04 июня 2025

"Рогатые" жертвенники Ханаана и "рога посвящения" на Крите.

Найджел Пенник в своей "Истории языческой Европы" говорит, что "в девятом веке в Ханаане культовым животным богини Ашерту, изображавшейся не в человеческом облике, а в виде дерева или колонны, считался бык, тот самый, которого ветхозаветные пророки называли «золотым тельцом».

Древообразный (или колоннообразный) ханаанский идол. 

Колоннообразная ашера.

Слева, план «Бычьего городища»; справа, бронзовая фигурка быка, XII в. до н. э.

Там, в центре городища, был расположен ханаанский алтарь. Взглянем на этот алтарь поближе.

Четырёхрогий алтарь из Мегиддо; 10 в. до н.э.

Большой четырёхрогий алтарь из Беэр-Шевы, собранный заново; 8 век до н.э.

Алтарь тоже "колоннообразный", как и ашера, но он при этом ещё и "рогатый". 

Рог большого четырёхрогого жертвенника. Дан, «Высокое место».

Эти "рогатые" алтари напоминают мне «рога посвящения»  (Horns of Consecration) на Крите — священный символ минойской цивилизации, представляющий стилизованные рога быка. Они устанавливались не только на "дворцы" Крита, но и почти на все строения минойцев, включая жилища. Две пары таких рогов открыты в небольшом святилище в юго-западной части Кносского "дворца". Между рогами найдены отверстия, куда вставлялись двойные топоры, «лабрисы».

Бык и лабрис

"Рога посвящения"

А здесь Лариса вместо лабриса.

Интересно, имеется ли какая-нибудь связь между ханаанскими "рогатыми" алтарями и крито-минойскими "рогами посвящения"? Или это чисто случайное визуальное сходство?

Между прочим, общее еврейское название алтаря, mizbëah, происходит от глагола, означающего «убивать», то есть приносить в жертву животное. Библейские тексты часто помещают их на возвышенных местах, "высотах", где находились священные ашеры. Там люди, ищущие убежища, могли броситься на рога алтаря и молить о пощаде (Исход 21:14; 3 Царств 2: 29-34).

Если на ханаанских "рогатых" алтарях, по-видимому, совершались жертвоприношения животных, то, может быть, и на Крите совершались такие же кровавые жертвоприношения? Хотя, особых следов не наблюдается (кроме связанного бычка, изображённого на стенке ларнака из Агиа-Триады, который датируется ок.1370-1320 гг. до н. э. и может относиться к погребению какого-нибудь греко-микенского "туза"). 

Афиней сообщает (I. 46), как жадно герои Гомера поглощали мясо в противоположность жителям побережья, основной пищей которым служили фрукты, овощи и рыба, и различие это обусловило тот факт, что в жертву богам они подносили разную еду. Сами греки в более позднее время думали, что бескровные жертвы были характерны для более раннего, более простого мира (De agrictiltura, 137). "Несомненно, что на Крите минойской эпохи сжигание жертв было делом исключительным, кроме разве что высокогорных святилищ, в то время как для дорийцев и микенцев оно являлось, скорее, правилом", - пишет Найджел Пенник. Чтобы почтить Патрокла, Ахилл «водрузил на костёр четырёх крепких коней» (П. XXIII 171) и там же зарезал и сжёг двенадцать молодых троянских пленников, которых держали специально для такого случая, а заодно и двух любимых псов своего друга (II. XXIII 174 слл.).

"Рогатый" алтарь-"гриль" по современным представлениям.

Впрочем, были и такие алтари, которые использовались только для воскурения благовоний.

В продолжение темы см.: Рогатый символ святости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий