"Человечество «возникло» не тогда, когда наши предки окончательно сформировали так называемые «сапиентные» [1] черты строения и внешнего облика, а лишь в момент появления способности творить второй, виртуальный мир, параллельный миру природы. Учёные называют его по-разному, например, «Действительность 2» (Мартынов 1966), или «своё собственное выражение бытия» (Хёйзинга 1997). Сначала это были мифы, потом религия, далее — философия, наука, а одновременно со всем этим — произведения искусства" (цит. по: Е. Н. Панов. Человек – созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2017).
В принципе, я всё время о том же говорю: человечеству примерно столько же лет, сколько самым древним пещерным рисункам. Самое древнее произведение изобразительного искусства, известное на сегодняшний день археологии, это кабанчик-бородавочник из Сулавеси, который датируется 45,5 тыс. лет назад (Источник). Стало быть, неандертальцы никак не вписываются в историю человечества, поскольку не оставили они после себя примеров фигуративного искусства. Есть искусство — есть человек, нет искусства — нет человека.
Здесь ещё надо подчеркнуть, что подлинное искусство всегда "играет" смыслами. И, в этом отношении, оно мифологично. Оно является "вопросительным знаком" о смысле бытия. Как пишет выдающийся теоретик психологии Виктор Франкл [2], «…Быть человеком — значит выходить за пределы самого себя…, всегда быть направленным на что-то или на кого-то, отдаваться делу, которому индивид посвятил себя, либо другому, кого он любит, или богу, которому он служит». «Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда устремляется к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее осуществление смысла».
Если взглянуть на человека с этой точки зрения, то, например, занимаясь посадкой деревьев в собственном саду, садовник является таким же "рассадником смысла", как и живописец. Ибо он созидает свой райский мир, идеальную «Действительность 2», которой нет в природе. Ни одно животное не сажает деревья, потому что у него нет ни воображения, ни представления о том, какие деревья должны произрастать в раю (=саду).
Поэт в своём уголке тоже творит смыслы, которых нет в природе. Об этом хорошо сказал Эрнст Юнгер:
"Задача автора в той мере, в какой она имеет смысл для других, состоит в
создании духовной родины, духовной среды обитания. Это может быть
скромная ниша с каким-то изображением, скамейка у ворот, сельский домик,
дворец, но может быть и лесной простор, и горные цепи или космическое
пространство. Поэзия овладевает миром гораздо более глубоко, и власть её
долговечнее всякой науки, всякой политики. Она и по сей день вводит нас
в стены Трои, во дворец Агамемнона. Подобно тому, как от героя зависит
безопасность места, в котором обосновался человек, его пригодность для
проживания, так от поэта зависит придать ему узнаваемость, чтобы люди
его запомнили: чтобы оно стало для них родным.
Поэты дарят нам
большое жилье, большой кров. Поэтому там, где поэтов нет, тотчас же
наступает царство ужасного запустения. Эти селения ещё пригодны для
обитания, однако они становятся неприютными, неосмысленными, внутренне
неопознанными" (Кирххорст, 13 ноября 1945 года).
------------------------------------------------------------------
[1] То есть, по терминологии антропологов, свойственные современному человеку Homo
sapiens.
[2] Виктор Эмиль Франкл (1905–1997) — австрийский психиатр, психолог и невролог, создатель логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий