27 февраля 2022

Каннибализм как терроризм.

Вообще говоря, я крайне скептически и критически отношусь ко всем сообщениям о каннибализме. Ну, наверно, потому что подавляющая часть этих сообщений исходит не из академических трудов по этнографии, а, так сказать, из "непроверенных источников". Но вот - в серьёзной монографии Е. Д. Елизарова "Великая гендерная эволюция" - читаю: 

"В июне 2013 телевизионный эфир потрясли кадры, на которых боец сирийской оппозиции поедает внутренности своего врага, правительственного солдата".

Поверим Елизарову и допустим, что это были не постановочные кадры. Предположим, что там имел место акт ритуального каннибализма. Но меня совершенно не устраивают "объяснялки" этого людоедства. Обычно говорят, что каннибалы верят в то, что если они съедят сердце своего врага, то они сами станут таким же храбрыми. Это, типа, магия такая. Но здесь концы не сходятся. Боец сирийской оппозиции наверняка питал глубочайщее отвращение к своим врагам. Наверно, вкушать "ливер" своих врагов не пришло бы в голову даже умирающим от голода ленинградским блокадникам. Тем более, бойцы Красной армии не стали бы есть "требуху" эсесовцев, чтобы впитать в себя арийский дух. Короче, магия тут работает.

Остаётся лишь два варианта истолкования каннибализма. 

Согласно первому варианту, к которому я более склоняюсь, публичный каннибализм (а Д. Елизаров привёл пример именно публичного каннибализма, снятого на видеокамеру, чтобы демонстрировать это urbi et orbi («городу (Риму) и миру»)) - это один из способов устрашения врагов. Боец сирийской оппозиции боится, очень боится правительственных солдат. И он, поедая внутренности одного из них, посылает другим недвусмысленный "месседж": "берегитесь, мрази, не попадайтесь мне на глаза, иначе и вас постигнет та же участь!" 

Ну, когда древние ассирийские цари зверствовали в завоёванных городах, они были очень близки к людоедству. Сдирание кожи с живых людей, выкалывание глаз, продевание канатов через просверленные губы и подбородки и тому подобные отвратительные изобретения считались весьма действенным способом запугивания покорённых народов. Дикая, не имеющая себе равных в мире жестокость ассирийцев дошла до того, что в Ниневии "некоторые башни столицы были покрыты кожей, содранной ассирийскими воинами с врагов». Даже страшный запах, исходящий от разлагающихся кож, не заставлял ассирийцев отказаться от подобной практики. Помимо обтянутых людской кожей башен путникам, прибывшим в Ниневию, представлялось следующее зрелище. «У ворот города нас встречает страшное зрелище: в деревянных клетках сидят полуголые, грязные, растрёпанные люди, с безумными глазами. Один покачивается, гремя цепями, другой рычит на проходящих, третий плачет, закрыв лицо руками, четвёртый спит, забившись в угол клетки. Кто они, эти жуткие подобия человека? Это когда-то знаменитые цари, побеждённые во время последних ассирийских походов; недавно царь Ассирии впряг их в свою колесницу, когда ехал в храм праздновать победу». Эти бывшие цари обязаны были в специальных ступках перетирать вырытые кости своих предков.

Пример из Геродота, который приводит Е. Д. Елизаров, тоже можно истолковать как акт устрашения врагов, своего рода террористический акт: «…в гневе на Фанеса за то, что тот привёл вражеское войско в Египет, придумали отомстить ему вот как. Были у Фанеса сыновья, оставленные отцом в Египте. Этих-то сыновей наёмники привели в стан, поставили между двумя войсками чашу для смешения вина и затем на виду у отца закололи их над чашей одного за другим. Покончив с ними, наёмники влили в чашу вина с водой, а затем жадно выпили кровь и ринулись в бой» [1]. "Это не простое запугивание: дескать, и с тобой, Фанес, будет то же, что с твоими детьми. Здесь совершенно другое – отголосок древней магии: «Теперь против тебя будут воевать твои собственные дети!»", - комментирует Е. Д. Елизаров. Однако я думаю, что здесь именно запугивание. Людоедство всегда шокирует. Каннибализм можно рассматривать как самый крайний вариант репрессий против врагов. Обычные простые люди (типа меня) прячутся, как мыши, по своим "норкам" даже при самых обычных репрессиях. Ну, а демонстративное людоедство, в таком случае, подобно публичной казни, только "покруче". Наёмники, жадно выпившие человеческой крови перед вступлением в бой, тем самым показали, что они - "звери", типа волков, и будут рвать своих противников, как волки - собак.

Другой вариант истолкования каннибализма может быть связан с суеверием. Дело в том, что некоторые психически больные люди, как, например, людоед Джумагалиев, создают своеобразную мифологию для оправдания своих поступков. «Я встал на сторону животных и с людьми делал только то, что они делают с животными», — говорил он. Тут могут быть всевозможные варианты мифотворчества, - человеческое воображение ничем не ограничено. Тут могут быть и какие-то превратно понятые религиозные идеи, но, в общем, к религии они не относятся, как не относится к бензину ослиная моча, которую добавлял в топливо Василий Алибабаевич, когда он работал на автозаправке.



-----------------------------------------------------------------------

[1] Геродот. «История». III, 11.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий