12 марта 2022

Архаическая Сардиния.

Женские статуэтки, изготовленные из камня, кости или вылепленные из глины, свидетельствуют о древнем культе средиземноморской богини-матери на Сардинии. Культ восходит к среднему неолиту - IV-III тысячелетиям до нашей эры.

К сожалению, сохранились лишь головы статуэток богини-матери.

 

На нижеследующей картинке можно видеть, как, по мнению реконструкторов, могли выглядеть эти статуэтки "в полный рост".


"Тучность" изобразительных форм напоминает мальтийский и, одновременно, эгейский стиль.

Этруски - с Сардинии?

Глядя на этот сосуд нурагической культуры острова Сардиния (около 3000 лет назад),


 я вспомнил про леопардов на настенных росписях этрусских гробниц.


Подобная форма посуды на Балканах известна с IV тысячелетия до нашей эры.Очевидно, такого рода кувшины лепились вручную из глины. Можно предположить, что их внешний вид (неправильной формы) обусловлен формой внутренней «опалубки», на которую наносили слои глины. Возможно, в роли «каркаса-формы» использовали надутый бурдюк из желудка барашка. После лепки, бурдюк сдували, а кувшин обжигали. 

Но меня более интригует сходство орнамента в виде кружков и точек. Я уже высказывал предположение о том, что этруски переселились в Тоскану с острова Сардиния. Похожие кружки и точки на нурагическом сосуде и и на настенной росписи этрусской гробницы косвенно подтверждают эту догадку.

11 марта 2022

Об истоках культа Таммуза.

Стивен Лэнгдон в монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019) говорит, что само имя Таммуз - шумерское и означает «преданный сын». Но, очевидно, культ Таммуза древнее того времени, когда шумеры пришли в Междуречье. "Он появляется на заре истории, точно до 3000 г. до н.э., как фигура, уже установившаяся в шумерском пантеоне. Культ, очевидно, зародился гораздо раньше, ведь когда начинаются наши эпиграфические источники по месопотамской истории, перед нами уже высокоразвитая религия".

А когда шумеры поселились в Месопотамии? Вопрос, конечно, интересный. Однозначного ответа нет. Называются разные даты, от конца 4-го тыс. до н. э. до начала 3-го тыс. до н. э.

Я полагаю, что культ Таммуза сформировался в лоне Убейдской культуры.


 

К вопросу о сжигании поселений Трипольской культуры.

Виктор Сарианиди пишет (В поисках страны Маргуш, с. 16):

"В древности обожжённого кирпича ещё не было. При строительстве зданий использовался сырцовый кирпич прямоугольной формы длиною до полуметра. Сотни и тысячи таких формованных кирпичей штабелями сушилось на солнце, прежде чем пойти на строительство. Как и теперь, стены строили из кирпичей на жидком глиняном растворе, а затем с обеих сторон покрывали глиняной же штукатуркой. Этнографические наблюдения современных сырцовых домов Востока показывают, что такой дом мог существовать не более 50-60 лет, после чего уже было бессмысленно его ремонтировать. Пришедший в ветхость, дом разрушали, битый кирпич утрамбовывали под прочный фундамент, и на старом месте возводили стены нового дома. Иногда обитатели старого дома свою новую постройку переносили на другой конец поселения, и тогда заброшенный участок мог превратиться в мусорную свалку".

60 лет — это близко к семидесяти годам жизни трипольских домов, о чём говорилось в статье "Ещё одна версия сжигания поселений Трипольской культуры". Кстати, трипольцы строили глинобитные дома. Параллель с Маргианой подтверждает высказанное мною предположение, что трипольцы сжигали свои дома просто потому, что легче, проще и дешевле построить новый дом, чем ремонтировать старьё.

Круглое значит хорошее.

Каменное яйцо, стоявшее посреди женской могилы V века нашей эры в Фюрислунде (Fyrislund) недалеко от Уппсалы. Археологи считают, что оно символизировало возрождение.  

Кстати, в русском языком антонимом слова "хороший" является "худой". Значит, "хороший" - не худой, а округлый. Очень близко звучание слов "хорошо" и "хоровод". То есть, хорошо то, что имеет округлую (или шаровидную) форму, а всякая "ущербность" в данном контексте означает "худо", противоположность "добра". 

Здесь можно вспомнить пересказанный Платоном древний миф (может быть, исходящий от до-греческого населения Эллады) о том, что первые люди на Земле были шаровидной формы и они парили в небе как воздушные шарики. Потом Аполлон разрезал их пополам, и из тех половинок появились мужчины и женщины, которые с тех пор ищут друг друга и обнимаются, пытаясь снова "слиться" воедино, и когда они чувствуют, что нашли друг друга, они говорят, что "на седьмом небе" от счастья.

