16 апреля 2023

О примерах матриархата в истории.

На Антибабском форуме некий BARBOS задал urbi et orbi вопрос: "кто может назвать государство (племя), с матриархальной структурой? Когда это было, долго ли просуществовало? Любопытно. Просто я подумал, если бабы горланят, что вполне способны управлять государством без нас, то наверняка такое уже было".

Ну, ему сразу указали на правление Елизаветы I, которое называли потом «золотым веком Англии». И добавили пример успешного царствования русской императрицы Екатерины II. "Но рядом с ней были Орловы, а потом Потёмкин", - заметил doktorkuk. - "Рядом с Елизаветой были мудрые советники мужчины. Но её заслуга в том, что она именно мудрых советников выбрала. Таким же макаром правила в России и Екатерина вторая".

На это Сибирячка ответила: 

"Хм... :oops:
А Орлов точно был рядом для того, чтобы давать умные советы?
По-моему, его ОБЯЗАННОСТИ заключались в другом.
И выполнял он их хорошо :lol:".

Но BARBOS не унимается и продолжает вопрошать народ: 

"И всё же, хотелось бы услышать о настоящем матриархальном обществе.

Не китайском-показушно-туристическом племени мосо, о котором никто не знает, если специально не погуглить...

И не о королевах - символах власти. А именно об обществах, где реальная власть, законодательная и исполнительная, армия, флот и тыды находились традиционно в женских руках. И таки да, интересно, по какой п-де пошло это общество. :lol:"

Ему отвечает Ostin Star :

"Барбос, чисто по логике до такого общества бы не дошло.

Вот сам посуди, матриархат появляется только тогда, когда в изобилии хавка и другие ресурсы, нет проблем с внешними и внутренними врагами и проч. Как только эти условия более менее достигаются, сразу находятся другие бедные и голодные племена, которые набегают и разоряют матриархальщиков - слабых и развращённых. Фсё".

Gale того же мнения:

"Да не было никогда матриархального государства. Как только начинало появляться такое извращение социума,так сразу находился сильный патриархальный сосед и вырезал нахрен такое государство".

Это, конечно, "шедевр" аморальности: получается, что сильный патриархальный сосед, который вырезает нахрен своих соседей, это нормальный мужик, а его мирная матриархальная жертва - "извращенец". 

Верное замечание сделал Vogel : "матриархат - это не тётка на троне, а тётка во главе каждой семьи".

Краткая история царства хеттов.

"Первое государство хеттов возникло около четырёх тысяч лет назад. Примерно в 1800 г. до н. э., после долгой и упорной борьбы правитель Кушара Аниттас одержал победу над другими племенами и городами и основал в центре Малой Азии царство со столицей в городе Несас. Правитель хеттов по имени Табарнас, покорив целый ряд провинций Малой Азии, начинает величать себя «великим царём» и считает свое царство равным Вавилонскому. Впоследствии имя этого великого царя превратилось в царский титул и хеттские цари именовали себя «табарнас» (как в Риме был принят титул «цезарь» от имени Гая Юлия Цезаря).

Хеттские правители простирают свою власть почти на всю Малую Азию, на Северную Сирию и продвигаются в сторону Двуречья. Царь Мурсилис I совершает поход на величайший город древнего мира — Вавилон — и захватывает его. Хеттская летопись повествует о том, что царь Мурсилис I «пошёл походом на Халпу (Алеппо), и разрушил Халпу, и привёл пленных из Халпы и добычу в Хаттусас. После этого он пошёл на Вавилон и разрушил Вавилон, также напал на Харри (страну хурритов) и удержал в Хаттусасе пленных и добычу из Вавилона».

Добыча эта была, по всей видимости, богатой — ведь даже изображение верховного бога вавилонян, Мардука, было похищено и увезено в хеттскую столицу. Правда, позднее оно было вновь возвращено в Вавилон, когда в Хеттской державе начались смуты.

При Мурсилисе хетты достигли, пожалуй, наибольшего расцвета и могущества. 

Хеттское царство в период наивысшего подъёма. Зелёным цветом выделена область влияния правителей Хаттусы, зелёная линия указывает на границы новохеттской державы. Ок. 1350 — 1300 гг. до н. э.

Анатолия, или «Ex oriente lux» для греков.

"«Отец философии» Фалес, «отец истории» Геродот и другие великие античные учёные происходили из Малой Азии. На территории древней Анатолии находился храм Артемиды Эфесской и мавзолей — два из семи чудес света; третье чудо — Колосс — было сооружено на острове Родос, расположенном в непосредственной близости от берегов Малой Азии. К чудесам света причисляли в древности и Алтарь Зевса, находившийся в малоазиатском городе Пергаме", - пишут А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин

На самом деле, все эти "чудеса" расположены на узкой, прибрежной полоске земли, которая и называется Анатолией par excellence. Концентрация "чудес" на эгейском побережье Анатолии объясняется очень просто: эти территории находились под культурным влиянием крито-минойской цивилизации, а затем и под влиянием микенской культуры (последняя появилась на обломках минойской культуры и существовала, пока ещё теплились угольки разрушенной и сожжённой цивилизации). Именно на этих культурных территориях "осели" древнегреческие племена, в расчёте поживиться крито-минойским наследием.

Там же появился и Фалес. Как говорится, "яблоко от яблони недалеко падает".

К вопросу об индоевропейской прародине.

В Третьем рейхе была популярна теория исхода древних ариев с территории проживания германских племён. 


"Но вот языковеды реконструировали древнейшие корни индоевропейского праязыка. И оказалось, что множество слов — это названия для свиньи, коровы, тёлки, вола, ягнёнка, жеребёнка, лошади, овцы и других домашних животных [рус. овца, англ. ю (пишут ewe) греч. оис (из овис), лат, ouis, литов. и др.-инд. avis, хетто-лув. хавас восходят к индоевропейскому *ховис [1] 'овца'; рус. поросёнок, итал. porka, лат. porkus произошли от индоевропейского *pork и т. д.]. Такое обилие слов — названий домашних животных убедительно говорит о том, что индоевропейцы были скотоводами

Степи Причерноморья или степи Центральной Азии — таковы были два основных «адреса» родины индоевропейцев, после того как «археология языка» показала, что индоевропейцы занимались скотоводством" (цит. по: А. М. Кондратов, В. В. Шеворошкин. "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды". - М., Наука, 1970).

Я думаю, что А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин зря присовокупили свиней к овцам, так как дикие свиньи - кабаны, большие любители желудей - как раз лесные, а не степные обитатели.

--------------------------------------------------------------------------

[1] Ларингал — звук типа начального х — восстанавливается в исходной индоевропейской форме не только по данным хетто-лувийских языков, где эти ларингалы сохранились, но и по данным армянского языка, в котором хавав 'пастух' восходит к *хови-па — 'овце-пас'.

хорошо сказано

«Объясняю на пальцах, что такое психология патриархата. В животном мире самец метит территорию, и на этой территории его закон. Этому закону следуют все подчинённые самцы. Восставший самец должен или взять верх, или его уничтожат. Так принято в мире зверей по закону зверей. Вам эта психология ничем не напоминает человеческую? Да это просто человеческий фундаментализм в чистом виде, тотальный террор взбесившегося подавленного самца. А вот психология матриархата является полной противоположностью – в общем-то, это психология демократических прав и свобод

[ПРП 1.2:184–186]
©Мастер ХОРА, 2006
«Прогрессивно развивающаяся психика»

Сорок слоёв росписи!

Леопарды из Чатал-Хююка (8 тыс.- 6 тыс. до н.э.). Музей Анатолийских цивилизаций в Анкаре.

"Археологи восхитились мастерством и реализмом, с каким были исполнены рельефы двух леопардов, обнаруженные в Чатал-Хююке. Под этим рельефом вскоре удалось найти ещё один рельеф, который точно повторял первый. Под вторым рельефом — третий, также изображающий леопардов, под ним — четвёртый, пятый, шестой, седьмой и т. д. вплоть до... сорокового! Целых сорок «слоёв леопардов»! Безусловно, жители Чатал-Хююка поклонялись этому животному в течение многих веков, воспроизводя его рельефное изображение на стенах" (цит. по: А. М. Кондратов, В. В. Шеворошкин "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды". - М., Наука, 1970. С. 141). 

Целых сорок «слоёв леопардов»! Вот это, я понимаю, — Традиция!

"Сюжеты, как правило, повторяются с незначительными отклонениями от одного святилища к другому, но стоит заострить внимание на так называемом «Святилище леопардов» (VI-B-44), поскольку здесь изображения богинь и их атрибуты сопровождались двумя леопардами, которые, должно быть, выполняли роль символических спутников или составляли свиту этих богинь. Животные были помещены на средней панели, над красной плоскостью, и их длина достигала одного метра. Их морды изображены в фас, а хвосты задраны вверх. В отличие от гибкого и изящного самца самка имела более крупное и укороченное туловище. Позднее они были забелены, и прежний дизайн не возобновлялся. В процессе реставрации, после снятия слоёв белого штука, животные приобрели свои оригинальные формы и декор. Поздние фазы демонстрируют лимонный цвет леопардов с чёрными точками. Лапы с когтями, конец хвоста и рот были выделены розовыми полосками, сами животные обведены чёрной полосой. В более ранних росписях рот животных выполнен красным цветом, когти и точки на хвосте обведены светло-красной краской, а на месте чёрных точек появились трёх- или четырёхлепестковые розетки. Эта практика закрашивания, забеливания и перекрашивания образов неожиданно наводит на мысль о судьбе древнерусской иконы. На леопардах, возможно, было до сорока слоёв росписи, и какому из них нужно отдать предпочтение — сказать трудно. В настоящее время изображения леопардов реставрированы и находятся в Археологическом музее в Анкаре" (В.А.Семенов " Первобытное искусство ". СПб, 2008).

Хеттские древности.

А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин в совместном исследовании "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды" приводят некоторые параллели между древним хеттским и современным русским языками.

"Сравните сами: хеттское небис, что значит 'небо', и русское небо, небеса; хеттское дулуга 'длинный', 'долгий' и русское долгий; хеттское вадар 'вода' и русское вода; хеттское хаста 'кость' и русское слово кость; хеттское эдри 'еда' и русское еда, имеющее тот же корень эд-. Или же хеттский глагол тая- 'красть' и русский глагол таить, утаить; хеттское прилагательное нева 'новый' и русское новый; хеттское петар 'перо' и русское перо. Числительное «три» звучало по-хеттски совсем как по-русски: три (писалось немного иначе: тари).

Выходит, язык таинственных хеттов — родственник русского языка? Да, родственник! И не только русского, но и английского, немецкого, греческого, хинди, древнеиндийского и других языков, относящихся к индоевропейской семье".

индоевропейская языковая семья

"Бедржих Грозный прочитал хеттские тексты, записанные клинописью.


15 апреля 2023

Пеласги - от испанского Леванта до сирийского Леванта.

"Этеокипрский язык был языком догреческого населения Кипра. В 1910 году были открыты первые тексты, записанные кипрскими слоговыми знаками,— так называемым этеокипрским письмом. Эти тексты скрывали какой-то неизвестный язык. Была найдена и небольшая билингва: текст, написанный на греческом и «языке икс». Лингвисты, сопоставляя имена, которые имеются в надписи, пришли к выводу, что чтения знаков, которыми записан текст на неизвестном языке, те же, что и чтения слоговых знаков, передающих греческий язык. По всей видимости, письмо на Кипре использовалось вначале только для этого неизвестного языка, а затем было приспособлено и для греческого. Здесь мы, по сути дела, имеем ту же ситуацию, что и в гораздо более раннюю эпоху на Крите: догреческое линейное письмо А было кое-как приспособлено греками для передачи своего языка (письмо Б), причём в определённую эпоху негреческое письмо А и греческое письмо Б сосуществовали.

Алфавитное письмо появилось на Кипре довольно поздно — в конце V в. до н. э. Параллельно с ним существовало и слоговое письмо, хотя оно и плохо подходило для передачи греческого языка: как мы уже сказали, им первоначально пользовалось негреческое население Кипра, а оно, видимо, говорило на языке, в структурном отношении сильно отличающемся от греческого (опять-таки сравни минойский и греческий языки). Интересно, что и у этрусков, тоже жителей Средиземноморья, имелось слоговое письмо, не дошедшее до нас; оно, видимо, предшествовало буквенному письму и какое-то время сосуществовало с ним. 

Вероятно, «классические» кипрские и этеокипрские письмена родственны кипро-минойским. А кипро-минойские тексты, видимо, записаны на языке, родственном или идентичном языку табличек линейного А. Дело не только в значительном сходстве кипрского и критского письмён. Дело прежде всего в самом характере этого письма, передающем преимущественно слоги типа СГ. Это — «язык СГСГСГ», язык древнейшего населения Эгеиды. Именно на таком языке говорили, судя по всему, и создатели кипро-минойского письма. Здесь мы, очевидно, имеем дело с двойным родством — минойцы Крита говорили на языке, родственном языку минойцев Кипра, а писали те и другие,
пользуясь родственными системами письма.

Как мы уже говорили, не исключено, что минойскому языку табличек линейного А родствен этрусский; если кипро-минойский находится в родстве с этеокипрским (предположительно родственным этрусскому), то набор «эгейских» языков окажется весьма внушительным" (из книги А. М. Кондратова и В. В. Шеворошкина "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды". - М., Наука, 1970. С. 83-89). 

Да, похоже на то, что Кипр, Крит, Эгеида с приморскими территориями Анатолии и Эллады, Сицилия с Мальтой и Сардиния с Тосканой, областью проживания этрусков, являются "островами" средиземноморского "архипелага", где в эпоху бронзового века проживали племена, родственные в языковом и культурном отношении. Уже в классической Греции все эти племена имели собирательное название - пеласги.  

14 апреля 2023

Апология ликийцев.

"Ликийцы (греч. Λύκιοι) — народность, жившая на юго-западном побережье Малой Азии в 1-м тысячелетии до н. э.", - сообщает русскоязычная Википедия. В англоязычной Википедии говорится иначе: "Ликийцы - это название различных народов, которые в разное время жили в Ликии, геополитической области в Анатолии (также известной как Малая Азия)". Последнее определение, на мой взгляд, более верное, так как древние племена время от времени приходили в движение, по тем или иным обстоятельствам, и сменяли своё место жительства. Поэтому Ликию следует рассматривать как многослойный "этнический пирог". 

В древнеегипетских архивах, найденных в Телль-Амарне, обнаружено письмо, возраст которого равен 35 векам, содержащее жалобу ж, т. е. ликийцев. Жалоба принадлежала царю острова Кипр и адресовалась египетскому фараону. Правитель Кипра сетовал, что лукка наносят ущерб не только Египту, но и Кипру. Очевидно, здесь имеются в виду жители близлежащей анатолийской Ликии.
    

Но вот вопрос: какие "ликийцы" занимались пиратством на Кипре?

О "женском" языке крито-минойцев.

А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин сообщают в совместном исследовании "Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды" (М., Наука, - 1970):  

"Слова гиацинт, кипарис, нарцисс пришли в наш русский язык из греческого. Но они не исконно греческие — в язык эллинов они попали из пеласгского языка. К догреческому слою относятся и слова лабюринтос 'лабиринт', китара 'кифара', тюраннос 'тиран', басилеус 'царь' и т. д. Нетрудно заметить, что слова эти — в основном культурные термины. Данные же археологии говорят о том, что ещё до прихода греков в Элладе была высокая культура, родственная культуре минойского Крита. Не удивительно, что варвары-греки заимствовали «догреческие» слова вместе с самими элементами культуры, обозначавшимися этими словами". 

Интересно, можно ли говорить об идентичности языка пеласгов и языка носителей крито-минойской культуры?

По мнению Дж. Пендлбери, крупнейшего после Артура Эванса специалиста по археологии Крита, «характер языка критян до сих пор определить невозможно, ясно лишь, что он не был греческим... и что в расовом отношении между обоими народами лежит целая пропасть. Всё, что мы можем сказать, это что критский язык, всего вероятнее, имеет анатолийское происхождение, возможно, он родствен ликийскому, киликийскому или карийскому, поскольку из этих мест, по-видимому, происходит и само племя». 

"Получается, что минойские дворцы «новой эры» (начавшейся около 1700 г. до н. э.) в Кноссе, Фесте и Маллии сходны с более древним дворцом в Бейджесултане", - говорят А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин

Археологи при раскопках в Бейджесултане обнаружили «ряд небольших домов, уничтоженных пожаром» и керамику в стиле «бокал шампанского». Также были обнаружены руины дворца, «план которого напоминал … Кносс», который подвергся «сильному разграблению» после разрушения: У одного из входов во дворец обнаружено нечто вроде ванной, где посетители совершали омовение перед приёмом при дворе. Во внутренних помещениях пол на 90 см приподнят над уровнем земли. Под полом обнаружены небольшие коридоры, предположительно воздуховоды системы обогрева: данная конструкция не имеет аналогов в течение как минимум следующего тысячелетия (Википедия).

Ну и Википедия указывает на неолитическую культуру Фикиртепе, наследницей которой считается знаменитая северобалканская культура Винча, а истоковой культурой является культура Мурайбат в средней части Евфрата на территории Сирии в период 12-8 тыс. до н. э.

"В документах, написанных линейным письмом А, т. е. на минойском языке, не проводится различия между глухими и звонкими согласными (пишутся лишь глухие согласные — п, к, и нет аналогичных им звонких — б, г); имелся в минойском языке особый согласный, возможно нечто среднее между д и л; в минойском языке не было двух звуков р и л, а был один, видимо средний между р и л (на письме его передают как р). Все эти особенности не свойственны хетто-лувийским языкам. Не свойственны они и большинству других индоевропейских языков, например греческому. А это говорит — и весьма убедительно — против индоевропейского происхождения минойцев".

"Имеется большое сходство между знаками линейного письма А и древним рисуночным письмом Крита, возраст которого равен четырём тысячам лет. Это означает, что линейное письмо возникло на самом острове, а не было привнесено извне", - приходят к выводу А. М. Кондратов и В. В. Шеворошкин.

Глиняная табличка с минойским линейным письмом А.

12 апреля 2023

Переходная форма.

Статуэтка женщины, которая датируется примерно 5800-5300 гг. до н.э. Выставлена в Музее греческой культуры Бенаки в Афинах.

Источник картинки

Любопытное сочетание фигуры верхнепалеолитических "венер" и "рептилоидных" глаз статуэток, которые были сделаны около 5 тысяч лет до нашей эры в убейдский период древней Месопотамии.

10 апреля 2023

"Трогательный пример материнской любви".

Александр фон Гумбольдт, младший брат знаменитого учёного Вильгельма фон Гумбольдта, считал своей основной задачей «постижение природы как целого и сбор свидетельств о взаимодействии природных сил»; за широту научных интересов современники прозвали его Аристотелем XIX века.

(Из книги Герберта Бутце "В сумраке тропического леса". - М., 1956. С. 140-142)

Ангелы-хранители Богини.

maximus101 в записи "Каменные львы из Малой Азии" показывает льва на крышке саркофага из музея Антальи римского времени. 

"Как можно заметить, лев удерживает лапой голову быка. Это символ зашиты погребённого верховной богиней", - комментирует maximus101 данное изображение.

Но в таком случае бык символизирует самого погребённого. Бык — жертвенное животное, и человек ассоциируется именно с жертвой, а не с хищником, пожирающим жертву. В этом отношении бык имеет явное сходство с другим жертвенным животным — оленем.

Ниже приведено изображение каменного льва из археологического музея в Конье.


Как видим, здесь погребённый предстаёт в облике газели, то есть козы или козла — тоже жертвенного животного. 

"У местных львов символика покровительства отчётливо выражена, хотя во многих работах ошибочно утверждается, что подобные львы терзают копытных под собой", - говорит maximus101. И далее:

"Пчёлы" и "пасечники".

Государство — это "плоть от плоти" патриархата. В Междуречье оно появилось на "отжиме" храмовой экономики. Общинники делали вклады в храмовые хозяйства, которые являлись своего рода "общаками", хранилищами зерна и другого продовольствия. На этом накопленном ресурсе и "завязалось" государство. 

В принципе, финансовая "пирамида" МММ появилась таким же образом: сначала старушки - "божьи одуванчики" долго собирали денежные средства, а затем "пирамида" аккумулировала их средства. Здесь важно подчеркнуть последовательность: сначала происходит накопление энергии, а затем эта энергия "прихватизируется"; сначала пчёлы собирают мёд в улей, а затем пасечник изымает мёд из улья.

Читая монографию А. Бебеля "Женщина и социализм", я заметил, что нечто подобное происходило и в Европе эпохи Реформации. Цитирую:

"Введение протестантизма устранило полный великолепия католический культ, от чего очень сильно пострадало или было совершенно уничтожено большое количество ремёсел, в особенности технические искусства, и как раз этими ремёслами занималось много женщин. Далее, конфискация и секуляризация огромных церковных имуществ повели к упадку попечения о бедных, отчего страдали прежде всего вдовы и сироты". 

В России конфискация церковных имуществ происходила в 20-е годы прошлого века.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря. Москва, 1925 год. Источник картинки

Нечто подобное происходило в России и при Петре I. 

Любопытно взглянуть на эту картину в гендерном аспекте: трудолюбивыми "пчёлками", приносящими в храмы свои "копейки", в основном являются женщины, а "пасечниками", извлекающими накопленный "мёд" из храмов-"ульев", предстают мужчины, "государевы люди".

И в заключение надо отметить, что пресловутая "охота на ведьм" в Германии по времени совпала с разграблением церковных имуществ. При этом многие женщины лишились работы и средств к существованию. А. Бебель говорит, что в Германии женщины были исключены из занятий ремеслом в конце XVII столетия. Сначала им было запрещено приобретать звание мастера — за исключением вдов, — затем они лишились права быть и подмастерьями. В этом смысле, "охоту на ведьм" можно рассматривать как практику террора против женщин, выражающих своё недовольство происходящими переменами.

09 апреля 2023

На дворе «весна-красна».

Эдина Алтара «Весна»

На дворе — весна: птички поют, солнышко светит, хороший день. Три дня назад я видел жёлтые цветы одуванчиков в городе. В городе и сады зацветают раньше, и девки "созревают" раньше, чем в деревне. Потому что там специфический микроклимат; говорят, в центре Москвы на семь градусов теплее, чем на окраинах (Источник).

Отовсюду лезет-прёт молодая зелень и поросль, а прошлогодняя листва и трава превращается в перегной, гумус. Где-то я слышал, будто "гумус" и "Homo" — слова однокоренные (в смысле того, что люди "земные существа", в противоположность богам (ср. евр. adam "человек", от adamah "земля"). Блез Паскаль дал гениальное определение человеческой сущности — "мыслящий тростник". Обычная трава не знает о том, что она превратится в перегной, а "мыслящий тростник" знает. Пока что это знание лишь отравляет жизнь человеческую, но, может быть, отталкиваясь от этого знания, человек однажды преодолеет свой предикат - "земной", "навозный".

В жизни всё бывает: и гусь пердит, и бык летает.

ognersan в записи "Формула бессмертия. Воскресение Иисуса Христа вероятнее Его Рождества" говорит, что по отношению к воскресению Иисуса Христа скептики обычно используют довод: "Этого не может быть, потому что этого никогда и нигде больше не было."

И далее он критикует такой подход как неумный и ненаучный:

"Если использовать логику скептиков бытия после смерти, то получится, что жизни на планете Земля не может быть потому, что вселенная в основном состоит из безжизненной пустоты и материи. Следовательно, если во всей вселенной суммировать безжизненную пустоту и материю, и поставить знак равенства между безжизненной пустотой и материей = вероятностью жизни, то в итоге получится, что жизни не может быть, так как вероятность возникновении жизни в безжизненной пустоте и материи ничтожна мала. Количество жизни в сравнении с безжизненной пустотой и материей ничтожно мало. Несмотря на ничтожную вероятность существования жизни в безжизненной пустоте и материи, атеисты вопреки всему всё же не отрицают, что жизнь во вселенной существует, по крайне мере на планете Земля".

Да, действительно, бытие, вселенная и жизнь на Земле буквально сотканы из парадоксов. Я даже помышлял о том, чтобы сделать отдельный блог специально для парадоксов. Человек — это ходячий парадокс, "сфинкс", в котором перемешано божественное и звериное. Устами Г. Р. Державина человек говорит о себе: Я царья рабя червья бог! Богочервь — разве это не парадокс?! 

Вселенная, в которой мы живём, принципиально умонепостижима; мы, люди, находимся в положении вируса, живущего внутри организма. Как вирус не может представить себе существо, внутри которого он живёт, так и мы не можем выйти за пределы вселенной, чтобы взглянуть на неё со стороны и понять, какой она является на самом деле. 

Время — ещё больший парадокс, чем вселенная. Я тут даже не хочу начинать говорить о времени, так как эта тема поистине необъятна. 

Нас окружает множество чудес, на которые официальная наука либо "закрывает глаза", либо уходит в тупое "отрицалово". Вот, например, взять всемирно известный феномен Мирин Дажо. Где академические исследования этого феномена? Нету их, как будто никакого феномена вовсе и не было. А бывает и так, что учёные просто врут, как это блестяще показал Лев Худой в цикле статей про феномен Нинель Кулагиной (см. Статьи Льва Худого по уфологии и другим аномальным явлениям).

Если Мирин Дажо оставался жив после того, как его тело насквозь пронзали рапирами, а Нинель Кулагина передвигала предметы силой воли, то почему бы не воскреснуть Иисусу Христу из мёртвых?

Где истоки морали?

Тацит писал о германцах: «Их браки очень строги, и ни один из их обычаев не заслуживает большей похвалы, чем этот, ибо они почти единственные варвары, которые довольствуются одной женой. Очень редко у этого многочисленного народа слышно о нарушении супружеской верности, и оно наказывается тут же на месте, причём наказывать позволяется самим мужьям. Муж обрезает жене, нарушившей верность, волосы [1] и на глазах родственников выгоняет её голую из деревни, ибо нет снисхождения к нарушению нравственности. Ни красота, ни молодость, ни богатство не помогут такой женщине найти мужа. Там никто не смеётся над грехом; и соблазнять и быть соблазнённым не считается там умением жить. Юноши поздно женятся и потому сохраняют свою силу, и девушек не спешат выдавать замуж, и они тоже цветут молодостью и отличаются тем же высоким ростом. Они вступают в брак в одинаковом возрасте, одинаково крепкими, и сила родителей переходит на детей».

"Ясно, что Тацит, желая дать римлянам образец, рисует брачные отношения древних германцев несколько в розовом свете", - комментирует А. Бебель, но, тем не менее, тут есть повод задуматься об истоках морали. 

Очевидно, древние германцы (как и древние славяне) знали, "что такое хорошо и что такое плохо" задолго до христианизации. Нельзя сказать так, что до крещения они были "почти звери", а после крещения утратили свои зверские обычаи и стали жить по-человечески. 

А. Бебель говорит, что в германских женщинах жил дух, который импонировал римлянам. Когда Марий не позволил пленным женщинам тевтонов посвятить себя служению Весте (богине девственного целомудрия), они прибегли к самоубийству.

Самая большая сложность в вопросах морали возникает из-за того, что люди — не муравьи, и, в отличие от последних, не все люди ведут себя одинаковым образом. В рамках одного и того же общества можно обнаружить примеры различного поведения. Наверно, имелись случаи зверства и среди древних германцев, и среди древних славян, и среди других язычников, но, вместе с тем, у язычников встречаются и такие удивительные обычаи, как в описании Геродота (книга I, глава 196):

"В каждой [вавилонской] деревне раз в год созывают всех девушек, достигших половой зрелости, и выводят толпою в одно место; кругом их располагается толпа мужчин. Глашатай вызывает каждую по одиночке и продаёт одну за другою — прежде всех самую красивую; когда первая бывает продана за большую сумму, глашатай вызывает другую, следующую по красоте за первою; девушки продавались под условием супружеской жизни с ними.

Все богатые вавилоняне, достигшие половой зрелости, одни перед другими покупали себе красивейших девушек, а такого же возраста люди простые вовсе не искали красивой наружности, — и с деньгами готовы были брать и очень некрасивых. Покончивши с продажею красивейших девушек, глашатай вызывает потом самую безобразную или калеку и спрашивает: "Кто желает жениться на ней с наименьшим вознаграждением?" Девушка вручалась тому, кто соглашался жениться на ней с наименьшею додачей денег; употреблявшиеся на это деньги собирались за красивых девушек, т. е. красивые выдавали замуж безобразных и калек".
 

В чувстве справедливости вавилонянам не откажешь: всем поровну, «всем сёстрам по серьгам», все девушки деревни выходят замуж и никто не сидит в "старых девах". Вот где был настоящий, реальный коммунизм, а советские "коммуняки" даже и не помышляли о чём-либо подобном.

-----------------------------------------------------------------------------

В фильме "Викинги" (1958) имеется эпизод на эту тему:

08 апреля 2023

Феминистки и христианки.

Вот что А. Бебель говорит о библейских десяти заповедях:

"Десять заповедей Ветхого завета обращены только к мужчине. В девятой заповеди женщина упоминается наряду с прислугой и домашними животными: мужчине предлагается не пожелать ни жены ближнего, ни слуги его, ни скота его, ни осла его, ни всего, что принадлежит ближнему. Женщина, таким образом, — объект, часть собственности, к которой мужчина, поскольку эта собственность находится в чужом владении, не должен предъявлять никаких притязаний".

Лучший знаток иудаизма, В. В. Розанов, подчёркивает, что Библия есть только словесный комментарий по отношению к обрезанию, операции, которая производится только над мальчиками. Розанов называет эту операцию "штанд-пунктом" иудаизма. 

На этом кондово-патриархальном фоне христианство (по крайней мере, раннее христианство) смотрелось чуть ли не как матриархальная религия. 

"Женщина, как все униженные, надеявшаяся на освобождение и спасение из своего угнетённого положения, охотно и горячо примкнула к нему", - говорит А. Бебель. 

Ну да, мы знаем, что в Церкви клир является мужским, а прихожане, в основном, — женщины.


Очевидно, именно из-за женского преобладания православие приобрело свой "богородичный" оттенок. 

Матриархат и материнский род.

Матриархат возможен и вероятен там, где живы и действенны родо-племенные отношения. Принадлежность к тому или иному роду определяется по женщине-прародительнице. Ну и родство тоже определяется по материнской линии. Если каждый мужчина одного рода заранее считался состоящим в супружеских отношениях с женщинами другого рода, то определить отцовство нереально.

Прапрабабушка, прабабушка, бабушка, мама, дочь

Можно сказать так: где чётко просматривается такая линия родства, там и матриархат. Это родовой "ствол", от которого происходят ветви-"отпрыски". 

В современном обществе набор прав и правоспособность определяются по паспорту: если ты по паспрту гражданин РФ, то у тебя есть права гражданина РФ

В архаических обществах, где нет государства, правоспособность определяется принадлежностью к материнскому роду. Главное — не оказаться "извергом" рода человеческого. 

В роду существуют свои "понятия" и обычаи, своего рода "конституция", или основной закон, по которому младшие подчиняются старшим. Каждый род имеет свой собственный "язык" (уникальные словечки, известные лишь в семейном кругу, известны и поныне) и свою собственную традицию. В некотором смысле, каждый род представляет собой потенциальный народ. Однако, как только появляется народ, род утрачивает свою дееспособность. Вместо родовой "матки" (как в пчелином улье), появляется "отец народа", и правоспособность теперь уже определяется близостью к этому "отцу" (вспомним русского князя Владимира и его "ближний круг" — его дружину).

07 апреля 2023

Вечерняя медитация на зубастые маски.

12 культовых масок периода неолита (докерамический неолит Б), вытесанных из известняка, возрастом 9000 лет, были найдены в разных частях Иудейской пустыни, в основном в пещере Нахаль Хемар. Каждая маска весит 1-2 килограмма и представляет собой овальное изображение лица с пустыми глазницами, зубастой пастью и рядом небольших отверстий по краю.


Vagina dentata, женская всепожирающая вагина, влагалище с зубами как образ Смерти — это мифологическое представление, по-моему, "одного поля ягода" наряду с этими масками.

Обложка к книге «Челюсти»

Интересно, что подобные маски встречаются в пунических гробницах.

Глиняная маска из Тарроса (6-5 век до н.э.).

Значит, пуны сохранили ближневосточные погребальные традиции, уходящие корнями в докерамический неолит.

Я бы сравнил этот образ с чёрной дырой. Чёрная дыра находится в самом центре Галактики, она поглощает и "пожирает" материю вместе со звёздами. Но, как мы знаем, во Вселенной существует закон сохранения вещества и энергии. Согласно этому закону, ни один атом во Вселенной не может бесследно исчезнуть. Если это так, тогда чёрная дыра должна где-то "отрыгивать" то, что она поглотила. Может быть, в параллельной Вселенной?

Vagina dentata в параллельной Вселенной представляется как Vagina Genetrix (родительница). И, я думаю, пуны знали оборотную, "белую", сторону "чёрной" дыры.

Долина Нила, в пяти минутах ходьбы от рая.

Вот в таких "прозрачных" одеждах ходили женщины в Древнем Египте.

Источник картинки: Тайны истории с Лысым Камрадом.

В «мокрой» одежде, которая больше акцентирует внимание на красоте тела, чем скрывает его, перед нами её величество прекрасная царица Египта Арcиноя II в образе богини Исиды.

Википедия пишет, что в Древнем Египте "женщины носили платья из белого льна, а мужчины набедренные повязки. Дети ходили без одежды до достижения возраста около 12 лет". 


На другом сайте я прочитал: "Как ни странно, но дети в Древнем Египте не носили одежду до четырнадцати лет. С другой стороны, она им и не требовалось, так как климат был очень влажный и жаркий. Взрослые мужчины носили юбки, а женщины лёгкие полупрозрачные платья."


"Зачастую дома одежду не носили. Рабы и дети обычно ходили без одежды" (Источник). Надо полагать, рабыни тоже ходили без одежды. 

06 апреля 2023

Судьба — злодейка.

