15 февраля 2023

О причинах княжеских междоусобиц в Древней Руси.

Отечественный исследователь В. M. Мисюгин, сравнив средневековые суахилийские хроники с древнеирландскими и древнерусскими письменными правовыми источниками, пришёл к выводу, что все они содержат следы более архаических норм наследования титула, т. е. наследования братом. Он назвал это правило «правилом ндугу» (по суахилийской традиционной терминологии «ндугу» —это родственник).

Суть данного правила состояла в том, что в династийном роду титул наследовал не сын умершего правителя, а следующий за ним по возрасту родной или двоюродный брат (по мужской линии). Однако это правило не распространялось на всех возможных представителей одного генеалогического поколения правящего рода, а касалось трёх старших (по порядку рождения). Далее титул переходил к их потомкам, к трём братьям следующего поколения, которые последовательно по возрасту пожизненно отправляли должность верховного политического главы.

Учёный считает, что до пожизненного правления титул правителя передавался в момент вступления в брак очередного наследника ещё при жизни предшествующего. Этот вывод исследователь делает, опираясь на данные по некоторым народам Восточной Африки, где передача власти осуществлялась от поколения к поколению, строго через определённые промежутки времени, что обязательно сопровождалось вступлением в брак представителей возрастной группы, входившей во власть.

Стремление узурпировать правителем власть, т. е. не допустить при своей жизни вступления на престол остальных своих братьев, имевших на то традиционное право, неизбежно вело к междоусобице среди претендентов (т. е. братьев). С точки зрения учёного, междоусобицы русских князей в Древней Руси были вызваны, с одной стороны, сохранявшейся традицией передачи власти брату, с другой же — стремлением правителей назначать в качестве своих наследников представителей младшего социально-возрастного поколения, т. е. сыновей.

Прямая демократия как переходная ступень к матриархату.

Н. А. Ксенофонтова пишет ("Женщина как действующее лицо африканской истории. Взгляд сквозь пространство и время"):

"Многие феминистки, особенно взращённые на советской почве, в своём желании полностью эмансипировать женщину призывали последнюю к освоению мужских ролей и занятию мужских профессий и должностей, т. е. к полнейшему равенству полов. Но, безусловно, это противоречит и самой их природе, и здравому смыслу.

Женщине нужно не равенство с мужчиной и не власть над мужским миром, а "утверждение как закона жизни своего права совершать ход событий", как сказала наша современница, поэт и публицист Лариса Васильева" (Социум 1991 №2).

Замечательно сказано.

Одно из самых точных и полных определений демократии дал немецкий философ и публицист Артур Мюллер ван ден Брук. Оно таково: "Демократия есть соучастие народа в своей собственной судьбе". В этом смысле, обретение женщинами права совершать ход событий по-своему, "по-женски", полностью совпадает с определением демократии как права народа совершать события по-своему, а не так, как цари замышляют (интересы царей, как правило, не совпадают с интересами народов). Следовательно, утверждение женских прав возможно лишь при наличии прямой демократии, при которой основные решения инициируются, принимаются и/или исполняются непосредственно гражданами. Только, в отличие от древнегреческой прямой демократии с её апеллой (ежемесячное народное собрание, в котором участвовали все полноправные спартиаты мужского пола, достигшие 30-летнего возраста), в современных народных собраниях должны участвовать и женщины. Так как у нас женщин больше, чем мужчин, именно женщины стали бы задавать направления для внутренней и внешней политики государства, и тогда у нас впервые появилось бы государство с "женским лицом".

Женщина как посредница между миром живых и миром мёртвых.

Из статьи Ю. Ю. Карпова "Женский лик Кавказа". 

"В культуре народов Кавказа <...> мужчине соответствует «правое» и «верхнее», женщине — «левое» и «нижнее». <...> В жилых постройках горцев Грузии помещения нижнего яруса составляли основное жизненное пространство лиц женского пола (там же обычно содержался скот), а верхние этажи были закреплены за мужчинами. Хевсур не пользовался дверью нижнего этажа, а проникал в жилище по приставной лестнице сразу на верхний этаж, одновременно служивший сеновалом или сараем. Там же он и спал, а на супружеские свидания отправлялся глухой ночью, «прежде спрашивая через верхнее отверстие разрешения... Молчание — знак согласия, и он тихо спускается по лестнице».

Пространственное разграничение женского и мужского зримо представлено и в обычаях, связанных с погребением умерших. Женщин хоронят в более глубоких, нежели это принято для мужчин могилах (глубина могильных ям равнялась меркам «до груди» и «до пояса» соответственно). <...> В этом же контексте следует рассматривать обычаи более тщательного «пеленания» мёртвого тела женщины (её саван нередко состоял из большего по сравнению с саваном мужчины количества слоёв ткани). <...> Истоки обычая напрямую связаны с пространственным разграничением женской и мужской сфер в культуре, а прототипом ему служит практика живших в древности на Черноморском побережье Кавказа колхов хоронить мужчин на деревьях, а женщин в земле".

Тут мне вспомнилась одна из записей В. В. Розанова, сделанная им по дороге в клинику:

Женщина – исподнее существо.
Договаривают: «и преисподнее».
- Нет, она небесное существо.

Очевидно, из-за того, что женщины — существа "преисподние", Ю. Ю. Карпов сообщает о запрете на посещение женщинами гор как таковых, введённом во избежание оскорбления святости. Примером этому служит запрет женщинам подниматься на священную для абхазов гору Дыдрипш. Данная установка выглядит парадоксальной, ибо расположенное на горе святилище посвящено Богоматери.

Представительницы знатных адыгских фамилий. 1908 год.

14 февраля 2023

Целительная целомудренность.

Интересные соображения от Мария Орлова:

"Читая книгу Марии Гимбутас "Балты. Люди страны янтаря", была поражена простой идеей:

Люди преклонялись перед девственными лесами, лугами и водоёмами, потому что осознали, что только нетронутая природа способна исцелять человека.

"Деревья и цветы, гроты и леса, камни и холмики, воды наделялись чудесными животворящими силами. Полагали, что они благословляют человеческие существа, исцеляя болезни, охраняя от всяческих бед и даруя здоровье и плодовитость."

Земледельцы осознали, что для сохранения нетронутой природы нужно создавать, выражаясь современным языком, особо охраняемые природные территории или заповедные места. Так возникли священные рощи, поля, холмы и водоёмы:

"Никому не разрешалось рубить деревья в священных лесах, ловить рыбу в священных источниках или пахать землю на священных полях."

Это было не просто формальное "обожествление сил природы", а ощущение симбиотической связи человека и экосистем на энергетическом и духовном планах" (Источник). 

И тут мне сразу вспомнились весталки, в сохранении сексуальной неприкосновенности, "нетронутости" которых почему-то так сильно было заинтересовано древнеримское общество. А всё, оказывается, от того же, по той же самой причине: чистота сама по себе целительна. Интересно, что в средние века в Европе имелся такой предрассудок, согласно которому совокупление с девственницей излечивает мужчину от всех венерических заболеваний. Это, конечно, суеверие, но, как видно, оно базируется на верном посыле; просто некоторые люди, как всегда, опошляют и искажают верные интуиции других людей.

"Фаллический" патриархат.

Зигмунд Фрейд полагал, что сексуальность мужчин обусловлена агрессивным поведением, желанием доминировать. Я бы сказал несколько иначе, что и агрессивное поведение мужчин, и их желание доминировать связаны с их фаллом. Так уж устроено самой природой. Мужчине приходится залезать под юбку женщине и вводить туда свой фалл. Если мужчина черезчур культурный и воспитанный, он сильно рискует остаться без семьи и без детей. 

Частенько патриархат оправдывается физиологией: мужчина физически сильнее женщины, потому что ему требуется преодлеть её сопротивление при введении фалла во влагалище, следовательно, самой природой мужчина предназначен к доминированию над женщиной. Даже на подсознательном уровне нередко женская роль ассоциируется с подчинённой функцией («жертвой»), тогда как мужская —с господствующей («насильником»). Но. Тут есть одна очень сильная контроверза.

Дело в том, что безусловное принятие человеком физиологической данности автоматически ставит его на один уровень с обезьянами. У шимпанзе имитация полового акта (реже реальный контакт) демонстрирует их различный статус в группе. При этом доминирующее животное выполняет активную роль самца, тогда как подчинённая особь — пассивную функцию самки. Мы что, хотим таких же отношений и в человеческой среде? 

Поэтому человеческая культура всегда и везде налагала узду на мужскую сексуальность. Например, табу на сексуальные связи с женщинами своего тотема, которые все являются "сёстрами" и "матерями" для мужчины. Мы знаем, что это табу существовало везде, где имелись экзогамные браки. Но если есть такое табу, то при этом не может быть патриархата с его агрессивным поведением. Какой же ты бабуин патриарх, если не можеть подмять под себя девушку, которую ты хочешь "поиметь"?

Может быть, самооскопление мужчин в культе Кибелы являлось крайней, "экстремистской" формой окультуривания агрессивного поведения мужчин, но в этом что-то есть. Ведь львиная доля всех насилий, совершаемых мужчинами, приходится на возраст между 15 и 35 годами, когда они находятся "в самом соку" и брызжут спермой во все стороны. Христианство "примучивает" мужскую плоть,

галисийские пилигримы

13 февраля 2023

Российское государство против традиционных (=патриархальных) устоев.

Антропологам хорошо известно, что традиционные общества, максимально сохранившие свойства первичного социума, характеризуются социальной структурой, основанной на возрасте, где старшие осуществляют жёсткий социальный контроль над младшими.

В. В. Бочаров в статье "Власть и возраст" указывает на преемственность между Иваном Грозным, Петром Первым и большевиками в их отрицании «старых» порядков и опоре прежде всего на молодёжь.

"«В административной практике царь (Иван Грозный. — В. Б.) постоянно нарушает принцип старшинства, произвольно выбирает из большего количества размножившихся служилых родов того или иного человека, не считаясь совершенно со службой его отца и деда и ближайших родственников» [Веселовский 1969: 259]. Московские разговоры о том, что Грозный натравливал младших родственников на старших, передал Флетчер [1911: 45]. Иногда это выливалось в трагическую форму. По сведениям Курбского, царь вынудил своего фаворита Фёдора Басманова зарезать отца. Характеризуя последнее опричное правительство, Таубе и Краузе отмечали, что при особе Ивана остались одни «молодые ротозеи».

«Установка на молодое поколение аналогична установке на иностранцев. Для Петра это не нуждается в аргументах» (Панченко, Успенский 1983: 59-60]. 

Революция в России 1917 года в возрастной системе координат — это «молодёжный бунт» против власти старших. <...> Революция ознаменовала победу молодёжной культуры на государственном уровне. В советский период опора власти на молодёжь приобрела вид государственной политики. Установился настоящий «культ молодости». «Коммунизм —это молодость мира, и его создавать молодым».

коллективизаторы

О гомосексуальных обертонах патриархата.

В книге "Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии" (Сост. и отв. ред. В. В. Бочаров. Т.1. Власть в антропологическом дискурсе.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006) на стр. 307 опубликована беседа с Морисом Годелье, антропологом и специалистом по обществам Океании. 

«Sciences humaines»: Как, по-Вашему, согласуется символическое и отношения реальной власти, к примеру, у баруйа, которых Вы изучали в Новой Гвинее?

Годелье: В действительности я провёл много лет у баруйа Папуа Новой Гвинеи Я смог наблюдать у них обряды, через которые они посвящают мальчиков в тайны происхождения космоса и человечества. В течение более десяти лет мальчики будут жить в мужском мире и будут готовиться к осуществлению господства мужчин над женщинами, а также представлять и защищать их общество. В девять лет мальчик должен покинуть свою мать и поселиться в доме мужчин — после того, как ему проткнули нос. Затем, в секрете от мужского дома, молодые люди в возрасте 15-20 лет, ещё не женатые, будут регулярно давать пить свою семенную жидкость мальчикам, которых только что резко отделили от женского мира. Эта практика означает, что мужчины стараются как бы «заново породить» мальчиков, но на этот раз без посредства женского тела. Их как бы «сверх-маскулинизируют», давая им в качестве пищи мужскую субстанцию, девственную по отношению к любому женскому загрязнению.

Комин П.В. Группа мужчин и подростков. Папуасы Новой Гвинеи. Индонезия, провинция Западный Ириан. 1962-1963 гг.

Ну, нечто подобное мне уже встречалось в контексте древнегреческой передастии. Эллинская педерастия произрастала из презрения к женщине, которую греки считали низшим существом, находящимся на полпути между человеком (то есть мужчиной) и животным или рабом, каковой тоже рассматривался как скот. И, как мы видим, папуасы конгениальны грекам в контексте "женского загрязнения". 

«Рог» как символ власти.

"Слово «корона» (англ. crown) созвучно слову «рог» (лат. corn) и оба существительных предположительно связанны этимологически", - говорит А. Н. Ковачев в статье "Символы власти и их интерпретация в различных культурах" со ссылкой на Chevalier J, Gheerbrant A Dictionnaire des symboles Mythes, reves, coutumes, tes, formes, couleurs, nombres Paris, 1982.

Богиня Хатхор в коровьем обличьи как «владычица Запада»
 
Настенный рельеф из малого храма Абу-Симбел с изображением царицы Нефертари в окружении двух богинь Хатхор и Исиды.

12 февраля 2023

Через тернии к звёздам, или Через карцер на трон.

"Часто, когда царская власть не является династической, обряды интронизации суверена имеют своей целью, прежде всего, умертвить избранника для своего линиджа или начального клана, в частности, в форме довольно длительных заточений, которые имеют целью окончательно обрубить его предшествовавшие связи. После чего он считается возродившимся и вполне готовым для исполнения своей новой представительской функции", - пишет Ж.-П. Дозон. 

Так поступают в африканских традиционных обществах с теми, кто желает поцарствовать. "О. К., - говорят ему, - но дорога на трон проходит через камеру одиночного заключения. Извольте для начала посидеть в карцере годика два-три". 

Я думаю, что длительное заточение в камере-одиночке предназначено не столько для обрубания всякого рода "связей", сколько для создания т. наз. сенсорной депривации, а депривация — это "ракетное топливо метанойи", как выразился нейробиолог Джон Лилли. 

"«Метанойя» в дословном переводе означает: «перемена образа мыслей» (Лук. 1,17). Само собою понятно, что перемена мышления производит перемену и во всех остальных проявлениях человеческой личности, ибо «каковы мысли в душе человека, таков и он» — говорит Священное Писание (Прит. 23, 7). «Метанойя» означает, поэтому, не только видоизменение в человеческом мышлении, но полную перемену, революцию, подлинный переворот в душе человека, свержение власти сатанинской и утверждение власти и Царства Божьего", - говорит Ольга Додока (Источник).

Очевидно, именно поэтому миссия Иисуса Христа, "Царя Иудейского", начинается с 40-дневного поста в пустыне. И, наверно, распяли Его на кресте за то, что "Царство Небесное", которое Он проповедовал, самым радикальным образом отличалось от царств мира сего. Потому что если признать Иисуса истинным царём, тогда всем другим лжецарям пришлось бы отправляться в пустыню на покаяние-метанойю. 

 

Традиция как "снежная баба".

В. В. Бочаров цитирует проф. Зубова: "Интересно, что на Востоке «... древняя традиция не проводила разделения между понятиями аскета (т.е. человека, придерживающегося в своём поведении строжайших табу) и царя: идеальный царь — это своеобразный подвижник на троне» [Зубов 1990: 556]. Индийская же традиция прямо предписывает человеку, стремящемуся к оказанию психологического воздействия на окружающих, табуировать своё поведение: «Надо днём и ночью усердно заботиться об обуздании чувств, ибо обуздавший чувства может заставить подданных пребывать в повиновении» [Законы Ману 1960: 44]".

Любопытно с этой точки зрения взглянуть на Веледу [1], провидицу германского племени бруктеров. Она жила в башне недалеко от реки Липпе, притока Рейна. Я про неё рассказывал в записи "Веледа".

Мне пришла на ум идея сравнить Традицию со снежной бабой. Её "лепят" самые лучшие представители своих племён и народов в течение многих поколений, и она, среди прочего, показывает, каким должен быть идеальный царь (или идеальная царица). Но реального царя никто не может заставить следовать Традиции, уподобляться той "иконе", которую произвело мифотворчество его соплеменников. Нет над царём вышестоящей силы, которая принудила бы его к соблюдению Традиции. Поэтому здесь имеются два пути: условно говоря, "путь Веледы" и "путь Петра I". Кельтская пророчица полностью "вписалась" в древнюю традицию, а русский царь Пётр I отбросил её ко всем чертям. 

Собственно, и матриархат является точно таким же "налепом" мифопоэтического творчества. На вопрос "как нам обустроить наше общество" миф говорит: хорошо было бы вот так всё сделать. Как в сказке (см.: Отражение черт матриархата в народной сказке и Реконструкция матриархата по сказкам), потому что сказка появляется из того же источника, что и миф, - из коллективного бессознательного. Однако правитель может сделать всё иначе, по принципу "что хочу, то ворочу".

Матриархат — величина не постоянная (как и демократия, и другие социальные категории). Он всё время колеблется, "осциллирует" в разных обществах по шкале от 1 до 100%. И довольно часто матриархальные влияния буквально "нашёптываются" правителям их жёнами. Например, про библейского царя Соломона прямо так и говорится: ""И было, в пору старости Соломона жёны его склонили сердце его к иным божествам". Библейский текст, упоминая о жертвенниках Баала, очень часто говорит о кумирных деревьях, что были при них. Как известно, именно эти деревья были символами Ашеры. Например, судья Гидеон, разрушив жертвенник Баала, одновременно срубил и кумирное дерево, которое находилось при нём (Суд. 6:28, 30). Ну, а где Ашера, там и матриархат. Потому что Ашера — это не только культ, но и целая культура с соответствующей философией жизни. 

