Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019) пишет, что современные саамы "являются смесью народов, которые встретились давным-давно".
Самой распространённой гаплогруппой у саамов является N1c, которая распространилась на север из Юго-Восточной Азии. Считается, что гаплогруппа Y-хромосомы N появилась около 20 000 лет назад. Она не могла возникнуть на дальнем Севере, который был в то время необитаемым. N предположительно распространилась к северу из Юго-Восточной Азии по мере потепления климата.
Да, в чертах лица этой саамки угадывается нечто "вьетнамское".
С другой стороны, "господствующей среди саамов гаплогруппой мтДНК является U5b1b1a, которая необыкновенно близко связана с U5b1b, обнаруженной у берберов в Северной Африке. Мы можем представить себе, что их общие предки по материнской линии находили себе убежище на Пиренейском п-ове перед тем, как пошли разными путями: предки саамов отправились на северо-восток через Европу", - говорит Джин Манко. Она полагает, что древние предки современных саамов последовали за стадами северных оленей и других животных с толстой шкурой, приспособленных к холоду, когда те пошли на север через отступающую степь и тундру, и оказались в северных землях. Где-то там на севере "вьетнамские" и "берберские" предки саамов встретились и в результате их смешения появились те саамы, которые ныне проживают в Лапландии.
О саамском матриархате я уже говорил (см.: Матриархат в Лапландии). Остаётся лишь добавить, что матриархальные пережитки сильны как у берберов (туарегов) Сев. Африки, так и у горных племён Индокитая.
Оленеводство, основное занятие саамов, находило выражение и в свадебном обряде. Н.Н. Волков описывал один из его вариантов: "Когда начинают одевать невесту к венчанию, она сопротивляется, бьётся, прыгает, бегает из угла в угол. Её, как дикого оленя, привязывают к столбу, и мужчины наставляют на неё ружья. К девушке подходит жених и подаёт ей хлеб, тогда она начинает ласкаться к нему, что напоминает церемонию усмирения оленя. Как только девушка присмирела, её хватают, закутывают в платок и меха, сажают в кережу, привязывая, чтобы не сбежала. Всё это выглядит как угон невесты. Таким образом они въезжают в посёлок жениха, который хватает невесту как законную добычу и ведёт в дом. Но стоит только им переступить порог, как сразу всё меняется. Жених отвешивает невесте низкий поклон. Отец и мать жениха объявляют её полноправной хозяйкой и передают бразды правления в семье. Но невеста ещё восемь дней остаётся закрытая платками и мехами, а всякий, кто хочет её посмотреть, платит деньги".
Этнограф Сергей Максимов писал: "Лопаря обидеть легко, потому что он
добр; придёшь к нему в вежу - всем потчует. Вчерашней рыбы не подаёт, а
живую тащит, сегодняшнюю. А и выпьет - драться не лезет, не то, что наш
помор. А ты его поцелуй, ты его сам зазови в гости, ты с ним крестом
поменяйся, крестным братом назови. Так он за тебя тогда душу свою
заложит и выкупать не станет. Вот они, каковы человеки есть, - добрый
народ". Правда, доброта эта порой выходила им боком. По словам Василия
Немировича-Данченко (старшего брата знаменитого театрального деятеля),
"Наши русские тоже не дают маха; они, случается, с богатыми лопарями
крестом меняются, "братанами" делаются и эксплуатируют потом "братана"
самым подлым образом".
Комментариев нет:
Отправить комментарий