Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что "религиозная сфера германских народов была разделена на религию господствующего класса и верования угнетённых женщин и низших слоёв крестьянства. Раннее патриархальное население, которое отождествляется с народом боевых топоров,
![]() |
Петроглиф из Швеции. Кажется, у мужиков половые члены в положении эрекции, когда они рубятся топорами. Наверно, выясняют, у кого член длиннее. |
поклонялось богу войны Тиру/Зиу, причём имя «Зиу» было связано с «Зевсом», отсылая к общеиндоевропейскому Богу-Отцу. Однако он исчез с появлением более поздних германских богов войны Одина/Водана и Тора/Донара, которым поклонялись военачальники и их последователи. Один и Тор являются северогерманским (скандинавским) вариантом этих богов, а Водан и Донар – южногерманским. Имя «Водан/Вотан» означает «неистовый», который налетает со своими полчищами всадников и, словно одержимый, уничтожает всё, что встаёт на его пути.
![]() |
Asgårdsreien [Дикая охота Одина] (1872) Петер Николай Арбо |
Он был богом битвы и приобрел большую значимость в южногерманских регионах во время варварских миграций, связанных с насилием и кровопролитием.
![]() |
Карта распространения германских племён на юг к границам римского мира - до нашей эры |
Напротив, низшие классы, германские крестьяне, и особенно женщины, высоко чтили религию богини. В Южной Швеции и Дании религия богини проникла в германскую систему верований через местных женщин. Эта религия содержала очень древние фигуры, такие как три норны, богини судьбы, которых также называют «великаншами» [1]. Они определяли судьбу не только людей, но и богов.
Ещё более могущественной, чем норны, является их мать, богиня земли, называемая «Йорд» (северогерманское) или «Эрда/Герта» (южногерманское), имя, латинизированное римлянами в «Нертус». Римский историк Тацит утверждает, что её почитали по всей Германии. Она живёт на священном острове в море [2] и оттуда прибывает на корабле, чтобы посетить людей. Её солнечный «корабль обновления» с «древом жизни» приплывал весной с востока, а осенью увозил умерших в Иной мир где-то на западе.
![]() |
The “Ship of Renewal” with the “Tree of Life,” rock engraving near Lökerberget, Foss (South Sweden) |
Как только она сходила на берег, она путешествовала с места на место на освящённой повозке, запряженной коровами. Её радостно встречали везде, куда бы она ни приходила. Никакое оружие или железные предметы не допускались в её присутствии, но были заперты, и мир царил во время её шествия [3].
"Эти и другие матриархальные элементы включены в германскую религию, хотя и находятся в шатком положении в этом патриархальном военном обществе. Они были отделены от господствующего класса и сохранились только среди женщин и низших классов. То же самое было и у других патриархальных народов Европы, таких как славяне, балты и финны. Здесь также, помимо типично доминирующих богов неба, грома и войны высшего класса, богини существовали более или менее скрыто как «низшие божества», и остатки обычаев, связанных с ними, можно обнаружить", - заканчивает свой обзор Хайде Гёттнер-Абендрот.
И на этом я тоже заканчиваю перевод на русский язык её книги "Matriarchal Societies of the Past and the Rise of Patriarchy".
Я перевёл все самые важные и информативные "куски" её работы, дополнив их своими комментариями и картинками.
На мой взгляд, это самая интересная вещь из всего написанного феминистками.
------------------------------------------------------------------
[1] Всякий раз, когда упоминаются эти гиганты, подразумевается коренное матриархальное население, которое, по-видимому, обладало огромной силой, необходимой для строительства мегалитических сооружений из «гигантских» камней. Индоевропейцы, прибывшие позже, не могли иначе объяснить технику мегалитической архитектуры.
[2] Хайде Гёттнер-Абендрот говорит, что у Нертус было много культовых мест на островах вдоль побережья Балтийского моря, в тех северных районах, где когда-то обосновалось матриархальное население. Поэтому, согласно мифу, богиня прибывала на корабле. Кстати, Х. Гёттнер упоминает "священный" остров Рюген, где, согласно древней германской легенде, Водан убил жриц богини Нертус (см. Гёттнер-Абендрот: «Die «‚Witten Wiwer' von Rügen», в: Matriarchale Landschaftsmythologie, 51–54 (источники легенд цитируются там)).
[3] Картина напоминает проведение Олимпийских игр в Древней Греции. Первые следы поселений в Олимпии относятся к раннему бронзовому веку (III тысячелетие до н.э.). Сначала здесь почитали богиню Земли Гею и титана Кроноса на священном холме Кронион. Также здесь находился древний оракул Геи-Фемиды (Гайон), а позже возникли культы богини Эйлейфии и нимф.
![]() |
Нимфы Уильяма Адольфа Бугро. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий