13 июня 2025

Гарем и матриархат.

"Секс был главным занятием китайского императора, служившим образцом для подражания высшим слоям общества. Считалось, что он обладает сверхчеловеческим запасом ци, то есть Жизненной Силы. Для пополнения этого запаса ци требовался постоянный приток женской энергии инь. И с этой целью правитель держал при себе многочисленных наложниц. Так, согласно легендам, Жёлтый Император имел три тысячи наложниц и совершал Царственное Соединение с тысячью двумястами из них на протяжении всей жизни.

Что было самым страшным для женщин императорского дворца? Если наложница попадала в немилость у императора [то есть, надо полагать, ублажала царственную плоть без особого усердия], её заставляли жить отдельно, возможно, что до конца своей жизни. Таких могли даже убить евнухи. В императорском дворце было обычным делом забить наложницу насмерть. Во времена династии Мин при дворе было 9000 наложниц и 10000 евнухов, случалось, что не все из них могли нормально поесть, и некоторые умирали от голода. Часто это приводило к трагедиям. Как пример можно привести случай с императором Цзяцзином (嘉靖 Jiajing) династии Мин.

Император Цзяцзин имел жестокий характер и грубо обращался со своими наложницами и служанками. Их били за малейшую провинность, и по меньшей мере 200 из них умерли в результате побоев. Доведённые до отчаяния, наложницы решили убить императора. В ночь 21 октября 1542 года наложница Ян Цзиньин (Yang Jinying) вместе с другими 15 женщинами попытались задушить спящего императора. Но неправильно завязанный узел не дал затянуть петлю на его шее, император проснулся и стал сопротивляться. Тогда Ян Цзиньин выхватила спицу для волос и стала бить ей Цзяцзина. Император уже лежал без сознания, когда в комнату ворвалась императрица Сяоле (Xiaolie) и спасла ему жизнь.

Ян Цзиньин и её 15 компаньонок были арестованы и казнены через расчленение. Их отрезанные головы выставили на всеобщее обозрение как предупреждение другим. Не повезло и их близким: десять из них были казнены, а других сделали рабами. Согласно историческим записям, во время казни на землю опустился густой туман и держался так три или четыре дня. Люди говорили, что свершилась несправедливость. В эту же ночь одна из наложниц, которая спала вместе с императором, была убита.

Девочек для гаремов отбирали специально обученные люди из числа дочерей воевод и князей. В 12-14 летнем возрасте они проходили смотрины, которые устраивала мать Императора и в случае успеха поступали в гарем. Однако, зная ужасные нравы, творящиеся в гаремах, многие родители специально калечили дочек или отдавали вместо них дочерей служанок".

Многожёнство многожёнству — рознь.

Сьюзен Кемпбелл, автор монографии "Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители" (Саттва; Москва; 2001) сообщает:

"Свазиленд — патриархальное общество, и в нём до сих пор распространено многожёнство. Многие целители, так же как их коллеги в других частях Южной Африки, считают, что многожёнство, которое прежде служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей, уже изжило себя".

"Так, - думаю я, - это очень интересно. Пишу в поисковой строке браузера "Яндекс": "в Свазиленде многожёнство служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей". И так называемый "ИИ" (искусственный интеллект") выдаёт мне ответ устами Алисы: "Нет, многожёнство в Свазиленде (Эсватини) не служило защитой женщин в периоды межплеменных распрей. Традиция многожёнства у народов нгуни (часть банту, к которым относятся свази) не имела защитного характера. Она была связана с социальным статусом мужчины и не была предназначена для защиты женщин в условиях конфликтов".

И тут я говорю: "Борис ИИ, ты неправ!"

Цитата из статьи "Многожёнство в Древнем Израиле": "[В Древнем Израиле] мужчины воевали. Разумеется, численность женского населения превосходила. <...> Многожёнство в Израиле <...> служило защитой для женщин, которые могли остаться одни. В Древнем Израиле незамужняя женщина была обречена на голодную смерть. Поэтому, мужчина, беря в жёны более чем одну жену, осознавал, какая ответственность лежит на нём. Он в равной степени заботился обо всех своих жёнах и детях".

12 июня 2025

"Верхние" и "нижние".

Мария Гимбутас в своей монографии "Балты", говоря о фатьяновской культуре (представляет собой локальный вариант арийской культуры боевых топоров (шнуровой керамики)), обращает внимание на то, что "пришельцы [т. е. "фатьяновцы"] расселялись на высоких речных берегах, в то время как местные охотники и рыболовы [т. е. "волосовцы"] продолжали селиться возле речных озёр или в низинах рек".

Интересно получается: "волосовцы" селились в низинах, в поймах рек, поближе к рыбе, а "фатьяновцы" селились на высоких берегах, на холмах.

Под этим углом зрения, любопытно взглянуть на карту Древнего Киева.

Древний Киев. Макет-реконструеция.

Как мы видим, Детинец (город Владимира) расположен наверху, а Подол — внизу.

Справка из Википедии: "Дети́нец — одно из названий внутренней городской крепости (цитадели), например, Киевский детинец, близко по значению к слову кремль. Детинец занимал, как правило, господствующую точку ландшафта и был обнесён валами с деревянными стенами, которые имели одни или несколько ворот. В детинце жили князья, бояре, духовенство. К детинцу мог примыкать укреплённый окольный город либо неукреплённый посад.

Подо́л (укр. Поділ) — историческая местность Киева, низинная часть исторического центра города (Нижний город), древний посад ремесленников и купцов. Название местности происходит от старославянского «подол» — низина, низинная местность".

Холмогоров и его комментаторы.

Егор Холмогоров в своей статье "Крит. Прекрасные дамы, поедающие младенцев" сообщает:

"В науке и околонаучных мифологиях ХХ века сформировался образ критской цивилизации имеющий крайне мало общего с действительностью. На основании «кокетливых» изображений жриц с открытой грудью она была объявлена матриархальной и феминистской в духе построений Марии Гимбутас. На основании сохранившихся ярких красок фресок – жизнерадостной. На основании образов цветов и животных – близкой к природе. На основании отсутствия военных и боевых сцен – миролюбивой и гуманистической.

Этот образ критской цивилизации покоится на многих натяжках и заведомых ошибках. <...> Пропагандисты «жизнерадостного и гуманного» критского искусства и облика цивилизации как правило игнорируют целый пласт археологических свидетельств, связанный с человеческими жертвоприношениями на Крите, причём речь идёт не только об убийстве пленников, обычном для многих культур этой эпохи, а о детоубийстве, сопровождавшемся каннибализмом.

В 1979 г. в подвале дома в Кноссе археолог Питер Уоррен (один из ведущих специалистов по эгейским культурам) нашёл вперемежку с костями животных человеческие кости, принадлежавшие детям. Из 371 кости на 79 обнаружились надрезы, сделанные режущими и пилящими инструментами. Характер надрезов показывал, что с этих детских костей срезали мясо. Причём на большей части костей отсутствовали следы термической обработки, что давало основания для допущения, что мясо поедалось сырым. Попытки других исследователей переинтерпретировать жуткую находку Уоррена с помощью предположения, что мясо отделялось от плоти для вторичного погребения оказались не слишком убедительными – ничто в контексте находки не указывало на погребение, зато слишком многое – на кухню и скотобойню.

К этой находке подтянулся целый ряд других, свидетельствующих о распространённости на Крите человеческих жертвоприношений.

«В 4,3 милях к югу от Кносса, в состоящем из четырёх залов святилище Анемоспилия (первые раскопки здесь были проведены Дж. Сакелларикасом в 1979 г.) была обнаружена ещё одна находка, свидетельствующая о принесении человеческих жертв. При осмотре западного зала дворца археологи нашли три скелета. Первый принадлежал 18-летнему юноше, лежащему на правом боку на алтаре в центре комнаты со связанными ногами и бронзовым кинжалом в груди. Возле алтаря когда-то находилась колонна, вокруг основания которой располагался сток, по-видимому, предназначенный для того, чтобы в него стекала кровь жертвы. Исследование костей погибшего молодого человека показало, что он умер от потери крови».

11 июня 2025

Новости археологии.

В китайской провинции Шаньдун археологи обнаружили  неолитическое сообщество, где на протяжении как минимум 250 лет сохранялась матрилинейная система — родство и социальный статус определялись исключительно по материнской линии. Исследование, проведённое международной группой археологов и опубликованное в журнале Nature, базируется на анализе ДНК останков 60 человек, живших между 2750 и 2500 годами до нашей эры. Учёные установили, что все образцы указывают на передачу родословной исключительно по линии матери. На протяжении десяти поколений сообщество с матрилинейным укладом сохраняло устойчивую социальную структуру, основанную на равном распределении ресурсов. Основой экономики было земледелие (в первую очередь — выращивание проса), животноводство и, вероятно, рыболовство. Это открытие подтверждает научную гипотезу о том, что матрилинейные системы могли успешно функционировать в обществах без ярко выраженного имущественного неравенства (Источник).

По данным исследователей из Пекинского университета, в общинах, занимавшихся выращиванием проса и разведением свиней на побережье Шаньдун в Китае эпохи неолита около 4500 лет назад, царил матриархат.

Фудзя — это памятник культуры позднего периода Давенькоу, расположенный в провинции Шаньдун на северо-восточном побережье Китая. Радиоуглеродные данные датируются 2750-2500 годами до нашей эры. В ходе раскопок, проводившихся в течение трех полевых сезонов, было обнаружено более 500 захоронений, расположенных на двух кладбищах. Были успешно получены геномные данные по 60 индивидам, 14 с северного кладбища и 46 с южного. На каждом кладбище оказались погребёнными не менее 10 поколений. Мужчин и женщин всех возрастов хоронили в соответствии с их родовыми кланами по материнской линии, а не вместе с супругами или родственниками по отцовской линии. Полученные данные опровергают стереотип о том, что патрилинейная организация была универсальной среди неолитических обществ (Источник).