Да, и здесь снова надо обратить внимание на округлые формы палеолитических "венер". Да и не только палеолитических. А, например, "богинь" культуры Кукутени-Триполья.


10 марта 2022

Кого хоронили в дольменах?

М. Б. Рысин в статье "КУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И КУЛЬТУРА СТРОИТЕЛЕЙ ДОЛЬМЕНОВ НА КАВКАЗЕ" говорит, что "из известных сегодня около 3000 дольменов [на Кавказе] археологически изучено не более 6%, причём методика раскопок далека от совершенства".

Да, уж... В постсоветской России, от продажи энергоресурсов, бабла было просто немерено, а на науку вообще и на археологию в частности - кукиш с маслом. 

М. Б. Рысин утверждает, что "захоронения в дольменах были не единственными типами погребения у носителей КСД Западного Кавказа. К такому выводу можно прийти уже только потому, что в дольменах почти не встречаются детские погребения. Кроме погребений в дольменах встречаются захоронения в каменных ящиках; гробницах с ложным сводом, наземных либо углубленных в грунт (Красная Поляна), в грунтовых ямах. Вне дольменов встречаются как вторичные погребения, так и трупоположения (скорченные на боку, выпрямленные на спине). В самих дольменах, как правило, совершались вторичные погребения декарнированных костей. Кости складывались кучкой (в мешке), без анатомического порядка, часть костей посткраниального скелета отсутствует. Часто можно проследить тенденцию укладывать череп поверх длинных костей конечностей (видимо, такое расположение костей привело к распространённому заблуждению, что в дольменах погребены “сидячие” костяки). Обычно в дольмене погребены кости 4–6 покойников, иногда их число доходит до 30 (Эшери, дольмен № VII). Погребальный обряд КСД позволяет выделить следующие группы (взрослых) погребённых с различным прижизненным статусом: 1) безинвентарные погребения на площади возле дольменов; 2) погребения в дольменах без инвентаря; 3) погребения в дольменах, сопровождаемые амулетами-“украшениями” (височное кольцо, бусы, подвески), шилом; 4) погребения в дольменах с “украшениями” и статусным инвентарём (крюком, кинжалом, топором, теслом). Если судить только по редкости погребений с оружием, военная функция в обществе КСД была очень низкой".

Как признаётся М. Б. Рысин, "по данным археологических источников можно составить лишь самое общее представление о социальной организации племён КСД Западного Кавказа. Всё же, косвенные признаки позволяют предположить, что это было общество с оформившейся социальной элитой".

Ну, это всё вилами по воде писано. Если старейшина деревни - лицо выборное, то о какой элите может быть речь? Элиты образуются лишь с появлением тирании, или деспотии, когда правители, опираясь на армию, аппарат подавления и устрашения противников самодержавия, передают власть своим детям. Можем ли мы доказать наличие государственности у носителей КСД? Сомневаюсь я, однако...

Тут возникает прелюбопытнейший вопрос: если в культуре строителей дольменов существовали различные типы погребений, то кого же тогда хоронили в дольменах? Сказать, что там хоронили вождей, язык не поворачивается, так как уж слишком беден и скуден погребальный инвентарь для вождей. Я предполагаю, что там хоронили шаманов (или шаманок?). Это соответствует т. наз. "воздушным погребениям" у некоторых сибирских народов. 


В таких деревянных колодах раньше хоронили шаманов. 

Эгалитарное общество Закавказья ок. 4000 г. до н. э.

На основе материальных остатков VI–II тыс. до н. э., найденных на территории Закавказья, К. Х. Кушнарёва в статье "Ранние комплексные общества Южного Кавказа" пишет:

"Характерна скученность и хаотичность застройки, бедность и монотонность внутреннего убранства жилищ, отсутствие домов с более комфортным устройством, помещений особого назначения, а также незащищённость посёлков и др.; эти же черты свидетельствуют о имущественном равенстве членов общин.

Членов общин, помимо родства, объединяли коллективная собственность на землю и коллективный труд. Распределение продуктов питания, судя по хранилищам в каждом доме, было посемейным. О бедности и равенстве говорят также погребения. На могильнике Кюль-тепе, в частности, где было открыто 85 погребений, 54 (63,5%) оказались безинвентарными, что по принятой оценочной шкале квалифицируются как бедные.

Этнографические примеры показывают, что организаторами в подобных обществах были старейшины (или советы старейшин), т. е. уважаемые члены общины, имевшие высокий авторитет в коллективе. При отсутствии материальных привилегий они имели лишь особый социальный статус, считаясь первыми среди равных (primus inter pares). В древних сообществах прижизненный статус таких старейшин, среди которых могли быть и женщины, материализовался, в частности, положением в их могилы неких символов – булава, жезл, ожерелье, зеркало, пояс (Чатал-Гуюк и др.). В упомянутом могильнике Кюль-тепе только в двух (из 85) погребениях находились навершия булав и максимальное (до 4) количество сопровождающих атрибутов. Эти погребения, скорее всего, принадлежали старейшинам кюльтепинской общины".

Имея в виду поселения куро-аракской культуры, существовавшей в Закавказье около 4000 — 2200 гг. до н. э., К. Х. Кушнарёва сообщает:

"Основой социальной структуры общества являлась большесемейная община, что в археологическом выражении закрепилось прежде всего в создании многокомнатных домов, где в каждом помещении проживала малая семья. Многокомнатные дома этого времени известны на многих кавказских поселениях (Самшвилде, Амиранис-гора, Сигитма, Верхний Гуниб). В одном из горизонтов поселения Шенгавит, например, открыт комплекс из 12 прямоугольных комнат, в который встроено одно круглое помещение, трактуемое как святилище. Общая площадь помещений (155 м2) и внутреннего двора (55 м2) составляла 210 м2. Этот многокомнатный дом со святилищем был местом обитания большесемейной общины. Судя по количеству таких святилищ (13), открытых на 1/15 площади поселения, в том же горизонте размещалось всего около 200 многокомнатных домов".

Это напоминает и Чатал-Хююк, и крито-минойские города, и - отчасти - "длинные дома" носителей культуры линейно-ленточной керамики. Наверно, такие дома не были как солдатские казармы, без перегородок. Наверняка эти дома были "многоквартирными"; заниматься сексом на глазах у всей большой семьи крайне неудобно.

"Общины имели общее хозяйство – посевные поля, пастбища, охотничьи угодья, мастерские, хранилища, культовые центры. Труд был коллективным, распределение посемейным", - пишет далее К. Х. Кушнарёва.

 "Особое место на поселениях занимали общественные святилища – средоточие духовной жизни коллективов. Их характер определялся такими факторами как размер поселения, а следовательно, количество проживавших на нём людей, благосостоянием последних, а также ролью конкретного поселения в иерархической структуре округи. В крупных поселениях сооружались монументальные культовые комплексы, тогда как в сёлах устраивались небольшие молельни. На скромном же селище Квацхела здание святилища ничем не отличалось от обычных домов, на его особые функции указывали лишь атрибуты внутреннего убранства. По-видимому и в сельских святилищах отправление культа также совершали люди, наделенные жреческими функциями. Скорее всего такой жрицей была женщина, похороненная в особом убранстве в одной из могил кладбища Квацхелы: на её голове была медная диадема с изображением священных животных (олени, аист) и астральных символов. Одежду погребённой дополняли браслеты, кольца, височные подвески и пр. Это погребение резко выделялось на фоне скромных могил Квацхелы".

"Наряду с общинными святилищами в центре каждого дома находились культовые очаги – средоточие духовной жизни малых семей. Эти “рогатые” очаги были декорированы рогами быков и головами баранов". 

"Булавки" беденской культуры.

Беденская культура бронзового века в Закавказье (Восточная Грузия) датируется 26 – 22 веками до н. э. Очевидно, это была патриархальная культура, так как повсюду встречаются большие и малые курганные погребения. Но, вполне возможно, в ней сохранились многие элементы более древней матриархальной культуры. В частности, вот эти "булавки" с двуволютными головками.


Они, с одной стороны, напоминают крито-минойские лабрисы, а, с другой стороны, - по форме похожи на Ф-образных "богинь", о которых я говорил вчера в статье Ф-образные "богини".

Кстати, я обратил внимание на трипольские женские статуэтки. Статуэтками их можно назвать с большой натяжкой, так как все они - безногие.


Похоже на то, что эти статуэтки втыкали в землю, и так они держались в вертикальном положении. 

Может быть, и беденские "булавки" так же втыкали в землю? 

Ну, типа, мы сейчас ставим кресты на могилах, а они раньше втыкали в землю свои "булавки" (или "богини")... О символическом сходстве лабриса и креста я говорил уже неоднократно.


09 марта 2022

Ф-образные "богини".

На севере Германии археологи обнаружили древнюю обнажённую женскую фигурку из бронзы. Артефакт датируется последним периодом скандинавского бронзового века (около 740–550 годов до нашей эры).

Бронзовая антропоморфная фигурка, обнаруженная археологами на памятнике Вельтзин-13

"По всей видимости, около 740–550 годов до нашей эры её оставили в качестве подношения на важном торговом пути в долине реки Толлензе. Около 1300–1200 годов до нашей эры здесь произошла битва, в которой, похоже, погибло несколько сотен человек. Возможно, в ней могли принять участие около трёх—четырёх тысяч человек. Исследователи выдвинули гипотезу, что местные жители могли спустя несколько столетий хранить коллективную память о крупном вооружённом конфликте, произошедшем в долине реки Толлензе около 1300–1200 годов до нашей эры. В таком случае фигурка могла быть оставлена на памятнике Вельтцин-13 во время поминовения, хотя подтверждений этому нет", - сообщает Михаил Подрезов в статье "В Германии обнаружили древнюю обнажённую женскую фигурку из бронзы".

В той же статье приводится изображение аналогичных антропоморфных фигурок из Скандинавии.

Опиумный мак в Старой Европе.

Вокруг Альпийских гор археологи находят много свайных поселений эпохи неолита.

Находки свайных неолитических поселений альпийского региона на карте / ©UNESCO

Реконструкция свайных жилищ неолита в Швейцарии / ©wikipedia.org

"Свайное поселение Изолино-Вирджиния на озере Варезе считается одним из самых древних и хорошо сохранившихся образцов жилищ такого типа, хотя вообще в Альпах их нашли более сотни. Сейчас оно представляет собой искусственный остров.

Учёные взяли керны отложений вокруг поселения и определили возраст найденных там растительных остатков с помощью радиоуглеродного датирования. Согласно результатам, это место было заселено уже в 4950-4700 годах до нашей эры. Но интересен не только возраст жилищ: гораздо любопытнее то, что выращивали их обитатели.

Макроостатки растений указывают на выращивание ячменя (Hordeum vulgare var. nudum) и пшеницы (Triticum aestivum/durum/turgidum), а также на сбор плодов, таких как лесные орехи (Corylus avellana) и желуди (Quercus sp.). Кроме того, в образцах выявили следы опиумного (снотворного) мака (Papaver somniferum)", - сообщается в статье "На искусственном острове семь тысяч лет назад выращивали опиумный мак".

Это очень интересно...

08 марта 2022

Великая тайна воды.

"В традиционной патриархальной символике "воды" аналогичны женскому началу: их общий древний символ — перевёрнутый треугольник ▼, очертаниями напоминающий женский лобок и вульву", - говорит Юлиус Эвола, и тут с ним можно согласиться.

Я давно уже заметил, что вода "дружит" с камнем: ключи бьют из-под камней, и в углублениях на камне (т. наз. «божии следки», т. е. следы ноги Божьей Матери) собирается целительная "живая вода". А камень, в свою очередь, "дружит" со змеями; змеиные мотивы встречаются довольно часто на каменных стенах мегалитических сооружений. В качестве примера, я приведу здесь пару изображений мегалитов Гёбекли-Тепе.

Гораздо чаще на стенах дольменов можно увидеть волнистые линии, и там совершенно невозможно понять: то ли это змеи, то ли это стекающие струи воды.

Связь воды со змеями принципиально важна. Потому что вода - это "кровь" Земли, кровь женщины - древней богини Геи. Интересно, что первенцами Геи, появившимися на свет в первый миг творения, были титаны и титаниды. Ещё более интересно, что Ономакрит представил титанов «виновниками страстей Диониса». 

Матриархальные корни Мирового Дерева.

В. Тёрнер в своей монографии "Символ и ритуал" (1983) пишет:

"Так, я показал [2, с. 21—36], что дерево мудьи, или молочное дерево (Diplorrhincus mossambicensis),— центральный символ ритуала совершеннолетия девочек у народности ндембу в Северо-Западной Замбии — на своём нормативном полюсе представляет женственность, материнство, связь матери с ребёнком, девочку-неофита, проходящую посвящение в зрелую женственность, специфический матрилинидж, принцип матрилинейности, процесс изучения «женской мудрости», единство и прочность общества ндембу, а также все ценности и достоинства, присущие различным отношениям — семейным, правовым и политическим,— контролируемым матрилинейными родственниками".

Просто поразительно, насколько это описание близко культуре Древнего Египта!