-------------------------------------------------------------------

[1] Имя может быть кельтским общим титулом всех пророчиц (от протокельтского*welet - "провидица", производного от корня *wel - "видеть").

Об истоках власти.

В. В. Бочаров пишет в статье "Истоки власти" (Потестарность. Генезис и эволюция / Под ред. В. А. Попова. СПб., МАЭ РАН, 1997):

"Физические аномалии включались народным сознанием в понятие царского авторитета, что прослеживается, например, в легендах о царях-избавителях, которые жили в общественном сознании народа на протяжении длительного исторического периода. Как отметил К. В. Чистов, в конструкцию этих легенд, в поведение «избавителей» неизменно входила демонстрация «царских отметин» на своём теле, что свидетельствовало об их царском происхождении".

Я не раз встречался с описанием этих «царских отметин» при исследовании христоверия ("хлыстовства") на Руси. "Печати" на теле демонстрировались как знаки небесного, духовного избранничества, мол, я не сам, по своему куцему разумению, и не по своей мужицкой воле набиваюсь в цари, но по божественному произволению, вот у меня и соответствующая "печать" имеется, ни у кого нет такой, а у меня есть.

И далее В. В. Бочаров говорит, что "проявление этого менталитета можно найти и в современной политической культуре России. Например, в «Аргументах и фактах» (№37 за 1991 г.) было опубликовано письмо читателя под названием «Берегите Михайло Меченого», в котором, со ссылкой на Библию, шла речь о М. С. Горбачёве как божьем избраннике на власть. Автор утверждал: «... пока Михайло жив, будет покой на земле, не будет Михайло, будет очень плохо нашей России». Иными словами, налицо отчётливая корреляция между «отметиной» (речь шла, конечно, о родимом пятне на голове президента) и его правом на власть".

Случайное ли это совпадение, что М. С. Горбачёв умер 30 августа 2022 года? Или это для того, чтобы исполнилось пророчество о нём? 

11 февраля 2023

Феминистки и МДшники из одного и того же теста.

Мужчины глазами феминисток: 


 Женщины глазами МДшников:

Патрилокальный брак как квадратура круга.

Из Древней Греции доносятся до нас мужские вопли против брака и причитания о своей погубленной жизни под семейным "ярмом". 

Афиней приводит такие стихи из «Прорицателей» Алексида [Kock.II.350]:

"Несчастны мы, продавши за приданое
Свободу слова, радость, да и жизнь свою!
Живём рабами жён мы в доме собственном...
"

Эвбул в «Хрисилле» [Kock.II.205]:

"Пусть пропадёт второй, приведший в дом жену:
Ни в чём, беднягу, не виню я первого.
Он, первый, зла не ведал, был неопытен,
Второй же знал, какое зло есть женщина
".

Аристофонт в «Каллониде» [Kock.II.277]:

"Чтоб пропадом пропал вторым женившийся,
Но первый неповинен: ведь не мог он знать,
Какое было зло ввести в свой дом жену.
Но вот второй-то знал о зле заранее!
"

Антифан в «Отцелюбе» [Ibid., 108]:

"- Женился он.
- Немыслимо! Расстались мы
С живым и на прогулку собиравшимся
!"

Менандр то ли в «Аррефоре», то ли во «Флейтистке» [Коек.III.22]:

"- Коль ты в уме, не женишься,
Не распростишься с жизнью. Сам женился я.
И потому жениться не советую.
- Хоть дело решено, а всё же бросим кость.
- Попробуй, не спасёшься ли. Воистину
Пускаешься ты в море неприятностей,
Не то, что Сицилийское, Ливийское,
Эгейское - ведь там из тридцати судов
Не гибнут три. Женатым нет спасения!
"

Об одном «бродячем» сюжете, старом как «Вечный жид».

В 13-й книге Афинея "Пир мудрецов" говорится:

"Итак, воздавая хвалу замужним женщинам, наш добрый хозяин припомнил рассказ, содержащийся в книге Гермиппа «О законодателях» [FHG.III.37] о том, что в Лакедемоне существовал обычай запирать девушек с неженатыми юношами в тёмном тереме, и кто какую хватал, ту и уводил себе в жёны без приданого. Поэтому и был наказан Лисандр, когда бросил девушку, попавшуюся первой, и захотел увести другую, покрасивее".

