17 октября 2021

Т. Г. Мякин о женских инициациях на Лесбосе.

Т. Г. Мякин в статье "«МУДРАЯ» САПФО ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ИНИЦИАЦИИ (САПФИЧЕСКИЙ ФИАС В СВЕТЕ НОВЕЙШИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ И ПАПИРОЛОГИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ)" говорит:

"Известно, что Платон, согласно сообщению Элиана, называл «поэтессу Сапфо, дочь Скамандронима, мудрой» (σοφήν, Ael. V. H. 12. 9). Опубликованный в 2004 г. папирусный фрагмент позволяет связать эту «мудрость» знаменитой поэтессы с её деятельностью хорэга и жрицы, руководившей возрастным служением девочек в культовом содружестве Артемиды, главной богини-воспитательницы девочек на Лесбосе".

И далее: "Как известно, в архаическую и классическую эпоху единственным видом общественной деятельности, которым могла заниматься греческая женщина, была деятельность жрицы (Dillon, 2002, 74). Под «пением» (μόλπα) у Сапфо следует понимать именно пение хора гетерии (у Сапфо – женского хора), связанного с почитанием божеств плодородия (у Сапфо – Артемиды). При этом гомосексуальные отношения, связывавшие старших и младших участниц женского хора, у Сапфо определяются глаголом πεδέπειν («любить (=входить в кого-либо)»). Мои выводы о связи этой «любви» с культом божеств плодородия подтверждает близкий по форме к лесбосскому πεδέπειν критский глагол πεδεπιθύω (букв. «горячо желаю кого-либо, приношу жертву вместе с кем-либо»). Во всём корпусе древнегреческих текстов он встречается лишь однажды – в архаической гортинской надписи VI–V вв. до н. э., где говорится именно о ритуальном гомосексуальном акте, совершавшемся между старшей женщиной и юной девочкой: «пусть не подлежат наказанию те (женщины), которые воспользовались…/ и возжелали (девочек, живущих) по закону при храме (τὰνς κατὰ νόμον τῶ ἐπ[ιναί]ω), для совместного обряда…» (πεδεπιθ[ῦσαι, IC IV, № 146, 2–3; Liddel–Scott 1996, suppl.: 244). Указанный возраст девочки («пятнадцатилетнюю» – τὰν τριFετηρίαν), а также связь ритуала с общегородским жертвоприношением «на Иде», позволяют увидеть в этом один из пережиточных обрядов женской инициации, где старшая женщина выступала, как и Сапфо на Лесбосе, в роли жреца, приобщающего девочку к тайнам богини плодородия. Как и обряд инициации критских юношей, женская инициация на Крите, таким образом, была неотъемлемой частью культа идейских богов – Геры, Зевса и его матери Реи".

О патриархальных "перекосах" ордынской Московии.

А. Г. Некита в статье "ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФЕРЫ В ИСТОРИИ РУССКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ: СУБЛИМАЦИЯ СОФИЙНОГО МАТРИАРХАТА В ИМПЕРСКОМ ПАТРИАРХАТЕ" говорит, что "фундамент славянской ментальности изначально базировался на гармоничном сочетании матриархальной и патриархальной символики как архетипического принципа формирования коллективного духа и культуры. В «Пчеле» XV в. читаем: «Матери боле любят сыны, яко же могут помогати им, а отци дщерь, зане потребуют помощи от отец...» – из чего следует, что в древнерусской семье мать занимала равное место с отцом, и вытекает эта идея из традиционных представлений о священной роли Матери и Отца в истории мироздания. Н. Пушкарёва тоже замечает эту особенность: «…были сферы общественной жизни, в которых приоритет принадлежал мужчинам: войны, политика, но существовали и области чисто женского «господства»: организация экономической жизни дома, семьи, воспитание детей, внутрисемейные отношения. «Матриархат» в доме был как бы балансом «патриархату» во всех областях общественной жизни вне его». 

И далее автор переходит к описанию высокого положения женщины в землях Великого Новгорода. Именно там сохранились многие древнерусские традиции, не нарушенные ордынским вторжением. "В отличие от княжеских верхушек разорённых земель, новгородская знать могла себе позволить не нарушать сложившуюся ранее естественную эволюцию имущественных отношений женщин знатных родов. В первую очередь это относилось к землевладению. Новгородские феодалы довольно быстро прибрали к рукам богатейшие в ресурсном отношении северные земли.


Поэтическое созерцание богини у Иосифа Бродского.

У Иосифа Бродского есть стихотворение, в котором угадываются черты Великой Матери богов и людей. То есть, черты космической богини угадываются в образе родной матери.

Матерь Мира , 1924 год, Н. Рерих

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.

Я был лишь тем, что ты
там, внизу, различала:
смутный облик сначала,
много позже — черты.

Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.

Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.

Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.

Так творятся миры.
Так, сотворив их, часто
оставляют вращаться,
расточая дары.

Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.

Сапфо была служительницей крито-минойской богини?

Т. Г. Мякин в статье "Культовое содружество Сапфо на Лесбосе в VII - VI веках до н. э.доказывает, что «фиалкогрудая богиня» Сапфо это Великая Артемида Термия.Именно в честь неё, владычицы горячих источников в Терми близ Митилены, устраивались празднества с атлетическими, а также музыкально-поэтическими состязаниями. Они назывались Панегиреи Тёплых ключей. Именно с выступлениями на этих празднествах связывал поэтическую славу Сапфо хорошо знавший лесбосскую поэзию ритор Гимерий. По Гимерию, Сапфо использовала свои выступления с лирой на панегиреях Артемиды как «основание» для прославления «девической красоты», Афродиты и Эротов.


16 октября 2021

Магия чисел.

Согласно современным клиническим наблюдениям, беременность длится 40 недель (10 лунных месяцев). Даже в современных клиниках беременность предпочитают наблюдать согласно лунному календарю. Он называется «акушерским» и длится 28 суток [БМЭ, 1982. С. 468], что отличает его от астрономического лунного месяца, продолжительность которого 29,5 суток.

 

«Кровные узы» как основа матриархата.

Е. Е. Даенин в статье "Несколько слов о «бесчестном» служении" говорит, что...

"Зарождение патриархальных форм правления было напрямую связано с расширением человеческого ареала, сопровождавшимся межплеменными конфликтами и внутриродовым переделом сфер влияния на межличностном и межполовом уровнях — в силу возникающих имущественных отношений. В этих условиях значение «кровных уз» — как основы матриархата — отодвигалось на второй план, доминирующую роль начинало играть формирование «групп по интересам», обладавших гораздо большей способностью к «укрупнению», нежели родовые общины. Тем самым слабейшие особи обоих полов вынуждались идти в услужение (в т.ч. — сексуальное) к более сильным «патриархам» — в обмен на общее покровительство и гарантированный «кусок мяса»."

Первое предложение о "расширении человеческого ареала" и связанного с ним "зарождения патриархата" слишком "расплывчато" и "обтекаемо". А вот второе и третье предложения — очень хороши.

О матриархальных "корнях" рыцарского этикета

"Черкесский этикет – творение всего народа. Поэтому он тесно связан с его историей, вернее сказать, он "растворён" в его истории, он его история. Не случайно в черкесском этикете остались следы каждой эпохи этой истории, начиная с периода матриархата до настоящего времени. В этом плане можно привести примеры из нартского эпоса, в котором нашли своё отражение и матриархальный и патриархальный периоды истории черкесов и их преломление в черкесском этикете. Именно в нартском эпосе можно проследить путь становления и развития черкесского этикета, ибо он создавался и развился в период от родового строя до появления феодализма. Именно на стадии феодализма окончательно сформировался черкесский этикет в таком виде, в каком мы его знаем и каким его узнали европейцы.

Рыцарское, уважительное отношение к женщине по черкесскому этикету выработано у черкесов ещё в эпоху нартов. Об этом красноречиво свидетельствуют многие нартские сказания, где в центре событий и объектом всеобщего уважения выступает женщина.

Про светофоры.

Сам я в Индии никогда не был, но наслышан премного о тамошней жизни в городах. Много документальных фильмов просмотрел по телеку и на YouTube. И давно уже обратил внимание на то, что в индийских городах на улицах нет светофоров (ну, или почти нет). И, "что интересно, почти нет аварий. Крайне редко встречаются дорожные инциденты" (Источник).

В Липецке, где я живу, количество светофоров на улицах увеличивается ежегодно. Светофоры ставят там, где раньше их не было. У меня нет автомобиля, я передвигаюсь по городу на общественном транспорте, но даже меня бесит это чрезмерное обилие светофоров. Конечно, водители возмущаются: "Всё сделано для людей, для пешеходов, всё против водителей. Ещё больше стало светофоров, которые по сути не нужны. На протяжении 1км на пр. Мира стоит 4 светофора", - пишет Антонина Чернышёва. "Антонина, на Московской у мебельного 3 через каждые 50 метров", - вторит ей Максим Соловьев (Источник). 

15 октября 2021

Женские образы Божества у св. отцов и церковных писателей.

Некоторые считают, что представление о Боге как о Матери является последствием проникновения феминистских идей в богословие. Ниже приведены цитаты духовных писателей, живших задолго до возникновения феминистского движения и использующих те же самые архетипы в своих размышлениях о Боге.

Так, в некоторых фрагментах «О Пасхе» св. Мелитона Сардийского (начало II в. – ок. 190 г.) встречаются следующие слова: «Воспевайте Отца, святые; пойте Матери (tēi mētri), девы» [1]. Климент Александрийский (150 – 215 гг.) пишет, что Бог-Отец, произведя Сына, стал Матерью: «Из любви Отец женою стал. И лучшим доказательством этого служит то, что Он Сам из Себя произвёл; а плодом, происшедшим из любви, состоит Любовь же» [2].

О пещерных святилищах минойского Крита.

Пещерные святилища представляют собой особенность минойского Крита: точно установлено существование во всяком случае пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Очевидно, встречи со священным искали именно в труднодоступных, тёмных и страшных местах. Это отдалённо напоминает пещеры эпохи раннего палеолита со стенами, покрытыми наскальными рисунками, где охотники создавали для себя некий потусторонний, нереальный мир.  

View of Mount Ida north of the Palace of Phaistos
where the Kamares cave sanctuary was located

Эпименид Критский как "проводник" минойской традиции в древнегреческой философии.

А. В. Лебедев в статье "Теогония" Эпименида критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации высказывает предположение о том, что "Диктейская и Идейская пещеры [на Крите] в архаическую эпоху функционировали как оракулы, а Эпименид служил штатным гадателем в пещере Зевса и предсказывал будущее на основании своих вещих снов".

И далее: "Предположение о том, что критские сакральные пещеры могли функционировать как оракулы, высказывалось историками и археологами (Chaniotis 2006). В древности критяне славились именно как самые искусные толкователи снов. В эллинистической Александрии 2 в. до н. э. безымянный толкователь снов следующим образом рекламировал своё искусство:

νύπνια κρίνω, τοθεοπρόσταγμα χων·
τύχ᾽ἀγαθι· Κρής στιν κρίνων τάδε.
Толкую сновидения по распоряжению бога,
В добрый час! Толкователь снов критянин.

Указание на происхождение толкователя снов с Крита (подтверждаемое также дорийской формой γαθι) является гарантией достоверности толкований. Ссылка на «распоряжение» бога, то есть бога-целителя Сараписа, указывает на то, что гадатель имел официальный статус при храме, что он был назначен на эту должность, а не занимался частным бизнесом (Contra Renberg 2010: 650–651). Подобно тому, как александрийский критянин служил гадателем-снотолкователем при храме Сараписа, Эпименид мог служить жрецом-прорицателем в критской «пещере Зевса».

Пещера Зевса на Крите (Диктейская пещера)

Про экзогамные браки у манси.

Из статьи ЭтноФила "Почему одни манси не могут жениться на других" видно, что в древности у манси было две фратрии Пор и Мось. Предком Пор считается медведь, а предком Мось — человеческая женщина. 

Экзогамия характерна для родовой жизни. Деление на роды отмечается практически у всех автохтонных народов Западной и Восточной Сибири.

В древности брак не мог заключаться внутри рода, а также с родами общими по происхождению: в отношении к данному роду все остальные роды распадались на две группы — свои и чужие.

Очевидно, деление на две фратрии было первичной формой экзогамии. Существовал запрет на браки внутри фратрии.

манси конца XIX века
 

14 октября 2021

Священный остров Вайгач.

В продолжение темы "священных островов".

Остров Вайгач был священным местом для ненцев и для «сихиртя», населявших Европейских Север прежде них.

о. Вайгач на карте

Вплоть до 20-х годов прошлого века люди предпочитали тут не селиться. Аборигены верили, что только божества могут здесь находиться, и людям, осмелившимся нарушить их покой, грозит смерть. Ещё во второй половине XIX века русский писатель В. И. Немирович-Данченко писал: «При некоторых условиях и русские могли бы поселиться там (на Вайгаче), если бы не общая вера в неминуемую гибель, какая ждёт всякого промышленника, осмеливающегося пробыть здесь хотя бы одну зиму» (Немирович-Данченко В. И. Страна холода. Виденное и слышанное. СПб.; М., 1877. С. 379.)

Бвити, культ ибоги.

Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает о племенах фангов, живущих на юге Камеруна, в Экваториальной Гвинее и северных районах Габона.

Интересная особенность фангов заключается в том, что у них движение за возрождение традиционной культуры (бвити) связано с употреблением галлюциногенного растения tabernanthe iboga. В малых дозах ибогаин оказывает стимулирующее действие, в больших — вызывает видения и прозрения, являющиеся целью практикующих бвити. Передозировка может привести к смерти участника. Принимают ибогу обычно в виде кусочков коры, отвара или тонкой стружки. Ибогаин представляет несомненный интерес для медицины благодаря своей способности избавлять человека от опиатной и алкогольной зависимости без симптомов ломки всего за один-два приёма.

Одно сообщение, датируемое 1897 годом, утверждает, что галлюциногенные свойства растения были раскрыты перед племенами Габона пигмеями. Рассказывают, будто охотник-пигмей однажды увидел дикобраза, обгрызавшего корень дерева. Охотник метнул копьё и проткнул дикобраза, а вместе с ним и дерево; вытащив копьё и начав есть, охотник заметил, что мясо дикобраза очень горькое, что было совсем необычным. Через некоторое время у него начались видения, и позже он понял, что причиной им был тот корень, который грыз дикобраз. Так первые люди познакомились с Ибогой.

13 октября 2021

Владычицы ночи: секретный ритуал Бвити в Габоне.

"Согласно традиции народа фанг, ритуалы Бвити (или Буити) совершаются женщинами, которые считаются более духовными, чем мужчины, так как они могут приносить в мир жизнь в виде детей. Эта концепция распространяется и за приделами ритуала. В обычной жизни в больших семьях фанг царит матриархат.

Фото: Vlad Sokhin. Источник картинки.

В начале ритуала участники с песнями обходят вокруг храма. Песни — важнейшая часть жизни Бвити. Из поколения в поколение они передают все секреты фанг — от мифов о сотворении мира до ежедневных домашних дел. Всё делается с пением, и эти знания вот уже много веков сохраняются лишь в устной форме: в Бвити запрещено их записывать. 

Дама из Викса.

Кельтская гробница, обнаруженная в 1953 году недалеко от посёлка Викс в Бургундии (Франция), оказалась неразграбленной. Могила, находившаяся в центре большого кургана, датировалась примерно 500 годом до н.э. В погребальной камере стояла церемониальная 4-хколёсная колесница со снятыми колёсами, располагавшимися рядом.


Там же находилось золотое ожерелье в виде обруча весом 480 г, а также бронзовое ожерелье, шесть фибул, шесть браслетов и браслет из янтарных бусин. В могиле также были собраны предметы, импортированные из Италии и греческого мира, связанные с приготовлением вина, в том числе серебряная чаша, этрусский бронзовый кувшин и несколько чаш из Этрурии и Аттики. Одна из чашек датирована 525 г до н.э. А в углу гробницы стояла колоссальная бронзовая ваза («кратер») высотой 1,64 м и весом 200 кг, когда-то содержавшая 1100 литров вина, смешанного с водой. Вазу изготовили в греческой мастерской на юге Италии, вероятно, привезли по частям и собрали на месте, на что указывает алфавитная маркировка частей. Археологи нашли вазу раздавленной обвалившимся потолком; впоследствии её полностью реконструировали. 


Скелет сохранился плохо, но учитывая большое количество украшений и отсутствие оружия, а также некоторые другие факторы, пол определили как женский. Анализы показали, что Дама из Викса умерла в возрасте 30 - 40 лет. Вероятно, она происходила не из этой местности, а из Альп. У неё не было детей.


Дама из Викса, вероятно, правила местным народом, хотя точный статус покойной установить невозможно. Подконтрольная Даме из Викса территория, по-видимому, простиралась на 50 км вокруг. Недалеко от погребения, на вершине горы Лассуа археологи нашли остатки укрепленного поселения. В 2006 году в центре площадки обнаружили комплекс зданий высотой до 12 м, получивший название «Дворец Дамы из Викса». Источник.

О "женской" символике скарабея.


Раньше я не замечал, что древнеегипетский священный жук-скарабей имеет "женскую" символику. Однако на нижеследующем изображении фаянскового амулета из детской могилки Северного Причерноморья эту символику (слева) нельзя не заметить.

Источник картинки

Очевидно, с жуком-скарабеем была тесно связана мифологема о регенерации, перерождении, реинкарнации души. И, соответственно, изображение скарабеев увязывалось с порождающим женским началом.

Царица Яххотеп.

 


Верхом на петухе.

Полагают, что из-за игры слов (gallus - и "галл", и "петух") петух стал эмблемой жрецов Кибелы. Аттиса часто изображали верхом на петухе. 

Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»).

Виктор Катющик. «Мальчик на петухе». The boy on the cock. Источник картинки

Интересная картина, если её толковать в контексте скопчества. Тут и лунный "серп" в руках у мальчика, похожий на букву "С", с которой начинается слово "смерть"; и опасность, выраженная в том, что одною ногою петух стоит на горной вершине, а другою ногою шагает в пропасть; и возможность полёта (расправленные крылья); и заря новой (бессмертной) жизни, что брезжит в тумане.

12 октября 2021

«Бабуля»


Элеонора Рузвельт

В детстве она вела себя настолько старомодно, что мать прозвала её «Бабуля». Её мать умерла от дифтерии, когда Элеоноре исполнилось восемь. Её отец, алкоголик, проходивший принудительное лечение, умер два года спустя. Её брат Эллиот Рузвельт-младший также умер от дифтерии. После смерти родителей она воспитывалась бабушкой по материнской линии, Мэри Лудлов Холл (1843—1919), проживавшей в Тиволи — деревне в штате Нью-Йорк. 

В 1905 году она вышла замуж за Ф. Д. Ру́звельта, своего шестиюродного брата. К алтарю её вместо покойного отца вёл дядя Теодор Рузвельт. У четы Рузвельтов родилось шестеро детей.

11 октября 2021

Накануне.

"СМИ сообщают об ультиматуме, который выдвинул турецким властям президент РФ Владимир Путин. Как сообщает издание «Al-Monitor» и ряд арабских СМИ, российский лидер потребовал от президенту Турции Реджепа Эрдогана немедленного вывода турецких ВС с территории Идлиба. В противном случае,  турецкие военные будут уничтожены в ходе ударов российских ВКС и армии Сирии" (Источник).

"Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что больше не будет терпеть угрозу, исходящую от террористов на севере Сирии, и готов решить этот вопрос своими силами. «Нападения на наших военных и последние вылазки террористов в Сирии переполнили нашу чашу терпения. Мы в ближайшее время предпримем необходимые шаги, чтобы ликвидировать собственными силами угрозы, исходящие из Сирии», — приводит РИА Новости его слова" (Источник).

Нынешняя Сирия чем-то напоминает мне Польшу августа 1939 года.

О жилищах культуры ЛЛК.

В результате геомагнитного сканирования древних поселений на территории современной Словакии, относящихся к культуре линейно-ленточной керамики (ЛЛК), существовавшей в VI-V тысячелетиях до нашей эры, было установлено, что в среднем все дома стояли примерно одно человеческое поколение. Таким образом, через равные интервалы продолжительностью в 35-40 лет людям приходилось возводить рядом с обветшавшими жилищами новые (Источник).

Но, как мы знаем, дома носителей культуры Кукутени-Триполье сжигались примерно через 70 лет после постройки. То есть, получается, что срок жизни деревянных домов удвоился в более поздней культуре Триполья? Или это связано с большей мобильностью "ленточников" (они практиковали подсечно-огневое земледелие)?


 

Мама Кока.

Многие археологические раскопки на побережье Перу говорят о давнем употреблении коки. Имеются сведения, что коку выращивали ещё за две тысячи лет до того, как инки образовали свою империю. Шульц утверждает, что кока давно связана с человеческими существами, так как она, насколько известно, уже долгое время не существует в диком виде.

Легенда, объясняющая происхождение коки, рассказывает историю Ку́ка Ма́ма или Ма́ма Ку́ка (кечуа Kuka Mama), которую называли "матерью коки". Когда эта прекрасная женщина была казнена за её сексуальную невоздержанность, её тело разрезали на куски и разбросали по земле. Из её останков выросли кусты коки, подарив свои восхитительные листья людям. Богиня любви у инков представлена с листом коки в руке. По мнению некоторых авторов, это символизирует свойство растения возбуждать сексуальные чувства.

По всей видимости, инки позаимствовали коку вместе с другими растительными галлюциногенами и со временем стали рассматривать её как самое священное растение. Они считали её живым проявлением божественного и обращались с землями, на которых она росла, как со святынями. Инки создавали специальные плантации для выращивания коки - настолько она была важна для них как посредник в общении с миром сверхъестественного. Как и другие галлюциногены, кока использовалась инками для предсказания будущего. Прежде чем предпринять какое-нибудь важное действие, инка советовался с божественными силами: он обращался к коке, чтобы она помогла ему принять решение.

О церковном "мужикизме".

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин и церковные писатели приписывали введение обычая оскопления вавилонской царице Семирамиде. Но это, конечно, чушь и вздор. Евнухи существовали уже в III тыс. до н. э., задолго до Семирамиды. Скопчество связано с появлением царских гаремов. Никто лучше евнухов не мог охранять царские гаремы, не возбуждая ревности господина. Поэтому скопчество, естественно, связано с мужской "вертикалью власти", оно является следствием патриархальных отношений. Разделение мужчин на "тузов" и "шестёрок" позволило первым обращать в рабство последних и делать над рабами всё что им вздумается, в том числе и скопить их.

Ernest Normand. The Bitter Draught of Slavery

10 октября 2021

Загадочные женщины-моуры, построившие дольмены в Португалии.

В Европе существуют легенды о таинственных женщинах, которые строили дольмены. Археолог Хенна Линдстрём из Хельсинского университета в своей магистерской работе проанализировала фольклор и легенды, рассказывающие о сверхъестественных создательницах и хранительницах португальских дольменов. О легендарных строительницах мегалитов Линдстрём пишет: «Согласно легендам, эти женщины обладали сверхъестественной силой. Их представляли в виде красивых полуженщин-полузмей или полуженщин-полубыков, они охраняли дольмены, умели общаться с мёртвыми, ткали солнечные лучи и даже считались создательницами мира. Они научили людей ткать, прясть, готовить сыр, варить пиво, пахать, подарили людям овец, свиней и коров. Само название «моуры» свидетельствует о возможной связи с другими европейскими богинями, в частности древнегреческими мойрами, богинями судьбы. Искусство и символика португальских дольменов, их ориентация на восход солнца или полнолуние свидетельствует, что их строители могли верить в перерождение. Мегалиты использовали для захоронений, но, очевидно, это не было их единственной функцией. Скорее всего, они выполняли ту же роль, что и церкви в эпоху христианства, которые были духовными центрами» (Источник).

Каса-да-Моура («Дом моуры»), дольмен в Португалии.