28 октября 2023

Рюмка водки на могиле: истоки обычая.

Карл Кереньи говорит, что осенью древние греки закрывали крышками пифосы с виноградным соком, а в конце зимы, когда из земли показывались первые цветы, во время Анфестерий, открывали сосуды и черпали из них молодое вино для смешивания с водой и первой пробы. Далее цитирую:

"Пока шёл процесс брожения, сосуды оставляли открытыми, но потом накрывали крышками, ведь иначе в них могли упасть посторонние предметы, мог утонуть и ребёнок. Когда в «День открытия пифосов» крышки снова убирали, на то была причина религиозного характера. Ко времени Плутарха и в его социальном кругу этой причины уже не понимали. Объяснение было найдено в текстах на глиняных табличках из Пилоса микенской эпохи. Души мёртвых называются тут δίφιοι («жаждущие»). Жаждали они, однако, не воды, а вина. Изображение на аттическом лекифе V в. до н. э. показывает, как в день Пифоигии, когда подземный мир стоял открытым для восхождения из него Диониса, окрылённые мёртвые души слетаются, под надзором предводителя душ Гермеса, к наполовину зарытому в землю и открытому пифосу (см. ил. 91). Можно видеть, как одна из душ с жадностью припадает к питью, а три другие, утолив жажду, отлетают прочь".

Ил. 91. Гермес и души у пифоса. Аттический лекиф.

Интересно, что в России принято ходить на кладбище в день Воскресения Христова, то есть на Пасху.
Согласно славянским поверьям, перед Пасхой усопшие возвращаются на землю. Ну, и душам усопших приносят на могилы выпить и закусить.

Кладбище в селе Солдатском на Пасху. Старооскольский округ Белгородской области, 2014. Источник картинки.

Проф. МДА А. И. Осипов считает, что этот обычай появился во времена Советского Союза, когда власти старались всячески оторвать людей от истинных традиций Православия, подменяя их другими, якобы «народными, исконными» (Источник). Если это и так, всё равно вызывает изумление, в какую "дремучую" архаику ударился народ, оторванный от традиций Православия! 

Но это ещё не всё. Карл Кереньи сообщает о поразительном совмещении атмосферы эротики с присутствием загробных призраков. Это было время фаллофорий. В сельской местности фаллические процессии и весёлые дионисийские праздники были повсеместным явлением. Их изображает Плугарх: «В старину празднование Дионисий проводилось в обстановке всенародного веселья: амфора вина, ветка виногpадной лозы, кто-нибудь приводил козлёнка, другой нёс корзину фиг, в завершение шествия фалл...». 

Любопытная картина: фаллос Диониса в процессиях и рядом летают души умерших... Это напоминает мне статуэтку мёртвого Осириса с эрегированным фаллосом.


Я уже говорил о том, что сон есть "малая смерть" и что в состоянии сна половой член у мужчины приобретает состояние эрекции. Тут есть о чём задуматься...

"Сам собой напрашивается миф, объяснявший, почему рядом с бездонным болотом Алкиония близ Лерны, где Дионис отправлялся в Аид и где он возвращался назад, на могильном холме стоял фаллос. Описание этого места само по себе уже достаточно поучительно. О прибытии Диониса из подземного царства свидетельствовал фаллос, возвышавшийся из могилы. Известно, что фаллосы в древности могли служить надгробными памятниками; их существование объясняется как раз мифом о подземном Дионисе", - говорит К. Кереньи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий