08 марта 2022

А что там в Микронезии?

Федеративные штаты Микронезии. 

В данный регион входят вулканические острова Яп [1] и группа атоллов к востоку от них. Несколько последних десятилетий среди населения атоллов возникла тенденция переселяться на Яп. Дело в том, что сначала немецкие колонизаторы, а затем японцы и сменившие их американцы построили на Япе патриархальную "вертикаль власти". Организация промышленных предприятий (заготовка копры, добыча фосфатов) означала переход к ним значительной части земли и знакомство населения с товарно-денежными отношениями. Вследствие этого произошёл раскол туземного традиционного общества на богатых и бедных. На Япе образовалась каста "тузов", которые стали обращаться с жителями атоллов как с "шестёрками", которых можно "бить". В терминах традиционного этикета эти роли позиционировались как «родители — дети». Но это не меняет сути дела: родители тоже бьют своих детей. 

А. А. Лебедева в статье "Современные этносоциальные процессы на западе Каролингских островов" сообщает:

"Прибывшие отрабатывают право на своё проживание, расчищают посадки своего вождя, оказывают ему различные услуги. Так, когда патрон одной из моих информанток с атолла Фаис лежал в больнице, она готовила ему еду (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). В качестве натуральной платы самыми распространёнными и ценимыми предметами остаются тканые лава-лава — несшитая поясная одежда, изготавливаемая женщинами (The Cambridge history of the Pacific Islanders 2008: 103; Petrosian-Husa 2005: 15; Лебедева 2018: 24; Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 14). Если посчастливится устроиться на работу, могут платить и деньги, но случается это редко. Рынок труда на Япе очень невелик, учитывая игрушечные размеры острова и немногочисленные места административных служащих, учителей, врачей, заняты преимущественно самими япцами. Считается, что встречные «обязанности» вождя по отношению к подопечным — оберегать их, разрешать конфликты, но из контекста ясно, что они номинальны (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 18).

В действительности положение приезжих более чем шаткое. Это видно уже из того, что они не строят дорогих, рассчитанных на долгое время домов, их жилища из максимально дешёвых и доступных материалов. Так, в деревне ифалукцев дома состоят из столбового каркаса, обшитого кровельным железом. Крошечные хижины фаисцев порой представляют собой просто спальное место, защищённое стенами и крышей (рис. 1). Земля не является их собственностью, и, строго говоря, даже не арендована. Они проживают здесь по соглашению, которое может быть расторгнуто в любой момент. В любой момент им могут сказать “убирайся!”» (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 15, 18)."

Рис. 1. Хижина в компаунде фаисцев. Фото А. А. Лебедевой
И - далее - самое интересное. 

"Характерной особенностью культуры населения атоллов, в отличие от Япа, является значимая роль женщины в социуме. Женщина владеет землёй, передавая её по женской линии, соответственно формируется счёт родства и локальность брака. Исключением в последнем случае является Юлиси: ещё недавно исследователи отмечали, что в этой группе брак патрилокален (Элкайр 1988; Petrosian-Husa 2005: 5). По словам же моей информантки, которая родом с Юлиси, там сохраняется матрилокальная и матрилинейная системы, женщины передают землю и имя дочерям, мужчина уходит из семьи в дом жены. При этом она заметила, что население на Юлиси американизовалось в значительно большей степени, чем на Волеаи, в частности «не хочет ловить рыбу» (Архив МАЭ РАН. Ф. КI. Оп. 2. № 2165. Л. 1)".
А. А. Лебедева также отмечает, что "заметная особенность культуры выходцев с атоллов заключается в большей сохранности традиционных черт. Материалы и технологии изготовления ряда ремесленных изделий архаичны. Например, кручение бечевы из волокон кокоса восходит ко временам, когда эти тонкие, но прочные и гладкие верёвки использовались для скрепления деталей каноэ. Более привержены обитатели компаундов и традиционной форме одежды, особенно это относится к женщинам: некоторые из них на территории деревни предпочитают обходиться одной лава-лава".

Ну, о том, что женщины являются хранительницами Традиции, а острова - своеобразными "морозильными камерами" Традиции, я уже говорил неоднократно. Также я писал о том, что сравнительно бедные общества тендируют к эгалитарно-матриархальной модели развития, тогда как богатство стимулирует развитие патриархальных отношений (См.: При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3)). И здесь, на примере общественных отношений на Каролингских островах, я вижу, что мои представления вполне адекватны и соответствуют реальности. Это отрадно сознавать, когда видишь вокруг себя множество людей с иллюзорным, искажённым пропагандой сознанием.

Вполне возможно, что до появления европейцев и на самом Япе существовали эгалитарно-матриархальные отношения. Я сомневаюсь, что «Япская империя» существовала всегда. Очевидно, вождизм на Япе появился сравнительно поздно, как "калька" европейской государственности. Я даже допускаю, что вождей создала европейская колониальная администрация, как "гауляйтеров" над туземцами. Знаете, что такое капо? Это привилегированный заключённый в концлагерях нацистской Германии, сотрудничавший с нацистской администрацией. Возможно, и на вождей «Япской империи» нужно смотреть под этим углом зрения.

----------------------------------------------------------------------

[1] Состоят из четырёх относительно крупных и нескольких мелких островов, которые расположены очень компактно и разделены между собой узкими каналами.


Комментариев нет:

Отправить комментарий