Согласно верованиям греков и римлян, выше богов стоят Мойры, богини Судьбы. Над смертными и над богами властвует рок, и нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным.

Примечательно, что эти высшие силы предстают в мифах разных народов в женских ипостасях: у греков это Мойры, у римлян — Парки, у германцев — Норны.

Ещё более примечательно, что такая "раскладка" характерна для патриархальной мифологии. 

Из древнегреческой мифологии нам всем известна страсть Аполлона к Гиацинту и такая же гомосексуальная страсть Зевса к мальчику Ганимеду. Но если обвинить Зевса в педерастии, то он, возможно, сказал бы в своё оправдание, что у него судьба такая, ему так Мойры нагадали. Именно они сплетают судьбы богов и людей, так что все претензии — к ним.

По сути, таким же образом мог бы оправдаться и Чикатило перед судом присяжных: мол, я родился таким извращенцем, я от природы такой жуткий сладострастник, я ничего не мог поделать со своей натурой, таким я уродился, и все претензии — к тем, кто создал меня с такой страстью. 

То есть, если послушать Чикатило, то в конечном итоге виновником всех бед является Бог. Если бы он не сотворил людей, то и не было бы никаких бед.

Здесь мы касаемся невероятно сложной проблемы зла. Множество учёных мужей повредились рассудком, пытаясь совместить несовместимое, то есть одновременное существование всеблагого Божества и зла в мире. Я не стану решать эту "квадратуру круга", а всего лишь замечу, что у древних греков, римлян и германцев роль дьявола исполняли Мойры-Парки-Норны.

О цыганском матриархате.

А. Бебель в своей монографии "Женщина и социализм" мимоходом упоминает европейских цыган второй половины XIX века:

"Доктор Генрих Ф. Влислокки, который несколько лет жил среди зибенбургских цыган и даже был усыновлён одним из их племён, рассказывает, что из четырех цыганских племён, среди которых он жил, сохранивших в то время ещё древнюю организацию, в двух — Ашани и Чале — господствовало ещё наследование по матери. Если бродячий цыган женится, то вступает в род своей жены, ведущей весь дом в цыганской семье. Наличное имущество есть собственность жены, а значит, её рода; муж — человек чуждый. А по праву наследования по матери и дети остаются в её роде". 

gipsylilya в статье "Цыгане-мадьяры: единственные цыгане с матриархатом" рассказывает, что австро-венгерская императрица Мария-Терезия пыталась ассимилировать цыган, но из её затеи ничего не получилось. Она хотела сделать цыган венграми, но "в результате уже через несколько десятилетий Австро-Венгрия имела огромное количество крайне нищих, грудящихся в трущобах людей без особо заметной системы ценностей, без традиций, присущих какому-либо из народов империи, говорящих по-венгерски, но так и не ставших венграми."

"Большая часть из них так и живёт в нищете и в наше время. Их можно найти не только в Венгрии, но и на западе Украины, где они кучкуются в посёлках из страшного вида лачуг. Некоторые из них, прежде бывшие чернорабочими, сейчас перестали работать вообще и живут за счёт своих жён, а те преимущественно просят на улицах. С этим бизнесом они навещают Россию; их часто можно видеть в Москве. Чтобы чувствовать себя более уютно, мадьярки берут с собой детей и мужей. Как правило, несколько семей разбивают палаточный лагерь где-нибудь в глуши.

В силу экономической самостоятельности женщин и зависимости от них мужчин в мадьярских таборах фактически царит матриархат. Цель каждого юноши с самых младых ногтей – заарканить себе жёнушку подобычливей. В связи с этим он тренируется в трёх видах искусства, способных привлечь женщину: борьба (чтобы привлекать как защитник), танцы (чтобы развлекать и намекать ладными движениями тела на третье умение) и, наконец, секс. Девушка, в свою очередь, придирчиво рассматривает потенциальных мужей, их фигуру, их умение драться и танцевать, и тщательно пробует приглянувшихся в постели, выбирая в конце концов самого бойкого в этих отношениях. 


Гостеприимная деревенщина.

А. Бебель сообщает о существовании в средневековой Германии и других сопредельных странах обычая, по которому хозяин предоставлял в распоряжение гостя на ночь собственную жену или дочь. Вот что рассказывает Мурнер об этом обычае, который встречался в Голландии ещё в XV веке: «В Нидерландах обычай: если у хозяина ночует любимый гость, то он доверчиво кладёт с ним свою жену» [1].

Ныне у нас старики вздыхают и говорят: "вот раньше в гости ходили, а теперь перестали ходить"... Народ задаётся вопросом: "Почему люди перестали ходить в гости?" По-моему, ответ очевиден: в наше время никто не предоставляет в распоряжение гостя на ночь свою жену или дочь. Я бы с удовольствием ходил по гостям, если б жил в Голландии в XV веке.

----------------------------------------------------------------

[1] Deutsche Kultur- und Sittengeschichte von Joh. Scherr, 9 Auflage, Leipzig 1887, Otto Wigand.