02 января 2024

Символ бесконечности на лоне богини.

Карл Кереньи говорит о "доисторической богине из фракийских гробниц у Филиппополя, на треугольнике лона которой изображена двойная спираль (рис. 12) [1]. Это - символ бесконечного чередования рождения, смерти и нового возрождения".

Рис.12
 

Карл Кереньи, конечно, учёный маститый, но здесь он ляпнул чепуху. Не может быть доисторическая богиня из фракийской гробницы. Это очевидный нонсенс. Фракийцы появились на Балканах уже в историческую, письменную эпоху, в VII или VI веке до н. э. А богиня действительно доисторическая. Она принадлежит к гораздо более древней культуре Караново.

"Lady of Pazardžik" of the Karanovo VI culture (c. 4500 BC).

Чуринги и лабиринты.

У австралийских аборигенов существует легенда о предках людей «альчерингах» – полулюдях, полуживотных, носивших при себе «чуринга» – деревянные или чаще каменные плоские предметы. Впоследствии они переселились под землю, но оставили каждый свой след на земле в виде дерева, скалы и т. п.; и если женщина, проходя мимо такого места, почувствует, что беременна, считается, что в неё предок бросил чурингу, и его дух вошёл в неё. Отцом ребёнка будет тот или иной предок данной местности.

 

Тут возникает вопрос о наследовании. Я понимаю, что у аборигенов нет никакой собственности (ну или почти нет), но всё же. Кто наследует бумеранг? Если формальным отцом ребёнка является давным-давно умерший предок, то все разговоры о наследовании не имеют смысла.

— Какой такой бумеранг? Это Мишкин бумеранг, а твой папа - Гришка, который умер 300 лет назад. 

Значит, по идее, при таком раскладе возможно лишь наследование по материнской линии.

На чурингах аборигенов центральной Австралии, изученных Гезой Рохеймом, помимо других изображений всегда есть спирали. Последние, по словам аборигенов, обозначают те места, где живут духи прежде, чем они входят в тело женщины: пещеры, корни деревьев, клубни, вода. Иначе говоря - те места, через которые мёртвые возвращаются к жизни.

Карл Кереньи в своей монографии "Исследования лабиринта" (СПб., 2020) говорит, что "спирали встречаются там, где существует вера в возрождение духов предков". При этом он упоминает чуринги австралийских аборигенов, которые "раскручивают, позволяя тем самым обитающим в них душам перейти в новую жизнь".

Я думаю, что души предков живут не в самих священных дощечках, а в мифическом «времени сновидений». А через дощечки, или, точнее говоря, через спирали на дощечках, как через отверстия, они попадают в наш мир.

Во всяком случае, эти спирали напоминают нам древние каменные лабиринты. Вполне возможно, что лабиринты также являлись фокальными точками соприкосновения двух миров, или двух времён - времени профанного и времени сакрального.

01 января 2024

О «племенах» австралийских аборигенов.

Р. М. Берндт и К. Х. Берндт в совместной работе "Мир первых австралийцев" замечают: 

"Термин «племя» часто применяется в литературе об аборигенах неверно: так называют любую группу людей, живущих и кочующих совместно. Трудности в распознании объединений, которые действительно являются племенами, усугубляются ещё и тем, что в языках некоторых этнических групп аборигенов нет слова, эквивалентного слову «племя». <...> Существует мнение, что относительно района Западной пустыни следует говорить не о племенах, а о диалектных или лингвистических объединениях. То же можно сказать и о других районах Австралии, например о Западном и Северо-Восточном Арнемленде.

Что мы подразумеваем под понятием «племя»:

1. Племенем мы называем группу людей, которая занимает определённую территорию и претендует на право охоты и на отправление религиозных обрядов на ней благодаря действию какого-либо мифологического предписания или установки, сделанной каким-либо мифическим существом. Члены племени — фактически или в своих представлениях — связаны общей генеалогией и признают общие правила, регулирующие их поведение. Границы между такими объединениями часто обусловлены природными факторами. Однако иногда трудно определить, какому племени принадлежит та или иная местность, так как члены одного племени могут иметь право охотиться во владениях другого. Наибольшие трудности при определении границ территории обнаруживаются в Западной пустыне. Вопреки общераспространённому мнению, границы племенных территорий являются или были довольно неопределёнными и подвижными, и аборигены совершенно не боялись вступать на территории соседних племён, опасность представляло лишь вторжение в священные места.

2. Термин «племя» означает группу людей, которая владеет общим языком, или диалектом при условии, что они сами признают эту общность.

Немного о киммерийцах.

Жили-были в своё время кочевники-киммерийцы. После вытеснения киммерийцев из Северного Причерноморья скифами, те "прошлись копытом" по Передней Азии, Анатолии и Балканам.

Миграции киммерийцев

Поразительно, однако, то, что киммерийцы, некогда представлявшие собой грозную силу и навожившие ужас на жителей Закавказья, Малой и Передней Азии, не оставили после себя никаких следов. Известный немецкий археолог Рената Ролле заявила, что никто не показал археологических свидетельств присутствия киммерийцев в южной части России и в других странах. "Таким образом следует признать, что в настоящее время в степной зоне Восточной Европы не известно ни одной археологической культуры или группы памятников, которые могли бы однозначно трактоваться как "киммерийские". Все мыслимые сочетания черногоровских и новочеркасских древностей с этниконом "киммерийцы" или "скифы" перебраны в отечественной литературе, но позитивный результат не достигнут, так как ни одно из этих сочетаний не может быть признано убедительным", - приходят к заключению А. Ю. Алексеев, Н. К. Качалова и С. Р. Тохтасьев в совместном исследовании "Киммерийцы: этнокультурная принадлежность" (СПб., 1993).

Кочевники вообще похожи на саранчу: эти насекомые, умножаясь в числе, в какой-то момент "становятся на крыло" и летят куда-то, пока не исчезнут где-нибудь в пустыне или в море. 

Изображение киммерийцев на ионийском саркофаге (Клазомены, VI век до н. э.)

Понятно, что кочевники не сидят на одном месте, и "перекати-поле" не образует культурного слоя. Но скифы хотя бы оставили после себя многочисленные погребения, а где погребения киммерийцев? Или они не "заморачивались" погребением умерших? Типа, "сдох Трофим, ну и хер с ним"? Удивительно всё-таки, насколько киммерийцы отличаются от строителей западно-кавказских дольменов. Одни прилагали колоссальные усилия для сооружения многотонных каменных гробниц, а другие, кажется, вовсе не копали никаких могил.   

О рабстве у индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в своей монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" приводит свидетельства американских авторов, которым трудно поверить.

"Во время зимних праздненств, когда люди были разделены не по родам, а по тайным обществам, рабы служили пищей для членов главного общества, общества каннибалов. "Церемония каннибализма, - пишет Boas, - состояла в том, что раб убивался, раздирался на куски и съедался каннибалами. Посвящение молодого каннибала происходило в лесу, откуда он должен был возвращаться в исступлённом состоянии. Ему приготавливали раба, или же он сам съедал первого попавшегося. В легендах часты упоминания о каннибале, поедающем 2-3 рабов. Позже, с исчезновением рабства, каннибал кусал встречавшихся; ему приготовляли вместо мяса рабов вяленую мертвечину" (стр. 79).

Это описание напоминает мне бредни православных сектоведов про "хлыстов" (христоверов). Что это вообще за "церемония каннибализма", о которой я слышу впервые? И почему этот Boas не называет ни название тайного общества, ни название племени, в котором практиковалась столь странная церемония? Похоже на бла-бла-бла пустопорожнее.

И ещё одну странность я заметил. С одной стороны, Ю. П. Аверкиева говорит, что "семьи рабов жили в доме хозяина [1]", а, с другой стороны она пишет о племени кассей, ссылаясь на высказывание Sterns'а, что они "с рабами обращаются как с собаками". Что-то тут не так. Не может человек в здравом уме держать в своём доме врагов. Римляне содержали своих рабов в эргастулах [2]. 

Новейшие сведения о количестве рабов у хайда сообщает Murduck, который пишет, что "большинство домохозяйств рабов не имело, а наибольшее число их для домохозяйств равнялось трём". Ладно, я ещё могу как-то понять, если в домохозяйстве хайда имелась одна девочка-рабыня. Её можно запугать, и, при случае, с ней можно легко справиться. Но если в домохозяйстве держать трёх женщин, и тем более трёх мужчин, это будет не жизнь, а сущий ад. Аверкиева пишет, что "рабами были преимущественно захваченные в бою пленники". Это самая опасная категория рабов. И вот, при всём при этом, "раньше каждый туземец хорошего происхождения имел раба, а некоторые начальники имели пять и шесть", - свидетельствует Sproat в отношении нутка. Рабы выполняют все работы по хозяйству. Старые, дряхлые рабы ухаживают за детьми. В легендах цимшиян вождь приказывает рабам носить своё плачущее дитя. Там же сына вождя воспитывает рабыня, а рабы ухаживают за ним, приготовляют ему смолу для жевания, ежедневно перевозят его на остров, где он любит играть. Жена вождя приказывает рабам приготовить сытную пищу сыну; рабы его кормят, а мать ребёнка ничуть не боится того, что рабы могут отравить его или удавить.

31 декабря 2023

Потлач как обоснование лидерства.

Ю. П. Аверкиева сообщает, что такое индейский потлач.

"Обычай состоял в том, что вождь собирал праздненство и во время его раздавал своим родичам или членам племени накопленное им богатство. Своё положение вождь завоёвывал через потлачи: чем богаче он раздавал, тем больше становился его ранг, тем больше было его влияние".

Понятно, что этот обычай коренится в самых древних охотничьих практиках. Мне доводилось читать в этнографической литературе, что, например, на о. Новая Гвинея охотник прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы стать "бигменом". Потому что настоящий "бигмен" («насяльника») должен быть богатым и щедрым.

Ю. П. Аверкиева говорит, что "полученный на таком потлаче подарок должен был позже, на потлаче же, быть возвращён. Случалось так, что кто-либо из вождей раздавал до 1000 одеял, но ожидал впоследствии получить вдвое больше".

Тут у автора концы с концами не сходятся. Она же сама связывает потлачи с вождями, - именно вожди раздают накопленное богатство. Простой индеец не может устроить потлач. Да, он может взять одно одеяло у вождя, он может взять у кого-нибудь взаймы другое одеяло, но потлач из двух одеял смешон. Да и не потлач это вовсе, а возвращение кредитору кредита с процентами. Кстати, Ю. П. Аверкиева приводит мнение F. Boas, который видит основной принцип потлача во вложении капитала в рост. Хм, если это так, то возникает вопрос: почему тогда потлачи были запрещены канадским правительством и королём Георгом? Канадские власти же никогда не запрещали деятельность банкиров, дающих деньги под проценты. Википедия сообщает, что "причиной запрета стала крайняя разорительность данного праздника <...> Племена северо-запада были самыми зажиточными в Северной Америке, и в ходе подобных демонстраций изобилия пускалось на ветер имущество и ценности на сотни тысяч долларов" (Источник).

На мой взгляд, наиболее глубинной причиной существования потлачей у индейцев северо-запада было желание удачливых охотников продемонстрировать сородичам, что удача, "фортуна", "пруха", "везуха" - на их стороне. Кстати, у древних римлян Фортуна была богиней. Она изображалась держащей в руке рог изобилия. Что, в общем, напоминает образ палеолитической "венеры" Лоссельской. 

Венера Лоссельская. 23-е тысячелетие до н. э.

Лесная женщина.

Л. В. Кашлатова в статье "Женский пантеон божеств и духов среднеобских хантов (по данным фольклорных источников" рассказывает о лесном духе Мис-Нэ.

фольклоре она показана как красивая, привлекательная, добрая лесная женщина. Если охотник, встретивший её в лесу, соглашается жить с ней, то она приносит мужчине охотничье счастье, если отказывается, то Мис-Нэ отбирает охотничью удачу. В фольклоре обских угров есть множество сюжетов о Мис-Нэ, где она либо одаривает охотников, либо наказывает, может даже навлечь смерть. Автором записан старинный рассказ йис потыр об истории одного охотника: «Мужчину застала ночь в пути, он остановился в охотничьей избушке и решил переночевать в ней. Вдруг среди ночи дверь распахнулась и в доме оказалась женщина, лица своего она не показывала. Мужчина рассердился и прогнал её. По возвращению из леса, он никому не сказал об этой встрече. Осенью этого мужчину постигло несчастье он утонул. Во время похорон при проведении обряда гадания родственники узнали, что его наказала и забрала лесная женщина Мис-Нэ». В случае отказа жениться на Мис-Нэ мужчина через короткое время должен был умереть, та же участь ожидала весь род. Образ Мис-Нэ считается древним, её относят к первым жителям земли. Часто в сказках встречается эпизод, где говорится, что она сама выбирает себе мужа. Мис-Нэ имеет на одной ноге звериное копыто, обладает способностями быть невидимой или помешивать кипящий суп рукой вместо черпака".

Не знаю как другие читатели, а я сразу увидел в этом описании образ Бабы-Яги и образ Артемиды. Значит, наша русская Баба-Яга — это alter ego Артемиды! Обе они изначально являются "хозяйками зверей". Отличие лишь в том, что в аутентичной языческой мифологии "хозяйка зверей" предстаёт как "красивая, привлекательная, добрая" женщина, а в русских сказках она выглядит как страшная бабчила (очевидно, такая пертурбация образа произошла под влиянием церковно-православного нарратива). 

Баба-Яга
 
Диана

Немного про индейцев северо-запада Америки.

Ю. П. Аверкиева в монографии "Рабство у индейцев Северной Америки" (Ленинград, 1941) говорит, что на северо-западном побережье рабство бытовало, вероятно, с IX-X вв. до конца XIX столетия.

Интересно, а что было раньше? В VIII веке не было рабства?

Автор пишет о наличии богатых и бедных среди индейцев побережья конца XIX века. Богатыми становились те индейцы, которые имели много сыновей-помощников. Вождём рода обычно являлся глава наиболее влиятельной семьи; он же был обычно и вождём посёлка. "Глава хозяйства, которое превосходит богатством, численностью и влиянием все другие в селении, номинально является вождём селения". Слово "вождь" является синонимом "богатый" в языках индейцев побережья. 

Частной собственности на угодия ещё не существовало; рыбалки, охотничьи, ягодные и другие территории считались собственностью рода. Вторжение на территорию рода чужеродца влекло за собою наказание его, вплоть до смерти.

С разложением родо-племенных отношений участились попытки богатых и влиятельных семей захватить лучшие участки в частное пользование. У северных племён наследовал обычно племянник, к которому переходили права его дяди на пользование охотничьими территориями и рыбалками, его дом, лодки, рабы, его имена и пляски. В случае отсутствия племянника всё это переходило его матери или тётке. 

Но были часты отклонения от этого правила. В легендах цимшиян встречаем описание случаев передачи права на территорию сыну.

Характерный случай приводится в легенде хайда об индейце, который пользовался одним ручьём и передал его своему сыну, и за это его сестра стала бросать в ручей грязь. Действия сестры объясняются тем, что согласно правилам наследования её племени её брат должен был передать свой ручей не сыну своему, а сыну сестры, своему племяннику. Этот случай в легенде характеризует процесс разрушения материнских прав в связи с укреплением частной собственности.

Хотя родовые угодья не были ещё собственностью вождей, но пользование ими обязывало членов родов отдавать часть своего промысла вождю, как распорядителю этих угодий. 

Я думаю, что эти подношения возникли сами собой, из естественного желания членов слабых родов заручиться поддержкой местного "кулака" и его сыновей. "Если на меня станут катить бочку члены других родов, я попрошу помощи у вождя", - думал про себя "маленький человек" из племени тлинкит, наваливая на плечи горную козу и направляясь к дому вождя.

Многие "прогрессивные" учёные этнографы называли "дикарями" членов родо-племенных обществ. В таком случае, их обычаи следовало бы называть "дикарскими". Но вот что удивительно: существовал в советском обществе XX века и существует в постсоветском обществе XXI века такой же "дикарский" обычай "давать на лапу". Он сам собою зарождается в среде "глубинного народа": какая-нибудь тщедушная старушенция суёт "дохтуру" "тыщёнку", чтоб он её хорошо лечил. Похожим образом в стародавние времена женщины во время сбора ягод в лесу оставляли лешему угощение в виде пищи и обязательно отдавали ему первую горсточку ягод, подкупая этим благосклонность лесного духа.

30 декабря 2023

О партеногенезе, или «девственном размножении».

"... А на берегах озера Севан обитают ящерицы, которым не нужны самцы. Они откладывают неоплодотворённые яйца, из которых выводятся исключительно самки", - пишет В. И. Искрин.  

"Что касается непорочного зачатия, то мы имеем всего лишь один «достоверный» пример такового. Однако надо предполагать, что в опыте, поставленном две тысячи лет назад, не было устранено влияние определённых внешних факторов. Дело в том, что партеногенетическим путём на свет может появиться только девочка. В организме матери нет Y-хромосом. Видимо, нет их и у святого духа. Он ведь нематериален".

К тому же, Святой Дух на иврите (‏רוח הקדש‎‏‎, Руах hакодеш), на арабском языке (روح القدس, Ар-рух аль-кудс) и в прочих семитских языках (Ру́ах) — женского рода

Вот интересное мнение на сей счёт.

"Версия о зачатии Марии от духа не могла возникнуть в ивритоязычной или в арамееязычной среде. Дело в том что Дух на иврите и на арамейском - женского рода. Поэтому например в Евангелии евреев говорится: "Дух святой - Матерь Моя". Ко времени написания евангелия Филиппа уже появилась версия о непорочном зачатии. Филипп, критикуя его, говорит: "Некоторые говорили, что Мария зачала от духа святого. Они заблуждаются... Когда бывало чтобы женщина зачала он женщины?", имея в виду женский род слова Дух в иврите и арамейском. Ясно отсюда, что версия непорочного зачатия от духа возникла в грекоязычной среде на более позднем этапе. Разумеется, Иерусалимской общине эта версия была не знакома" (Источник).

Слабый пол.

"Несомненно, что девочки намного более успешно, чем мальчики, проходят экзамен рождения. Среди мертворождённых на 100 девочек приходится примерно 130 мальчиков [1]", - сообщает В. И. Искрин.

А вот ещё: "В первые пятнадцать лет жизни здоровье женщин по всем параметрам выше, чем здоровье мужчин" [2].

P.S. И ещё "до кучи": "Датские медики, изучив медицинские данные 4835 человек среднего возраста на протяжении 20 лет, обнаружили, что мужчины гораздо хуже женщин переносят разрыв отношений и одиночество. Чем больше разрывов отношений они прошли и чем дольше они живут сами, тем больше у них хронических воспалений. У женщин в подобных ситуациях ничего подобного не наблюдается" (Источник). 

P.P.S. Женщины выносят все виды условий, понижающих жизнеспособность, лучше мужчин: голод, усталость, шок, болезни и др. Американский антрополог Дональд Грейсон в своих работах пишет, что в экстремальных ситуациях выживает больше женщин. Например, после землетрясения в Спитаке живыми из-под завалов было спасено в 1.5 раза больше женщин.

--------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Урланис Б.Ц. Различия в уровне смертности по полу. Избранное. – М., 1985. С. 179; Бодрова В. Средняя продолжительность жизни в европейских социалистических странах // Продолжительность жизни. – М., 1974. С. 79; Бедный М. С. Мальчик или девочка? – М., 1987. С. 23.

[2] См.: Римашевская Н., Лахман И. Комплексная программа «Таганрог» // Наука и жизнь. 1987. № 7. С. 4.

Чем больше стресса, тем больше девочек?

Армянский исследователь Камалян обнаружил, что у отцов, длительное время работающих на больших высотах, преимущественно рождаются дочери. В семьях сотрудников высокогорных научных станций и геологических экспедиций на 100 девочек рождалось всего 35,8 мальчика!

В. И. Искрин, комментируя этот феномен, говорит, что ему не раз приходилось слышать, что после длительного воздержания мужчины повышается вероятность рождения от него девочки.

Василий Розанов был уверен, что "классический еврей не имеет [сексуального] общения иначе, чем в субботу, смотря на всякое остальное, как на блуд и нечистоту"; интересно было бы проверить соотношение девочек и мальчиков в семьях таких "классических" евреев, которые занимаются сексом только раз в неделю, в ночь с пятницы на субботу.

Приведу здесь ещё одно сообщение о том, что у матросов субмарин рождается больше дочерей. "Команда исследователей провела расследование и выявила, что служащие подводного военного флота чаще выносят из роддома девочек, чем представители других профессий. Ход и результаты работы представлены в журнале Military Medicine" (Источник).

Хотя, может быть, тут причина в стрессовом состоянии психики, а не в сексуальном воздержании. Например, спустя несколько месяцев после катастрофического землетрясения в Кобе (Япония) и наводнения в Брисбене (Австралия) в этих городах было зарегистрировано заметное увеличение рождений девочек. В этом же ряду стоят, к примеру, и последствия лондонского смога 1952 года, после которого в британской столице несколько повысилась доля женского населения. В принципе любое техногенное или иное вредное химическое воздействие (извержение вулкана, лесной пожар, возгорание торфяника и т. д.), если оно в силу тех или иных обстоятельств более болезненно сказалось на женщинах, чем на мужчинах, влечёт за собой подобный результат.

Если немного пофантазировать, то можно представить себе некое дикарское древнее общество, в котором мужчины "катят бочку" на женщин и доводят их до стрессовых состояний психики. Женщины, испытывая перманентный стресс, рожают дочерей, и через два-три поколения в деревне сам собою исчезает источник стресса. 

 

29 декабря 2023

Амазонки. Ещё одна версия.

В 1946 году в одном английском генетическом журнале появилось сообщение о том, что обнаружена семья, в которой в одиннадцати поколениях, в течение 250 лет подряд, рождались одни мальчики. Только в предпоследнем поколении появились две девочки. Эта мужская династия представлена на схеме 2.

Схема 2. (Из монографии В. И. Искрина "Диалектика полов".)

Интересно, что из двух девочек одна обладала целым рядом мужских черт, другая — умерла в раннем возрасте (Источник - Хромосомное родство // Наука и жизнь. 1969. № 3. С. 151).

Кто знает, - может быть в древней истории существовали такие семьи или роды, в которых на протяжении многих поколений рождались только девочки. Вот вам и повод для создания легенды об амазонках.

— А где же у них мальчики? - задавали друг другу вопросы обыватели.

— Наверно они девочек оставляют себе, а новорожденных мальчиков убивают...

Красота требует жертв.


Американская статистика показывает, что мужья некрасивых жён живут в среднем на 12 лет дольше, чем мужья красавиц. Эдгар Даблен, психолог из Йельского университета, объясняет это тем, что при красивой жене муж живёт в вечных опасениях измены, и постоянный психологический стресс медленно, но верно подтачивает его здоровье [1].

Я тут добавлю от себя, что, очевидно, мужу красивой женщины приходится "рубить капусту" не по-детски, то есть "пахать" как ломовая лошадь, работать на износ. Если купить красавице какую-нибудь "Ладу-Калину" бэушную, прелестная "птичка" может обидеться и "упорхнуть" к тому, кто купит ей BMW.

-----------------------------------------------------------------

[1] Наука и жизнь. 1999. № 12. С. 102.

Пол и характер. Женская "середина" и мужские "крайности".

"Используем заготовку Геодакяна, - пишет В. И. Искрин в своей монографии "Диалектика полов" (СПб., 2001). - Как вы считаете, если всех мужчин объединить в одну команду, а всех женщин — в другую и устроить личные и командные соревнования, кто победит в личном первенстве, а кто — в командном зачёте? Мужчины или женщины? Добавим от себя, что мужчины и женщины будут у нас соревноваться не в спортивных дисциплинах, где решающую роль играют физические различия, а в самых разных, в том числе обыденных, видах человеческой деятельности: шитье, чистке картошки, собирании грибов, вождении автомобиля... Если, по вашему мнению, командным чемпионом станут женщины, а в личном зачёте победят мужчины, вы солидарны с нашим коллегой и достаточно наблюдательны. Геодакян, подходя к проблеме шире, чем это делаем в данном случае мы, и распространяя выявленную им закономерность на животных, отвечает: «...чемпионами в личном первенстве по всем программам будут самцы, а в командном зачёте победят самки» [1].

Отвечая так, наш коллега исходит, и это совершенно верно, из бóльшей дифференциации мужского пола по сравнению с женским. Именно в мужской части человечества мы без труда обнаружим выдающихся учёных, композиторов, инженеров, хирургов, шахматистов, учителей, закройщиков, вышивальщиков, поваров... Не будем перечислять все профессии. Но «выдаваться» можно и в другую сторону. На противоположном фланге мужской части сообщества, также не прилагая особых усилий, мы найдём тех, кто не в состоянии пришить пуговицу, кто вместе с картофельной кожурой отхватит себе палец, кто не отличит шахматы от шашек. Криминальные личности, бомжи, алкоголики, маньяки, бездельники, тупицы, неумехи, грязнули составляют неотъемлемый компонент мужской половины человечества.

28 декабря 2023

О женском выборе.

"Выбирать — женская черта, а… предлагать — мужская. Как известно, мужчины «предлагают руку и сердце» (читай: опору и душу), женщины «останавливают свой выбор на...». Мужчина делает предложение, женщина принимает его или отвергает претендента", - говорит В. И. Искрин. - "Отказывая мужчине, женщина реализует свою способность выбирать".

Ну да, мужчина — он как дятел: то к одному дереву подлетит и постучит, то к другому... Как говорится, "стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят" (Мф 7:7–11).

В принципе, в животном мире всё то же самое: кобели предлагают себя, а сука выбирает. 

Вот, например, Fedora пишет на Форуме клуба владельцев рабочих собак:

"... у Габы месяц назад была течка - так совпало что мы были в Москве несколько дней - и гуляли как всегда в нашем парке около дома - и вот Габа рычала и пыталась кинуться на всех кобелей (это её обычное поведение) которые проходили ближе чем на 5 м. в сторону её - и вдруг! Это называется любовь с первого взгляда, в которую, я вот например не верю - Габа увидела кобла (как я уже потом поняла) на большом расстоянии, метров 50 а может и по более - и встала в стойку. Я то подумала что как обычно сейчас начнёт кидаться - и значит на первес всему вытянутому поводку приготовилась так сказать не дать ей бросится - и что я вижу?! - вдруг Габа припадает на лапки, навиливает хвостиком ну и тока что слюни непускает - дальше уже близко подходит кобель - ничего такого особенно, разумеется НЕ САО))), чуть по ниже в холке Габы см на 5-7, и я то опять из последних сил тяну - в обратку - думаю щаз просто она его сожрёт - дык нет - опять припадаем на лапки, хвост ходуном ходит - подпускает кобеля понюхаться (для нас это неслыханно - никого не подпускала) - и вся прям ну вообщем дама в восторге.

Для проверки все последующие дни - никого кроме этого одного - она близко не подпускала. Из чего я могу сделать вывод - что если бы им никто не мешал - то в нужный день Габа позволила бы ему на себя залезть.
"

Кажется, матрилокальное проживание органически связано с дамскими выборами кавалеров. 

Вспоминается фильм "Женитьба" (1977). Женихи, как кобели, приходят к невесте на дом, "рисуются" перед нею и ждут её выбора.

Можно ли этот женский выбор назвать "естественным отбором" (по Дарвину)? Всегда ли сука позволяет себя "покрыть" самому сильному и крупному кобелю, и всегда ли женщина предпочитает "короля" "валету"? Очевидно, что нет. Чем руководствуются особи женского пола при выборе тех, кто делает им предложение, - сказать трудно. Тут представляются только какие-то невидимые "флюиды". А "флюиды" — это нечто нематериальное, сверхъестественное.

27 декабря 2023

О бесплодных начатках евгеники в СССР.

Решил я почитать монографию Ю. А. Филипченко "Пути улучшения человеческого рода (евгеника)". Книга была издана тиражом 5000 экз. в Ленинграде 1924 года. 

Содержимое книги не соответствует заголовку, т. к. автор не предлагает никаких "путей улучшения". Нет даже никаких намёков на практическое осуществление, - одно лишь скучное и бесполезное теоретизирование... 

