05 ноября 2023

Так был ли спад в культуре ЛЛК ок. 4700 г. до н. э.?

Недавно в записи "Эпизоотия в Старой Европе?" я цитировал Джин Манко:

"В Германии и Польше признаки человеческой деятельности резко идут на спад около 4700 г. до н. э. и остаются низкими примерно на тысячу лет. Земледельцы культуры LBK, которые так успешно здесь расселились, не смогли надолго удержать своё процветание".

Теперь читаю статью Б. Говедарица "Где, когда и как зарождается медный век?", - и что же я вижу? Нечто совершенно противоложное тому, что я прочитал у Джин Манко. Цитирую:

"В 5-м тыс. до н. э. в Карпато-Балканском регионе существовала весьма развитая сеть поселений, которая включала многочисленные телли, поселения в долинах рек или на высотах, равно как и свайные посёлки. Особенно характерными являются поселения типа теллей, которые к тому времени достигают апогея в своём развитии (рис. 3).

Рис. 3. Поселение-телль Пьетреле (уезд Джурджиу, Мунтения, Румыния)

О порядках в "длинном доме" ирокезов.

Самоназвание ирокезов — ходинонхсони (сенека: hodínǫhsǫ:ni), что в переводе означает «люди длинного дома». 

"Длинный дом" ирокезов. Реконструкция.

Такими "длинными домами" (овачира) ирокезы пользовались  по 20—50 лет, его целиком занимал один род, возглавляемый старейшиной (сахемом, иногда произносится сэчем или сашем). Жилище изготавливалось из коры вяза, стволов деревьев и верёвок. В среднем типичный длинный дом имел размеры около 24,4 на 5,5 на 5,5 м и предназначался для размещения до двадцати или более семей, большинство из которых состояли в матрилинейном родстве. У этого народа существовала матрилинейная система родства, при которой собственность и наследование передавались по материнской линии. Дети рождались и оставались в клане матери.

Реконструкция "длинного дома" на выставке в Бонне, посвящённой ирокезам. На переднем плане: кладовая, затем в центре дома очаги, в стороны от очагов - спальные места. Второй этаж - под запасы. Слева: лестница-ствол дерева на второй этаж.

О птицах в мезолитических погребениях Сев. Европы.

К. Маннермаа, А.В. Пантелеев и М.В. Саблин в совместной статье "ПТИЦЫ В МЕЗОЛИТИЧЕСКИХ И НЕОЛИТИЧЕСКИХ ПОГРЕБЕНИЯХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. Что говорят эти находки о людях и среде их обитания?" анализируют кости птиц из позднемезолитического (7300–7700 лет назад) погребения на Южном Оленьем острове (Онежское озеро).

Сначала они вспоминают про знаменитую и часто цитируемую археологическую находку — могильник позднего мезолита Vedbǽk Bǿgebakken в Дании, в котором захоронены молодая женщину и новорожденный ребёнок, уложенный на крыле лебедя-кликуна.

Лебедь-кликун, - говорят авторы, - занимает особое место в древнейшей истории Онежского озера, что подчёркивается наличием неолитических наскальных рисунков лебедя в этом регионе; большая часть изображений посвящена именно ему и другим водоплавающим птицам в различных композициях. На важность лебедей и журавлей указывают также данные с древних поселений Финляндии; лебедей напоминают большинство изображений птиц на неолитической керамике из Финляндии и Западной России. Малочисленность остатков этого вида в остеологических коллекциях с памятников мезолита, неолита и раннего железа данного региона может быть объяснена неким запретом-табу на добычу лебедя, сохранявшимся на протяжении практически всего голоцена.

Однако в остеологических материалах из захоронений Южного Оленьего острова доминируют кости хищных птиц. Это нетипично для других подобных кладбищ каменного века Северной Европы. Наиболее обычным видом в погребальных материалах оказалась скопа. Скопа питается исключительно озёрной рыбой.


После медитации над образом этой скопы в моём сознании возникли две культурологические параллели. Во-первых, скопа напоминает грифа-стервятника, изображения которого были обнаружены в Чатал-Хююке. Там грифы переносят души умерших людей в Царство Небесное.


04 ноября 2023

Богатство, нуклеарная семья и патрилинейность.

Льюис Г. Морган показывает, как происходил переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. 

"Род в архаическом периоде состоял из предполагаемой родоначальницы и её детей вместе с детьми её дочерей и её женских потомков по женской линии до бесконечности. Дети её сыновей и её мужских потомков по мужской линии исключались из рода. Напротив, при счёте происхождения по мужской линии род состоял из предполагаемого родоначальника и его детей вместе с детьми его сыновей и его мужских потомков по мужской линии до бесконечности. Дети его дочерей и его женских потомков по женской линии исключались. Не входившие в род в первом случае были членами рода во втором, и наоборот. В таком случае возникает вопрос, как мог счёт происхождения перейти из женской линии в мужскую, не разрушая рода?

Посколько счёт происхождения по женской линии является архаическим и более согласуется с ранним состоянием древнего общества, чем счёт по мужской линии, вероятность говорит за то, что в древности он господствовал у греческих и латинских родов. 

Когда в греческих и латинских родах происхождение считалось по женской линии, род обладал, в числе прочих, следующими характерными чертами: 1) Брак в пределах рода был запрещён, вследствие чего дети не принадлежали к роду того, кто считался их отцом. 2) Имущество и должность вождя наследовались в роде, вследствие чего дети исключались из наследования имущества или должности того, кто считался их отцом. Такое положение должно было сохраняться до тех пор, пока не явилась побудительная причина, достаточно всеобщая и настоятельная, чтобы заставить осознать несправедливость этого исключения перед лицом изменившихся условий.
Естественным выходом из положения был переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Чтобы осуществить это изменение, требовалось только наличие соответствующего мотива. После того как стали разводиться в стадах домашние животные, сделавшиеся тем самым источником средств существования, равно как и объектом личной собственности, и после того как земледелие привело к частной собственности на дома и землю, должен был возникнуть протест против господствовавшего порядка родового наследования, посколько этот порядок исключал из числа наследников детей собственника, чьё отцовство становилось более достоверным, и отдавал его имущество его сородичам. Борьба за новый порядок наследования, в которой участвовали как отцы, так и дети, должна была дать достаточно сильную побудительную причину этого изменения. После того как собственность начала накапливаться в больших количествах и стала принимать постоянные формы и после того как увеличились размеры собственности, находившейся в индивидуальном обладании, стал неизбежен переход счёта происхождения из женской линии в мужскую. Такое изменение сохраняло наследство в роде по-прежнему, но переводило детей в род их отца и ставило их во главе агнатических родных. По всей вероятности, вначале они должны были делить наследство с остальными агнатами; однако распространение принципа, по которому агнаты устранялись от наследования остальных родичей, должно было с течением времени привести к отстранению агнатов и исключительному праву наследования детей. Сверх того, отныне сын получал право наследовать должность своего отца.

Матрилинейность у алгонкинов.

Оджибве, иначе — оджибва или чиппева — индейский народ алгонкинской языковой семьи. Википедия сообщает, что брак у индейцев оджибве — патрилокальный (Источник).

Льюис Г. Морган согласен с этим: "Счёт происхождения — по мужской линии, дети принадлежат к роду своего отца. Имеются, однако, основания полагать, что первоначально происхождение считалось по женской линии и что это изменение произошло сравнительно недавно. Во-первых, у делаваров, которых все алгонкинские племена признают древнейшим племенем и именуют «дедами», происхождение до сих пор считается по женской линии. То же самое имеет место и у ряда других алгонкинских племён. Во-вторых, сохранились доказательства того, что два или три поколения назад должность вождя переходила по женской линии. В-третьих, влияние американских властей и миссионеров постоянно противодействовало этому порядку. Счёт происхождения, лишавший наследства сыновей, казался первым миссионерам, воспитанным в совершенно других воззрениях, несправедливым и неразумным, и нет ничего невероятного, что у ряда племён, в том числе у оджибве, изменение произошло под их влиянием. И наконец, посколько ряд алгонкинских племён теперь считают происхождение по женской линии, можно вывести заключение, что этот порядок был в прошлом универсальным, представляя собой вместе с тем архаическую форму данного института". 

The geographic location of Algonquian-speaking people in North America prior to European settlements

Неолит XIX века нашей эры.

"Древний, но не единственный способ погребения состоял в том, что труп выставлялся на помосте до тех пор, пока не истлеет мясо, после чего кости собирались и сохранялись в коробах из коры в специально выстроенном доме. Принадлежавшие к одному роду обычно помещались в одном и том же доме. Д-р Кир Байингтон нашёл этот способ погребения в 1827 г. у чокта, а Эдер упоминает о таком же по существу обычае у чироков. «Я видел в одном из их городов, — говорит он,— три таких дома, расположенных почти рядом... Каждый дом содержал кости только одного племени, при чём на каждом ящике, очень странной формы, имелись иероглифические изображения, принадлежащие данной семье [роду]. Они считали безбожным смешивать кости родственника с костями чужого, подобно тому как кость с костью и плоть с плотью должны быть всегда вместе». В древние времена ирокезы также пользовались помостами и сохраняли кости умерших родственников в коробах из коры, часто держа их в том доме, где жили", - сообщает Льюис Г. Морган в своей работе "Древнее общество". 

Я не перестаю удивляться параллелям в культурах, отделённых друг от друга десятками веков и десятками тысяч километров. Та же практика экскарнации трупов и вторичного захоронения костей умерших в родовых усыпальницах имела место быть и на Ближнем Востоке эпохи неолита. А это значит, что индейцы XIX века ментально были ближе к жителям Чатал-Хююка, жившим 9000 лет назад, чем к нашим современникам.

Ритуал в Чатал-Хююке. Реконструкция

Обряд Зимнмх танцев у североамериканских индейцев хайда (современный рисунок)

03 ноября 2023

Что им стоит дом построить?

"Гарсилассо де ла Вега замечает о племенах Перуанских Аидов, что «при вступлении в брак людей из простонародья общины были обязаны построить и снабдить их домами». Под употреблённым здесь выражением общины мы в праве понимать род. Эррера, говоря о тех же племенах, замечает, что «это разнообразие наречий происходит от того, что эти нации делятся на колена, племена или кланы». Здесь родичи привлекались к оказанию помощи молодым парам сооружением для них домов". 

Так пишет Льюис Г. Морган, и он же добавляет: "Род занимал то место, которое впоследствии заняло государство. В среде его членов родственные узы были могущественным элементом взаимной поддержки".

Да, государство заняло место рода, но что-то я не вижу, чтобы государство вручало молодожёнам ключи от новой квартиры или от нового дома. И это при том, что современное государство несравненно богаче и могущественнее любого древнего рода.

На протяжении нескольких лет я наблюдаю за двумя сёстрами-близнецами. Время от времени я вижу их в автобусе; эта неразлучная парочка всегда вместе, они одеваются одинаково и заметны в толпе. Им уже около 25 лет, но они ещё не замужем. У сестёр к этому времени должно бы быть по 2 - 3 детей, а они до сих пор ходят "порожними". Не сказать, что они красавицы, но они и не дурнушки, вполне привлекательные девушки. К тому же, умные, судя по тому, что я частенько вижу их в автобусе читающими книги.

Я знаю, трудно девушке найти хорошего парня для совместной, семейной жизни. Но и парню, без поддержки, практически нереально одному создать уютное "гнёздышко" для семьи. Я вспоминаю свои "хождения по мукам" в молодые годы; без слёз не вспомнишь...

Тут кстати приходит на ум фильм времён горбачёвской перестройки "Легко ли быть молодым?" Если у индейцев родичи привлекались к оказанию помощи молодым парам сооружением для них домов, то наверно у инков молодым жилось легко. Чего не скажешь о современной молодёжи из простонародья.

Женский род.

"Gens, γένος, ganas в латинском, греческом и санскрите имеют все одинаковым образом начальное значение родства. Они содержат тот же элемент, что и gigno, γγνομα и ganamai в тех же языках, обозначающий р о ж д а т ь, указывая таким образом на непосредственное общее происхождение членов рода. Род, следовательно, представляет собой совокупность кровных родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови.

Родственники были связаны друг с другом главным образом узами их материнского происхождения. В древнем роде счёт происхождения ограничивался женской линией. Род обнимал всех таких лиц, ведших своё происхождение от одной предполагаемой праматери, по женской линии, при чём факт этот устанавливался обладанием общим родовым именем. Он включал таким образом эту праматерь с её детьми, детей её дочерей и детей её женских потомков, по женской линии, до бесконечности, тогда как дети её сыновей и дети её мужских потомков, по мужской линии, принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. Таким был род в его архаической форме, когда отцовство не могло быть установлено достоверным образом и когда принадлежность определённой матери составляла единственный надёжный признак происхождения", - пишет Льюис Г. Морган в своём труде "Древнее общество" (Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1935).

Слово "женщина" восходит к общеиндоевропейскому gen-, что значит порождать. Отсюда ген, генетика, генеалогия. Отсюда и латинское genere - рожать. "Женщина" родственно др.-прусск. genno зв. п. "женщина!", др.-инд. janis "жена, женщина", gna "богиня".

"Рогатая" власть.

Сахем — старейшина для мирного времени, которого выбирает род в ряде индейских племён.

"Возведение в должность сахема символизировалось "надеванием рогов", а его низложение — "снятием рогов". Рога были эмблемой должности и власти у племён, обитающих в самых различных местах, что, вероятно, было подсказано, как думает Тэйлор, внушительной внешностью носящих рога самцов у жвачных животных", - сообщает Льюис Г. Морган.

Странно думает Тэйлор, очень странно... Как будто только у одних самцов жвачных животных бывают рога. Коровы тоже рогатые.


Я не хуже Тэйлора могу присочинить "объяснялку" про рога. Рога были эмблемой власти, потому что дьявол
— рогатый, и в Евангелии он говорит Иисусу, показав земные царства: "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её" (Лук.4:6).

Но вообще, тема "рогатой" власти очень интересна. В данном контексте можно, например, взглянуть на кику (или кичку) — женский головной убор южных областей России.

Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода. Ношение кики преследовалось православным духовенством, помещики тоже иногда запрещали своим крестьянкам носить эти кики. Но женщины всё равно "кичились" и говорили:

Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

02 ноября 2023

Ёлочковидный символ.

В продолжение записей "Загадочный знак", "В круге вечного возвращения" и ""Загадочный знак" обретает смысл", "Знак древа или знак зерна?" и "Знак древа или знак зерна? (2)".

Ещё несколько изображений ёлочковидного символа.

Сосуд культуры Кукутень-Триполье.
 
Сосуд Индо-Хараппской культуры.

Нижеследующая глиняная табличка датируется примерно 3000 г. до н. э. Здесь представлены рисунки-символы, которые позднее развились в более абстрактное письмо — клинопись. Имеется здесь и наш ёлочковидный символ, причём в интересном обрамлении в виде женского силуэта. Мне кажется, это символ женской вульвы.

Семейный (=женский) культ как начальная форма религии.

"Как отмечает М. Нильссон, элевсинский культ изначально представлял собой частный культ [1]. Подобная практика была весьма распространённой в античном мире. Известно, что жрицы Гефеста и Афины Полиады в храмах Акрополя были из рода Бутада, за семьёй Эвнеидов был закреплён культ Диониса Мельпоменского" (Цит. по: З. З. Кныжова. Роль Элевсинских мистерий в формировании политической и религиозной элиты античного общества). 

Написано коряво: "за семьёй Эвнеидов был закреплён..." В архаической Греции не было конституции СССР, которая "закрепила руководящую и направляющую роль КПСС". Так можно договориться и до того, что за семьёй Авраама "был закреплён" иудаизм. Кем "закреплён"? В те времена не было тоталитарных государств с их духовными "скрепами". Попытка какого-нибудь полиса что-то "закрепить" за собой вызывала дружное сопротивление других полисов.

Но всё остальное очень-очень поучительно. Элевсинское святилище со временем приобрело всеэллинское значение, но первоначально это был семейный культ. 

Сама собой напрашивается параллель с крито-минойским ритуальным комплексом в Кноссе. С большой долей уверенности можно предположить, что изначально святилище в Кноссе тоже было частным, семейным. И, надо полагать, что было множество подобных святилищ на Крите, как было множество семейных святилищ в Чатал-Хююке. В основном все они на протяжении многих поколений оставались домашними, родовыми, но некоторые из них вышли за пределы семейных рамок и стали всенародными. 

Я думаю, что  большой ритуальный комплекс в Кноссе можно сравнить с большим грибом в окружении грибов поменьше.

Edward Okuń, 'Matka Muchomor i jej Dzieci', ok. 1900

О структуре поселений ЛЛК.

Agnieszka Czekaj-Zastawny в статье "The Structure of Linear Pottery Culture Settlement in South-Eastern Poland" подводит итог многолетним раскопкам поселений носителей культуры линейно-ленточной керамики (LBK) на юго-востоке совр. Польши, которые датируются ок. 5500-4900 гг. до н.э.

В конце 1960-х годов в литературе преобладало мнение о том, что длинные дома, типичные для LBK, отсутствовали на польских территориях. Однако теперь мы можем быть уверены, что участки на юго-востоке Польши обладают всеми элементами поселения LBK, включая длинные дома и различные утилитарно-хозяйственные сооружения. Как и везде в Европе, мы находим здесь: 1 – трёхчастные длинные дома, 2 – дома среднего размера с двойными перегородками, 3 - небольшие дома без перегородок. Интерьеры домов можно разделить на три функциональные части. Центральная часть служила для бытовых (хозяйственно-трудовых) целей. Это была самая большая часть дома, и в ней было достаточно места для повседневной деятельности. Северная часть была занята домашними животными или (по мнению некоторых авторов) служила жилым помещением-спальней. Южная часть, иногда с верхним этажом, поддерживаемым двойными или одинарными плотно расположенными столбами, использовалась для хранения зерна и других продуктов питания.

Длинный дом ЛЛК. Реконструкция.

Типичные поселения среднего размера в бассейне верхней Вислы в большинстве случаев были открытыми, обычно располагались на ровной местности на нижней террасе реки или на её краю, с лёгким доступом к воде. Было подсчитано, что типичное поселение в бассейне верхней Вислы, состояло из 3-4 домохозяйств и занимало площадь около четырёх гектаров. Дома чаще всего строились на расстоянии не менее 45-50 м друг от друга. Как правило, на поселение приходился один дом значительной длины, обычно более 30 м. Это всегда была структура из трёх частей.

01 ноября 2023

О позднетрипольской культуре Среднего Поднепровья.

В. А. Крутц в монографии "Позднетрипольские памятники Среднего Поднепровья" (Издательство «Наукова думка», 1977) приводит нижеследующую карту раскопок возле села Чапаевка.

Чапаевка. План поселения и могильника: 1 - жилища; 2 - хозяйственные ямы; 3 - погребения

Как видно, в III тысячелетии до н. э. трипольцы совершали погребения умерших. Хотя меня терзают смутные сомнения: трипольцы ли там похоронены? Ведь официальной датой "кончины" Трипольской культуры считается 2650 год до н. э. То есть, если там и похоронены трипольцы, то такие трипольцы, от которых остались лишь "рожки да ножки".

"К найденным погребениям исследователи отнеслись по-разному. Одни отрицали их принадлежность к трипольской культуре, указывая на несовершенство методики раскопок автора (Т. С. Пассек) другие видели в них несомненно трипольские ритуальные захоронения (С. Н. Бибиков, Г. Думитреску)".

"Обряд погребения, наиболее сходный с чапаевским, существовал у племён днепро-донецкой культуры, сооружавших большие могильники, где умершие лежали вытянутые на спине, окрашенные охрой, строгими рядами в один или
несколько ярусов.
Подобное совпадение обрядов погребения неолитических и трипольских племён в Поднепровье, очевидно, не случайно". 

Автор монографии говорит, что в это время трипольцы строили свои жилища в труднодоступных местах (наверно, не от хорошей жизни). "Например, поселение у с. Чапаевки (уроч. Церковщина) расположено на краю лёссовой террасы с крутыми склонами (коренной берег р. Вита, правого притока Днепра), высота которой над уровнем поймы р. Вита составляет 80 м. Памятник у с. Новые Безрадичи занимает неприступный узкий мыс лёссовой террасы, высотой около 60 м над уровнем поймы (уроч. Стрелка, или Стрелица), отрезанный от основного массива глубоким оврагом".

"Отсутствие долговременных жилищ-площадок, а также небольшой процент домашних животных среди фаунистических остатков чапаевского поселения свидетельствуют о его временном характере".

Но, что интересно, - "жилища на чапаевском поселении размещены по кругу, оставляя в центре свободное пространство". То есть, сохранён древний эгалитарный тип поселений с ритуальной площадкой в центре деревни. Миниатюрный Кносс на берегу Днепра.

Антропоморфная пластика поселения — типично трипольская. 

Рис. 21. Антропоморфная пластика (Чапаевка)

Амазонки — это мужики?

Е. Г. Вайденбаум в статье "Кавказские амазонки: Материалы для древней этнографии Кавказа" (1872, репринт 2010, Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых) высказывает любопытное предположение о том, что амазонками на самом деле были воины-мужчины, только безбородые и безусые. 


Автор сначала передаёт рассказы испанских конкистадоров, начиная с Франциска де Орельяны, о воинственных женщинах, живущих в джунглях реки Амазонки, а затем описывает фенотип местных индейцев. 

Мужчины племени Тупи "... имеют длинные, прямые, толстые и густые волосы, а борода и усы состоят из нескольких коротких, прямых волосков. Эта почти полная безбородость увеличивается ещё искусственным выщипыванием волос. 

Прямое указание на наружное сходство мужчин с женщинами находим у Дарвина в последнем его сочинении о происхождении человека. На с. 357 ч. 21 он говорит, что «по обилию волос и общему складу тела между полами американских туземцев меньше разницы, чем у большинства других человеческих рас». 

«У некоторых из североамериканских племён волосы на голове вырастают до чрезвычайной длины, и Кетлин приводит любопытное доказательство уважения, которым они пользуются; именно предводитель племени Крау был избран в этот сан потому, что волосы его были длиннее, чем у всех других мужчин племени: они имели десять футов и семь дюймов длины. Аймары и квехи в Южной Америке также отличаются длинными волосами, и длина волос, как сообщает мне м-р Форбс, считается такой красотой, что отрезание волос служит для них самым страшным наказанием. На обеих половинах материка туземцы иногда увеличивают видимую длину волос, вплетая в них волокнистые вещества. Несмотря на то что волосы на голове так ценятся, иметь волосы на лице считается североамериканскими индейцами крайне вульгарным и они тщательно вырывают каждый волосок. Этот обычай существует на всём Американском материке до острова Ванкувер на севере и Огненной Земли на юге. Этот обычай доведён до такой крайности, что индейцы в Парагвае вырывают себе брови и ресницы, говоря, что они не желают быть похожими на лошадей. 

Индейцы в Парагвае: мужчины или женщины?

Амазонки — это мужички* ?

*) Мужичка ж. разг. Женщина, похожая на мужчину (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой.

Происхождение амазонок можно, по мнению г-на Пфафа (автора «Материалов для истории осетин») объяснить следующим образом: «В жизни человечества, после разложения древнего патриархального устройства, следовал век кровавых и разрушительных войн. Вследствие этих войн число мужчин уменьшалось иногда до такой степени, что женщины окончательно получали перевес. Отсюда к амазонскому быту - один шаг. Стоит только явиться какому-нибудь энергическому женскому характеру, вроде, например, Томириды (Tomyris) [1], и подобная женщина может взять в руки бразды правления. Затем мужчины или подчиняются женщинам... или же женщины совсем выгоняют всех мужчин, как это, можно предполагать, случилось у кавказских амазонок. Тогда, по необходимости, развиваются совершенно особые формы общежития. В подобных амазонских государствах женская добродетель ставится выше всего, вследствие чего каждая женщина, как это было на Кавказе, обязана в течение десяти месяцев удерживаться от всех сношений с мужчинами». 

Подобное же мнение высказывает А. Бастиан о классических амазонках. Основываясь на борьбе между полами, замечаемой у некоторых южно-африканских племён и оканчивающейся иногда тем, что женщины временно получают перевес над мужчинами, он заключает, что и общество амазонок могло быть вызвано к существованию подобными же обстоятельствами: «Между воинственными племенами, кочевавшими в Азии ещё до времён Гомера, находился народ, женщины которого, как это часто случается, принимали участие в битвах и, вероятно, вследствие соперничества полов, приобретали иногда перевес над мужчинами, как это случалось у южно-африканских племён, и таким образом дали повод к рассказу об амазонках».


---------------------------------------------------------------------------------

[1] Царица скифского народа - массагетов. В войне с ней погиб мидийский царь Кир (История Геродота. Кн. 1).

31 октября 2023

Амазонки — это скифские домохозяйки?

Джин Манко говорит, что около 20 % скифо-сарматских погребений с оружием и доспехами принадлежат женщинам. Но женщины, на её взгляд, не участвовали в сражениях. Они охраняли жилища, когда мужчины отправлялись в боевые походы. "Греки могли находить скифские поселения, где оставались одни женщины, занятые охраной и хозяйством, в то время как их мужья были в отлучке — пасли скот или были в военном походе. Тогда греки могли принять жителей этого поселения за племя, живущее без мужчин. Представьте удивление чужеземцев, когда, казалось бы, беззащитные женщины уверенно обнажали оружие", - пишет Д. Манко.


Объяснение было бы безупречным, если бы не одно "но". 

Но ведь амазонки встречались грекам не только у скифов!  Согласно мифу, ими были построены Эфес, Смирна и другие города в Анатолии. Считается, что амазонки под предводительством Мирины, вышли из Ливии, а затем, пройдя Египет, завоевали Сирию и Малую Азию, где основали города Мирина, Кима, Питана, на острове Лесбос – город Мителена. В данной связи надо отметить, что племя туарегов одно время возглавляла легендарная «мать-прародительница» Тин Хинан; практически всей Северной Африкой накануне и во время войны с мусульманами в VII в. нашей эры тоже управляла женщина – её имена отличаются в хрониках: Дихья, Аль-Кохена (провидица), королева берберов. В XIV в. персидский историк Хамдаллах аль-Казвани в своём сочинении «Услада сердца» говорил, что в пустыне Магреба находится народ, который состоит только из женщин. Примеры можно продолжать и множить, но и этого достаточно для понимания, что амазонки не сводятся к скифским домохозяйкам.

"Культура" — слово женского рода.

Из статьи "Древние мастерицы распространяли технологии гончарного дела из-за тоски по дому" выходит, что:

а) в традиционных обществах гончарным делом часто занимались женщины;

б) распространением керамики занимались женщины; переезжая вслед за мужьями в новый дом, они привозили с собой секреты гончарного ремесла.

Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа" приводит нижеследующую карту:

Распространение керамики колоколовидных кубков по морю и речным путям. Если керамику изготовляли женщины, то её распространение может быть отчасти связано с поиском супруга среди широко разошедшихся родственных племён медного века.

Джин Манко связывает колоколовидные кубки с шнуровой керамикой. "Один из наиболее широко распространённых ранних типов керамики колоколовидных кубков, известный как «шнуровая керамика», украшался при помощи шнура. Этот способ украшения, присущий шнуровой керамике вместе с другими признаками, общими для обеих культур, и тот факт, что границы обеих культур совпадают географически, приводили к выводу, что культура колоколовидных кубков произошла от культуры шнуровой керамики. В настоящее время признаётся, что обе эти культуры существовали в одно и то же время. Их сходство, заключающееся в использовании шнура при украшении керамических сосудов, говорит об общем культурном предке — ямной культуре". 

Слушайте, но если культуры определять только по керамике, которая изготавливалась женскими руками, то у нас получается распространение женского рода по Европе. Прабабка жила на территории совр. Португалии, бабка вышла замуж и уехала в Испанию, мать вышла замуж и переехала в Бретань, а дочь таким же образом оказалась в Англии. И везде они лепили одинаковые сосуды, так как дочь училась у своей матери, мать - у бабки, и т. д. Мы, глядя на эти сосуды, думаем, что это следы передвижения какого-то большого племени, а на самом деле все племена сидели по домам, и только молодые жёны со своими горшками переезжали с места на место.

Откуда есть пошли греки (и армяне иже с ними).

Карта из книги Джин Манко "Как заселялась Европа".

В процессе миграции 3100—2600 гг. до н. э. ямная культура поглотила остатки кукутень-трипольской культуры. Переселенцы, поднимавшиеся вверх по течению Прута, Днестра и Днепра, создали культуру шнуровой керамики. Массовое переселение вверх по Дунаю способствовало проникновению влияния ямной культуры на Балканы и западнее. Миграцию ямников вверх по Дунаю на территорию Среднедунайской низменности обычно связывают с распространением носителей праитало-кельтского языка. Переселение ямников во Фракию могло положить начало «балканской группе» языков: фракийского, греческого, армянского и фригийского.

30 октября 2023

О распространении земледелия в Европе.

"После климатического кризиса 6200 г. до н. э. земледелие распространилось по Средиземноморью зигзагообразной линией «прыжков» от одной колонии к другой", - говорит Д. Манко. - "Этот путь отмечен керамикой импрессо".

Керамика импрессо распространялась вдоль морских побережий и по рекам.

Это напоминает мне
крупномасштабную миграцию австронезийцев с Тайваня, которая произошла около 1500-1000 годов до нашей эры. 

"Анализ ранненеолитических культурных растений также показывает путь «прыжков» с одного острова на другой из Леванта", - сообщает Д. Манко. 

И она же замечает, что земледелие в Иберии появилось раньше, чем туда приплыли носители культуры импрессо.

"Появились интересные новые данные, согласно которым земледельцы тогда перебрались из северо-западной Африки на южное побережье Пиренейского п-ова. Фактически, судя по всему, они прибыли в Алгарве и Андалусию до изготовителей кардиальной керамики. Есть отчётливые сходства между образом жизни древнейших земледельцев юга Пиренейского п-ова и земледельцами на другой стороне Средиземного моря. Это может объяснить, почему скот самой распространённой гаплогруппы мтДНК в Северной Африке (T1) встречается сегодня и на Пиренейском п-ове, хотя в Европе он очень редок". 

Понятно, что "наследили", но непонятно — когда.

Насколько обманчивыми, вводящими в заблуждение, могут быть концепции древних миграций, созданных историками только на основании распространения гаплогрупп, показывает Джин Манко на примере гаплогруппы J1. 

Распределение гаплогруппы Y-хромосомы J1 (M267) можно связать как с распространением земледелия в эпоху неолита, так и с арабскими завоеваниями раннего Средневековья.

Автор отмечает наличие гаплогруппы R1b-V88 на Сардинии и предполагает, что данная гаплогруппа прибыла в Сардинию с потоком земледельцев культуры кардиальной керамики, колонизовавшей также Пиренейский п-ов. А я выскажу предположение, что R1b1 попала на Сардинию во время экспансии "народов моря".

Эпизоотия в Старой Европе?

Джин Манко говорит, что Старая Европа испытала демографические катастрофы.

"Первые земледельцы в Европе, воспользовавшись поначалу преимуществами, которые давала им девственная почва, жестоко пострадали в последующие века. Неясно, что именно вызвало демографические катастрофы и опустошение земель. Не обязательно в каждом случае это была одна и та же причина. В Германии и Польше признаки человеческой деятельности резко идут на спад около 4700 г. до н. э. и остаются низкими примерно на тысячу лет. Земледельцы культуры LBK, которые так успешно здесь расселились, не смогли надолго удержать своё процветание. В Северной Греции в археологических свидетельствах наблюдается пробел с 4000 до 3370 г. до н. э. 

На Британских островах свидетельства выращивания зерновых так резко идут на спад после 3350 г. до н. э., что почти исчезают. Восстанавливаются леса. Сельскохозяйственный коллапс, возможно, сопровождался снижением численности населения. Это отразилось не только на древнейших земледельцах, но и на тех, кто занимался молочным животноводством. Кости людей культуры Лендьель в Польше показывают признаки плохого питания и болезней".

Первая волна арийской экспансии датируется ок. 4400 - 4300 гг. до н. э. Поэтому спад около 4700 г. до н. э. был вызван какими-то иными причинами. Ума не приложу... 

Реконструкция температуры по данным ледниковых кернов из Центральной Гренландии.

29 октября 2023

Против Клейна.

Джин Манко ставит шах и мат Льву Самуиловичу Клейну.

Последний в своей работе "Время кентавров" пытался представить культуру воронковидных кубков как праиндоевропейскую. Он представлял себе экспансию ариев с южных берегов Балтийского моря в причерноморские степи, и оттуда далее на восток — в Среднюю Азию и Индию.

Д. Манко пишет:

"В своё время TRB [1] считали результатом того, что местные собиратели переняли скотоводство и новые технологии от своих соседей. Исследование древней ДНК опровергло это предположение. Люди культуры воронковидных кубков в основном были носителями гаплогрупп мтДНК, типичных для ранних земледельцев".

"Медные топоры и роскошная керамика из региона нынешних Венгрии и Сербии проделали в начале IV тыс. до н. э. путь более чем в 1000 км до побережья Балтики. Ещё одна связь — сама керамика воронковидных кубков. Её декоративные узоры были отделаны пастой, созданной из кости. Эта техника зародилась на Среднедунайской низменности. Так что TRB могла быть результатом того, что земледельцы покинули пришедшие в упадок поселения на Балканах и Среднедунайской низменности ради ставшего в то время более мягким климата Северной Европы. Более поздние инновации, такие, как повозки с колёсами, плуг и прядение шерсти, судя по всему, проникли в TRB от более продвинутых южных соседей — поздней культуры Кукутень-Триполье".

То есть носители культуры TRB были типичными потомками выходцев из Малой Азии. Хотя там имелись некоторые нюансы:

"Полногеномные сравнения показывают, что у одной женщины культуры воронковидных кубков из Швеции и у её современников, земледельцев из Германии, хотя они и были ближайшими родственниками первых земледельцев Европы, было чуть больше предков из числа охотников и собирателей. То же самое можно сказать и о той популяции в Венгрии, к которой, вероятно, восходит TRB. Кажется, по мере того, как земледельцы расширяли свою территорию, они поглотили некоторые группы собирателей, которых оттеснили на границы и, в конце концов, вынудили отказаться от их образа жизни".  

---------------------------------------------------------------------------------
[1] Культуру воронковидных кубков часто называют TRB — сокращение от немецкого названия Trichterbecher. 

О происхождении саамов.

Джин Манко в своей монографии "Как заселялась Европа. От первых людей до викингов" (М.: Издательский Дом ЯСК, 2019) пишет, что современные саамы "являются смесью народов, которые встретились давным-давно". 

Самой распространённой гаплогруппой у саамов является N1c, которая распространилась на север из Юго-Восточной Азии. Считается, что гаплогруппа Y-хромосомы N появилась около 20 000 лет назад. Она не могла возникнуть на дальнем Севере, который был в то время необитаемым. N предположительно распространилась к северу из Юго-Восточной Азии по мере потепления климата.

Да, в чертах лица этой саамки угадывается нечто "вьетнамское".


С другой стороны, "господствующей среди саамов гаплогруппой мтДНК является U5b1b1a, которая необыкновенно близко связана с U5b1b, обнаруженной у берберов в Северной Африке. Мы можем представить себе, что их общие предки по материнской линии находили себе убежище на Пиренейском п-ове перед тем, как пошли разными путями: предки саамов отправились на северо-восток через Европу", - говорит Джин Манко. Она полагает, что древние предки современных саамов последовали за стадами северных оленей и других животных с толстой шкурой, приспособленных к холоду, когда те пошли на север через отступающую степь и тундру, и оказались в северных землях. Где-то там на севере "вьетнамские" и "берберские" предки саамов встретились и в результате их смешения появились те саамы, которые ныне проживают в Лапландии.