15 мая 2023

Дольмены и русалки.

На Иберийском полуострове сохранились легенды о таинственных женщинах, которые строили мегалитические сооружения. Моуры ― так в Португалии называли строительниц дольменов.

Согласно легендам, моура часто появляется, напевая и расчёсывая золотым гребнем свои прекрасные длинные волосы цвета золота. Ламия из баскской мифологии также поёт и использует золотой гребень на своих прекрасных длинных волосах цвета золота. Этот мотив вполне созвучен германским преданиям о Лорелее.


Моуры появляются возле "лиминальных" (от лат. limen — «порог») границ, где, как считалось, может проявиться сверхъестественное. В этом смысле, моуры напоминают сирен древнегреческой мифологии. 

Одиссей и сирены. Автор - Реджис Моулун.

Также моура предстаёт в виде змеи с длинными светлыми волосами. Легенда говорит, что моуры живут внутри дольменов и ничего не хотят от людей, кроме молока, к которому они пристрастились. Интересно, что круглое отверстие в дольменах как будто специально сделано для того, чтобы приносить молоко и кормить живущих внутри змей. 


Вообще, судя по этимологии слова "моура", оно родственно английским русалкам (mermaids) и славяно-русским кикиморам. Все эти слова связаны со "смертью" и "умиранием". Скорее всего, и Мара имеет ту же связь.  

Интересно, что на генуэзских картах XIV–XV веков бухта, ныне именуемая Геленджикская, называлась Mauro Laco (Чёрное озеро). Случайное созвучие, или в этом что-то есть?

Так или иначе, практически на всех значимых территориях распространения дольменов мы имеем матриархальные реликты. В Европе мы имеем и конкретное указание на женщин-строителей.

У дьяковской культуры имелись свои ронделы?

Это изображение мифической горы Меру из статьи Дмитрия Журавлёва "МЕРУ, МАРА, МЕРЯ". 

"Простите, но индусы так не делали, никто так не делал, - говорит Д. Журавлёв. - Такого рода конструкции с горой, окружённой несколькими рядами рвов и валов - это только меря. Причём самая стандартная конструкция самого стандартного городища".

Ну, я бы здесь напомнил Д. Журавлёву про Гозекский круг и другие подобные многочисленные ронделы, которые археологи открывают по всей Европе.

Гозекский круг.

Сюда же можно добавить и реконструкцию Посейдониса, столицы платоновской Атлантиды.

Посейдонис

14 мая 2023

Камень вместо подушки.

Камень Иакова упоминается в библейской Книге Бытия как камень, который израильский патриарх Иаков использовал в качестве подушки в месте, позже названном Бет-Эль.

"Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. <...> Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! [1] это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарёк [Иаков] имя месту тому: Вефиль [2], а прежнее имя того города было: Луз (Быт. 28:10-19).


Камень, который Иаков положил себе под голову, несомненно, может быть отнесён к разряду бетилей, то есть камней, рассматриваемых как «божественные жилища» или, иными словами, как носители некоторых «духовных влияний». 

Очевидно, некоторые камни, например, надгробные, могут "пропитываться" духами умерших людей. И в таком своём качестве они являются "фокальными точками", соединяющими мир посюсторонний с миром потусторонним.

Далее говорит Дмитрий Журавлёв:

"Довелось нам однажды оказаться на Рождество в монастыре у подножия Мамонова городища.
А там интересно. Такая галерея вокруг. И люди везде... спят.
Это паломники, паломницы, видимо.
Но им там снятся интересные сны, которыми они делятся.
Мария им является, например.
Как и 3000 лет назад.
Да, и в храмы того же Древнего Египта приходили поспать, например. Во снах являлись боги и просвещали.
То же, видимо, и на наших городищах. Свидельством чему масса рогатых кирпичей, многие из которых с крестами Мары, это подушки так выглядели в то время.
Но они меняются, подушки. А суть - нет
" (Источник).


------------------------------------------------------------------------------

[1] Нумино́зность — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия. В научный оборот это понятие было введено немецким теологом и историком религии Рудольфом Отто, который воспользовался латинским словом «нумен». Нуменом древние римляне называли могущественную божественную силу, властно распоряжавшуюся человеческой судьбой. По определению Отто, «Священное», «Божество» предстают в религиозном опыте как «нуминозное», будучи явлены в образе «совершенно Иного» по отношению ко всем представлениям эмпирического опыта. Восприятие «совершенно Иного» придаёт содержанию религиозного опыта неповторимое своеобразие откровения тайны устрашающей (лат. mysterium tremendum) и одновременно очаровывающей (лат. mysterium fascinans). Поэтому типичным нуминозным эмоциональным откликом на «встречу со Священным» оказывается сочетание «страха и трепета» с «восхищением и восторгом» (из Википедии).

[2] Т. е. "Дом Божий".

Палеолитическая «венера» с Зарайской стоянки.


"Палеолитическая Венера из Подмосковья, это Зарайск.
Возраст статуэтки — 22—23 тыс. лет назад.
Из бивня мамонта она. Сохран печальный. Но для её возраста.
Вот такими вот были у нас изначально представления о святом.
И ничего не изменилось по сути. Любого поцана спросите: что самое святое? Мать, - он вам скажет" (Дмитрий Журавлёв. Источник).

Кстати, о престолах.

"Следовик в Почаевской лавре почитается как место теофании Девы Марии и считается одной из важнейших реликвий местного монастыря: паломникам разрешается пить воду, которая накапливается в выбоине камня, считающуюся святой" (Источник).


Камень-следовик — это первобытный, самый архаический, нерукотворный "престол" как место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности.

Родовое общество меря.

"Итак, с государственностью у меря мы разобрались, - говорит Дмитрий Журавлёв. - Не было тут никогда никакого государства мерянского народа. С флагами, которые легко прикрепить на грузовик. Чтобы ехать к соседям и доказывать им, что наш ундор святее...
И всем таким.
А был ли народ? Тоже нет, народы появляются гораздо позже.
И это для меня хорошие, добрые вести. Учитывая то, что я думаю о так называемых народах.
Вслед за товарищем Ницше.
Это даже не был племенной союз.
Не видно союзного начала. Не было какого-то расового, националистического начала.
Национальностей тоже не было.
Что же было? А то, чего сейчас почти нет. Люди. А не хрен, простите, на блюде".

Источник

 

О вреде археологии.

Омфа́л (др.-греч. ὀμφαλός — пуп) — древний культовый объект (байтил) в Дельфах, считавшийся Пупом Земли, центром мира. Варрон упоминает предание, что омфал был могилой священного дельфийского Змея Пифона, то есть изначально представлял собой надгробный камень (Источник). Который должен был бы закрывать Змею выход в мир людей. Но теперь он перенесён в музей.

Омфал в археологическом музее в Дельфах.

Собственно, омфал играл роль примерно такой же "затычки", как "затычка" от бутылки с запечатанным в ней джинном.


Теперь, когда дельфийская "бутылка" распечатана, джинн освобождён и гуляет по земле.

О престоле Кибелы.

Вот Ф. Ф. Зелинский пишет о Кибеле, что "она изображается сидящей на престоле; легко понять происхождение этого воззрения от представления о ней как об обожествлённой Земле. Во всяком случае, это сидение и этот престол для неё характерны; посвящённые ей обрядовые песни называются «престольными» (enthronismoi): таковые для неё сочинял Пиндар, тот самый, который основал её культ у себя в Фивах".

Статуя Кибелы у входа в Стамбульский археологический музей

Меня нисколько не удовлетворяет это объяснение Зелинского, которое мне кажется "притянутым за уши". Открываем Википедию и читаем: "Престо́л — в христианском храме стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа" (Источник). 

И что же, из таинственного присутствия Иисуса Христа на престоле разве следует представление о Нём как об обожествлённой Земле?

Более того, если послушать Зелинского, тогда придётся признать архонтом обожествлённой Земли дьявола, который в Евангелии называется "князем мира сего".

Как видим, Рогатый сидит на престоле, а под его копытами — Земля. 

Так что, престол — это престол, место таинственного присутствия богини, место "сгущения" её нуминозности, и ничего более. Престол — это не обожествлённая Земля, хотя, конечно, он является святым местом, святилищем в первоначальном смысле слова.

Кстати, т. наз. "трон Миноса" в Кноссе скорее всего являлся престолом Богини, местом её эпифаний (богоявлений).

13 мая 2023

Наполовину верю, наполовину - нет.

Я нашёл в Сети два интересных сообщения касательно современной Индии.

1. В индийской деревне убили пять женщин по подозрению в колдовстве

Москва. 8 августа 2015. INTERFAX.RU - Жители деревни, расположенной в штате Джаркханд на востоке страны, накануне забили палками до смерти пять женщин, поскольку подозревали их в занятии колдовством, сообщает в субботу британский телеканал Sky News.

Жертвам было от 45 до 50 лет. Полиция арестовала по этому делу 24 человека.

Как отмечают западные СМИ, в некоторых районах Индии до сих пор сохраняется вера в колдовство. В связи с этим власти ряда штатов, включая Джаркханд, приняли специальные законы с целью предотвратить преступления против людей, обвиняемых в колдовстве (Источник).

2. В Индии арестованы участники человеческого жертвоприношения.

По подозрению в совершении человеческого жертвоприношения «чёрной» богине Кали в Индии задержаны трое человек. Расследование началось после того, как в одном из храмов в Западной Бенгалии, посвящённых Кали, было найдено обнажённое обезглавленное тело молодого мужчины.

Характер убийства напоминает обряды человеческих жертвоприношений, которые практиковались некоторыми индийскими сектами, сообщает РИА Новости. Власти страны пока воздерживаются от комментариев на тему, было ли это преступление связано с каким-то изуверским обрядом. Между тем, жители округа не сомневаются, что это был кровавый обряд в честь Кали (Источник).

Я совсем не склонен безоговорочно доверять сообщениям современных СМИ, - будь то российских, или западных. Как говорится, доверяй, но проверяй.

Я не могу всё бросить и поехать в Индию, чтобы на месте выяснить все детали происшествия в какой-то деревне на востоке страны. Единственный приемлемый способ отсеивания лживых "плевел" от "зёрен" правды — накопление и анализ соответствующей информации.

Большим подспорьем в этом деле оказалось бы научное, академическое исследование человеческих жертвоприношений богине Кали, на которое ссылались бы учёные всего мира. Я пока такого исследования не встречал, равно как и научного труда касательно феномена "охоты на ведьм" в современном мире.

Ещё раз о причинах "охоты на ведьм".

Как известно, слова "ведьма" и "ведать" — однокоренные. Ведьма — это женщина, которая "ведает", то есть знает. Знает травы, знает силу растений, знает заговоры, ей известны изменённые состояния сознания, которые позволяют ей "подключаться" к Всемирному Информационному Банку (скажем так, дабы не поранить чувства атеистов), откуда она узнаёт о местонахождении пропавшей коровы, и не только коровы...

Так, а кто же является диаметральной противоположностью женщины, которая "ведает"? Известно, кто. Это деревенский придурок, который ничего не знает, и знать не хочет. И вот у нас образовались два "полюса": знание — незнание. Это не моя субъективная умозрительная конструкция, - всё так и есть на самом деле. Вспомним Иисуса Христа, распятого невежественными людьми. Как Он молился на кресте? “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34).

Русская религиозная живопись. Распятие, 1892

Ну и вот, теперь у нас выстраивается вполне чёткая картина того "беспредела", который происходил на территории Священной Римской империи. Цитирую: "
Сожжение ведьм и их массовые гонения пришлись на период с 1580 по 1630 годы и были особенно распространены на территории современной Германии и Швейцарии" (Источник). "Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией", - сообщает Википедия. Самый пик "охоты на ведьм" пришёлся на Тридцатилетнюю войну между католиками и протестантами, но война явилась лишь кульминацией противостояния, которое началось гораздо раньше, ещё при жизни Мартина Лютера. 

Небесная корова.

Богиня Хатхор в облике коровы вскармливает своим молоком молодого принца, будущего фараона Аменхотепа II. Деталь полихромого барельефа из храма Тутмоса III (отца Аменхотепа II) в Дейр-эль-Бахри, Западные Фивы. Новое царство, 18-я династия, ок. 1427-1401 гг. до н.э. 

Скульптура Эйнара Йонссона 1909 г. в Рейкьявике - Великан Имир сосёт молоко коровы Аудумлы.

Конечно, представление о Богине как Царице Небесной гораздо архаичнее представлений о Матери-Земле. Как я уже говорил, Мать-Земля — патриархальный конструкт; египтяне же сохранили древнейшее матриархальное мировоззрение, по которому Небо - женское начало, а Земля - мужское. Довольно любопытно, что в египетской мифологии Млечный Путь считался источником коровьего молока.

12 мая 2023

Космический матриархат.

Учёные утверждают, что на Марс должен лететь чисто женский экипаж. 

Идею о том, что женщины лучше подходят для освоения космоса, впервые начали обсуждать еще в пятидесятые годы прошлого века. Сторонники этой точки зрения полагались на простую, как перекладина футбольных ворот, мысль: женщины меньше мужчин, значит им нужно меньше еды, воды и кислорода, а кроме того, они меньше выделяют углекислого газа.

Во время полёта на Марс (ориентировочно намечен на 2029 год) экипаж может рассчитывать только на взятые с собой ресурсы. Если космонавты на орбитальной станции ещё могут надеяться на помощь с Земли (на МКС прилетает 7-8 грузовых кораблей в год), то в дальнем космосе помощи ждать неоткуда. Поэтому важен каждый килограмм груза и лишний сантиметр свободного пространства.

Недавнее исследование подкрепило конкретными цифрами теоретические рассуждения о целесообразности запуска на Марс чисто женского экипажа.

Медики ЕКА обсчитывали разные варианты, вот только самые важные параметры:

- Расход ресурсов учитывали, исходя из того, что экипаж марсолёта будет состоять из четырёх человек, а сама миссия продлится 1080 дней - без малого три года (чтобы лететь назад, надо дождаться стартового окна, когда планеты окажутся рядом друг с другом).

- Условные мужской и женский экипажи формировали на основе базы данных об астронавтах NASA. В среднем женщины-астронавты имели рост 169 см и вес 65 кг. Средний рост мужчин составил 175 см и массу тела 81,6 кг.

Результаты моделирования показали, что женскому экипажу нужно на 30 процентов меньше кислорода, на 26 процентов еды и на 18 процентов меньше запасов воды. Только продуктов питания мужскому экипажу нужно брать на 1 тонну и 650 килограмм больше.

В денежном выражении польза от такой экономии составит более 158 миллионов долларов. Но главное даже не это: организовав на борту бабье царство, можно освободить 10 процентов полезной нагрузки и взять с собой больше научного оборудования или средств жизнеобеспечения, - пишет ZME Science.

11 мая 2023

Клин клином вышибают, а безумие лечат безумием.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что в античной Элладе и Анатолии, чтобы вылечить обезумевшего, прибегали к помощи корибантов, спутников Великой Матери богов Кибелы. Сами они, конечно, на зов не являлись; их заменяли «корибантствующие», смертные жрецы или священнослужители Великой Матери. Обступив связанного и осенённого покровом больного, они плясали вокруг него, сопровождая свою пляску оглушительной музыкой на кимвалах (медных тарелках) и тимпанах (тамбуринах). Эта дикая пляска должна была вызвать в больном искусственный экстаз, а затем, по охлаждении пыла, вместе с этим новым безумием его покидало и прежнее... так, по крайней мере, надеялись. 

А вот так лечили больные головы в конце XIX века.

Вибрационная терапия – средство для лечения головных болей в 1890-х

Как говорит Екклесиа́ст, "нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

Библиотека - храм Софии.

Ф. Ф. Зелинский высказывает, с какими трудностями он столкнулся, приступив к описанию эллинской Матери-Земли. Тут и Деметра, которая не совсем "вмещается" в этот образ, и местная богиня Рея, и анатолийская Матерь богов Кибела, и крито-минойская горная богиня львов, и какая-то богиня из пеласгического наследия.

О последней Ф. Ф. Зелинский замечает, что она "пользовалась культом в Греции; в Афинах, как и в Олимпии, ей были посвящены старинные храмы, Metroa, из коих афинский служил государственным архивом, и благочестивый Пиндар выстроил ей капище у своего дома, в котором он чествовал её вместе с божествами природы, Паном и нимфами".