А между тем, не было на всей Земле лучшего "полигона" для евгенических экспериментов, чем первое в мире "государство рабочих и крестьян". В СССР много разглагольствовали о создании человека новой формации, человека будущего. Ну вот и занялись бы "выведением" этого homo sovieticus'а. Цель давно была поставлена А. П. Чеховым: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Тем более — в советском человеке, на которого с надеждой и упованием взирали "труждающиеся и обременённые" всего мира.

Всем известно, что от красивой женщины рождаются красивые дети.

Государству рабочих и крестьян всего лишь надо было создать "режим наибольшего благоприятствования" для особенно красивых крестьянок и работниц. Чтобы они рожали не менее четырёх детей. И чтобы эти дети находились под особой опекой и заботой государства. Потому что эти дети — рабоче-крестьянская элита, прекрасное человечество будущего.

Автор книги, Ю. А. Филипченко, приводит расчёты, показывающие, что произойдёт, если соблюдать "режим наибольшего благоприятствования" в течение нескольких поколений. 

"Если, например, обе половины населения оставляют в среднем по 4 ребёнка, но промежуток между поколениями в одной половине 33 года (3 поколения в столетие), у другой же 25 лет (4 поколения в столетие, как было недавно у русских крестьян), то через 100 лет отношение этих групп из 50 : 50 станет равным отношению 33 : 67, а через 300 лет — 11 : 89. 

Ещё быстрее одна половина обгонит другую, если она и быстрее размножается, и оставляет больше детей. Если, например, группа А имеет промежуток между поколениями в 33 года и оставляет по 3 ребёнка, а группа В имеет тот же промежуток в 25 лет и 4 ребёнка, то их отношение друг к другу через 300 лет станет равно отношению 0,9 : 99,1 — то есть фактически первая группа будет вытеснена другой. 

Цифры эти имеют чрезвычайно важное значение и вскрывают нам истинный смысл того, что иначе остаётся совершенно непонятным. Казалось бы, 3 или 4 поколения в столетие: это в конце концов не особенно важно; 3 или 4 ребёнка в среднем: это почти одно и то же. И, однако, это совершенно не так: напротив, эти два различия всего на единицу приводят уже через 9 - 10 поколений к тому, что одна группа населения совершенно будет вытеснена другой".

Да, если бы социальная революция проводилась по уму, а не "через жопу", то не потребовалось бы ни раскулачиваний, ни расказачиваний, не нужно было бы "очищать землю от нечисти", - надо было просто создавать рабоче-крестьянскую элиту. Разве трудно было найти 1000 девушек-комсомолок с ангельской внешностью, которые согласились бы стать "матками" новой советской генерации? Освободить их от работы, посадить на полное гособеспечение, и пусть рожают детей-"ангелочков". Вот это была бы наилучшая реклама коммунизма. Вернулся бы какой-нибудь мистер Твистер в Англию из СССР, и рассказывал бы всем, что "там живут ангелы, а не люди".

26 декабря 2023

Парадокс градостроительства.

Джеймс С. Скотт в своей монографии "Искусство быть неподвластным: Анархическая история высокогорий Юго-Восточной Азии" (М.: Новое издательство, 2017) говорит о так называемой Зомии, гористой части Юго-Восточной Азии, жители которой на протяжении веков фактически существовали без государства:

"При плотности населения в 5,5 человека на квадратный километр в 1600 году (по сравнению с 35 в Индии и Китае) правители Юго-Восточной Азии просто не могли контролировать свои огромные приграничные территории". 

То есть, государство "завязывается" при достижении известной плотности населения на кв. км. На пустынных или полупустынных территориях государство не может "завязаться". 

На первый взгляд кажется, что чем больше плотность населения на кв. км., тем лучше для государства. Но, на самом деле, это не так. 

На днях я смотрел док. фильм на YouTube про столицу Нигерии — Лагос. Этот огромный "человейник" больше Москвы, - 25 млн человек в агломерации.

Сверхскопление народа на сравнительно небольшой территории ведёт к нарастанию хаоса. Государство просто не справляется с наведением порядка в многомиллионной толпе, и тогда своего рода "Зомия" появляется внутри мегаполиса.

Против Гоббса.

"В эпоху становления человечества количество охотничьих орд и их популяция были немногочисленны, вследствие чего исключались какие-либо конфликты между ними. Охотники бродили вслед за мясным и пушным зверем, собирая попутно дикие растения и ягоды, пригодные к пище. Земли хватало для всех!" - говорит З. Е. Черняков.

Это сказано в пику Томасу Гоббсу, по мнению которого естественное состояние общества есть "война всех против всех" (лат. Bellum omnium contra omnes).

25 декабря 2023

"Мы с тобой одной крови".

Го́нды — группа древних дравидийских народов Центральной Индии.

Согласно легенде, в стародавние времена один гонд, находясь в лесу, увидел стаю диких собак, преследующих лань. В страхе она побежала к гонду. Собаки настигли свою жертву, разорвали её на куски и, возбуждённые погоней и запахом крови, готовы были расправиться с человеком, который упал на колени и стал молить о пощаде. Собака-вожак удержала стаю от расправы с гондом и обратилась к нему со словами: "Я сохраню тебе жизнь, если ты назовёшь нашим именем свой род и пообещаешь никогда не трогать диких собак. В противном случае мы будем жестоко мстить тебе и всему твоему роду!" Гонд поклялся выполнить требование вожака и, вернувшись домой, назвал именем Собаки свой род. С тех пор гонды не убивают диких собак" (С. Фукс. Легенды и сказки Гондваны. Русск. перевод. М., 1970, стр. 54,55).

Поскреби славянина, и найдёшь сармата.

Тадеуш Сулимирский говорит, что "слово «серб» неславянского корня. Оно упоминается Плинием Старшим в I веке н. э. и встречается у Птолемея в III веке как название одного из племён восточных аланов, обитавших в степях к северо-востоку от Азовского моря. В IV веке н. э. они предположительно попали под власть гуннов. В начале V века н. э. Вибий Секвестр писал, что «Эльба отделяет свевов от сербов»; и в Средние века страна под названием Белая Сербия занимала территории современных Саксонии и Тюрингии, то есть области, ранее относившиеся к Гуннской империи. Вероятнее всего, подразделение гуннской армии, контролировавшее данный регион, состояло в основном из восточноаланских сербов, которые после смерти Аттилы получили независимость. Интересно заметить, что самая большая концентрация захоронений конца V века н. э. с искусственно деформированными черепами приходится как раз на этот район".

Распределение могил с искусственно деформированными черепами в Европе. Точками обозначены захоронения III и IV веков н. э.; кружочки представляют захоронения V и VI веков н. э.

Здесь я от себя добавлю, что славяне "отметились" на исторической сцене в VI веке в грабительских походах на Византию. Если в Тюрингии и Саксонии "сербы" с сарматскими черепами попали под власть гуннов, то позднее полусарматы-полуславяне оказались в рабстве у аваров.

Сарматы: конец и новое начало.

"Сарматские памятники в степной полосе между Полтавой и Курском перекрываются поселениями и кладбищами черняховской культуры, типичной для земледельческого населения Украины III и IV веков, которое считается восточнославянским", - пишет Т. Сулимирский.

Чепуху он пишет, потому что в III и IV вв. никаких славян ещё не было. "Черняховская культура по времени и географии совпадает с государством Ойум, основанным готами в начале III в. н. э. и уничтоженным гуннами в конце IV века", - сообщает Википедия (Источник).

Для того чтобы понять, что происходило на территории совр. Украины III и IV веков, надо представить себе спутниковый снимок мощного циклона. Циклон — это такой атмосферный вихрь, который, как воронка, затягивает в себя и перемешивает воздушные массы. Готский "циклон" пришёл со стороны Вислы, прокатился по территории правобережной Украины и ушёл на Дунай. При этом готы частично потеснили сарматов на запад, частично ассимилировали их. 

Вторжение гуннов добавило новый "замес", и получилась этнографическая "каша" на Дунае. Вот из этой гото-сарматской "каши" и появились древние славяне в VI веке. 

Что же касается сарматов, то о них Т. Сулимирский пишет верно: "В результате последней большой сармато-аланской миграции, начавшейся после гуннской катастрофы, отдельные племена разошлись почти по всем землям от Волги до Испании и даже до Китая на востоке. В сущности, это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделённых на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покорённых народов тех стран, куда они отступили".

Либо стать "стройматериалом", теми "кирпичиками", из которых позже сложились славянские племена, - добавлю я от себя. "

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами! (А. А. Блок)

24 декабря 2023

"Черты и резы" черноризца Храбра?

В книге Тадеуша Сулимирского «Сарматы. Древний народ юга России» увидел я вот эти тамги.

Знаки тамги на ременных пряжках и наконечниках из Боспорского царства

На мой взгляд, они похожи на буквы глаголицы.


Т. Сулимирский говорит, что "
распространение тамг (то есть предметов с изображением этих знаков) в Восточной Европе очень ограничено, но указывает на их боспорское происхождение. Самые ранние тамги, I века, были найдены исключительно внутри боспорской территории". То есть в Крыму и на сопредельных территориях. 

Интересно, что в 860 или 861 г., направляясь с христианской миссией в Хазарию, Константин сделал остановку в Корсуни, где «обрёл Евангелие и Псалтирь русскими письмена писано, и человека обрёл глаголюща тою беседою». Поговорив с этим человеком и «силу речи прием» (то есть поняв его речь), Константин смог различить в тексте «русских» книг гласные и согласные буквы и «вскоре начал чести и сказовати» — читать и переводить.

Ещё более интересно, что в Крыму в то время проживали готы, и в документах Ватикана глаголица нередко прямо называется «готским» письмом. 

Так, может быть, «русские» письмена и «готское» письмо имеют один и тот же источник в боспорских тамгах?

Сарматские алтари.

"Гиппократ утверждал, что сарматские женщины были не только воительницами, но и жрицами. Среди погребального инвентаря женских захоронений в могильниках Южного Урала часто находили закруглённые каменные столики с бортиками по краям. Подобные предметы имелись также в сарматских захоронениях в Центральном Казахстане. Такие алтари, часто украшенные в скифском зверином стиле, считаются атрибутами женщин-жриц" (Т. Сулимирский. «Сарматы. Древний народ юга России»: Центрполиграф; Москва; 2010).

Переносные каменные алтари из сарматских захоронений, преимущественно на территории Урала–Самары

"Аммиан Марцелин говорит, что у аланов «есть замечательная способность предсказывать будущее. Они собирают прямые ивовые прутья и в определённое время раскладывают их, произнося над ними тайные заклинания, и так узнают, что их ждёт в будущем». Сходный обычай у скифов причерноморских степей описан Геродотом (IV, 67) несколькими веками раньше".

Интересно, не на этих ли алтарях раскладывали свои прутики сарматские жрицы? 

Дольмены и некромантия.

Из научного труда В. И. Марковина "Испун — дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа" (Краснодар, 1985) следует, что...

"Дольменные постройки стоят не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек, близ перевалов и тех давно опробованных дорог и троп, по которым и сейчас ещё проходят скотопрогонные пути. Этот факт удалось установить только для Абхазии, но и он немаловажен. Здесь пастушеские маршруты полностью совпали с пунктами, имеющими дольмены".

Возникает предположение, что дольмены строили пастухи. Для себя. Примерно как русские староверы в недавние времена делали себе "домовины" ещё при жизни. По всей видимости, носители дольменной культуры практиковали отгонное скотоводство, и пастухи могли на всё лето уходить в горы. Пока коровки или овечки пасутся на лугах, можно тем временем заняться изготовлением "домовины" из песчаника.

