24 сентября 2023

О причинах "излома" родового общества.

Почему матриархальные (= семейно-родовые) общества уступили место патриархальным (= корпоративным) обществам? Почему родовая жизнь, жизнь в "большой семье", перестала быть самоценностью?

Для понимания и осознания того глобальный переворота на "изломе" Бронзового века, я приведу две иллюстрации. 

1. Когда-то давным-давно, кажется, ещё в прошлом веке, я читал в газете серию репортажей про семью староверов Лыковых под общим названием "Таёжный тупик". И, помнится, там говорилось о зернышке пшеницы, которое Лыковы случайно обнаружили в одном из мужских сапогов. Они расценили это зерно как Божье благословение, как подарок с небес, и, посадив зерно в землю, дежурили возле него денно и нощно, чтоб - не дай бог - мыши не съели колосок. Только на пятый год они испекли первый каравай хлеба.

2. Возле села Гагарино Липецкой области, где я живу, археологи раскопали стоянку верхнего палеолита. Ближайшая известная стоянка — Костёнки недалеко от Воронежа. Вполне может быть, что около 23000 - 21000 лет назад между этими стоянками вообще не было человеческих поселений. То есть существовала одна "большая семья" в округе на 100 вёрст. И в связи с этим возникает вопрос: могли ли люди позволить себе дурковать в той "семье" так же, как они дуркуют ныне? Ныне исчезло какое-то село в Нечерноземье, - да и хрен с ним: людишек на Земле развелось так много, что исчезновения отдельных сёл и даже городов никто не замечает. А в те времена гибель одной "большой семьи" была равнозначна гибели мира. " Ибо в небольшом тесном коллективе, сплочённость которого противопоставлена агрессивности внешнего мира и составляет саму основу выживания, любой разлад подобен раковой опухоли. В конфликт постепенно будут втягиваться всё новые и новые участники, что ведёт к нагнетанию напряжённости в отношениях между всеми и каждым и грозит, в конечном итоге, распадом общины" (Е. Н. Панов).

Вот в чём причина "излома" родового общества: матери в "больших семьях" нарожали слишком много людей, и жизнь человеческая перестала цениться. Мы храним и лелеем одно зёрнышко, но выбрасываем в мусор целые буханки хлеба, когда производство хлебо-булочных изделий поставлено на поток.

Новое знакомство. Автор К.В.Лемох. (1885). (А впереди - две мировые войны.)

Начатки матриархата.

"Философами разных направлений не раз высказывалось мысль, что человек есть существо «недостаточное». Как утверждал, например, Арнольд Гелен [1], в отличие от всех прочих млекопитающих биологическую специфику человека определяют скорее морфологические недостатки, нежели преимущества. Здесь и отсутствие таких качеств, как развитый волосяной покров (что влечёт за собой незащищённость от непогоды), и естественных органов нападения и защиты (например, способности быстро бегать). Это слабое развитие органов чувств и опасный для естественного существования «недостаток в инстинктах», а также чрезвычайно продолжительный период младенчества и детства, когда индивид нуждается в опеке и защите со стороны взрослых особей [2].

Так что первая задача наших пращуров состояла в том, чтобы, фигурально выражаясь, выработать стратегию существования, которая минимизировала бы их морфологическое несовершенство и позволила бы противостоять слепым силам природы. Понятно, что осуществить это удалось бы лишь на том пути, при котором как можно больше преимуществ можно было извлечь из кооперации, начинающейся, естественным образом, с отношений между матерью и её детьми", - говорит Е. Н. Панов.

William-Adolphe Bouguereau. The Motherland.

------------------------------------------------------------------------

[1] Арнольд Гелен (1904–1976) — немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, автор книги «Человек, его природа и положение в мире».

[2] Эта «недостаточность» человека обыгрывается в мифе о двух братьях-близнецах — Прометее и Эпиметее («думающий прежде» и «думающий после»). Зевс поручил Эпиметею распределить способности между людьми. Непредусмотрительный Эпиметей почти всё отдал животным, оставив людей беззащитными; получилось так, что животные были заботливо снабжены всем необходимым для жизни, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия». Поэтому у людей нет рогов, клыков, когтей, ядовитых зубов, клешней и крыльев, чтобы быстро улетать. Хотя Эпиметей в мифе представлен как «думающий задним умом», люди тоже "хороши", - они, из-за своей лени, явились к Эпиметею за качествами и способностями позже всех других животных. Чтобы исправить ошибку брата, который обделил людей защитными устройствами, Прометей похитил у богов огонь и отдал его людям. Вот таково свойство мифа, что тут "крыша поедет", если станешь размышлять и разбираться, кто же из братьев сотворил благо для человечества, и кто из них причинил ему вред.

Есть искусство — есть человек, нет искусства — нет человека.

"Человечество «возникло» не тогда, когда наши предки окончательно сформировали так называемые «сапиентные» [1] черты строения и внешнего облика, а лишь в момент появления способности творить второй, виртуальный мир, параллельный миру природы. Учёные называют его по-разному, например, «Действительность 2» (Мартынов 1966), или «своё собственное выражение бытия» (Хёйзинга 1997). Сначала это были мифы, потом религия, далее — философия, наука, а одновременно со всем этим — произведения искусства" (цит. по: Е. Н. Панов. Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2017). 

В принципе, я всё время о том же говорю: человечеству примерно столько же лет, сколько самым древним пещерным рисункам. Самое древнее произведение изобразительного искусства, известное на сегодняшний день археологии, это кабанчик-бородавочник из Сулавеси, который датируется 45,5 тыс. лет назад (Источник). Стало быть, неандертальцы никак не вписываются в историю человечества, поскольку не оставили они после себя примеров фигуративного искусства. Есть искусство — есть человек, нет искусства — нет человека.

Здесь ещё надо подчеркнуть, что подлинное искусство всегда "играет" смыслами. И, в этом отношении, оно мифологично. Оно является "вопросительным знаком" о смысле бытия. Как пишет выдающийся теоретик психологии Виктор Франкл [2], «…Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя…, всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому индивид посвятил себя, либо другому, кого он любит, или богу, которому он служит». «Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда устремляется к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее осуществление смысла». 

23 сентября 2023

«Лесные люди».

Территориальность семейных групп характерна для гиббонов, а групповая — для горилл и шимпанзе. Наименее выражена она у орангутанов.

Стало быть, орангутаны — самые мирные из обезьян. К тому же, говорят, что они и самые умные, и самые близкие к человеку по ДНК обезьяны. В переводе с малайского и индонезийского языков «орангутан» означает «лесной человек». Местные жители и правда считали их людьми, которые прячутся в лесах и притворяются немыми, чтобы не работать и не попасть в рабство.

Ныне мирные «лесные люди» находятся на грани вымирания из-за агрессивного поведения нелюдей. Хотя на бумаге орангутаны строго охраняются, местные жители продолжают на них охотиться. В основном охота идёт за детёнышами для продажи, но заботливая мама не отдаёт без боя своё дитя и чаще всего погибает в неравной схватке с браконьерами.


О причинах возникновения трипольских "протогородов".

А. М. Хазанов сообщает, что "в период казахских ханств из-за напряжённой политической обстановки значительное число аулов предпочитало передвигаться сообща. В 40-х годах XVIII в. султан Нурали и его братья, боровшиеся с враждебными им султанами Бараком и Батыром, старались держаться ближе к своей матери ханше Попай и даже зимовали вместе. Один из наблюдателей верно подметил, что казахов «опасность заставляла кочевать большими аулами». Но подобные объединения нескольких кочевых групп имели временный характер и распадались с окончанием конфликтов и наступлением затишья". 

Итак, опасность заставляет людей "кучковаться" и жить в больших поселениях...

Я уже не раз говорил о "протогородах" Триполья. Эти "протогорода" датируются 3700-3400 гг. до н.э. Около 3300 года все они дружно исчезли.

трипольский "протогород"

"Начало сосредоточения трипольцев в огромных поселениях ок. 3700 г. до н.э. примерно совпадает с предъямным археологическим горизонтом в степях, а их бегство из этих поселений ок. 3300 г. до н.э. – с началом зрелого этапа Ямной культуры и экспансии её носителей. Можно предположить, что давление со стороны степных индоевропейцев побуждало трипольцев сосредоточиваться в крупных центрах, где они чуствовали себя в большей безопасности", - пишет Сергей Петров (Источник).

22 сентября 2023

Кактус Сан-Педро.

Марлен Добкин де Риос рассказывает про кактус Сан-Педро, который произрастает в Перу на склонах Анд. Он достигает 5–6 метров в высоту и пускает многочисленные побеги.


Южноамериканских шаманов интересовали психоделические и галлюциногенные свойства кактусового отвара, за которые отвечает алкалоид мескалин. Церемонии с употреблением кактуса ныне популярны не только среди колдунов, но и среди простых смертных. Говорят, редкая церемония Сан Педро обходится без тошноты и рвоты. Этому способствуют и содержащиеся в кактусе вещества, и даже его специфический вкус. Индейцы кечуа считают рвоту важным атрибутом физического очищения, без которого невозможно духовное. 

Интересно, что кактус Сан Педро (Huachuma), который используется в целительстве и шаманских ритуалах в Латинской Америке, объявлен национальным достоянием Перу (Источник). Однако он запрещён, например, в Германии. Как говорится, «что индейцу хорошо, то немцу смерть».

О скифских энареях.

"Энареи — женоподобные (μζ ακδνόβοκμζ) гадатели, носившие женское платье, усвоившие женские привычки и даже говорившие «подобно женщинам» (Her., I, 105; IV, 67; Ρ s. -Hipp., De äere, 29—30) — были, с точки зрения греков, самой экзотической корпорацией среди скифского жречества и, естественно, привлекали к себе наибольшее внимание.

Основные сведения о положении энареев в скифском обществе содержатся в двух литературных традициях, связанных с именами Геродота и Псевдо-Гиппократа. Отдельные намёки имеются и у других авторов. Из их сопоставления явствует, что:

1) энареи были профессиональной жреческой корпорацией, связанной с культом богини Афродиты — Аргимпасы (Her., IV, 67—68) ;

2) энареи являлись гадателями. «Искусство гадания даровано им Афродитою; они гадают при помощи липовой коры; гадатель разрезает её на три полоски, затем, переплетая их между пальцами и расплетая, произносит предсказание» (Her., IV, 67);

3) корпорация энареев имела наследственный характер. «Женоподобные» особенности энареев, явно связанные с требованиями религиозного культа, передавались также их потомству (Her., I, 105; см. также IV, 69);

4) энареи происходили из аристократических слоёв общества, может быть даже близких к царскому дому. Псевдо-Гиппократ (De äere, 30) отмечает, что энареи — «скифские богачи, не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом» (Рs.-Hiνр., De äere, 30; см. также: Агistоt., Eth. Nie, VII, 7, 6; Clem. AL, Protreph., II, 24);

5) энареи пользовались значительным влиянием и престижем в скифском обществе. Псевдо-Гиппократ (De äere, 29) объясняет это тем, что «причину такого явления (т. е. «женоподобия» энареев.— А. X.) туземцы приписывают божеству и поэтому чтут таких людей и поклоняются им, каждый боясь за себя». Однако из сообщения Геродота, которое будет приведено дальше, следует, что боязнь энареев и гадателей вообще имела под собой и более реальные основания, потому что от их гадания иногда зависела человеческая жизнь.

Помимо энареев у скифов были и другие гадатели, «У скифов есть много гадателей, которые гадают при помощи множества ивовых прутьев следующим образом: принесши большие связки прутьев и положив их на землю, они раскладывают их порознь и затем, перекладывая прутья по одному, гадают; произнося предсказания, они вместе с тем снова собирают прутья и раскладывают их поодиночке. Таков у них исконный способ гадания» (Her., IV, 67).

Скифские гадатели, по-видимому, имели черты сходства с жречеством других иранских народов. На золотой пластинке из Амударьинского клада изображён жрец, который держит в руке прутья или палочки. Можно напомнить также про магов Мидии и Персии, «поющих молитвы и держащих в руках пучок тонких тамарисковых ветвей» ( Strabо, XV, 3, 14). Маги, по тому же Страбону (XV, 3, 15), произносят заклинания, «держа перед огнём связку прутьев».

Черты, роднящие скифских гадателей с магами, очевидно, не остались не замеченными и в древности. В схолии к «Поэме о зверях» Никандра (613) отмечается, что «маги и скифы гадают по мириковому дереву. Динон в первой книге третьей части говорит, что и мидийские предсказатели гадают по палочкам». Подобные параллели важны, потому что косвенным образом подтверждают высокие социальные позиции скифского жречества. Ведь привилегированное положение жречества в древнем Иране известно слишком хорошо, чтобы была необходимость напоминать о нём особо.

Наиболее подробный рассказ о деятельности скифских жрецов-гадателей содержится у Геродота (IV, 68—69). Речь идёт о гадателях, с помощью которых царь обнаруживает и истребляет злоумышленников против своей персоны. «В случае болезни царь скифский приглашает к себе трёх самых главных гадателей... по большей части они говорят при этом, что такой-то и такой-то из жителей, которого они называют по имени, ложно поклялся божествами царского очага, а клясться божествами царского очага у скифов в обычае преимущественно тогда, когда они желают дать величайшую клятву. Человека, на которого укажут как на клятвопреступника, тотчас хватают и приводят; когда он явится, гадатели уличают его в том, что он, по свидетельству гадания, оказывается клятвопреступником перед божествами царского очага и что вследствие этого болеет царь; обвиняемый отрицает это и с божбою уверяет, что он не преступил клятвы. Ввиду упорства обвиняемого цари приглашают других гадателей в двойном числе; если и эти на основании своих гаданий обвинят его в клятвопреступлении, то ему немедленно отрубают голову, а первые гадатели по жребию делят между собой его имущество. Если же вторые гадатели оправдают его, то вызываются новые и новые гадатели, и если большинство их оправдывает подсудимого, то первые гадатели сами присуждаются к смерти». Далее Геродот с подробностями описывает процедуру казни обвиняемых в лживом гадании, которых сжигали заживо, и продолжает: «Описанным способом сжигают гадателей и за другие провинности, называя их лжепророками. Царь не оставляет в покое и детей тех гадателей, которых он казнит; всех сыновей их он также убивает, но дочерей не трогает»" (А. М. Хазанов). 

"Мы не рабы, рабы не мы".

А. М. Хазанов, рассказывая про рабов и особо бедных людей среди скифов, говорит, что в их могилах "инвентарь вообще отсутствует". 

Интересно, что в современных русских погребениях тоже не имеется никакого инвентаря.

 

21 сентября 2023

О троичном социальном членении индоевропейского общества.

Разработанная Ж. Дюмезилем концепция о троичном социальном членении индоевропейского (арийского) общества ни у кого не вызывает возражений. За исключением рабов, свободные члены этого общества разделялись на три сословия: сакрально-жреческое, военно-аристократическое и рядовое, общинное. Однако, на самом деле, мы видим лишь два слоя, так как во главе индоевропейского общества стояли «цари» или вожди, обладавшие также сакральными функциями. То есть, «цари» совмещали в себе и функции первосвященников. А где священство всё же дозволялось как автономный институт, там оно было под пятой у «царей», как, например, в Византийской или Российской империях. И, фактически, надо говорить о разделении индоевропейского общества не на три, а на два слоя: вождество (в более развитых формах - царская камарилья или государственная бюрократия) вкупе со священством, и рядовые подданные вождя. 

В принципе, архаические общества тоже были "двухслойными", состоявшими из сакральной и мирской неравновесных половинок. Причём, эти половинки были "пульсирующими": во время религиозных праздников сакральная половинка общества сильно "раздувалась", вмещая в себя едва ли не всех членов общества, а в обычные дни жизнь в сакральной половинке едва теплилась. Только, в отличие от индоевропейского общества, в архаических обществах не имелось военно-аристократического сословия.

Матриархальное общество по всем параметрам соответствует архаическому обществу. Если существовали патриархальные теократические общества, то, спрашивается, почему не могли существовать матриархальные теократии? В такого рода теократии вместо Библии имелся матриархальный Миф [1], определявший умонастроения общины; вместо пророков Яхве имелись пророчицы Богини, возвещавшие её волю; вместо св. Предания имелась многовековая Традиция, своего рода матриархальный "адат", по которому люди ладили друг с другом. И при таком порядке «цари» или вожди нужны были людям так же, как собаке — пятая нога.

Теперь возникает вопрос: можно ли назвать троичное социальное членение индоевропейского общества традиционным? Подлинно ли оно традиционное? Или оно фейково-традиционное? 

Потому что у нас имеются гораздо более древние "двоичные" общества. И индоевропейское военно-аристократическое сословие, на фоне тех обществ, выглядит просто как раковая опухоль. Если брать здоровое социальное "тело", то оно "двоично"; в нём есть сакрально-жреческая "душа" и общинное "тело". А третий элемент — военная аристократия, подчиняющая себе "душу" и подавляющая "тело", — появляется в виде социального недуга. 

-------------------------------------------------------

[1] Здесь "миф" в том смысле, как его понимает А. Лосев.

Обычай побратимства у скифов.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" приводит фрагмент из новеллы Лукиана Самосатского (L u с, Тох., 37), где скиф Токсарис рассказывает о себе:

«Мы приобретаем себе друзей не на пирушках, как вы (т. е. греки.— А. X.), и не потому, что известное лицо является нашим ровесником или соседом; но, увидев какого-либо человека хорошего и способного на великие подвиги, мы все устремляемся к нему, и то, что вы делаете при браках, мы делаем при приобретении друзей; усердно сватаемся за него и во всём действуем вместе, чтобы не ошибиться в дружбе или не показаться неспособным к ней. И когда какой-нибудь избранник сделается уже другом, тогда заключается договор с великой клятвой о том, что они и жить будут вместе, и в случае надобности умрут один за другого. И мы действительно так и поступаем; с того времени, как мы, надрезав пальцы, накапаем крови в чашу и, омочив в ней концы мечей, отведаем этой крови, взявшись вместе за чашу, ничто уже не может разлучить нас. В союзы дозволяется вступать самое большее трём лицам, (потому что, кто имеет много друзей, тот кажется нам похожим на публичных блудниц, и мы думаем, что дружба такого человека, разделённая между многими, уже не может быть столь прочной».

Впервые обычай побратимства у скифов засвидетельствован Геродотом (IV, 70): «Если скифы заключают с кем-либо клятвенный договор, то поступают при этом так: в большую глиняную чашу наливается вино, к нему примешивается кровь договаривающихся, причём этим последним делают уколы шилом или небольшие разрезы ножом на теле, потом погружают в чашу меч, стрелы, секиру и метательное копьё. По совершении этого они долго молятся, затем пьют смесь как сами договаривающиеся, так и знатнейшие из присутствующих».

А. М. Хазанов правильно говорит, что "побратимство — нечто большее, чем просто дружба". Тут, очевидно, надо говорить о взаимной любви. Причём, о любви самого высокого пошиба, как она изображена в Евангелии: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя" (Ин. 15, 13). Именно такую любовь проявили скиф Дандамис, позволивший выколоть себе глаза ради спасения из плена друга Амизока, и Амизок, ослепивший сам себя из солидарности с побратимом (Luc, Tox., 39—41). Блин, до чего же красиво!!! Я вполне допускаю, что в отношениях Дандамиса и Амизока имелся гомосексуальный мотив (как говорил М. Ю. Лермонтов, "из двух друзей всегда один раб другого"), но такие возвышенные обертоны любви совершенно затмевают орально-анальные мотивы, если они имели место быть в их отношениях. Я всегда иронизирую над "гомосятиной", но здесь «я пас», молчу, ибо для меня "красиво" значит "божественно".

20 сентября 2023

О минорате и майорате.

А. М. Хазанов склоняется к тому, что у скифов был минорат, то есть наследником домохозяйства был младший сын. Применительно же к кочевникам вообще вполне можно согласиться с Дж. Фрэзером, писавшим: «У пастушеских народов... широкий территориальный простор, необходимый для жизни племени кочевых овцеводов или скотоводов, даёт полную возможность сыновьям по мере их подрастания начать самостоятельную кочевую жизнь с собственными стадами, тогда как младший сын остаётся до конца при стариках, кормит их и поддерживает на склоне лет, а когда они умирают, становится наследником их имущества».

Ряд материалов подтверждает известное распространение минората у кочевников средневековья и нового времени. Рашид ад-Дин писал: «Издревле у монголов и тюрков был такой обычай, что ещё при жизни выделяют своих старших сыновей и дают им [добро], скот и [стадо овец]». У средневековых монголов, по свидетельству Рубрука, «двор отца и матери достаётся всегда младшему сыну. Отсюда ему надлежит заботиться о всех жёнах своего отца, которые достаются ему с отцовским двором...». В. Радлов писал, что богатый казах «старается при жизни сделать самостоятельными старших сыновей: выделяет старейшему значительную часть скота и покупает ему новое зимовье.

"Таким образом, принципиальная возможность существования у скифов минората едва ли подлежит сомнению", - говорит А. М. Хазанов. - "Между тем имеются основания полагать, что в исторический период царская власть у скифов отнюдь не переходила от отца к младшему сыну. Тут надо принять во внимание некоторые обстоятельства. Во-первых, в отличие от майората с его ярко выраженной социально-правовой стороной, минорат в своей основе является главным образом имущественно-бытовым институтом. Даже в тех обществах, где он был зафиксирован, в наследовании статуса, ранга, титула и т. д. обычно соблюдался принцип старшинства. У калмыков, у которых минорат получил довольно широкое распространение, наследником власти хана считался старший сын. Во-вторых, нередко минорат был распространён в низах общества, в то время как в верхах господствовал майорат. Ещё один из первых исследователей этого обычая, Я. Гримм, отмечал, что в Германии привилегия первородства встречается главным образом у князей и королей, а минорат — у крестьян".

Интересно, как "жёлтый дьявол" ломает и коверкает традицию. Значит, если у старика есть царская корона, то он передаёт её своему старшему сыну, а если у него только тяпки да грабли в хозяйстве, то он завещает их младшему сыну. Различие, наверно, определяется тем, что, по идее, старший сын должен быть умнее младшего, так как ума набираются с возрастом и опытом (хотя это не всегда так, - Николай II в 40 лет, как мальчишка из рогатки, стрелял из ружья по воронам).

Но, при этом надо учитывать, что царская власть — явление сравнительно позднее в истории человечества, и до появления первых государств никаких царей не было. Стало быть, по идее, минорат гораздо древнее майората. И, в принципе, минорат даже древнее самого патриархата.

Я полагаю, что в матриархальных обществах старшие дочери выходили замуж, а младшие оставались с престарелыми матерями. Очевидно, если младшая дочь тоже выходила замуж, то брак был матрилокальным. Что касается старших дочерей, то они могли получать приданое от матери (подобно тому, как у тюрков отцы давали "добро" старшим сыновьям). Если же иметь в виду неолитические поселения, в которых люди "кучковались" в длинных домах или жили в домах-"ячейках" одного большого кластера, то можно думать, что и старшие дочери жили по соседству, недалеко от матери.

Жаба-ага.

Марлен Добкин де Риос, рассказывая о психотропных веществах в Мезоамерике, сбивчиво и бестолково пишет о тростниковых жабах. Пропуская мимо всю "водичку", в сухом остатке мы имеем то, что из яда этих жаб добывается буфотенин, который является галлюциногеном. Буфотенин оказывает опасное воздействие на сердечно-сосудистую и центральную нервную систему человека, и поэтому он применяется только в малых дозах.

пойманная жаба-ага

"Облизывание жаб может привести к серьёзным заболеваниям и даже смерти", - предупреждает Википедия. - "Имеют место довольно надёжные сообщения о гибели людей после проглатывания тростниковой жабы". Хотя я не представляю себе, как можно проглотить такую огромную дурынду весом более килограмма. Разве что только головастика, если пить воду из озера.

Взрослая особь. Видны большие околоушные железы на голове за глазами

О частной собственности у ариев.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет:

"Имеются серьёзные основания полагать, что скот, повозки с передвижными жилищами и прочее движимое имущество составляли у скифов частную собственность. <...> Частная собственность на скот отмечается не только у скифов, но и у других древних кочевников евразийских степей. <...> Некоторые археологи предполагают её становление в евразийских степях и многих других регионах Старого Света уже в эпоху бронзы, и такое предположение в некоторых случаях кажется вполне вероятным и для ещё более раннего времени. <...> Надо думать, что становление частной собственности на скот не только предшествовало развитию кочевого скотоводства, но и было одной из его предпосылок. Специфика скотоводства и животноводства как особых форм производительной деятельности, с одной стороны, и особенности скота как движимого имущества — с другой, явились причинами того, что, за редчайшими исключениями, скот всегда находился в частно-семейной или индивидуальной собственности".

Значит, с большой долей вероятности можно говорить о том, что частная собственность на скот имелась уже у кочевников-ариев при их вторжении на территорию Старой Европы. В то время как местные земледельческие общины частной собственности не имели. Храмовое хозяйство не предполагает частной собственности, как нет её в пчелином улье. Все трудятся сообща, "гуртом", и создают своего рода "общак", из которого накопленные продукты выделяются и раздаются по мере надобности, а по религиозным праздникам устраивается "пир на весь мир".

Я полагаю, что на Крите сохранялась такая религиозно-"колхозная" модель хозяйства вплоть до вторжения ахейцев ок. 1450 года до н. э. И, по всей видимости, она существовала повсюду на Ближнем Востоке в эпоху Бронзового века и раньше. Шумеры просто "прихватизировали" храмовые "общаки"-"ульи", существовавшие прежде них, и заделались "председателями" местных "колхозов". Можно думать, что с храмово-"колхозным" хозяйствованием была связана и номовая экономика на территории "полумесяца плодородных земель". «Номовыми» называют протогосударственные образования в пределах одной общины и имеющие один политический (= религиозный) центр, к которому примыкали сельскохозяйственные и охотничьи (иногда и рыболовные) угодья.