Интересно. Государственный архив — в храме богини. По сути, библиотека под присмотром богини. Что это - случайность или "осколок" Традиции?

В поисках аналогов на ум прежде всего приходит библиотека Цельса в Эфесе.

The Library of Celsus in Ephesos.

Как мы знаем, в Эфесе находился знаменитый храм Артемиды Эфесской - одно из Семи чудес античного мира. И вот, "как бы случайно", там же располагалась вторая по величине библиотека Древнего Мира (после Александрийской библиотеки). По другим сведениям, это была третья по величине библиотека в греко-римском мире, уступающая только Александрии и Пергаму, в которой, как полагают, хранилось около 12 000 свитков.

Статуя Ареты, греческого олицетворения добродетели в Библиотеке Цельса
 
Статуя Эпистемы, греческого олицетворения знания в Библиотеке Цельса

Статуя Софии, олицетворение мудрости в библиотеке Цельса

К вопросу о Матери-Земле.

Ф. Ф. Зелинский приводит пару "нестыковок", которые свидетельствуют против отождествления Деметры с Матерью-Землёй.

"В мифе Земля выступает, скорее, как противница Деметры: это она производит, «угождая Аиду», тот волшебный нарцисс, обладание которым отдаёт Кору похитителю. Земледельческий же характер культа заставлял видеть в Деметре богиню хлебопашества, т. е. той человеческой деятельности, которая насиловала Мать-Землю, заставляя её против своей воли служить человеку своими дарами".

Да, для цветов, для того же нарцисса, Земля — богиня, потому что приходит весна и из земли появляются цветы, те же самые цветы, например полевые ромашки, какие росли в поле год назад. И нет никакой трагедии, потому что всё возвращается на круги своя. Нет печали о прошлогодних ромашках, потому что точь-в-точь такие же ромашки растут и ныне, и присно, и во веки веков. 

Земля не воскрешает людей так же, как она воскрешает цветы. Уже в древности не верили в воскрешающую силу Земли, и хоронили людей в каменных ящиках (дольменах) или в сосудах типа пифоса, чтобы тело умершего не соприкасалось с землёй. В Чатал-Хююке, насколько мы знаем, тела покойников выставляли на съедение грифам-стервятникам, - а ведь там была самая, что ни на есть, матриархальная религия, матриархальнее не бывает. И вот, мы видим, что не очень-то там доверялись земле.

Кажется, я уже стал несколько иначе рассматривать концепцию Ариэля Голана о "чёрном боге", находящемся в недрах Земли (см. начало моих размышлизмов в записи "Чёрный бог": анализ мифологемы). Ну, что-ж? Все реки рекут, и мои представления тоже меняются со временем.

10 мая 2023

Правда жизни.

«Кто знает, эта жизнь не есть ли смерть, и смерть не есть ли то, что жизнь для смертных»? - спрашивал Еврипид. Кажется, Еврипид считал смерть не злом, а добром для себя. Во всяком случае, он говорил людям: «Не умершего следует вам оплакивать, а рождающегося для тяжкой борьбы с невзгодами жизни»...

По сказаниям, сатир Силен был пойман фракийскими селянами и отведён к царю Мидасу. Мидас 10 дней пировал с ним. Рассказывают, что Силен научил царя, что «не родиться есть высшее счастье для человека, а самое ближайшее к нему (счастию) — как можно скорее умереть» (Цицерон. Тускуланские беседы. I. ХLVIII. 115).

Правда жизни.

 

Про необязательность матриархата.

Глядя с Земли на другие планеты Солнечной системы, неизбежно приходишь к выводу, что жизнь вовсе не обязательна во Вселенной. Венера по своим размерам — копия нашей планеты, а там нет даже самой простейшей инфузории-туфельки. Правда, в метеоритах, упавших с неба на землю, находят некоторые аминокислоты - строительные блоки, составляющие белки. Но на Марс, или на ту же Венеру, падают точно такие же метеориты, однако из метеоритных аминокислот не образуется биосфера сама собой. Тут нет никакого автоматизма и нет никакой гарантии. Очевидно, и в других звёздных системах дела обстоят не лучшим образом.

Ну, если подавляющее большинство планет - безжизненные пустыни, а жизнь на планете - это своего рода исключение из правила, тогда и появление человека разумного является таким же исключением. Земля вращалась вокруг Солнца миллиарды лет без человека, однако при этом в океанах буйствовала жизнь, о чём свидетельствует строительный ракушняк. Его происхождение - это осадочные известняковые слои в море, от отмирающих раковин обитателей моря. Впервые я познакомился с этим стройматериалом, когда служил в армии в Туркмении.


Значит, жизнь во Вселенной — вещь необязательная, как чирей на человеческом теле. Чтобы найти чирей, надо перебрать множество людей. 

Человек на Земле — тоже существо необязательное; биосфера прекрасно обходилась без него многие сотни миллионов лет. 

И далее — самое интересное: оказывается, что и разум у людей не отрастает сам собой, как волосы, но возникает вследствие помещения ребёнка в специфическую культурную среду. Это хорошо заметно по феномену детей-"маугли". Да даже и среди детей, выросших в нормальных условиях, немало умалишённых, ещё больше - полудурков, которые вроде выглядят как нормальные люди, однако "царя в голове" у них нет и от них можно ожидать всё что угодно. К этому следует добавить старческое слабоумие, когда многие пожилые люди постепенно "выживают из ума". И, конечно, необходимо отметить, с какой неохотой множество детей приступают к обучению, - всё их органическое "нутро" сопротивляется знанию, не хочет его, отторгает его; отсюда и возникла поговорка, что детям на уроках слово учителя "в одно ухо влетает, а из другого тут же вылетает".

Элевсинская святыня как знамя угнетённых.

Интересно, что римляне позаимствовали элевсинский миф не из самого Элевсина в Элладе, а из Сицилии. 

Ф. Ф. Зелинский не говорит, когда и при каких обстоятельствах состоялось перенесение элевсинского мифа в Сицилию. "Во всяком случае, очень давно. Когда в самом начале своего республиканского быта Рим вычитал в книгах кумской Сивиллы повеление дать у себя место культу элевсинских божеств, он заимствовал его не из Элевсина, а — прямо или косвенно, не знаем — из Сицилии".

Тут надо сказать, что Сицилия вся считалась посвящённой Деметре; её культ был распространён здесь повсюду. "Вероятно, - говорит Ф. Ф. Зелинский, - здесь придётся признать отождествление старинной местной богини с Деметрой; но оно могло быть только основанием перенесения в Энну элевсинского мифа как последствия культовой её эллинизации, пути перенесения нам неизвестны. Похищение божественной девы было локализовано именно здесь, близ Энны, у озера Перга; здесь Кора рвала цветы на зелёном лугу, здесь из разверзшейся земли появился царь преисподней на своей колеснице, запряженной чёрными конями; свою добычу он умчал по поверхности земли, пока нимфа сиракузской речки Кианы не преградила ему пути; разгневанный, он через её русло проложил себе путь в преисподнюю". 

Джеймс Чайлдс. Похищение Персефоны.

"И вот, в Риме был воздвигнут первый греческий храм для греческого культа с соблюдением греческой обрядности — храм, посвящённый Cereri Libero Liberae. Церера, это Деметра; неопределённая римская богиня зреющей нивы была отождествлена с греческой даровательницей хлеба. Либера, «дочь», это буквальный перевод греческой Коры; но кто такой Либер? Это слово значит «сын» — сын Деметры, надо полагать, коль скоро Либера — её дочь; но римляне во все времена разумели под ним Вакха-Диониса. Вот он, значит, «юный бог» священного шествия Иакх, олицетворённое ликование чающих близкую благодать паломников". 

09 мая 2023

Когда брак не совсем патрилокальный и не совсем матрилокальный.

Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.

Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.

1. Племя Ибан (Борнео).

"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).

Iban wedding

2. Племя Гаро (Индия).

"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village). 

A Garo couple in traditional dress

О связке земледелия и матрилокальности.

Отрывок из статьи "Maize, Matrilocality, Migration and Northern Iroquoian Evolution", написанной John P. Hart, который, к сожалению, не сделал статью общедоступной.