Богиня предлагает Воды Жизни писцу Пэй 19-й династии

Где - Замбия, и где - Египет? Между ними - тысячи километров, а мифология - одна и та же. Я уже говорил о том, что смоковницы (или фиговые деревья) и финиковые пальмы почитались священными деревьями на Ближнем Востоке. Из-за чего? Из-за того, что они, как матери-кормилицы, питают своими плодами и людей, и животных. Тут уже заключена целая натурфилософия. Можно написать "евангелие от растения". Кстати, наш культуролог В. Гачев как раз и написал монографию под таким названием.

А что там в Микронезии?

Федеративные штаты Микронезии. 

В данный регион входят вулканические острова Яп [1] и группа атоллов к востоку от них. Несколько последних десятилетий среди населения атоллов возникла тенденция переселяться на Яп. Дело в том, что сначала немецкие колонизаторы, а затем японцы и сменившие их американцы построили на Япе патриархальную "вертикаль власти". Организация промышленных предприятий (заготовка копры, добыча фосфатов) означала переход к ним значительной части земли и знакомство населения с товарно-денежными отношениями. Вследствие этого произошёл раскол туземного традиционного общества на богатых и бедных. На Япе образовалась каста "тузов", которые стали обращаться с жителями атоллов как с "шестёрками", которых можно "бить". В терминах традиционного этикета эти роли позиционировались как «родители — дети». Но это не меняет сути дела: родители тоже бьют своих детей. 

А. А. Лебедева в статье "Современные этносоциальные процессы на западе Каролингских островов" сообщает:

"Прибывшие отрабатывают право на своё проживание, расчищают посадки своего вождя, оказывают ему различные услуги. Так, когда патрон одной из моих информанток с атолла Фаис лежал в больнице, она готовила ему еду (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). В качестве натуральной платы самыми распространёнными и ценимыми предметами остаются тканые лава-лава — несшитая поясная одежда, изготавливаемая женщинами (The Cambridge history of the Pacific Islanders 2008: 103; Petrosian-Husa 2005: 15; Лебедева 2018: 24; Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). Если посчастливится устроиться на работу, могут платить и деньги, но случается это редко. Рынок труда на Япе очень невелик, учитывая игрушечные размеры острова и немногочисленные места административных служащих, учителей, врачей, заняты преимущественно самими япцами. Считается, что встречные «обязанности» вождя по отношению к подопечным — оберегать их, разрешать конфликты, но из контекста ясно, что они номинальны (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 18).

В действительности положение приезжих более чем шаткое. Это видно уже из того, что они не строят дорогих, рассчитанных на долгое время домов, их жилища из максимально дешёвых и доступных материалов. Так, в деревне ифалукцев дома состоят из столбового каркаса, обшитого кровельным железом. Крошечные хижины фаисцев порой представляют собой просто спальное место, защищённое стенами и крышей (рис. 1). Земля не является их собственностью, и, строго говоря, даже не арендована. Они проживают здесь по соглашению, которое может быть расторгнуто в любой момент. В любой момент им могут сказать “убирайся!”» (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 15, 18)."

Рис. 1. Хижина в компаунде фаисцев. Фото А. А. Лебедевой

07 марта 2022

Сардинская "чаша Грааля"?

Этот с виду простой глиняный горшок (олла) на самом деле не так-то прост: учёные считают, что жители острова Сардиния эпохи нурагов использовали подобные сосуды для дистилляции - то есть, для перегонки алкогольных напитков.


Тут, очевидно, должен быть ещё один горшок, который устанавливался сверху. Эта технология мне хорошо известна, так как моя бабка была самогонщицей и я с раннего детства всё видел своими глазами. Ещё и снег зимой таскал для охлаждения, чтобы лучше происходила конденсация паров. 

Горшок на фотографии происходит из нурага Настаси (или Анастаси) и относится к XIV-XII векам до н.э. Нураги - это большие каменные башни, которые сардинцы строили со второй половины II тысячелетия до н.э. до VIII века до н.э. Вокруг этих башен образовывались деревни. Но вот точное предназачение нурагов пока неясно.

Сардинские нураги

Кажется, жители этих нурагов были любителями "зелёного змия"...

Интересный вопрос: а в какой мере арийское нашествие на Старую Европу было спровоцировно наличием спиртных напитков у неолитических земледельцев? Где-то я читал, что анты и склавены "ломанулись" на территорию Византии в VI веке из-за того, что у греков было много "бухла", то есть вина из винограда. На севере же делали "мёд" из диких ягод, но он бродил слишком долго и его было слишком мало. Может быть, и в более древние времена мужики двигались с севера на юг в поисках "чаши Грааля" с нескончаемой выпивкой?

Путь Бобра.

В погребении рубежа X-XI веков, открытого археологами в Васильках Владимирской области, были обнаружены модели бобровых лап.
 