Чатал-Хююк. Проверено: патриархата — нет.

"Мелларт считал, что Чатал-Хююк отличался необычной планировкой без улиц или пешеходных дорожек. Дома строились вплотную друг к другу, и люди передвигались по крышам, спускаясь в свои жилища через отверстия в потолке. Но наш современник раскопщик Иен Ходдер уверяет, что улицы и незастроенные дворики с загонами для скота тоже были" (цит. по: Обезглавленные Чатал-Хююка: жить в городе мёртвых).⁠⁠

Там ещё видеоролик прилагается. Я не стал его размещать у себя в блоге, потому что он смешной. В видеоролике показаны многочисленные лестницы, по которым жители Чатал-Хююка должны были, как клоуны в цирке, перебираться с одной крыши дома на другую. Если такова идея Ходдера, то она, мягко выражаясь, не умная. Я весьма скептически отношусь к этой новой реконструкции с лестницами, соединяющими плоские крыши соседних домов.

Тем не менее, другие сведения представляют определённый интерес:

"Хотя большая часть поселения остаётся нераскопанной, передовые технологии георадарного зондирования позволили археологам заглянуть в глубины земли, получив грубое «рентгеновское» изображение руин на глубине до четырёх метров под поверхностью. Данные свидетельствуют о том, что архитектура раскопанных участков очень похожа на застройку ещё не исследованных территорий: там также нет ничего явно выделяющегося из общей картины. Никаких дворцов, площадей, храмов. Предполагается, что поселение состояло из нескольких конкурирующих «домов» или «братств», которые определяли социальную и экономическую жизнь. Однако чётких различий между процветающими и менее успешными группами пока не обнаружено".

"Оказалось, что люди, похороненные в пределах одного «братства», не были родственниками. В домах среднего и позднего периодов Чатал-Хююка хоронили людей из разных семей или даже генетически не связанных, включая детей.

Похвала прялке.

 Sminter хорошо написал(а) о роли прялки в строительстве цивилизаций

"Старик-гид рассказывал в музее этнографии, как андские ткачихи ткали настолько сложные узоры, что археологи до сих пор не могут их расшифровать".


Я полагаю, здесь речь идёт о кипу, узелковом письме.

Кипу инков. Но кипу существовало задолго до инков. Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э.

10 июня 2025

Вода внутри дольмена?

 

Это каменная чаша (или «бассейн») внутри дольмена Матаррубилья в доисторическом месте Валенсина-де-ла-Консепсьон (Севилья, Испания). Она была высечена каменными инструментами из огромного блока, вес которого превышает 2000 кг. Размеры «бассейна» 1,7 метра в длину, 1,2 в ширину и почти полметра в высоту. Он единственный в своём роде, задокументированный на сегодняшний день на Пиренейском полуострове, с параллелями только в Ирландии и на Мальте, отмечается в исследовании.

Я не согласен. А как же чаша в "тронном зале" кносского "дворца" на Крите?


Используя технику оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ), которая позволяет учёным определять, когда минералы были захоронены в последний раз, они установили, что «бассейн» был помещён на своё нынешнее место между 4544 и 3227 годами до н. э., в то время как толос был построен около 2700–2400 годов до н. э., между 1800 и 800 годами позже. Это говорит о том, что каменный бассейн мог находиться на своём месте до того, как был построен толос, возможно, как часть более раннего незадокументированного памятника , заключает исследование.

Чаша, — это козе понятно, — предполагает воду. Чаша без воды — это как свадьба без невесты. Но вот вопрос: зачем вода внутри дольмена-толоса?

Можно, конечно, погадать на кофейной гуще и предположить, что в чашу наливали вино, или кровь (жертвенных животных?). 

Хетты с Кавказа?

Леонард Вулли рассказывает, как он проводил раскопки в Телль-эш-Шейхе, который расположен на равнине Амук (Amuq), которая находится в северной Сирии, рядом с рекой Оронт, на северо-восточном побережье Средиземного моря.


Он там откопал изящные сосуды, "тонкие как яичная скорлупа", изготовленные местными мастерицами в подражание сосудам халафской культуры (ок. 6100–5000 гг. до н. э.). "За несколько столетий поселение примитивных земледельцев превратилось в сложную общину с прочными традициями цивилизованной жизни, соприкасавшуюся с большим миром, но сохранявшую тем не менее индивидуальность и особые черты, присущие халколитической культуре".

Затем внезапно наступил конец... Леонард Вулли говорит, что в самом верхнем слое Телль-эш-Шейха обнаружились следы запустения и несколько черепков керамики бронзового века. Позднее было установлено, что эта керамика относится к типу, который в Палестине называется хирбеткеракским. Обычно эта керамика встречается непосредственно над слоем строений, разрушенных пожаром, и все археологи, работающие в Палестине, единодушны в том, что изделия эти иностранного происхождения, возможно из Анатолии, и принесены они вооружёнными завоевателями, которые перебили жителей Палестины и поселились на обгоревших развалинах. 

Алалах и Кносс.

Чарлз Леонард Вулли в 1936 году раскопал в районе кургана Телль-Атчана недалеко от города Антакья (Турция) руины дворца, датируемого примерно 1780 г. до н. э. Там сидели, сменяя друг друга, ближневосточные царьки, пока дворец вместе с городом Алалах не были разрушены до основания "народами моря" около 1200 г.

"Когда мы достигли слоя VII, - пишет Вулли, из сооружений этого периода мы раскопали царский дворец, городской храм и городские ворота. <...> Дворец состоял из двух частей, разделённых дво­ром".

Царский дворец в Алалахе.

Посетитель, входивший на главный двор, видел спра­ва две двери в складские помещения. Там, в своё время, хранилась слоновая кость. <...> В Си­рии водился сирийский слон, теперь вымерший, но во II тысячелетии до н. э. он не был редкостью. Ярим-Лин и другие царьки Алалаха набивали слоновой костью склады своего дворца и использовали бивни, наряду с кедровым лесом, для внешней торговли и собственного обогащения. Этим прекрасно объясняется великолепие ближневосточных дворцов, а также полное исчезновение кедровых лесов и слонов в Сирии. 

09 июня 2025

О скифских амазонках.

Елена Фиалко в статье "Паноплия скифских воительниц" жалуется на почти тотальную разграбленность скифских курганов. "В результате грабежей, во-первых, многие наборы сопроводительного инвентаря сохранились со значительными утратами или были вынесены из могил практически целиком; во-вторых, трудно установить количество захороненных лиц в конкретной могиле; в-третьих, затруднено определение пола умершего. Эти обстоятельства приводят к потере большого информационного массива. И, как следствие, значительная часть погребальных комплексов амазонок «растворилась» в общей массе скифских захоронений.

Тем не менее, на землях современной Украины известно около 130 могил, датирующихся концом V-IV вв. до н.э., принадлежность которых вооружённым женщинам не вызывает сомнений. По отношению к общему количеству скифских погребений с оружием в Понтийских степях  могилы женщин-воительниц составляют четвёртую часть. А это значит, что каждым четвёртым воином у скифов Северного Причерноморья была женщина".

"Оружие присутствует в погребальных комплексах каждой амазонки, однако  ассортимент оружия, которым пользовались женщины, оказывается весьма ограниченным. На вооружении скифских амазонок было преимущественно метательное оружие – это, прежде всего, лук и стрелы, а также метательные копья, дротики и праща. Оружие рукопашного боя - мечи и кинжалы, боевые топоры, клевцы, чеканы (и тем более ударное оружие) – женщины практически не использовали. Относительно принципа действия можно отметить, что речь идёт о метательном оружии у амазонок и фактически полном игнорировании ударно-рубящего и рубяще-колющего оружия".

Скифская амазонка. Реконструкция.

Наследие этрусков.

Найджел Пенник говорит, что "этрусские священнослужители и прорицатели были профессионалами: в течение многих лет их наподобие вавилонских учёных обучали в специальных школах".

По-моему, имеется гораздо более близкая параллель к жрецам этрусков, чем жители далёкой Месопотамии. Это кельтские друиды. Цезарь отмечал, что на прохождение курса обучения у друидов могло уйти до двадцати лет. Друиды были религиозными лидерами, а также представителями власти, судьями, хранителями знаний, врачами и политическими советниками.

Между прочим, имелись друидессы женского пола. Согласно "Истории Августа" , Александр Север получил пророчество о своей смерти от галльской друидессы. Также цитируется Флавий Вописк , вспоминающий пророчество, полученное Диоклетианом от друидессы Тунгри. Согласно классическим авторам, галлизены (или галлисены) были девственными жрицами острова Иль-де-Сен у побережья западной Бретани. Согласно Помпонию Мела, галлизены могли "лечить болезни, которые, среди прочего, неизлечимы, знать, что должно произойти, и предсказывать это". Также в ирландской мифологии есть несколько женщин-друидов, часто разделяющих схожие выдающиеся культурные и религиозные роли со своими коллегами-мужчинами. У ирландцев есть несколько слов для женщин-друидов, например, bandruí («женщина-друид»). Тацит во второй половине первого века сообщал, что кельты не проводили различий между мужчинами и женщинами-правителями. В 60 г. н. э. в Британии, во время восстания под предводительством Боудикки, на её сторону без колебаний перешли многие населявшие провинцию племена.

Друидесса , французский художник Александр Кабанель (1823–1890)

Возможно, институт друидов был позаимствован кельтами у доиндоевропейского населения северо-запада Европы.

08 июня 2025

«Они жили, как птицы небесные...»