"Если учесть, что климат за последние четыре-пять тысячелетий изменился относительно мало, то вся основная территория, занятая дольменами, представляет собой горные леса - настолько непроходимые чащобы, что на каждом шагу здесь нужен топор или тесак и на быструю ходьбу не приходится рассчитывать".

Это косвенно подтверждает версию о строительстве дольменов пастухами. Но сразу возникают неувязки. Далее автор говорит: "где есть дольмены, нет посёлков, а где многолюдье, там не осталось древних построек". Они были разрушены или разобраны "на камень".

В Туапсинском районе вандалы-фермеры приспособили дольмен в качестве поилки для скота

Так что, может быть, 4500 лет назад дольмены находились и вблизи человеческих поселений. Автор приводит пример "Дегуакско-Даховского поселения «дольменостроителей», которое оказалось расположенным
всего в 200 — 250 м к югу от известного дольменного поля. В гончарном горне нижнего горизонта мы собрали большое количество древесного угля (сохранились целые углевые «полешки»). По ним удалось установить, что горн последний раз разожгли около 4050 лет тому назад (ошибка в этих подсчётах в ту или иную сторону незначительна)
".

Ну, а с тех пор много воды утекло. Сменялись культуры и народы, и чужаки использовали дольмены, как им заблагорассудится. "Так, в одном из крупных и довольно древних дольменов реки Кизинки основное содержимое в ХIII—XIV веках выгребли и захоронили коня с удилами того времени". Очевидно, монголо-татары.

"Обряд захоронений в дольменах не был стабильным. С течением времени он менялся, теряя одни черты и приобретая другие. В ранних сооружениях с хорошо выделенным порталом известны погребения с одним, реже двумя костяками (так у археологов обычно принято называть скелеты). Умерших, судя по их позам, клали скорченно, на боку. В более простых массовых постройках - усаживали по углам. Итак, создаётся определённая схема изменений в обряде похорон в дольменах: от скорченных одиночных трупоположений, далее захоронений в позе сидя и к вторичным погребениям".

В. И. Марковин делает осторожное предположение, что строители дольменов "гнушались" ингумаций, как и зороастрийцы. "У последователей зороастризма труп не может соприкасаться с землёй, ибо он нечист и оскверняет её. Зороастрийцы складывали кости в особые ящики и вместилища, которые принято называть оссуариями. Б. А. Куфтин, один из известных исследователей дольменов, склонен был рассматривать их тоже своеобразными оссуариями".

"Женская" богиня Ашера (2).

В продолжение записи "Женская" богиня Ашера

Рафаэль Патай говорит о царевнах Сидонских, о "царицах-матерях" (gevirah), которые патронировали матронировали культ Ашеры в среде допленного иудейства.

С. С. Кочергин (Ашера, кедеши и представления о "святости" у древних евреев в допленный период // Проблемы истории, филологии, культуры 3 (2020), 120–130) поддерживает и развивает эту точку зрения.

"Под gebîrâh в Ветхом Завете понимается хозяйка, владычица, царица, леди. Чаще всего это супруга царствующего государя (3 Цар. 15:13; 4 Цар. 10:13; 2 Пар. 15:16; Иер. 13:18; 29:2) и царица-мать при своём сыне-царе (Песн. 3:11; 3 Цар. 2:19–20), связанная с Ашерой (как царицей-матерью богов в угаритской ретроспективе). Имела заметную власть (3 Цар. 2:14–20), могла самостоятельно править (4 Цар. 11). Обладала культовой ответственностью, начиная с ритуала «hieros gamos», где она была богиней-невестой и зачинала будущего царя от царя настоящего, помазанника Яхве. Этот ребёнок выделялся среди своих братьев как наследный принц. В качестве gebîrâh мы можем принимать Вирсавию, мать Соломона (2 Цар. 12:24; 3 Цар. 1:31; 2:13–20); Мааку, мать Асы (2 Пар. 15:16; 3 Цар. 15:13); Гофолию, мать Охозии (4 Цар. 8:26; 11:1–3, 13, 14, 20; 2 Пар. 22:2, 10–13, 21; 24:7); Иезавель, видимо, мать Охозии, царя Израиля (3 Цар. 16:31; 19:2; 21:5–25). Скорее всего, это царицы с именами Хамуталь (4 Цар. 23:31; 24:18), Зебудда (4 Цар. 23:36) и Нехушта (4 Цар 24:8) при правителях, делавших «…неугодное в очах Господних...» (4 Цар 23:37). Маака (Ану) покровительствовала Ашере, Иезавель – Ашере и Баалу, а Гофолия – Баалу, и, скорее всего, все они были связаны и с культами обоих божеств и могли относиться к «жрицам-кедешам», прежде чем стать gebîrâh. Священный брак продолжало священное рождение, бывшее, видимо, одной из целей церемонии. Метафорически отцом царя был Яхве и матерью была Ашера, ритуал служил монархической преемственности, а процесс обеспечивал культовый «персонал» qedēšâ и qādēš. Невеста становилась царицей-матерью божественного отпрыска gebîrâh и человеческим представителем Ашеры. С уничтожением Иудейского царства порядок разрушился, культ стал забываться и вскоре исчез".

При этом автор доказывает, что qedēšâ не была культовой проституткой, а её сравнение с проституткой в Библии надо интерпретировать в первую очередь как форму «идолопоклоннического блуда». Хотя некие действия сексуального характера могли совершаться «кедешами», например, эротические танцы и пение. При этом заметим, - говорит автор, - что термин мужского рода qādēš и вовсе не обнаруживает сколько-нибудь близких связей с блудом как проституцией.

В общем, центральным моментом здесь явлется т. наз. "священный брак". Очевидно, тот же "св. брак", в своё время, имел место быть и в Вавилоне. Скорее всего, этот культурный феномен существовал повсюду на Ближнем Востоке в эпоху бронзового века.