"Совместное возникновение матрилокальности и земледелия на основе кукурузы среди исторических групп северных ирокезов Нью-Йорка и южного Онтарио давно интересует антропологов и археологов. Традиционное объяснение этой связи заключается в том, что постепенное развитие сельского хозяйства на основе кукурузы с использованием женского труда повысило статус женщины в семье, что привело к матрилокальности. Дин Сноу (1995a) недавно оспорил эту гипотезу матрилокальности in situ, утверждая, что внезапное появление сельского хозяйства на основе кукурузы и матрилокальности можно объяснить только миграцией предков ирокезов-земледельцев в районы, уже заселённые другими людьми. Матрилокальность возникла потому, что позволила сосредоточиться мужчинам-ирокезам на внешней войне мужчин против враждебных аборигенных жителей [1]. В отличие от этого, основываясь на общей модели эволюции маисового земледелия и влиянии послебрачного проживания на эту модель, я утверждаю, что ни гипотеза развития in situ, ни гипотеза миграции Сноу не влияют на коэволюцию матрилокальности и маисового земледелия, и что их внезапное появление не может быть использовано в качестве доказательства в поддержку ни одной из гипотез. Я также показываю, что современные археологические данные о маисовом земледелии и матрилокальности свидетельствуют о постепенной коэволюции маисового земледелия и матрилокальности, а не о внезапном появлении, как утверждает Сноу".

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Да, мне известна эта теория, согласно которой матрилокальные браки сводят на нет внутриплеменную мужскую агрессивность, ибо при таком раскладе родовые кланы образуются вокруг женщин. Следовательно, полагают авторы этой теории, мужская агрессия может быть направлена вовне, на борьбу с соседними племенами.  

К вопросу о матрилокальных поселениях ЛЛК.

Отрывок из статьи "Post-marital residence patterns in LBK: Comparison of different models":

"Было предложено множество идей о правилах послебрачного проживания в обществе первых земледельцев умеренной зоны Европы (культура линейной керамики, ок. 5500-4900 гг. до н.э.). Преобладающей гипотезой является патрилокальность и общинная экзогамия, основанная на изотопах стронция, современной ДНК, древней ДНК, лингвистических и антропологических данных. Однако, представляя несколько различных антропологических моделей и сравнивая их с результатами анализа изотопов стронция из двух кладбищ ЛЛК (Ведровице и Нитра), мы утверждаем, что возможны и другие правила послебрачного проживания, такие как амбилокальность, авункулокальность, смещение места жительства или преобладающая матрилокальность. Аргументы, противоречащие односторонней интерпретации результатов исследования изотопов стронция, включают возможную практику полигинии, похищение молодых женщин и неингумационные захоронения. Предлагается гипотетическая модель, сочетающая патрилокальность и матрилокальность на разных социальных и географических уровнях". 

К сожалению, авторы текста - Václav Hrnčíř (какие у чехов ужасные фамилии, состоящие почти из одних согласных букв!), Václav Vondrovský и Petr Květina не выложили статью в открытый доступ. 

08 мая 2023

Доводы против первобытного промискуитета.

Трули в записи от наносит двойной удар по И. Бахофену и З. Фрейду. 
"Известно, что кровосмешение приводит к значительному росту вероятности рождения ребёнка с серьёзными генетическими заболеваниями. Также доказано, что у тех животных, у которых инцест приводит к отрицательным последствиям, имеются врождённые установки, которые ему препятствуют: миграция потомства в другие стаи подальше от родных, различение родственников по запаху и внешнему виду и так далее. Но есть ли что-то подобное у человеческого рода?

В 1891 году Эдвард Вестермарк предложил описание механизма защиты от инцеста у людей: его гипотеза гласила, что взросление рядом с лицом противоположного пола приводит к негативному отношению к идее сексуальных отношений с этим человеком. Такая установка могла возникнуть в результате многократного естественного отбора в ситуациях, в которых растущие вместе дети являются биологическими братьями и сёстрами. [1]

Подтверждением гипотезы Вестермарка стали израильские «кибуцы» (агрикультурные общины, основанные в начале 20 века): мальчики и девочки росли совместно от самого младенчества до подросткового возраста, входя в группу из 6-8 детей одного возраста. Хотя не существовало запрета на браки между детьми из одной и той же группы, Мелфорд Спиро в 1958 году не нашёл ни одного брака, равно как и ни одного случая половой связи между детьми, с детства растущими в одной группе. [2]
Ещё одним подтверждением гипотезы стали китайские браки «симпуа» (при таком типе брака семья берёт к себе маленькую девочку, чтобы потом она стала женой их сына). Группа учёных в 1980 году выяснила, что дети, растущие в таких условиях, позже испытывают ненависть и отвращение к идее брака или интимной близости друг с другом. [3]

Похожая ситуация наблюдается и у приматов: Ф. Муррей и И. Смит отмечают, что в группе бурых макак отсутствуют спаривания между братьями и сёстрами. Предполагается, что тесные контакты между особями в период их социального развития подавляют половое влечение между ними уже во взрослом состоянии.
Также известны случаи, например, у японских макак, когда отец проявлял постоянную заботу о дочери до её четырёхлетнего возраста, затем их дружелюбные контакты продолжались, но отец и дочь никогда не выбирали друг друга в качестве сексуальных партнеров. По-видимому, это тоже происходит из-за тесного контакта на протяжении периода социального развития дочери. [4]

О благочестии древних египтян.

"Слово Маат (женского рода) передаёт идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения. Отклонение от первоначально задуманного смысла обнаруживает себя в феномене «изъяна», по-египетски Исефет. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка.

Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющуюся в изобилии и справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести изначальную полноту смысла и воплотить её в действие.

Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои всеобъемлющие полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, — в итоге практически всё население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность", - пишет Ян Ассман в своей монографии "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" (М: Присцельс, 1999. С. 19-20).

Кажется, теперь я начинаю понимать, почему древние египтяне "возились" с крокодилами. Просто они "претворяли Маат в действительность". При изначальном разумном порядке не было насилия, а значит и крокодилы не разрывали на куски плоть своих жертв. Во "время оно" крокодилы были "святыми", и египтяне, по мере своих сил и возможностей, реконструировали это сакральное время.

св. крокодил в Египте

"Поскольку первозданный порядок сакрален, а «полнота» («изобилие») понимается как спасительное благо, усилия царя и его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто рсставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии в самом обшем смысле можно выразить формулой «творить Маат»", - говорит далее Ян Ассман.

Вот за это я люблю египтян. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", - говорил Иисус Христос. И недаром Геродот утверждал, что «египтяне — самый благочестивый народ на земле».

Для финки главное — родить дочь-наследницу.

Запись от Елена Черноярова, 19 апр в 19:18:

"Спасибо Ольга Ракитянская ❤

"Интересный факт: почти у всех карел молодую жену называли "молодухой" (morzein, переходное состояние между девушкой-невестой и полностью взрослой замужней женщиной) вплоть до рождения первой дочери. Именно дочери: если первым рождался мальчик, это "не считалось", нужно было дождаться именно девочки, чтобы "инициация в женщины" полностью состоялась. А вот если первой рождалась дочь, то мальчика ждать уже было не нужно - женщина и так становилась взрослой замужней, akka.
К вопросу об архаичном финно-угорском эгалитаризме :)"

Матрилинейность детектед. 😁 

такое тоже было до массовой откочёвки в города и слома крестьянско-общинного уклада, то есть до 20-х годов 20-го века примерно. У славян такое было только в тех областях, где за счёт соседства, ассимиляции и смешанных браков было сильное влияние прибалтийских (карело-финны) или поволжских (меря, эрзя, мокша, марийцы) финнов.
 
Деревня Ювалакша (Ювялахти). Скандинавская (шведская, финская) печь, типа как русская только с камельком (открытым очагом). Карелы.

Манданы.

Манданы («люди на берегу»), нумакаки (самоназвание — «люди»), индейский народ группы сиу. В начале XIX века у мандан насчитывалось 13 матрилинейных родов (некоторые из них общие с хидатса). Имелись две категории родов, каждая из них в поселениях составляла дуальную фратрию, наследственный «мирный» вождь поселения принадлежал к одной из них, а выборный военачальник — к другой. Существовала система военных обществ, организованная по возрастному принципу (главное общество — «Бизоны»), женские ритуальные общества и др. Семья в прошлом матрилокальная.

Окипа — церемония инициации молодых манданов. Худ. Джордж Кэтлин (1832)