А. М. Хазанов склоняется к тому, что у скифов был минорат, то есть наследником домохозяйства был младший сын. Применительно же к кочевникам вообще вполне можно согласиться с Дж. Фрэзером, писавшим: «У пастушеских народов... широкий территориальный простор, необходимый для жизни племени кочевых овцеводов или скотоводов, даёт полную возможность сыновьям по мере их подрастания начать самостоятельную кочевую жизнь с собственными стадами, тогда как младший сын остаётся до конца при стариках, кормит их и поддерживает на склоне лет, а когда они умирают, становится наследником их имущества».
Ряд материалов подтверждает известное распространение минората у кочевников средневековья и нового времени. Рашид ад-Дин писал: «Издревле у монголов и тюрков был такой обычай, что ещё при жизни выделяют своих старших сыновей и дают им [добро], скот и [стадо овец]». У средневековых монголов, по свидетельству Рубрука, «двор отца и матери достаётся всегда младшему сыну. Отсюда ему надлежит заботиться о всех жёнах своего отца, которые достаются ему с отцовским двором...». В. Радлов писал, что богатый казах «старается при жизни сделать самостоятельными старших сыновей: выделяет старейшему значительную часть скота и покупает ему новое зимовье.
"Таким образом, принципиальная возможность существования у скифов минората едва ли подлежит сомнению", - говорит А. М. Хазанов. - "Между тем имеются основания полагать, что в исторический период царская власть у скифов отнюдь не переходила от отца к младшему сыну. Тут надо принять во внимание некоторые обстоятельства. Во-первых, в отличие от майората с его ярко выраженной социально-правовой стороной, минорат в своей основе является главным образом имущественно-бытовым институтом. Даже в тех обществах, где он был зафиксирован, в наследовании статуса, ранга, титула и т. д. обычно соблюдался принцип старшинства. У калмыков, у которых минорат получил довольно широкое распространение, наследником власти хана считался старший сын. Во-вторых, нередко минорат был распространён в низах общества, в то время как в верхах господствовал майорат. Ещё один из первых исследователей этого обычая, Я. Гримм, отмечал, что в Германии привилегия первородства встречается главным образом у князей и королей, а минорат — у крестьян".
Интересно, как "жёлтый дьявол" ломает и коверкает традицию. Значит, если у старика есть царская корона, то он передаёт её своему старшему сыну, а если у него только тяпки да грабли в хозяйстве, то он завещает их младшему сыну. Различие, наверно, определяется тем, что, по идее, старший сын должен быть умнее младшего, так как ума набираются с возрастом и опытом (хотя это не всегда так, - Николай II в 40 лет, как мальчишка из рогатки, стрелял из ружья по воронам).
Но, при этом надо учитывать, что царская власть — явление сравнительно позднее в истории человечества, и до появления первых государств никаких царей не было. Стало быть, по идее, минорат гораздо древнее майората. И, в принципе, минорат даже древнее самого патриархата.
Я полагаю, что в матриархальных обществах старшие дочери выходили замуж, а младшие оставались с престарелыми матерями. Очевидно, если младшая дочь тоже выходила замуж, то брак был матрилокальным. Что касается старших дочерей, то они могли получать приданое от матери (подобно тому, как у тюрков отцы давали "добро" старшим сыновьям). Если же иметь в виду неолитические поселения, в которых люди "кучковались" в длинных домах или жили в домах-"ячейках" одного большого кластера, то можно думать, что и старшие дочери жили по соседству, недалеко от матери.
Комментариев нет:
Отправить комментарий