19 сентября 2023

О "женской болезни" среди скифов.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет о странной "женской болезни" среди скифов:

"Геродот (I, 105), рассказывая о разграблении святилища Небесной Афродиты в Аскалоне во время скифского набега на Сирию, добавляет: «На тех скифов, которые ограбили Аскалонский храм, и на всё потомство их божество ниспослало женскую болезнь (εήθεα κμοαμξ), так что скифы говорят, что они болеют вследствие этого поступка и что посещающие скифскую землю иностранцы видят, в каком положении находятся у них больные, которых называют энареями».

О «женской болезни» у скифов писали и другие авторы, отмечавшие её распространённость среди высших слоёв скифского общества. Псевдо-Гиппократ (De äere, 29) утверждает, что «этой болезни подвержены скифские богачи — не люди самого низкого происхождения, а, напротив, самые благородные и пользующиеся наибольшим могуществом». Аристотель (Eth. Nic, VII, 7, § 6), по-видимому, полагает, что она была распространена среди скифских царей. Климент Александрийский (Protreph., II, 24) называет легендарного царевича Анахарсиса «как человека, который сам сделался женоподобным в Элладе и стал учителем женской болезни для прочих скифов».

Срібні монети скіфських царів із трьох династій.

О положении женщин у скифов.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) пишет о положении женщин у скифов:

"В большинстве скифских захоронений инвентарь мужских и женских погребений строго разграничен. Если мужчина — прежде всего воин и всадник, 

художественная реконструкция скифского воина

то женщина — преимущественно домашняя хозяйка. С ней в могилу помимо украшений кладут посуду, необходимую для приготовления пищи, иногда зернотёрки, орудия прядения, ткачества и шитья. Очевидно, даже знатные скифянки занимались домоводством, как занималась прядением Пенелопа в ожидании Одиссея, а знатные средневековые дамы — рукоделием.

Иглы обнаружены не только в рядовых погребениях, но и в женском погребении из Солохи, и в саркофаге из мавзолея Неаполя скифского, в котором скорее всего была похоронена царица. Только в отличие от обычных бронзовых эти иглы золотые. Пряслица и остатки от веретён являются непременной деталью погребального инвентаря скифских женщин, в том числе и тех, которые с такой роскошью похоронены в Куль-Обе, Александропольском и других царских курганах. Только изготовлены они не из дерева или кости, а из серебра". 

Можно сказать, что женщина является центром домохозяйства. Особенно заметно это у кочевников (номадов), где женщина сама, своими руками, строит жилище из жердей и шкур (как, например, у киргизов в прошлом). Посему, я думаю, хозяйственная баба представляла собой большую ценность, и её всегда старались "прибрать к рукам". Может быть, в этом и заключается отновная причина левирата. А. М. Хазанов прямо говорит, что "жена рассматривалась как ценное имущество и после смерти мужа вместе с другим имуществом подлежала наследованию в его семейно-родственной группе". 

"В целом из источников создаётся впечатление о несколько приниженном положении женщин в скифском обществе", - делает заключение А. М. Хазанов, хотя тут же говорит, что "у кочевников положение женщин на практике нередко бывает довольно высоким (например, у средневековых монголов и татар)".

Полигиния у скифов.

А. М. Хазанов в своей монографии "Социальная история скифов" (ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА». ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. МОСКВА, 1975) касается вопроса полигинии у скифов. Он пишет:

"Сведения о полигинии в основном относятся к скифским царям. <...> Страбон (VII, 4, 3) сообщает, что у царя Скилура, по свидетельству Посидония, было 50, а по свидетельству Аполлонида, 80 сыновей. Последняя цифра подтверждается Плутархом (Reg. et imp. apophth. Sсil.) Пятьдесят сыновей или восемьдесят — не столь уж важно, но в любом случае подобная плодовитость царя немыслима без многожёнства. <...>

Полигинии чаще всего сопутствует неравноправное положение различных жён и наложниц. Так же обстояло дело и у скифов. <...> Различие в статусе жён и наложниц прослеживается также на археологическом материале. По Геродоту (IV, 71), когда царь умирал, вместе с ним на тот свет отправляли одну из наложниц. <...>

В то же время наложницы умерщвлялись не только при царских похоронах. В парном погребении из кургана № 3/2 в урочище Боярище голова женщины находилась на уровне колен мужчины. В катакомбе кургана № 2 у Старинской птицефабрики на ложе-ступеньке похоронен мужчина-воин. В пониженной части катакомбы, на полу, лежала без вещей молодая женщина с грудным младенцем. Погребение воина в кургане № 4/2 у Любарецкого посёлка также сопровождала женщина, костяк которой обнаружен в пониженной части катакомбы. В кургане № 4/2 группы Страшная могила, у г. Орджоникидзе под Никополем, погибшего в бою воина старше 40 лет сопровождала 15—16-летняя девушка, лежавшая поперёк катакомбы, в ногах у мужчины. В. А. Ильинская считает, что в последнем случае мы имеем дело не с наложницей, а с одной из младших жён, так как покойница имела золотые серьги и была снабжена инвентарём, традиционным для свободных скифянок".

18 сентября 2023

Кувшинка.

Обыкновенная водяная лилия (кувшинка) является растением вида nуmphaea. Африканский представитель этого вида (Nymphaea caerulea Sav.), который известен под названиями «Голубой лотос» или «Египетский лотос», обладает энтеогенными качествами. Энтеогены — это вещества, которые изменяют сознание, расширяют рамки восприятия, влияют на поведение и познание человека. Попросту говоря, эта кувшинка является мощнейшим галлюциногеном.