Лапы находятся в собрании Исторического музея в Москве.

Их вылепили из глины, но обжигать не стали. Это значит, что их изготовили только для погребальной церемонии. Зачем же их положили в могилу? Точного ответа на этот вопрос нет.
 
Попробую я погадать на кофейной гуще... Как известно, в семье бобров царит матриархат, то есть главой семьи является исключительно самка. Если в тех местах, где археологи нашли эти лапы [1], существовал культ бобра, то - вполне возможно - этот культ был матриархальным. И, далее, представляем себе этот культ по аналогии с христианством. Иисус Христос говорил: "Аз есмь Путь, Истина и Жизнь" (Ин. 14:6). Примерно то же самое мог говорить и бобр. Иисус говорил ученикам: "следуйте за Мной". И бобриное "спасение" могло заключаться в пути по его следам. Эти-то следы мы и видим в погребении. Они свидетельствуют о том, что умерший (или умершая) при жизни подражал(а) бобрам. У бобров есть чему поучиться. Бобр - добр. Бобры являются вегетарианцами. Вегетарианство - это уже начало духовной жизни. Бобры - "трудоголики", они строят плотины и живут в домиках-хатках посреди своих плотин. Активный образ жизни бобров приходится на вечернее время суток и ночь. И ведьмы (те, кто "ведают" силу трав и заклинаний) тоже днём спят, а по ночам бдят.
 
Конечно, моё толкование бобриных лапок весьма и весьма спорно. Но другого-то и вовсе нет! Учёные лишь предполагают, что это предмет культа, хотя и очень загадочный. Дальше этого расплывчатого определения они не идут. Я сделал шаг вперёд, на свой страх и риск.
 
--------------------------------------------------------------------------
 
[1] Территория распространения таких предметов в Восточной Европе ограничена лишь Ярославской и Владимирской областями. В Западной же, за исключением единичных экземпляров в Швеции, подобные находки были сделаны на Аландских островах в Балтийском море.

06 марта 2022

Эгалитарные хороводы.

Laura Shannon в статье "Language of the Goddess in Balkan Women’s Circle Dance" обращает внимание на женские ритуальные танцы.

Adrienne Stein. «Канун дня святого Иоанна»

Она справедливо замечает, что существуют "мужские" и "женские" танцы. Мужские танцы, как правило, соревновательные. Женские танцы, наоборот, лишены соревновательного духа [1]. Все движения в них - простые и лёгкие, так что эти танцы доступны абсолютно всем, даже детям. В "женском" танце главное - не победа, а участие. В "женском" танце, точнее говоря - в хороводе, осуществляется, во-первых, инкорпорация всех членов общины в единое "тело", и, во-вторых, в центре круга образуется священное пространство, а свято место, как известно, пусто не бывает. 

"Круги танцующих фигур - чаще всего женских - изображались на протяжении тысячелетий в наскальной живописи и фрагментах керамики в Европе и на Ближнем Востоке. Изображения танцующих женщин появляются уже уже в 14 000-12 000 гг. до н.э., с заметным изобилием в период с 7 000 до 4 000 гг. до н.э, что полностью совпадает с распространением сельского хозяйства", - говорит Laura Shannon.

Божественный андрогинизм.

Мария Гимбутас утверждает, что, что главное божество Старой Европы - Великая Богиня - представляется андрогинной и, будучи андрогином, это божество является верховным творцом, который создаёт всю жизнь из себя самого (в отличие от индоевропейской Матери Земли, которая должна быть оплодотворена мужским божеством, чтобы породить жизнь). 

В качестве иллюстрации здесь можно обратиться к образу древнеегипетского божества Атум, которое воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Мягко выражаясь, Атум "сочетался" со своей рукой, или, грубо говоря, подрочил и "кончил" себе в рот, а затем выплюнул изо рта близнецов влагу — Тефнут и воздух — Шу, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут, а от них — Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

"Венера" из Ренанкура.

Исключительно интересная фигурка "венеры" найдена в слое с органическими остатками, которые были радиоуглеродно датированы 23 000 лет назад, на доисторической стоянке Ренанкур в Амьене, на севере Франции.

У этой "венеры" из Ренанкура есть удивительная "причёска", представленная сеткой из тонких надрезов, похожих на те, что имеются у "венеры" из Брассемпуи (Ланды), также известной как "Дама с капюшоном".

Venus de Brassempouy- 24000-26000 B.P.

28 февраля 2022

Патриархат.net

"Патриархальная семья с самого начала формируется как некая суверенная держава, во внутреннюю жизнь которой не вправе вмешаться никто. В точке своего возникновения эта семейная община, объединив в себе несколько поколений родственников, а вмести с ними и многих, кто не связан кровными узами, возникает как абсолютно самостоятельное, независимое начало, которое вынуждено исключительно собственными силами обеспечивать свое существование. Собственно, это и есть социум в миниатюре, самостоятельный социальный организм, над которым (первоначально) нет никакой другой формы организации", - говорит Е. Д. Елизаров в своей монографии "Великая гендерная эволюция".

Назовём это описание "классическим патриархатом". Такой патриархат имел место быть в самой ранней истории греков и римлян. Домохозяин - царь и бог, и никто ему не указ. 

Понятное дело, что с появлением государства такой "классический патриархат" совершенно исчез. Ну какой ты, нахер, патриарх, если какой-нибудь полоумный император Калигула убивал всех, в ком подозревал наличие ума, здравого мышления. Чтобы сохранить свою жизнь, патриархам надо было играть унизительную роль шутов гороховых. 

То, что мы имеем сегодня, нельзя назвать ни патриархатом, ни матриархатом. Если отцов и матерей государство лишает родительских прав и отбирает у них детей, это значит, что сами отцы и матери - лишь номинальные хозяева детей, над которыми возвышается настоящий Хозяин - Левиафан. Ситуация напоминает современное землевладение, по которому единственным и полноправным хозяином всей земли является государство, а люди владеют землёй лишь с "санкции соответствующих органов", которые выдают разрешительные "бумажки" на владение земельным участком, при соблюдении определённых условий, в частности, ежегодной уплаты налогов в государственную казну.  

Пришлось согласиться с "МД-шниками".

С высказываниями представителей "Мужского движения" о том, что современная Россия является "матриархальной" страной, можно согласиться лишь в одном отношении. В России женщины численно преобладают над мужчинами. На начало 2020 года в России на тысячу женщин в среднем приходится 866 мужчин. Стало быть, и электорат состоит в основном из женщин. Так что, власть в России выбирают они. Они же и в школах работают, где, как правило, размещаются избирательные участки. Как пишет автор блога "Жизнь обычной школы" в статье "Почему учителя всегда работают на избирательных участках?", "Покорность и пластичность, которые у большей части педагогического сообщества вырабатываются из-за неуверенности и запуганности, сделали из педагогов идеальных членов и секретарей разных избирательных кампаний!"

Источник картинки.

 

27 февраля 2022

Примета времени.

Валерий Соловей говорит (11:22), что "спрос на оккультные услуги в Москве колоссален, и вы с удивлением обнаружите, что в первом ряду — это чиновники, а точнее — их жёны, жёны чиновников". 

Значит, скоро грядут большие перемены. "Красному калению" в политике всегда предшествует "белое каление" в оккультизме. Тут можно вспомнить "оккультный бум" в России накануне февральской революции 1917 года и аналогичный "оккультный бум" в СССР накануне "перестройки".  


 

Гопники — арии — пассионарии...

"Зачем гопнику работать и развиваться, если он всегда может всё отобрать или на крайний случай уничтожить соседский дом? Гопнику нужно хорошее оружие. Больше он ничего делать не умеет и не хочет" (mubarizoruc)

Очевидно, это сказано про древних ариев, которые, оседлав лошадей и вооружившись "до зубов", устремились в культурно развитую матриархальную "Старую Европу". 

Причём, здесь надо чётко отличать гопников от мужчин традиционных обществ. Взять хотя бы саамов в качестве характерного примера. Их мужчины столетиями и тысячелетиями совершали сезонные миграции с оленями по "кругу" и никогда не выходили за пределы этого "круга". А почему арийские пастухи, вместо хождения по "кругу", устремились на запад по прямой линии? Говорят, типа, что произошли там, в евразийских степях, какие-то климатические изменения, то-ли похолодало, то ли, наоборот, стало слишком сухо, и они "снялись" со своих насиженных мест в поисках лучших пастбищ для скота. Интересно, что в 80-х годах XX века жесточайшая засуха погубила 90 % рогатого скота племени химба, но химба никуда не ушли со своих насиженных мест в пустыне Калахари. Химба умирали от голода, но при этом никого не грабили. Наверно Лев Гумилёв сказал бы, что химба - не пассионарии. Ну, а что такое эти "пассионарии"? Может быть это специальный научный термин, который Гумилёв придумал для обозначения гопников?

Антропологический этюд.

Вот вопрос: а могут ли такие няшки-милашки существовать вне весьма специфичного культурного окружения?


Или поставим вопрос несколько иначе: могли ли существовать такие экземпляры рода человеческого, допустим, 100 000 лет назад? Или 1 000 000 назад? 

Очевидно, что нет. 

Современная антропология определяет человека исключительно по "мясу", даже по строению скелета, и в этом отношении она не видит никакого различия между человеком и обезьяной. Но мы-то видим это различие! Пролегает бездонная пропасть между этими "инопланетянками" ангелоподобной внешности и обезьянами. Хотя, например, профессор Моррис Гудмэн, руководитель исследований ДНК шимпанзе при университете Уэйна в Детройте) полагает, что, согласно данным генетического анализа, к роду Homo следует причислять также обыкновенного шимпанзе и бонобо (Homo troglodytes и Homo paniscus соответственно). 

Каннибализм как терроризм.

Вообще говоря, я крайне скептически и критически отношусь ко всем сообщениям о каннибализме. Ну, наверно, потому что подавляющая часть этих сообщений исходит не из академических трудов по этнографии, а, так сказать, из "непроверенных источников". Но вот - в серьёзной монографии Е. Д. Елизарова "Великая гендерная эволюция" - читаю: 

"В июне 2013 телевизионный эфир потрясли кадры, на которых боец сирийской оппозиции поедает внутренности своего врага, правительственного солдата".

Поверим Елизарову и допустим, что это были не постановочные кадры. Предположим, что там имел место акт ритуального каннибализма. Но меня совершенно не устраивают "объяснялки" этого людоедства. Обычно говорят, что каннибалы верят в то, что если они съедят сердце своего врага, то они сами станут таким же храбрыми. Это, типа, магия такая. Но здесь концы не сходятся. Боец сирийской оппозиции наверняка питал глубочайщее отвращение к своим врагам. Наверно, вкушать "ливер" своих врагов не пришло бы в голову даже умирающим от голода ленинградским блокадникам. Тем более, бойцы Красной армии не стали бы есть "требуху" эсесовцев, чтобы впитать в себя арийский дух. Короче, магия тут работает.

Остаётся лишь два варианта истолкования каннибализма. 

Согласно первому варианту, к которому я более склоняюсь, публичный каннибализм (а Д. Елизаров привёл пример именно публичного каннибализма, снятого на видеокамеру, чтобы демонстрировать это urbi et orbi («городу (Риму) и миру»)) - это один из способов устрашения врагов. Боец сирийской оппозиции боится, очень боится правительственных солдат. И он, поедая внутренности одного из них, посылает другим недвусмысленный "месседж": "берегитесь, мрази, не попадайтесь мне на глаза, иначе и вас постигнет та же участь!" 

26 февраля 2022

Патриархальная семья как "бизнес-проект".

Недавно в статье "Семья в исторической ретроспективе" я говорил о том, что патриархальная семья — это основной институт частной собственности в первую очередь. В этом отношении показательно, как говорит Гаврила в фильме "Бумбараш": "Вон у меня — дом, мануфактура, статуэтки, корова, картины, телёнок, свечки, гуси, поросёнок, жена…". То есть, семья — это summum bonum (лат. "высшее благо") патриарха, его микрогосударство, в котором он - царь и бог. 

А что на сей счёт говорит этимология?

"Этимологические справочники говорят, что в русском языке слово «семья» представляет собой форму существительного, образованного от праславянского «сЪмь» («работник», «слуга», «домочадец», даже «раб»). Суффикс uj-а > ьj-а сообщает корню собирательный смысл, благодаря чему в исходном значении она объединяет в себе два признака: «живущих вместе» и автономную «административно-хозяйственную единицу». Оба признака нейтральны по отношению к родству, к крови, объединяемые ими лица могут быть совершенно чужими друг другу" (Источник).

Похоже на то, что в патриархальной семье родовые отношения отступают на задний план, а на первое место выходит своего рода "бизнес-проект". Я недавно смотрел видеоролик про одного финского предпринимателя, который на своём хуторе построил большую птицеферму, и там у него всё автоматизировано, остаётся лишь яички собирать с конвейера да складировать их перед погрузкой в автофуру, которая приезжает два раза в неделю. Вместе с тем финном проживает одна молодая русская женщина, которая помогает ему в бизнесе. Кажется, она просто сожительствует с ним, но, в принципе, довольна своей жизнью и своим положением в финской семье. Может быть, там у них нет никакой любви, но ей выгодно жить с ним, и ему выгодно иметь молодую помощницу. Наверно, раньше, в старой крестьянской России, было очень много такого рода браков. На невесту смотрели как на лошадь, чтоб она была молодая, сильная, здоровая, чтоб от неё была польза в хозяйстве.