"Охотники-рыболовы т. наз. волосовской археологической культуры в Волго-Окском междуречье (IV—III тыс. до н. э.) создавали костяные подвески длиной в среднем около пятисантиметров, которые изображают либо птичью голову, либо фигуру птицы целиком. При этом они явно предпочитали подвески в виде птичьих головок полнофигурным изображениям птиц. Изображены разные породы, все они - не хищные, водоплавающие и лесные виды: лебедь, журавль, цапля, рябчик, крохаль, утка, глухарь. <...> Подсчёт подвесок в виде птиц в Волго-Окском междуречье по видам изображённых пород показывает, что с большим отрывом лидирует глухарь — 35 экземпляров. Интересно, почему это было так?" - задаётся вопросом Екатерина Кашина, автор статьи "Птичник каменного века".

Она правильно начинает свой ответ: "Выбор конкретных видов животных для почитания, возможно, был обусловлен <...> сходством черт поведения зверя и человека, наблюдаемым охотниками". Но, увы, она почему-то не пишет о том, в чём именно заключается это сходство. Поэтому я продолжаю: глухари — род птиц (тетеревиные) из подсемейства фазанов , который характеризуется чертами поведения, связанными со сложным ухаживанием.

На фото запечатлён самец глухаря (Tetrao urogallus) во время токования: хвост поднят и распущён веером, голова задрана кверху, концы крыльев опущены — птица исполняет брачную трель. Ток глухарей — это таинственное действо, наполненное неизменными ритуалами. Источник картинки.

Самцы глухарей самозабвенно токуют, распускают хвосты как павлины, красуются перед самками. А самки наблюдают этот "концерт" и выбирают приглянувшихся самцов.

Лягушка на знамени пионеров земледелия в Европе.

На юге Сербии, в долине реки Морава, возле деревни Свинярицкая Чука (Svinjarička Čuka), с 2018 года ведутся раскопки ранненеолитического поселения, которое датируется ок. 6100–5500 гг. до н. э. В 2023 году там была найдена нефритовая подвеска в виде лягушки в позе родов.

Нефритовая подвеска с макроскопическими деталями, показывающими следы использования и износа. Ок. 5600 г. до н. э.

Следы использования указывают на то, что предмет носили как подвеску на мягких ремнях (на поясе?).

Стилистически сопоставимые фигуры из мрамора, чёрного камня или глины известны из неолитических памятников в Ахиллионе (Греция), Хоча Чешме (Турция), Амзабегово (Северная Македония), Русе и Голям Поровец (Болгария), что указывает на широко распространённую практику и понимание этого особого символического образа.

Амулет из Ахиллиона

Единственный известный в настоящее время источник нефрита на Балканах находится в южной Болгарии, области, где были найдены другие предметы из нефрита, в основном в форме свастик.

This 8,000-year-old frog-like swastika made of nephrite has been discovered during the latest archaeological excavations of the Slatina Neolithic Settlement in Bulgaria’s capital Sofia.

Зооморфная (лягушачья) форма – края имеют форму лягушачьих лапок. Культура Караново I, Кырджали. Похожие амулеты были найдены в ранних неолитических поселениях у села Овчарово – поселение в районе Гората, район Тырговиште, поселение у села Ковачево, район Благоевград, городище Казанлык, городище Азмашка – Стара Загора, неолитическое поселение у села Ябалково, район Хасково.

(Из статьи "Fresh light on Balkan prehistory: highlights from Svinjarička Čuka (Serbia)". Авторы статьи: Barbara Horejs, Aleksandar Bulatovic, Michael Brandl, Laura Dietrich, Bogdana Milic, Ognjen Mladenovic, Lukas Waltenberger & Lyndelle Webster).

07 июня 2025

10 «веков» этрусской истории.

"Цензорин в 238 г. н. э. писал, что, как полагали этруски, их культуре отмерен срок в десять «веков» (saecula), причём продолжительность их неизвестна. Конец каждого «века» (saeculum) предвещало знамение, интерпретировать которое должны были гаруспики. Пятый «век» начался в 568 г. до н. э., когда Этрурия была в зените своего расцвета. Четыре предыдущих длились по сто лет каждый, что в сумме даёт нам 968 г. до н. э. — время, о наличии в котором этрусской культуры где бы то ни было никаких свидетельств нет. Шестой «век» начался в 445 г. до н. э., седьмой — в 326 г. до н. э., а восьмой — в 207 г. В 88 г. до н. э., когда политическая власть этрусков уже давно находилась в тени римской, гаруспики объявили о начале девятого «века». А после смерти Цезаря, когда, по словам Шекспира, «мертвецы в простынях пищали и тараторили на улицах», гаруспик Вулкатий провозгласил начало десятого «века», закончившегося со смертью императора Клавдия в 54 г. н. э., «необходимыми» знамениями которого стали появление кометы и молния, ударившая в усыпальницу отца покойного императора" (цит. по: Найджел Пенник, Пруденс Джонс. История языческой Европы / Пер. с англ. Р. В. Котенко — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2000. С. 62,63).

Интересно, что в последнем, десятом «веке», горение затухающей этрусской "лучины" поддерживал один лишь Клавдий, и с его смертью "лучина" окончательно потухла. Это к вопросу о роли личности в истории.

этруски

Когда не было цыганок.

Афродита венчает герму Диониса

Павсаний сообщает (VII. 22. 2), что в Фарах в Ахайе видел образ Гермеса, бога рынков — маленький квадратный столб с венчавшей его бородатой головой. 

Roman pottery herm, Hellenistic, 1st century B.C.

Перед ним находился каменный очаг с закреплёнными на нём свинцом бронзовыми светильниками. Здесь же можно было узнать свою судьбу: желавший задать вопрос приходил вечером, зажигал в очаге ладан, светильники, клал на алтарь справа от образа монету и шептал вопрос в ухо идола. Затем человек затыкал уши и покидал рыночную площадь. Спустя какое-то время он открывал уши — первое услышанное слово и было «пророчеством».

Секрет, 1839. Скульптор Франсуа Жуффруа

06 июня 2025

От св. дерева — к храму.

Найджел Пенник говорит, что в Древней Греции "ни один храм не мог быть посвящён какому бы то ни было божеству, если с ним не было связано священное дерево".

Значит, получается такая хронологическая последовательность:

1. Сначала появлялось священное дерево.

2. Это дерево становилось эпицентром ритуала. 

3. Постепенно территория вокруг дерева обустраивалась, строилась ограда, устанавливался алтарь. Причём деревья считались даже «более» священными, чем ассоциировавшиеся с ними алтари.

4. Таким образом появлялось святилище на открытом воздухе.

5. Собственно храмовые сооружения появились в греческих святилищах уже после открытых алтарей. 

"Из обнаруженных на сегодня храмов все древнейшие посвящены Гере, начиная со святилища на Самосе, построенного в девятом веке до нашей эры (алтарь существовал с десятого века), до Аргоса и Олимпии, где храм Геры появился раньше храма Зевса. Это может означать, что в «тёмные века» самым почитаемым божеством была Гера", - сообщает Найджел Пенник.

The second temple of Hera at Poseidonia (Paestum), 460-450 BC.

Аполлон как Цезарь: пришёл, увидел, победил.

Найджел Пенник сообщает: "Во многих [древнегреческих] святилищах перед жертвоприношением всем прочим божествам вначале совершалось жертвоприношение Земле. Так, жрица храма Аполлона в Дельфах у Эсхила («Эвмениды») начинает своё обращение следующими словами:

«В молитвах именую прежде всех богов Первовещунью Землю».

Далее объясняется, что покровительство бога Аполлона храму является даром богини:

«После матери
Фемиду славлю, что на прорицалище
Второй воссела, — помнят были. Третья честь
Юнейшей Титаниде, Фебе. Дочь Земли,
Сестры произволеньем, не насилием
Стяжала Феба царство
».

А в «Хоэфорах» Эсхил говорит:

«О, призову Землю, что дарует жизнь всему
И забирает, возвращая вновь в своё лоно
»."

Выражение — Первовещунья Земля намекает на то, что изначально все оракулы принадлежали Матери Земле. Это и понятно: афиняне называли всех умерших «людьми Деметры». Хотя в мифе о похищении Персефоны дочь Деметры, а не она сама, становится царицей подземного мира, но народная культура не разделяла этих двух богинь. Таким образом, Деметра являлась обладающей душами умерших. Согласно религиозной аксиоме, не требующей доказательств, "мёртвые знают больше живых", и поэтому везде и во все времена живые вопрошали мёртвых, искали у них ответов на свои вопросы. Значит, если умершие считались «людьми Деметры», а пифия вопрошала мёртвых, то при чём здесь Аполлон?!

05 июня 2025

О женском равноправии в архаическом афинском полисе.

Согласно древнегреческому мифу, царь Кекроп основал город Аттику, и боги Посейдон и Афина захотели стать его покровителями. Они решили устроить состязание: каждый должен был подарить жителям подарок, а выбор оставался за ними.

Посейдон ударил трезубцем о крепостную стену, и прямо из неё забил источник солёной воды. Однако вода оказалась непригодной для питья, и жители не оценили этот подарок. 

Афина вонзила копьё в землю, и выросло оливковое дерево. Оливки, которые росли на нём, понравились жителям города: они были полезны для пищи и содержали масло, которое имело важное значение для греков.

Жители Аттики провели голосование. Мужчины, которые жили на море, проголосовали за Посейдона, а женщины, живущие на земле, — за Афину. Женщин в городе было больше, и они отдали предпочтение подарку богини. В результате царь Кекроп признал Афину победительницей, и город переименовали в её честь — Афины. 

"Видимо, по этой причине, - говорит Найджел Пенник, - афинские женщины утратили впоследствии право голоса и гражданства. История выглядит похожей на оправдание изменения статуса женщин; это заставляет предположить, что Афина была богиней-покровительницей полиса на ранней стадии его развития. Возможно, что женщины первоначально пользовались всей полнотой гражданских прав в полисе".

«А Я говорю вам: не клянитесь вовсе...»

Древние греки, принося клятву, вставали на тушу принесённого в жертву животного, подчёркивая тем самым свою готовность принять такую же смерть, если клятва будет нарушена. 


Я помню, мальчишки в моём детстве "давали зуб". "Даёшь зуб?" — спрашивал какой-нибудь пацан другого пацана. Тот отвечал: "Слово пацана!", и при этом ногтем пальца щёлкал по зубу. Это означало: можешь выбить мне этот зуб, если я не сдержу своё слово.

Как, однако, мир измельчал... ;-)😀

Между прочим, Лев Толстой считал, что всякая присяга вымогается от людей для совершения злодеяний. А вдруг человек дал клятву кому-то по пьяни, или по легкомыслию? Потом, одумавшись, он может быть и не стал бы заниматься тем, во что ввязался; но, раз уж прилюдно поклялся, стоя на быке, теперь хода назад нет. Теперь он раб своей клятвы. Теперь он будет биться лбом об стенку до тех пор, пока или лоб расшибёт, или стенка обвалится.

04 июня 2025

"Рогатые" жертвенники Ханаана и "рога посвящения" на Крите.

Найджел Пенник в своей "Истории языческой Европы" говорит, что "в девятом веке в Ханаане культовым животным богини Ашерту, изображавшейся не в человеческом облике, а в виде дерева или колонны, считался бык, тот самый, которого ветхозаветные пророки называли «золотым тельцом».

Древообразный (или колоннообразный) ханаанский идол. 

Колоннообразная ашера.

Слева, план «Бычьего городища»; справа, бронзовая фигурка быка, XII в. до н. э.

Про религиозные "ошмётки".

В своём блоге я рассматриваю религиозность в её самых высших, духовных аспектах. Ну, или, по крайней мере, стараюсь придерживаться такой политики. Меня, например, мало интересуют китайские "денежные жабы", которых используют как «магнит» для денег. Хотя эти амулеты тоже можно рассматривать под углом зрения религиозности современного общества. 

Автор паблика "Мистический Таиланд" как раз занимается коллекционированием и демонстрацией подобного рода "денежных жаб". Ничего общего с религией они не имеют, хотя имеют некоторый религиозный флёр или антураж, являясь по сути "паразитами", живущими на почве религиозности. 

Можно и так сказать, что сколько людей, столько и религий. Поскольку все люди очень разные, то и религиозность у них тоже разная. Бывает даже такая, что внушает отвращение и омерзение. Тем не менее, интересно взглянуть...

Ме Пэ — высшее женское божество тайского анимистического пантеона.

Ме Пэ (แม่เป๋อ) считается праматерью всех людей, и поэтому она "пользительна" для любого человека, независимо от расы, пола, вероисповедания или сексуальной ориентации. Существует и мужская форма этой силы, называемая По Пэ (พ่อเป๋อ).


03 июня 2025

Ашера как солнце.

Давайте снова взглянем на древнее изображение Ашеры. 


Обычно это изображение комментируют так, что  "Ашера питает своей грудью близнецов". А что насчёт козлов? Они — что, тоже "близнецы"?

Я полагаю, такая интерпретация никуда не годится. По-моему, здесь уместно вспомнить про евангельское разделение людей на благочестивых "овец" и нечестивых "козлищ". Первые находятся "справа", а вторые — "слева". (В матриархальных культах благочестивой стороной является левая сторона, но от этого суть разделения людей на две категории не меняется.) В Евангелии от Матфея (глава 25, стихи 31–33) говорится: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую». Согласно толкованиям, овцы в этой цитате символизируют праведников, а козлища — грешников.

Вот, оказывается, в чём дело! Богиня, как любящая и милосердная Мать, кормит не только детей-красавчиков, но и уродов. Согласно Евангелию от Матфея (5:45), "солнце восходит над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных".

Отсюда понятно демонстративное выставление груди на идолах Ашеры. Месседж вполне прозрачен: "Приидите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я накормлю вас".

Статуэтка Ашеры из Иерусалима; VII в. до н. э.

Богиня Ашера как дерево.

В Библии имя «Ашера» (не «Астарта»), главное ханаанское женское божество, передаётся во множественном числе — «ашерим», типа как «элохим» (множественное число от Эль, общего названия для божества у семитских народов ).

"В Судьях 3:7 используется форма множественного числа âshërôt. Некоторые учёные, озадаченные множественным числом, пытались исправить (или изменить) еврейский текст с âshërôt на ashtarot (сделав имя связанным со словом «стыд»; ср. также Судьи 2:13; 10:6; 1 Царств 7:3, 4; 12:10). Греческий перевод Септуагинты (датируемый примерно II в. до н. э.), а также латинская Вульгата, очевидно, были гораздо ближе к оригинальному , неогласованному еврейскому тексту, чем средневековые масореты или мы. И оба понимают àshërîm как «рощи», то есть связанные с деревьями, «священные рощи; освящённые территории».

Если исходить из свидетельских показаний Библии, кажется очевидным, что изначально в древнем Израиле была богиня по имени «Ашера», которая ассоциировалась с живыми деревьями и лесными святилищами на вершинах холмов, и которая иногда могла символизироваться деревянным шестом или изображением дерева. Термин должен относиться либо к деревянному столбу, то есть стилизованному дереву, либо к живому дереву, оба из которых являются символами богини Ашеры. В некотором смысле, они являются «заместителями» её в культе, возможно, из-за второй заповеди, запрещающей любое прямое представление самих божеств. Кажется довольно очевидным: пышное зелёное дерево олицетворяет богиню Ашеру, которая дарует жизнь бесплодной земле" (цит. по: Уильям Г. Девер. Была ли у Бога жена? Археология и народная религия в Древнем Израиле).

И далее Уильям Г. Девер рассказывает о Рут Хестрин:

"Рут Хестрин начала с того факта, что в позднем бронзовом веке частой иконографической сценой ханаанского искусства были изображения двух диких козлов, щиплющих нижние ветви дерева.

Изображение ашеры в виде священного миндаля из Кунтиллет-Аджруда (начало VIII до н.э.)

02 июня 2025

Очередная порция афоризмов.

1. Каждый развлекает как может среди мировой пустоты сам себя и тоскующую публику смертников, терпеливо дожидающуюся неминуемой — амнистий абсолютно не бывает — смерти (Людвиг Витгенштейн). 

Это прямо обо мне.

2. Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становится общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Франческо Петрарка).

Игорь Симонов. Это мы, Господи. 1989 г.

3. Одиночество заключается вовсе не в том, что никого нет рядом. Суть его в невозможности донести до других то, что тебе представляется важным, или в отсутствии единомышленников. Знающий больше других, всегда остаётся одиноким. Тем не менее, одиночество вовсе не исключает общения, ибо никто так не нуждается в общении, как одинокий человек. Причем общение приносит плоды именно там, где каждый помнит о своей индивидуальности, не идентифицируя себя с другими (Карл Густав Юнг).

4. Человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян — убожество их психики, их «тупосердие» (по выражению Герцена). Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой (Корней Чуковский).

Как беспощаден детский писатель к современным детям, не читающим книг!

5. Нескончаемые сериалы, один тупее другого, пошлая эстрада, похотливые или агрессивные фильмы, аккуратно воздействуя на подсознание, культивируют дух эгоизма и насилия. Нормальный человек за короткий промежуток времени превращается в беспринципное животное, ведущее абсолютно бессмысленную жизнь (Сергей Капица).

6. В восторженном состоянии человек в силах сделать то, что иначе прямо невозможно. Страсти творят чудеса, то есть действия, которые превышают силы органа в обычном, бесстрастном состоянии (Людвиг Фейербах).

Да, это так, но страсть может ведь повернуть человека и в противоположную сторону: "Влюбится человек в какую-нибудь красоту, в тело женское, или даже только в часть одну тела женского (это сладострастник может понять), то и отдаст за неё собственных детей, продаст отца и мать, Россию и отечество; будучи честен, пойдёт и украдёт; будучи кроток - зарежет, будучи верен - изменит" (Фёдор Достоевский). 

7. Наиболее ценные в человеке качества, собственно и делающие его человеком, нередко пробуждаются в суровой атмосфере, на грани нужды и несправедливости, в обстановке, которая бросает человеку вызов, подвергает его духовному испытанию. Однако эти качества почти неизбежно угасают, когда человеческому животному обеспечены максимально удобная, безопасная жизнь и равная доля благоденствия и счастья, пристойного стадному животному (Юлиус Эвола. «Люди и руины»). 

Вот ведь парадокс: общество благоденствия, само того не желая, взращивает скотов, своих могильщиков. Тут есть о чём задуматься, применительно к древним матриархальным обществам.

8. «Я не встречал ни одного чиновника, который хоть немножко понимал бы значение своей работы: обыкновенно он сидит в столице или губернском городе, сочиняет бумаги и посылает их в Змиев и Сморгонь для исполнения. А кого эти бумаги лишат свободы движения в Змиеве и Сморгони, - об этом чиновник думает так же мало, как атеист о мучениях ада» (А. П. Чехов).


9. Если Ницше говорил: «В XIX веке Бог умер», — то я говорю: «В XX веке человек умер» (Э. Фромм).

Тогда, надо полагать, в XXI веке — Замогилье?

10. «Законы — словно паутина: ловят малых тварей, но большие легко прорываются» (Валерий Максим, «Достопамятные деяния и изречения», I век н.э.).