Невероятно красивый цветок расцветает на водяной глади, как некое волшебство.

Голубой лотос или Nymphaea Caerulea.

Бутон лилии поднимается на поверхность воды в течение двух-трёх дней, раскрывается около десяти утра, а закрывается примерно около трёх часов пополудни.

Марлен Добкин де Риос говорит, что в Мезоамерике тоже растёт такой цветок. "Диас провёл хромотографический анализ растения и увидел, что оно содержит апорфин, по своей химической структуре сходный с апо-морфином (сильное рвотное средство, по своему действию напоминающее морфин). Апоморфин имеет давнюю историю клинического использования на Западе в качестве средства, способного вызывать сильный и продолжительный рвотный эффект. Майянские жрецы относились к этому как к необходимым очистительным процедурам. Как только прекращалось рвотное действие апоморфина, начинался продолжительный период видений".

17 сентября 2023

Из наблюдений за кроликами.

Кормлю кроликов яблоками. В клетках сидят по 4 - 5 молодых кроликов. Хоть 10 яблок дам кроликам, хоть 1 яблоко на клетку — никакой драки за яблоко. Все кусают яблоко пока не съедят его. Каждый имеет право на свой кусок.

Человек - по сравнению с кроликами - позорище, стыдобище, уёбище. Если бы на месте кроликов оказались люди, все яблоки заграбастал бы самый сильный в клетке. И стал бы торговать яблоками: "я дам тебе откусить кусочек яблока, если ты полижешь мою задницу".  

Из наблюдений за мочика.

1. Производственной основой общества Мочика было орошаемое земледелие, причём в некоторых долинах крупные ирригационные системы возникли ещё в домочиканскую эпоху. В сельском хозяйстве широко использовались удобрения (Источник).

2. Мочика известны своими человеческими жертвоприношениями. "Интересно то, что очень часто на «корм» богам отправлялись добровольцы, принадлежавшие к числу знати. Причём самые влиятельные семейства старались как можно чаще «отмечаться» в жертвоприношениях. Считалось, что Боги больше всего любят, когда в жертву им приносят юных девственниц. Понятно, что далеко не все девушки хотели расставаться с жизнью, поэтому перед церемонией опытные жрецы накачивали их наркотиками. И одурманенные жертвы бросались вниз со специального утёса. Но некоторым приходилось слегка «помогать». А вот с мужчинами дела проходили несколько иначе. Чаще всего им просто перерезали горло, а кровь собирали в сосуды. Причём пить из них могли лишь правители и жрецы" (Источник). 

Если "связать" эти два сообщения, то у нас получится связка земледелия с жертвоприношениями. 

Любой земледелец знает, что земля требует жертв, то есть внесения органических удобрений. Без навоза земля становится "убитой", твердокаменной, и почти ничего не родит. При подсечно-огневом земледелии вместо навоза приносится жертва в виде сожжённых деревьев; через три-четыре года земля обедняется микроэлементами, и требуется новое жертвоприношение.

Теперь возникает вопрос: как связать внесение органических удобрений с человеческими жертвоприношениями? И сопряжённый с этим другой вопрос: везде ли и всегда ли человеческие жертвоприношения были связаны с культом Богини? 

Я прежде писал, что образ Матери-Земли возник довольно поздно, уже в эпоху патриархата, а до этого Богиня почиталась как Царица Небесная. Стало быть, человеческие жертвоприношения в качестве "навоза" для Матери-Земли могли иметь место лишь в патриархальных обществах. Но тут всё вилами по воде писано. Надо всё проверять и перепроверять.

Матриархат с женскими "охранными отрядами"?

Представляет интерес доколумбова культура мочи́ка в Древнем Перу. Википедия сообщает, что "в культуре мочика высокие позиции занимали женщины. К примеру, на сохранившихся изображениях чаши с кровью жертв правителю подают именно они" (Источник). Хотя Джеффри Бушнелл говорит совсем иное: "Женщины изображены одетыми в своего рода длинные рубашки с неким подобием капюшона, охватывающего голову, и они не изображаются в церемониях, представленных на некоторых из горшков. Отсюда полагают, что они находились в зависимом положении, но, должно быть, существовали и исключения, так, например, одно из женских захоронений в Виру отличалось своей богатой погребальной утварью" (Источник). И кому тут верить?! Вот так всегда и во всём: чтобы иметь адекватное представление об исторической реальности, надо углубляться и "погружаться" в эту самую реальность, а это требует усилий и времени.

На данный момент я склоняюсь к тому, что общество мочика было патриархально-теократическим.


И вот, Марлен Добкин де Риос говорит, ссылаясь на Лавале, что в Южной Америке широко распространён миф, согласно которому шаманы могут превращаться в ягуаров. "Несколько образцов керамики, сфотографированных Бенсон, показывают процесс превращения или трансформации. В её последней работе, связанной с исследованием "кошачьего" мотива в искусстве мочика, обсуждается изображение шамана в состоянии, похожем на трансовое". И далее М. Риос сообщает: "
Ни для кого не является новостью связь между животным-союзником шамана и его воинственной природой" <...> "В искусстве мочика явно просматривается воинственный характер шаманства, который отражался в экспансионистских военных действиях этого древнего народа".

16 сентября 2023

Развлечения солдатни?

Недавно в записи "Реальный культ или стёб?" я демонстрировал церемониальный сосуд для питья в виде фаллоса.

Интересная параллель нашлась в южноамериканской культуре мочика, которая существовала в северной части перуанского побережья с I в. до н. э. по VII в. н. э.

Марлен Добкин де Риос сообщает, что керамика этой патриархальной культуры хорошо известна среди искусствоведов благодаря своим эротическим темам, изображающим людей как в позах соития, так и занимающимися содомией и развратом.

"Имеется ряд глиняных сосудов с вылепленным на них фаллосом в эрегированном состоянии, которые могли быть предназначены для питья. Для того чтобы попить из такого сосуда, необходимо было соблюдать осторожность: горлышко сосуда было специально утыкано дырками и жидкость выливалась на человека, если тот пытался пить из верхнего отверстия. При этом основное отверстие для питья проходило внутри пениса, и человек, который не хотел облиться, должен был всасывать жидкость именно через него".


Кроме этого, М. Риос пишет: "Абсолютное большинство глиняных изделий мочика имеют изогнутую форму, и могли использоваться как свистки. Во влажных тропических лесах применяющие галлюциногены целители рассказывали мне, что с помощью свиста они вызывают духов". 

Теперь понятен запрет на свист в жилых помещениях.

Она же отмечает, что "тысячи образцов керамики, принадлежащие этой культуре, уходят на сторону без какой-либо регистрации в результате тайных раскопок и мелкого воровства - типичной проблемы археологии для всей Мезоамерики".

"Король без королев".

Погода стоит по-летнему тёплая, и даже жаркая. На улице летают бабочки. Я копаю огород под зиму и слушаю радио "Калина красная".

Услышал "Балладу о короле" и подумал: кого мне напоминает король? — Адольфа Гитлера.

Пришёл домой, посмотрел в Сети и с удивлением обнаружил, что, оказывается, слова написал Иосиф Бродский.

"Жил-был король, жил-был король,
он храбрый был, как лев.
Жил-был король, жил-был король,
король без королев [1].
Он, кроме хлеба, ничего
не ел, не пил вина [2],
одна отрада у него
была: война, война.

Гитлер в Вене радуется началу первой мировой войны.

И день, и ночь в седле, в седле,
и день, и ночь с мечом,
он мчался, мчался по земле,
и кровь лилась ручьём
за ним, за ним, а впереди
рассветный ореол,
и на закованной груди
во мгле мерцал орёл".


----------------------------------------------------------------------------

[1] У Адольфа был странный роман с племянницей Гели Раубаль, которая, по официальной версии, покончила жизнь самоубийством, хотя, поговаривают, что её устранили "партайгеноссен" Гитлера, чтоб она не отвлекала его от "его борьбы" и не компасировала ему мозги.

[2] Как известно, Гитлер был вегетарианцем. 

О "грибном бешенстве" среди папуасов Новой Гвинеи.

Marlene Dobkin de Rios в своей монографии "Растительные галлюциногены" слегка затрагивает тему "грибного бешенства" среди папуасов Новой Гвинеи. 

Женщины, когда они впадают в состояние исступления и невменяемости, начинают танцевать и петь, показывая себя во всей красе своим соплеменникам.

Мужчины под воздействием грибов ведут себя по-другому. Они надевают на себя всю амуницию, хватают оружие и пытаются терроризировать каждого, кто попадает в их поле зрения. Нападая на членов своего клана и родных, они часто заходят и в другие селения, чтобы напугать дальних родственников. Судя по описаниям, мужчины напряжены и возбуждены, их пробирает дрожь до кончиков пальцев, в глазах двоится, и они страдают от афазии. Хотя были сообщения о том, что кто-то незначительно пострадал, грибное бешенство если и приводит к серьёзным ранениям, то очень редко, и никогда - к смерти.

Что ещё интересно, даже когда несколько мужчин находятся в состоянии бешенства, они не обращают внимания друг на друга, направляя его только на тех, кто трезв. Айм и Вэссон описывают реакцию окружающих на задиристых мужчин, находящихся в подобном состоянии. Женщины и подростки в поисках острых ощущений нарочно подстрекают их к агрессии. Для мужчин - главных героев этого спектакля - происходящее является отклонением от нормы, и, впоследствии, они будут шутя вспоминать о своих поступках. 

Интересно также отметить, что дети никогда не страдают грибным бешенством.

Айм и Вэссон возложили ответственность за это явление на обычаи, существующие в обществе. Указанный обычай обеспечивал представителям племени кума своего рода социальный катарсис, или очищение. Нарушающее устои поведение женщин символизирует, по мнению этих исследователей, выраженный в форме ритуала протест против их традиционно низкого положения в обществе. Кроме того, Ри утверждает, что грибное бешенство у кума, по-видимому, является узаконенной формой проявления склонностей, на которые наложен запрет в обыденной жизни. У женщин это ностальгия по тем годам, когда за ними ухаживали, а у мужчин - по настоящей агрессии против своих соплеменников. Таким образом, бешенство - это эпизодическая особенность поведения, связанная с проявлением антисоциального в условиях нормальной жизни. Ри утверждает, что "большие люди" или колдуны, которые находят другие способы косвенного выражения агрессии, не подвержены употреблению грибов.