"Говорят, есть у верующих ( христиан баптистов), такой праздник:, молятся, потом выключают свет и начинают совокупляться друг с другом. Праздник называется "Хапун". Это что, правда ?", - вопрошает представитель "глупинного народа" (Источник). Я уже ответил на этот вопрос в статье "О свальном грехе". Но, оказывается, эта байка стара как мир. Она была в ходу ещё у древних греков!

По-видимому, сей фантазийный сюжет, передающийся из века в век, из поколения в поколение, соответствует каким-то подсознательным влечениям. Где-то я читал, что садомазохизм считается самой распространённой из всех сексуальных девиаций, в определённой мере его проявления присущи всем людям. Мужчины в своих "влажных" фантазиях овладевают всеми девушками, а девушки, в аналогичных мечтах, представляются бесконечно желанными для мужчин, которые, как сатиры, неотступно преследуют их и домогаются близости. Наверно, именно из этих фантазий скроены все байки про "свальный грех". Возможно, они появляются по такой схеме: я частенько по ночам рисую в своём воображении праздник под названием "Хапун", но я человек маленький, и у меня не хватает смелости осуществить свои фантазии в реальности.

Рисунок Oyvind Rauset. Середина ХХ в. Норвегия.

Однако должны же быть такие люди, как маркиз де Сад, которые набрались смелости и осуществили свои тайные мечты. Среди моих знакомых таких точно нет, но вот среди лакедемонян, живущих далеко, или в общинах каких-нибудь сектантов, о которых мне ничего не известно, такие люди, должно быть, имеются. 

Взяли козла за рога

10 февраля 2023

Слоны - "аксакалы".


Около 15 лет назад, в Африке дали разрешение на отстрел "трофейных" слонов - тех, кто уже пожил и не участвовал в брачных играх. Они находились в стороне, большие и властные, с бивнями по 2-3 метра. Казалось бы, они совсем не нужны для популяции этих гигантских животных. Но оказалось, что это не так.

Через год африканцы стали замечать: самцы начали конфликтовать друг с другом, убивая своих соперников, чего ранее не было. А вот тот старейшина, которого люди отстрелили, как раз и разнимал самцов в случае конфликта.

Молодые слонихи (а у слонов матриархат) в условиях засухи не знали, куда вести стадо, чтобы найти воду. Если есть взрослая самка, то хорошо, а если нет, то вёл стадо как раз он, большой слон-старец, он знал куда идти и как можно достать воду с помощью своих бивней. Оказалось, что "трофейные" слоны играли роль сберегающих вид и семью. Они имели знания, как сгладить конфликт, найти воду и не только. И если мы не будем опираться на опыт умудрённых жизнью людей, то нам не хватит и века, чтобы дойти до всего самим и всему научиться. Источник.

 

Многообразие религиозной жизни на Крите минойской эпохи.

На Крите минойской эпохи (до 1450 года до н. э.) не было ни храмов, ни храмового жречества. Можно подумать, будто минойцы жили вовсе без религии. Не тут-то было! Ничего подобного. Религиозная жизнь минойцев кипела столь бурно, что по сравнению с ней позднейшие храмовые богослужения выглядят как упадок религиозности.

Во-первых, на минойском Крите имелись пещерные святилища:  точно установлено существование пятнадцати, а с большой степенью вероятности — ещё такого же числа таких мест. Там, в труднодоступных, тёмных и страшных местах, минойцы искали встречи со священным. В пещере Вернафето высечены изображения повелительницы зверей — обнажённой, с поднятыми руками, со стрелой и луком — среди животных, на которых охотились, и рыб, которых ловили. В пещеры приносили жертвы и дары богини. Очевидно, здесь справляли праздники жертвоприношений — забивали и жарили коров, овец, свиней и диких коз.

Во-вторых, на Крите обнаружены горные святилища. Они расположены на голых, но не особенно высоких вершинах, находящихся в некотором отдалении от человеческих жилищ и в то же время в пределах, как правило, часа пути. Возможно, их сооружали пастухи. И, возможно, эти горные святилища как-то связаны с большими "дворцами" на Крите, так как, например, на рельефном ритоне из дворца в Като-Закро  изображено богато украшенное горное святилище. Вальтер Буркерт говорит, что на этих святилищах по ночам зажигались огни; вполне может быть, если пастухи ночевали в горах вместе со своими стадами. 

Цари на тронах 7 тысяч лет назад?

Вальтер Буркерт пишет в своей монографии "Греческая религия: Архаика и классика" (СПб.: Алетейя, 2004):

"Среди статуэток, найденных в Сескло, неоднократно встречается изображение мужской фигуры на троне, в то время как женские фигуры стоят или сидят на корточках; это указывает на патриархальный строй" (с. 26). 

Плохо, что он не продемонстрировал изображения этих мужиков на троне, и нам приходится довольствоваться одними женскими фигурками.

Источник картинки

В статье на сайте "Генофонд РФ" говорится, что "такие статуэтки находят вокруг купольных печей на дворе среди зернотёрок и горшков. Считается, что это культ Богини-матери, широко распространенный по всему Балканскому полуострову и Подунавью" (Источник).

Уже одно то, что эти фигурки, по всей видимости, лепились женскими руками "среди зернотёрок и горшков", не позволяет видеть в них изображения местных вождей. Что-то я не припомню случая, чтобы какая-нибудь крестьянка в России своими руками слепила из глины царя и поставила статуэтку в красный угол посреди икон. Иконы Царя Небесного и Царицы Небесной имелись в каждом доме, а вот царские портреты никто из крестьян у себя в доме не вешал на стену. 

Так что, по-моему, интерпретация Вальтером Буркертом мужских фигурок на троне крайне тенденциозна. Как он сможет доказать, что это именно патриархальные вожди, а не аналоги позднейших изображений Аттиса, Адониса и других спутников Богини? 

Аттис

Если не знать мифологию Богини, то этого пастушка Аттиса тоже можно интерпретировать как вождя на троне с царским скипетром в руке. 

09 февраля 2023

Юэчжи (2).

"До конца III века до н. э. доминирующей силой в восточной части Евразии было объединение-"государство" кочевых и полукочевых племён под главенством племени юэчжи", - сообщает Ю. А. Зуев в своей монографии "Ранние тюрки: очерки истории и идеологии" (Алматы: Дайк-Пресс, 2002). 

"Память о юэчжи на Алтае сохранилась в виде группы больших Пазырыкских курганов, богатейший погребальный инвентарь которых вот уже несколько десятилетий остаётся предметом исследования учёных разных специальностей.

Юэчжи-пазыракцы были преимущественно европеоидами по антропологическому типу. Представители центральноазиатских монголоидов составляли меньшинство. Представителями монголоидного расового типа были сюнну, которые небывало усилились ок. 200 года до н. э., покорили всех "северных варваров", а на юге образовали государство, "равное по силе Срединному государству" (то есть империи Хань).

Голова принца юэчжи из Халчаяна

Китайский иероглиф С5845 юэ значит "Луна, женская сила Инь, жена, царица". Термин юэчжи значит "род Луны". Такое понимание иероглифов транскрипции юэчжи подтверждается постоянным эпитетом "Луна" (санскр. candra, canda) в имени царя государства юэчжи-кушанов Канишка. Одна из более ранних транскрипций — С4056, 11435 нючжи (<ngiu-tie<*uti~*oti) "род быка", т. е. "род двурогой (нарождающейся) луны, месяца". Такая трактовка оправдана словами из иранского "Вендидад" (гл. XXI): "Взойди, вознесись, месяц, — ты, который порождаешь быка!" Обозначением части этого племени в северо-восточном углу Ордоса и к северо-востоку от него было юйчжи (<ngiou-tie <*uti) "род нефрита/яшмы", символа Луны. Эти иероглифические варианты отражают звучание uti и содержат информацию о главной этнографической черте самого племени: это "род Луны", т. е. Женщины-Царицы. Встречающееся в источниках название Юэчжи го значит не только "государство Юэчжи", но и "государство Женщины-Царицы", гинекократическое государство. В этом свете показательны слова летописца: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 г.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней" [Бань Гу, гл. 61, с. 749, л. 1б-2а]".

Интересно, что на всём евразийском пространстве матриархальные общества имели один и тот же "маркер" — лунного быка. С чем это связано? Очевидно, повсюду выстраивалась ритуально-мифологическая система, основными идеологемами которой являлись: лунный и женский циклы, менструальное табу и женские тайные союзы. 

"Коренные земли юэчжи находились между горами Цилянь и Дуньхуаном. <...> В X веке на этих территориях было создано тангутское государство Си Ся".

Дуньхуан, Си Ся... Какие знакомые названия! Один из моих самых любимых фильмов называется "Дуньхуан".


"Прямых известий о наследовании престола, отражающей состояние семьи и общины в объединении юэчжи, не имеется. Есть лишь сообщение, что у малых юэчжи названия племён даются по именам матерей [Фань Е, гл. 87, с. 1305, л. 39б]. Однако постоянное присутствие "рода Солнца-Ворона" в династийном соправлении говорит о том, что семейная община перестала быть чисто матриархальной, она находилась в первой фазе переходного (к патриархальному) периода, когда во главе её стояла матрона (царица), а её супругом был не "олимпийский герой" со стороны, а представитель твёрдо установленного (солнечно-царского) рода. С большой степенью предположительности такое состояние общины можно определить как "сестринская", при которой наследование ведётся по линии "матрона - младшая сестра - племянница (дочь матроны) с обязательным участием традиционного отцовского рода по той же схеме, но на втором плане. Эта схема воссоздана как некоторое "антиподобие" следующей и более документированной фазы, которую автор этих строк (вслед за Ю. В. Бромлеем) называет "братской семьёй", непосредственной предшественницей семьи патриархальной. Развитие производительных сил и всё возрастающая (особенно военная) роль мужчины в обществе и семье привели к тому, что отцовскому роду стали тесны рамки гинекократической структуры. Конфликт был неизбежен".

Юэчжи.

Юэчжи (кит. 月氏, 月支) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э.), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы. Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур. Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район, Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае. Во II веке до н. э. часть их (кушаны, эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье Бактрию, а потом в северную Индию, где они основали Кушанскую империю (из Википедии).

Миграция юэчжи по Центральной Азии со 176 года до н. э. по 30 год н. э.

К. У. Торланбаева пишет: "Юэчжи, жившие между горами Цилянь и Дуньхуаном, представляли собой гинекократическое общество, в котором были сильны матриархальные права и культы, а термин юэчжи означает "род Луны". <...> Китайский летописец о мигрировавших юэчжи писал: "Когда царь больших юэчжи был убит хусцами (сюнну, 176 год до н. э.), царицей стала его супруга. Она покорила Дася (Бактрию) и властвовала над ней. <...> Гинекократические корни юэчжи восстановили культы богинь в покорённых областях Ближнего Востока и Месопотамии, а в памяти Китая оставили образ иноземной богини Си-ван-му "Матери-царицы Запада", обитавшей на вершинах гор Куньлунь" (Цит. по: Зуев Ю. А. Ранние тюрки. Очерки истории и идеологии. Алматы, 2002. С. 14). 

"По мнению Ю. А. Зуева, социальный строй юэчжей находился на второй переходной стадии от материнского рода к отцовскому. Во главе государства стоял материнский род женщины-царицы. Именно царица обладала всей полнотой власти в юэчжийском государстве. Её соправителем был мужчина-царь из особого царского рода. Полномочия царя были ограничены только сферой военного дела. Он был всего лишь военным вождём, организовывавшим оборону государства и ведение завоевательных войн и грабительских набегов. Наследование власти женщины царицы осуществлялось в рамках сестринской семьи – от старшей сестры к младшей, а затем от младшей тёти к старшей племяннице. Это мнение Ю.А. Зуева хорошо согласуется с данными В.И. Абаева о высокой роли женщины у иранских племён, а также с легендарными сведениями об амазонках, о сакских женщинах-царицах, о положении женщин у сарматов, являвшимися родственными юэчжийским племенам" (Источник).

Подсвечники с "Ярмарки мастеров".

Интересные подсвечники продаются на "Ярмарке мастеров". Вот, например, подсвечник "Великая Ма".

Источник картинки.

Описание: "Первый образ Божественности был изображением Вселенской Матери. Это подтверждают археологические раскопки от Индии до Средиземноморья. Тысячи фигурок, изображающих Богиню Мать, датируемые 20000 лет до н.э., были найдены на обширной территории, простирающейся от Западной Европы до Сибири. Эти фигурки имеют сходство, показывая, что речь идёт не о простых изображениях женщин или молодых девушек, а о символах Богини Матери, дающей жизнь и питающей Вселенную.

Эта фигурка одновременно является подсвечником. Пламя свечи располагается внутри, в любящих руках Великой Ма, как огонь новой жизни в животе матери
" (Источник).

Там у них был ещё более интересный подсвечник, который уже продан. Впрочем, сохранилась картинка, которой можно полюбоваться. Я бы купил себе такую вещицу, но у меня, как всегда, "финансы поют романсы"...