно птица. Лечу по тёмной трубе, оглушённый шумом и беспрерывным жужжанием, несущимся со всех сторон" (цит. по: Прийма А. Встречи с нелюдьми. - М., 1997, с. 142).

В продолжение темы см.: Тимпан